Импортозамещение: зарубежный опыт

История импортозамещения в мире насчитывает уже более полутора веков, однако до сих пор не утихают споры вокруг целесообразности данной стратегии, ее положительных сторон и недостатков. Большинство развитых стран в период своего становления прошли через этап защиты своей экономики от зарубежной экспансии. В данной публикации проанализирован опыт мировой общественности в сфере импортозамещения: успехи и поражения на пути к экономическому росту.

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными оте­чественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

Политику импортозамещения брали на во­оружение многие страны, но в большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики. Методы, которыми обеспечивалось преимущество отечественного товаропроизводителя, часто включали установление высоких импортных пошлин, что не способствовало развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижало эффективность экономики. Отечественные товары оказывались востребованными лишь на внутреннем рынке, что приводило к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений. В результате образуется дефицит валютных средств для приобретения оборудования и технологий, необходимых для усовершенствования производственно-технологической базы предприятий. Таким образом, экономическое положение страны ухудшается.

Согласно мнению экономистов (Blair J.P., Carroll M.C., 2008), доходы страны определяются ее внешнеторговым балансом. На этой основе принято выделять две модели развития национальной экономики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на внешний рынок — экспорториентированная модель. Вторая ориентирована на импортозамещение. Так, в первом случае развитие обеспечивается за счет притока в страну средств, которые впоследствии направляются на развитие локального сектора экономики — создание новых рабочих мест. В свою очередь, благодаря росту доходов населения увеличивается емкость внутреннего рынка.

Политика импортозамещения предполагает развитие экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов страны. Кроме того, при производстве товаров, ориентированных на внутренний рынок, сложно получить экономию за счет объема производства. Поэтому для поддержания конкурентоспособности локального товаропроизводителя часто вводятся меры по ограничению конкуренции со стороны импортной продукции, в частности, путем введения дополнительных налогов на импортируемые товары и искусственного завышения обменного курса национальной валюты.

Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорт­ориентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах.

Развитие теоретической базы политики импортозамещения началось с поиска ответа на вопрос, как уменьшить разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами. Ответ был найден в Латинской Америке в 50–60-е годы ХХ в., которая для защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки предприняла ряд мер для снижения цен на продукцию отечественного производства, а средства, удержанные таким образом в регионе, направлялись на модернизацию промышленности. Этот подход оказался успешным. География применения данной стратегии со временем расширилась за счет стран Азии и Африки. Однако небольшой объем экспорта был сопряжен с дефицитом платежного баланса, что негативно отразилось на темпах экономического роста. Кроме того, эти страны так и не смогли устранить технологическое отставание.

Сейчас же политика одной из крупнейших Латиноамериканских стран — Бразилии коренным образом изменилась — теперь страна ориентирован­а на создание открытой экономики. Была создана конкурентная обстановка на внутреннем рынке, снижены импортные тарифы.

В 70–80-е годы ХХ в. политика импортозамещения снова подверг­лась критике. Во-первых, оспаривалась целесообразность импортозамещения с точки зрения оптимального использования мировых ресурсов. Во-вторых, возникли сомнения, способствует ли данная стратегия созданию новых рабочих мест. Кроме того, стратегия, которая была направлена на уменьшение конкуренции со стороны мирового бизнеса, привела к снижению конкуренции на внутреннем рынке, вследствие чего снизилась эффективность национальной экономики.

Другой регион, который стремительно развивался в это время, — Азия (Тайвань, Южная Корея и др.). Эти страны также в начале своего развития непродолжительный период опирались на политику импортозамещения. Однако это позволило им укрепить национальную экономику и создать базис для реализации экспорториентированной стратегии.

Импортозамещение: зарубежный опыт

Импортозамещение на фармрынке

Тенденции в мировой экономике, безусловно, нашли свое отражение и в фармацевтическом сегменте. Импорт аккумулирует львиную долю фармацевтических рынков многих стран мира. В структуре фармрынков стран ЕС, даже среди крупнейших мировых производителей фармпродукции, показатели импорта превышают объем продукции локального производства в процентном выражении. Так, доля продукции локального производства на фармрынке мирового лидера по объемам экспорта — Германии — составляет 44%, а Франции и Великобритании, входящих в топ-10 крупнейших экспортеров, — 18 и 31% соответственно (рис. 1). Следует отметить, что объем производства фармпродукции в этих странах значительно превышает таковой внутреннего рынка (рис. 2). Таким образом, большая доля произведенной продукции идет на экспорт. Это свидетельствует о том, что фармацевтические компании сделали выбор в пользу удешевления продукции за счет увеличения масштабов производства и оптимального использования местных ресурсов.

Рис. 1
труктура фармрынков некоторых стран ЕС в разрезе продукции локальных и зарубежных производителей в денежном выражении по итогам 2009 г.
Структура фармрынков некоторых стран ЕС в разрезе продукции локальных и зарубежных производителей в денежном выражении по итогам 2009 г. (по данным, опубликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

*Локальное производство за вычетом экспорта.
Рис. 2
Объем фармрынков некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении, а также объем производства фармацевтической продукции в этих странах по итогам 2009 г.
Объем фармрынков некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении, а также объем производства фармацевтической продукции в этих странах по итогам 2009 г. (по данным, опуб­ликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

В некоторых странах объем импорта и экспорта сопоставим, и при этом достаточно велик. Самым крупным мировым экспортером и импортером фармацевтической продукции являе­тся ЕС. Многие страны ЕС сохраняют положительное сальдо торгового баланса в фармацевтическом сегменте, например, Германия, Бельгия, Франция, Великобритания, Ирландия (рис. 3). В свою очередь для стран, недавно ставших членами ЕС (например Польша, Словакия, Румыния) характерно превышение импорта над экспортом.

Рис. 3
 Импорт и экспорт фармацевтической продукции некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении по итогам 2010 г. (по данным Eurostat, доступным на сайте
Импорт и экспорт фармацевтической продукции некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении по итогам 2010 г. (по данным Eurostat, доступным на сайте www.appsso.eurostat.ec.europa.eu)

К крупнейшим мировым импортерам фармацевтической продукции наряду с ЕС относятся США, Япония, Канада, Китай (рис. 4). Большой объем импорта в этих странах сочетается с достаточно значительным экспортом, но сальдо торгового баланса остается отрицательным.

Рис. 4
 Импорт и экспорт фармацевтической продукции в США, Японии, Канаде и Китае в денежном выражении по итогам 2009 г. (по данным опубликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)
Импорт и экспорт фармацевтической продукции в США, Японии, Канаде и Китае в денежном выражении по итогам 2009 г. (по данным опубликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

Согласно информации, опубликованной в докладе «Pharmaceuticals India Pharma: Global healing, 2010», по итогам 2009 г. в топ-20 крупнейших импортеров фармацевтической продукции также вошла Бразилия. Так, объем импорта по итогам 2009 г. достиг 4,6 млрд дол. США. При этом 80% компаний, представленных на бразильском рынке, являются национальными, но их доля составляет 30% продаж в денежном выражении. В 70–80-е годы прошлого века страна активно проводила политику импортозамещения, однако отказалась от нее из-за того, применение данной политики не дало ожидаемых результатов.

История успеха

Одним из примеров современного фармацевтического чуда можно назвать Индию. В 2009 г. объем экспорта из Индии составил более 1,2% общемирового, что позволило ей вплотную приблизиться к топ-15 стран-экспортеров (16-я позиция). При этом объе­м импорта составил около 1 млрд дол., таким образом, Индия не входит даже в топ-50 стран-импортеров.

Согласно информации, опубликованной на сайте www.cci.in в докладе «A brief report pharmaceutical industry in India, 2011», объем фармрынка Индии по показателю MAT (с сентября 2008 по сентябрь 2009 г.) составил 21,04 млрд дол., из которых 12,26 млрд дол. — объем продаж локальных компаний.

Каким же образом Индии удалось достигнуть столь впечатляющих результатов за относительно короткий период? Согласно данным, опубликованным в докладе Ричарда Герстера (Richard Gerster) «People before Patents. The Success Story of the Indian Pharmaceutical Industry», до 1970 г. на индийском рынке доминировали транснацио­нальные компании, которые аккумулировали 85% фармрынка в денежном выражении. Все изменило принятие закона о патентах в 1970 г., который кардинально повлиял на изменение структуры индийского фармрынка. Статья 83 этого закона гласит, что патенты выдаются на изобретения, для поощрения и гарантии того, что изобретение будет введено в производство в Индии на коммерческой основе, но при этом не является основой для монополизации импорта. Основной идеей этого закона стало не отрицание патентных прав как таковых — государство признает патенты и готово за них платить, а недопущение монополизации деятельности крупных компаний.

В соответствии с данным законом, в Индии в фармацевтической сфере патентуются только технологические особенности производственных процессов, срок патентной защиты которых составляет 7 лет. Кроме того, государство оставляет за собой право самостоятельно предоставлять лицензии на препараты в случае, если патентообладатель отказывается предоставлять их на справедливых условиях. В результате, за 20 лет доля транснациональных компаний на индийском фармрынке сократилась более чем в 2 раза — до 40%.

До 1990 г. Индия проводила политику импортозамещения, но после кризиса, вызванного необходимостью выплат по внешнеэкономическим обязательствам, руководство страны приняло решение изменить торговую политику, повысив лояльность к иностранным компаниям. Была проведена девальвация национальной валюты, созданы условия для увеличения иностранных инвестиций, снижен уровень государственного участия в экономике, либерализирована импортная и экспортная политика, урегулирована законодательная база, снижено регуляторное давление государства, проведены реформы в сфере налогообложения.

Кроме стремления к самодостаточности, фармацевтическая промышленность Индии также была ориентирована на экспорт. Так, в 2000 г. объем экспорта впервые превысил отметку 1,5 млрд дол. В 1995 г. Индия вступила во Всемирную торговую организацию, условия соглашения с которой предполагали, что до 2005 г. страна внесет изменения в патентное законодательство, в частности предоставит возможность патентования лекарственных средств сроком более 20 лет. Следует отметить, что можно проследить тенденцию, согласно которой страны внедряют стратегию импортозамещения во время экономического подъема и отказываются от нее тогда, когда сталкиваются с финансовыми затруднениями.

Апологетом политики импортозамещения в странах СНГ сейчас выступает Россия, где эта стратегия реализуется посредством локализации производственных мощностей крупных зарубежных компаний. В свою очередь, международные компании могут рассчитывать на разнообразные преференции при государственных закупках их продукции. Согласно приблизительным оценкам общий объем инвестиций в российский фармрынок в рамках данной стратегии составляет, по данным сайта www.marker.ru, около 815 млн евро.

Таким образом, каждая страна выбирает свой путь: одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта, что представляет собой интенсивный вариант улучшения торгового баланса, в противовес экстенсивному — за счет уменьшения объема импорта.

Евгения Лукьянчук

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті