|
Выбор препаратов, применяемых при простудных заболеваниях, на фармрынке достаточно широк. Понятно, что даже специалисту в таких условиях не всегда легко сделать выбор. Среди рациональных и эффективных комбинированных препаратов на основе лекарственных растений для лечения синуситов необходимо отметить препараты торговой марки СИНУПРЕТ. На отечественном фармрынке этот брэнд представлен в двух формах выпуска: драже, № 50 и капли для перорального применения, флакон 100 мл. Следует также отметить, что по итогам 2008 г. в общем объеме продаж торговой марки СИНУПРЕТ доля таковых в форме драже аккумулирует более 68% в денежном и натуральном выражении.
РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ
Вот уже 2 года подряд СИНУПРЕТ является лидером среди брэндов группы R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» на отечественном фармрынке (табл. 1). А темпы прироста объема его продаж в денежном выражении в 2008 г. опережали на 9,0% таковые не только по конкурентной группе R05X, но и на 5% были выше прироста в целом по рынку ЛС (рис. 1).
Таблица 1 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» в денежном выражении в 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за 2007 г. |
Брэнд |
№ п/п, год |
|
2008
|
2007
|
|
СИНУПРЕТ |
1
|
1
|
АФЛУБИН |
2
|
2
|
ВИБУРКОЛ |
3
|
4
|
ДОКТОР МОМ |
4
|
3
|
ТРАВИСИЛ |
5
|
7
|
УМКАЛОР |
6
|
6
|
ГЕРБИОН |
7
|
8
|
ЛИНКАС |
8
|
9
|
ЦИННАБСИН |
9
|
10
|
БРОНХИАЛ |
10
|
12
|
|
Квартальная динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении в 2007–2008 гг. характеризуется возрастающим трендом (рис. 2). Поскольку СИНУПРЕТ входит в группу препаратов, продажи которой подвержены влиянию фактора сезонности, то для его продаж также прослеживается влияние этого фактора — значительное их увеличение осенью и зимой.
|
По итогам 2008 г. объем розничной реализации СИНУПРЕТА составил около 32,0 млн грн. за 975,6 тыс. упаковок, увеличившись в денежном выражении более чем на треть по сравнению с 2007 г. Доля аптечных продаж СИНУПРЕТА в конкурентной группе R05X также увеличилась и уже в 2008 г. аккумулировала 12,6%. Такое планомерное увеличение удельного веса свидетельствует об укреплении позиций препарата в конкурентной среде (рис. 3). В разрезе квартальной динамики изменение доли СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж группы R05X в денежном выражении также характеризуется положительным трендом развития (рис. 4).
|
|
ПРОМОЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
Максимальный объем инвестиций в продвижение СИНУПРЕТА отмечают в период сезонного увеличения продаж. По итогам декабря 2008 г. прирост объема аптечных продаж этого препарата в денежном выражении по сравнению с декабрем 2007 г. составил 33,4%. Отметим, что в октябре–декабре 2008 г. в прессе, на телевидении и радио проводилась активная рекламная кампания СИНУПРЕТА, что отчасти и послужило стимулом к увеличению объема аптечных продаж этого препарата. И что не менее важно, превалирующую долю в общем объеме затрат на рекламу этого брэнда в СМИ занимает реклама в печатных изданиях (92,7% по итогам декабря 2008 г.; рис. 5).
|
Конечно же, значительное влияние на увеличение объемов продаж СИНУПРЕТА также оказывает промоционная активность компании- производителя по работе с врачами и фармацевтами. Отметим, что более 50% общего количества воспоминаний о промоциях этого препарата в 2007–2008 гг. приходится на фармацевтов.
Прирост объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении по итогам 2008 г. достиг 31,8%, в то время как для конкурентной группы R05Х этот показатель составил 22,7%. Доля этого брэнда ЛС в группе R05Х увеличилась до 12,6% |
Квартальная динамика промоционной активности медпредставителей по продвижению СИНУПРЕТА в 2007–2008 гг., основанная на воспоминаниях врачей и фармацевтов, положительно коррелирует с изменением объема продаж такового в денежном выражении. Что еще раз подтверждает эффективность промоционных мероприятий компании-производителя.
Максимальный удельный вес в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях препарата СИНУПРЕТ в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг. занимают воспоминания педиатров (рис. 6). Также высокие показатели характерны для терапевтов и отоларингологов. По сравнению с 2007 г. удельный вес количества воспоминаний педиатров и терапевтов увеличился, что также подтверждает оправданность промоционных усилий.
|
АПТЕЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Для проведения исследования торговые точки (ТТ) — аптеки, аптечные пункты и киоски — были сгруппированы по финансовому и территориальному признакам. Распределение по финансовому признаку осуществлялось исходя из объемов месячной выручки ТТ в январе 2009 г. Представленные графические данные свидетельствуют, что средний объем продаж СИНУПРЕТА возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки (рис. 7).
|
Анализ основан на том, что каждая ТТ, относящаяся к той или иной категории, но с одинаковыми характеристиками, способна реализовать соответствующее среднему показателю количество упаковок препаратов. Следовательно, для каждой из них резервы продаж СИНУПРЕТА заложены в диапазоне между средним и максимальным показателями. Причем существенная дифференциация между показателями минимального и максимального количества проданных упаковок таких препаратов в различных группах ТТ говорит о нехватке товарных запасов в отдельных аптечных учреждениях.
Полученные данные о минимальном, среднем и максимальном количестве проданных упаковок СИНУПРЕТА в различных ТТ свидетельствуют, что минимальное количество СИНУПРЕТА в аптечных учреждениях с выручкой до 500 тыс. грн. составляет 1, а максимальное — более 80 — характерно для аптечных учреждений с выручкой более 500 тыс. грн. Примечательно, что в городах с разной численностью населения ТТ с различными финансовыми характеристиками продают примерно одинаковое количество упаковок СИНУПРЕТА. Таким образом, объем продаж этого препарата не зависит от количества жителей города, в котором расположено аптечное учреждение. Этот препарат пользуется одинаково высоким спросом и в небольших, и в крупных городах.
Данные за январь 2009 г. демонстрируют, что в среднем минимальное количество упаковок СИНУПРЕТА было продано аптечными пунктами. В аптеках и аптечных киосках средний объем продаж этого препарата примерно одинаков. Максимальное количество проданных упаковок СИНУПРЕТА отмечают в аптечных учреждениях с объемом продаж более 500 тыс. грн. (рис. 8).
|
Учитывая реальные объемы продаж СИНУПРЕТА и его активную рекламную кампанию в период сезонного пика продаж, были подготовлены рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками в сентябре– апреле (табл. 2).
Таблица 2 | Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ (упаковок) в период сезонного увеличения продаж (сентябрь–апрель) для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками |
Тип ТТ | Аптеки | Аптечные пункты |
Аптечные киоски |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Не менее | Не менее | Не менее |
<50 | 2–3 | 2–3 | 2–3 |
50–100 | 4–5 | 4–5 | 3–4 |
100–250 | 7–8 | 7–8 | 7–8 |
250–500 | 14–15 | 8–9 | 14–15 |
>500 | 30–35 | — | 25–30 |
При этом необходимо учитывать, что благодаря комбинации лекарственных растений, которые входят в состав СИНУПРЕТА, а также широкому спектру действия спрос на него будет повышаться и со временем эти данные необходимо корректировать в сторону увеличения. Позволим себе предположить, что это утверждение вполне обоснованное — достаточно взглянуть на динамику объема продаж этой торговой марки и влияние на нее рекламной активности и промоционных мероприятий компании-производителя. Сегодня же эти рекомендации могут стать реальным ориентиром для специалистов отделов закупок, помогут им зарабатывать больше, рационально используя потенциал продукта!
Юлия Бондаренко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим