СИНУПРЕТ — жизнь без бед!

Осенне-зимний период считается сезоном простудных заболеваний. Воздействие на организм низкой температуры воздуха, повышенная влажность, дефицит витаминов — эти и многие другие факторы являются предпосылками насморка и синусита. Весной защита от простудных заболеваний очень актуальна. Ведь последствия осенне-зимнего периода в виде осложнений после простуды продолжают беспокоить даже в теплое время года. Многие посетители вашей аптеки хотели бы купить препарат, позволяющий решить эту проблему. И решение есть — препарат известного в Украине производителя лекарственных средств (ЛС) на растительной основе компании «Бионорика АГ» (Германия) — СИНУПРЕТ. Вопрос только в том, как не прогадать с величиной товарного запаса и удовлетворить потребности в максимально полном объеме? При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», системы исследования PromoTestsm компании «Medical Data Management Ukraine», данные о рекламе ЛС на телевидении предоставлены компанией «GfK Ukraine», информация о рекламе ЛС в прессе и на радио — компанией «Мониторинг СМИ Украины».

Выбор препаратов, применяемых при простудных заболеваниях, на фармрынке достаточно широк. Понятно, что даже специалисту в таких условиях не всегда легко сделать выбор. Среди рациональных и эффективных комбинированных препаратов на основе лекарственных растений для лечения синуситов необходимо отметить препараты торговой марки СИНУПРЕТ. На отечественном фармрынке этот брэнд представлен в двух формах выпуска: драже, № 50 и капли для перорального применения, флакон 100 мл. Следует также отметить, что по итогам 2008 г. в общем объеме продаж торговой марки СИНУПРЕТ доля таковых в форме драже аккумулирует более 68% в денежном и натуральном выражении.

РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ

Вот уже 2 года подряд СИНУПРЕТ является лидером среди брэндов группы R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» на отечественном фармрынке (табл. 1). А темпы прироста объема его продаж в денежном выражении в 2008 г. опережали на 9,0% таковые не только по конкурентной группе R05X, но и на 5% были выше прироста в целом по рынку ЛС (рис. 1).

Таблица 1 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» в денежном выражении в 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за 2007 г.

Брэнд

№ п/п, год

2008
2007
СИНУПРЕТ
1
1
АФЛУБИН
2
2
ВИБУРКОЛ
3
4
ДОКТОР МОМ
4
3
ТРАВИСИЛ
5
7
УМКАЛОР
6
6
ГЕРБИОН
7
8
ЛИНКАС
8
9
ЦИННАБСИН
9
10
БРОНХИАЛ
10
12

Рис. 1 Прирост объема аптечных продаж в денежном выражении препарата СИНУПРЕТ и конкурентной группы R05X в целом по итогам 2007—2008 гг. по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 1. Прирост объема аптечных продаж в денежном выражении препарата СИНУПРЕТ и конкурентной группы R05X в целом по итогам 2007—2008 гг. по сравнению с предыдущим годом.

Квартальная динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении в 2007–2008 гг. характеризуется возрастающим трендом (рис. 2). Поскольку СИНУПРЕТ входит в группу препаратов, продажи которой подвержены влиянию фактора сезонности, то для его продаж также прослеживается влияние этого фактора — значительное их увеличение осенью и зимой.

Рис. 2 Динамика объема аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05X и брэнда СИНУПРЕТ в денежном выражении в январе 2007 г.—декабре 2008 г.

Рис. 2. Динамика объема аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05X и брэнда СИНУПРЕТ в денежном выражении в январе 2007 г.—декабре 2008 г.

По итогам 2008 г. объем розничной реализации СИНУПРЕТА составил около 32,0 млн грн. за 975,6 тыс. упаковок, увеличившись в денежном выражении более чем на треть по сравнению с 2007 г. Доля аптечных продаж СИНУПРЕТА в конкурентной группе R05X также увеличилась и уже в 2008 г. аккумулировала 12,6%. Такое планомерное увеличение удельного веса свидетельствует об укреплении позиций препарата в конкурентной среде (рис. 3). В разрезе квартальной динамики изменение доли СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж группы R05X в денежном выражении также характеризуется положительным трендом развития (рис. 4).

Рис. 3 Доля продаж СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05X в денежном выражении в 2007—2008 гг.

Рис. 3 Доля продаж СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05X в денежном выражении в 2007—2008 гг.

Рис. 4 Динамика доли продаж СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05Х в денежном выражении в I кв. 2007 — IV кв. 2008 г.

Рис. 4. Динамика доли продаж СИНУПРЕТА в общем объеме аптечных продаж конкурентной группы препаратов R05Х в денежном выражении в I кв. 2007 — IV кв. 2008 г.

ПРОМОЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Максимальный объем инвестиций в продвижение СИНУПРЕТА отмечают в период сезонного увеличения продаж. По итогам декабря 2008 г. прирост объема аптечных продаж этого препарата в денежном выражении по сравнению с декабрем 2007 г. составил 33,4%. Отметим, что в октябре–декабре 2008 г. в прессе, на телевидении и радио проводилась активная рекламная кампания СИНУПРЕТА, что отчасти и послужило стимулом к увеличению объема аптечных продаж этого препарата. И что не менее важно, превалирующую долю в общем объеме затрат на рекламу этого брэнда в СМИ занимает реклама в печатных изданиях (92,7% по итогам декабря 2008 г.; рис. 5).

Рис. 5 Удельный вес затрат на продвижение СИНУПРЕТА в различных медиа в октябре–декабре 2008 г.

Рис. 5. Удельный вес затрат на продвижение СИНУПРЕТА в различных медиа в октябре–декабре 2008 г.

Конечно же, значительное влияние на увеличение объемов продаж СИНУПРЕТА также оказывает промоционная активность компании- производителя по работе с врачами и фармацевтами. Отметим, что более 50% общего количества воспоминаний о промоциях этого препарата в 2007–2008 гг. приходится на фармацевтов.

Прирост объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении по итогам 2008 г. достиг 31,8%, в то время как для конкурентной группы R05Х этот показатель составил 22,7%. Доля этого брэнда ЛС в группе R05Х увеличилась до 12,6%

Квартальная динамика промоционной активности медпредставителей по продвижению СИНУПРЕТА в 2007–2008 гг., основанная на воспоминаниях врачей и фармацевтов, положительно коррелирует с изменением объема продаж такового в денежном выражении. Что еще раз подтверждает эффективность промоционных мероприятий компании-производителя.

Максимальный удельный вес в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях препарата СИНУПРЕТ в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг. занимают воспоминания педиатров (рис. 6). Также высокие показатели характерны для терапевтов и отоларингологов. По сравнению с 2007 г. удельный вес количества воспоминаний педиатров и терапевтов увеличился, что также подтверждает оправданность промоционных усилий.

Рис. 6 Удельный вес количества воспоминаний врачей о промоциях СИНУПРЕТА в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг.

Рис. 6. Удельный вес количества воспоминаний врачей о промоциях СИНУПРЕТА в разрезе различных специальностей по итогам 2007–2008 гг.

АПТЕЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения исследования торговые точки (ТТ) — аптеки, аптечные пункты и киоски — были сгруппированы по финансовому и территориальному признакам. Распределение по финансовому признаку осуществлялось исходя из объемов месячной выручки ТТ в январе 2009 г. Представленные графические данные свидетельствуют, что средний объем продаж СИНУПРЕТА возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки (рис. 7).

Рис. 7 Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов торговой марки СИНУПРЕТ в различных типах ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в январе 2009 г.

Рис. 7. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов торговой марки СИНУПРЕТ в различных типах ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в январе 2009 г.

Анализ основан на том, что каждая ТТ, относящаяся к той или иной категории, но с одинаковыми характеристиками, способна реализовать соответствующее среднему показателю количество упаковок препаратов. Следовательно, для каждой из них резервы продаж СИНУПРЕТА заложены в диапазоне между средним и максимальным показателями. Причем существенная дифференциация между показателями минимального и максимального количества проданных упаковок таких препаратов в различных группах ТТ говорит о нехватке товарных запасов в отдельных аптечных учреждениях.

Полученные данные о минимальном, среднем и максимальном количестве проданных упаковок СИНУПРЕТА в различных ТТ свидетельствуют, что минимальное количество СИНУПРЕТА в аптечных учреждениях с выручкой до 500 тыс. грн. составляет 1, а максимальное — более 80 — характерно для аптечных учреждений с выручкой более 500 тыс. грн. Примечательно, что в городах с разной численностью населения ТТ с различными финансовыми характеристиками продают примерно одинаковое количество упаковок СИНУПРЕТА. Таким образом, объем продаж этого препарата не зависит от количества жителей города, в котором расположено аптечное учреждение. Этот препарат пользуется одинаково высоким спросом и в небольших, и в крупных городах.

Данные за январь 2009 г. демонстрируют, что в среднем минимальное количество упаковок СИНУПРЕТА было продано аптечными пунктами. В аптеках и аптечных киосках средний объем продаж этого препарата примерно одинаков. Максимальное количество проданных упаковок СИНУПРЕТА отмечают в аптечных учреждениях с объемом продаж более 500 тыс. грн. (рис. 8).

Рис. 8 Среднее количество проданных упаковок препаратов торговой марки СИНУПРЕТ в различных типах ТТ, сгруппированных по объемам выручки в январе 2009 г.

Рис. 8. Среднее количество проданных упаковок препаратов торговой марки СИНУПРЕТ в различных типах ТТ, сгруппированных по объемам выручки в январе 2009 г.

Учитывая реальные объемы продаж СИНУПРЕТА и его активную рекламную кампанию в период сезонного пика продаж, были подготовлены рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками в сентябре– апреле (табл. 2).

Таблица 2 Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата СИНУПРЕТ (упаковок) в период сезонного увеличения продаж (сентябрь–апрель) для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками
Тип ТТ Аптеки Аптечные
пункты
Аптечные
киоски
Объем месячной выручки, тыс. грн. Не менее Не менее Не менее
<50 2–3 2–3 2–3
50–100 4–5 4–5 3–4
100–250 7–8 7–8 7–8
250–500 14–15 8–9 14–15
>500 30–35 25–30

При этом необходимо учитывать, что благодаря комбинации лекарственных растений, которые входят в состав СИНУПРЕТА, а также широкому спектру действия спрос на него будет повышаться и со временем эти данные необходимо корректировать в сторону увеличения. Позволим себе предположить, что это утверждение вполне обоснованное — достаточно взглянуть на динамику объема продаж этой торговой марки и влияние на нее рекламной активности и промоционных мероприятий компании-производителя. Сегодня же эти рекомендации могут стать реальным ориентиром для специалистов отделов закупок, помогут им зарабатывать больше, рационально используя потенциал продукта!

Юлия Бондаренко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті