|
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
В январе–феврале 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 3,1 млрд грн. за 276,5 млн упаковок, увеличившись в денежном выражении на 23,2% и сократившись в натуральном на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (табл. 1). Объем продаж товаров «аптечной корзины» в эти два месяца был практически одинаковым как в денежном, так и натуральном выражении. В январе 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,6 млрд грн. за 136,6 млн упаковок. Темпы прироста/убыли составили +29,4% в денежном и –16,3% в натуральном выражении к январю 2008 г. В феврале 2009 г. объем розничного фармрынка составил 1,6 млрд грн. за 140,0 млн упаковок, что на 17,5% больше в денежном и на 18,6% меньше в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, в январе темпы прироста розничного рынка аптечных продаж составляли почти 30% в денежном выражении, а в феврале уже не достигли этой отметки.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года |
Январь–февраль | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | Δ, % |
ЛС |
||||||
2007 |
1501,6
|
84,6
|
–
|
197,5
|
65,8
|
–
|
2008 |
2124,2
|
83,3
|
41,5
|
215,0
|
64,1
|
8,9
|
2009 |
2599,0
|
82,8
|
22,4
|
169,0
|
61,1
|
–21,4
|
ИМН* |
||||||
2007 |
141,9
|
8,0
|
–
|
89,5
|
29,8
|
–
|
2008 |
212,2
|
8,3
|
49,5
|
103,9
|
31,0
|
16,1
|
2009 |
290,3
|
9,2
|
36,8
|
92,7
|
33,5
|
–10,7
|
Косметика |
||||||
2007 |
83,4
|
4,7
|
–
|
7,9
|
2,6
|
–
|
2008 |
128,7
|
5,0
|
54,4
|
9,1
|
2,7
|
15,7
|
2009 |
151,2
|
4,8
|
17,5
|
8,2
|
3,0
|
–10,2
|
БАД |
||||||
2007 |
47,0
|
2,7
|
–
|
5,5
|
1,8
|
–
|
2008 |
84,6
|
3,3
|
79,9
|
7,2
|
2,1
|
31,3
|
2009 |
100,0
|
3,2
|
18,1
|
6,6
|
2,4
|
–8,1
|
Всего |
||||||
2007 |
1773,9
|
–
|
–
|
300,3
|
–
|
–
|
2008 |
2549,7
|
–
|
43,7
|
335,2
|
–
|
11,6
|
2009 |
3140,5
|
–
|
23,2
|
276,5
|
–
|
–17,5
|
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации
По итогам января–февраля 2009 г. быстрее рынка в денежном выражении увеличивались аптечные продажи изделий медицинского назначения (ИМН) (+36,8%), а темпы объема реализации лекарственных средств (ЛС) находились практически на уровне общерыночного развития (+22,4%). В целом доля ЛС в общем объеме розничного фармрынка в январе–феврале 2009 г. составила около 83,0% в денежном и 61% в натуральном выражении.
Конечно, довольно интересно знать, как выглядит рынок «в долларах». Объем каждой из исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» уменьшился в долларовом эквиваленте и, как и прогнозировали многие эксперты фармрынка, максимальное снижение этого показателя отмечено для парафармацевтических товаров — косметики и биологически активных добавок (БАД) (рис. 1). По сравнению с январем–февралем 2008 г. объем аптечных продаж каждой из этих категорий в долларах уменьшился более чем на 20%. В этой валюте наименьшая убыль объема продаж (10,3%) отмечена для ИМН. А для наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС — убыль объема продаж в долларовом эквиваленте составила почти 20% (337,5 млн дол.). В целом объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте уменьшился за январь–февраль 2009 г. на 19,2%. Позволю себе добавить, что такое снижение на данном этапе все же далеко не худший результат.
|
Что касается средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины», то здесь произошли значительные изменения в сторону повышения. Например, в январе–феврале 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС увеличилась на 55,7% по сравнению с январем–февралем 2008 г. и составила 15,4 грн. за упаковку (рис. 2). Для ИМН этот показатель также повысился более чем на 50% — до 3,1 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики и БАД повысилась на 30,8 и 28,6% — до 18,5 и 15,1 грн. за упаковку соответственно. Таким образом, если ранее наиболее активные темпы прироста средневзвешенной стоимости демонстрировали парафармацевтические товары, то в январе–феврале 2009 г. первенство по этому показателю принадлежало ЛС.
|
Cледует перейти к вопросу распределения сферы влияния на розничном фармрынке со стороны зарубежных и отечественных товаров. В исследуемый период 2009 г. почти 77% общего объема реализованной аптеками продукции в денежном выражении обеспечили товары зарубежного производства, а по количеству реализованных упаковок — отечественные фармкомпании с долей почти 57% (табл. 2, 3). Отметим, что отечественные производители на рынке ЛС увеличили свою долю в натуральном выражении в январе–феврале 2009 г. на 4,7% до 65,1%. В целом по рынку в январе–феврале 2009 г. объем реализации ЛС в натуральном выражении уменьшился на 21,4%, тогда как для ЛС зарубежного производства этот показатель снизился на 30,7%. Для сравнения отметим, что объем продаж ЛС отечественного производства продемонстрировал убыль на 15,3%. Для косметики и БАД зарубежного производства в натуральном выражении отмечают большую убыль объема продаж, чем в целом по рынку. В то же время удельный вес косметики и БАД отечественного производства увеличился в денежном и натуральном выражении.
Таблица 2 | Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Январь–февраль
|
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн грн.
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
Млн грн.
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
|
ЛС |
||||||
2007 |
1127,6
|
75,1
|
–
|
374,0
|
24,9
|
–
|
2008 |
1630,7
|
76,8
|
44,6
|
493,6
|
23,2
|
32,0
|
2009 |
2022,4
|
77,8
|
24,0
|
576,6
|
22,2
|
16,8
|
ИМН* |
||||||
2007 |
102,5
|
72,2
|
–
|
39,4
|
27,8
|
–
|
2008 |
157,8
|
74,4
|
53,9
|
54,4
|
25,6
|
37,9
|
2009 |
219,7
|
75,7
|
39,2
|
70,6
|
24,3
|
30,0
|
Косметика |
||||||
2007 |
59,7
|
71,6
|
–
|
23,7
|
28,4
|
–
|
2008 |
97,6
|
75,8
|
63,5
|
31,1
|
24,2
|
31,5
|
2009 |
110,3
|
73,0
|
13,0
|
40,9
|
27,0
|
31,4
|
БАД |
||||||
2007 |
25,8
|
54,9
|
–
|
21,2
|
45,1
|
–
|
2008 |
55,2
|
65,2
|
113,5
|
29,5
|
34,8
|
39,0
|
2009 |
61,7
|
61,7
|
11,8
|
38,3
|
38,3
|
29,8
|
Всего |
||||||
2007 |
1315,6
|
74,2
|
–
|
458,3
|
25,8
|
–
|
2008 |
1941,2
|
76,1
|
47,5
|
608,5
|
23,9
|
32,8
|
2009 |
2414,1
|
76,9
|
24,4
|
726,4
|
23,1
|
19,4
|
Таблица 3 | Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Январь–февраль
|
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн упаковок
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
Млн упаковок
|
Удельный вес категории, %
|
Δ,%
|
|
ЛС |
||||||
2007 |
72,3
|
36,6
|
–
|
125,2
|
63,4
|
–
|
2008 |
85,0
|
39,5
|
17,7
|
130,0
|
60,5
|
3,8
|
2009 |
58,9
|
34,9
|
-30,7
|
110,1
|
65,1
|
–15,3
|
ИМН* |
||||||
2007 |
49,8
|
55,7
|
–
|
39,6
|
44,3
|
–
|
2008 |
60,4
|
58,2
|
21,3
|
43,5
|
41,8
|
9,7
|
2009 |
55,2
|
59,5
|
–8,7
|
37,6
|
40,5
|
–13,6
|
Косметика |
||||||
2007 |
3,6
|
45,8
|
–
|
4,3
|
54,2
|
–
|
2008 |
4,3
|
47,7
|
20,5
|
4,8
|
52,3
|
11,6
|
2009 |
3,8
|
46,6
|
–12,4
|
4,4
|
53,4
|
–8,2
|
БАД |
||||||
2007 |
1,3
|
23,0
|
–
|
4,2
|
77,0
|
–
|
2008 |
1,8
|
24,8
|
41,7
|
5,4
|
75,2
|
28,3
|
2009 |
1,6
|
24,1
|
–10,7
|
5,0
|
75,9
|
–7,3
|
Всего |
||||||
2007 |
126,9
|
42,3
|
–
|
173,3
|
57,7
|
–
|
2008 |
151,6
|
45,2
|
19,4
|
183,6
|
54,8
|
5,9
|
2009 |
119,5
|
43,2
|
–21,2
|
157,0
|
56,8
|
–14,5
|
ЛС В АПТЕКАХ
Как в январе, так и в феврале 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,3 млрд грн. за 84,5 млн упаковок. Темпы прироста объема рынка ЛС в денежном выражении в январе 2009 г. приблизились к отметке 30%, а в феврале составили немногим более 15% (рис. 3). Количество реализованных упаковок ЛС традиционно демонстрировало убыль — в январе 2009 г. на 19,3%, а в феврале — на 23,4%.
|
Как уже отмечалось выше, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–феврале 2009 г. достигла 15,4 грн. Учитывая все происходящие на фармрынке события и повышение стоимости ЛС, интересно взглянуть на развитие средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе отечественного и зарубежного производства. В исследуемый период 2009 г. для ЛС зарубежного производства этот показатель повысился практически на 80% и достиг в среднем 34,3 грн. за упаковку (рис. 4). Для ЛС отечественного производства темпы прироста средневзвешенной стоимости были в 2 раза ниже (+37,9%), и в абсолютном значении этот показатель составил 5,2 грн. Таким образом, несмотря на повышение средневзвешенной стоимости ЛС более доступными в начале года были препараты украинского производства. Вполне логично, что доля таких ЛС увеличилась в общем объеме рынка ЛС в натуральном выражении почти на 5% (cм. табл. 3).
|
Так какими же факторами был обусловлен прирост рынка ЛС в денежном выражении в январе в размере 29,2% и в феврале — 16,2%? Прежде всего отметим, что согласно данным Государственного комитета статистики индекс потребительских цен (инфляция) в январе 2009 г. составил 22,3%, а в феврале — 20,9% (
|
По-прежнему лидером по количеству проданных упаковок в исследуемый период 2009 г. была низкостоимостная ниша — 81,4 млн упаковок или 48,2% общего объема рынка ЛС в натуральном выражении (табл. 4). Причем если ранее доля этой ценовой ниши уменьшалась в общем объеме аптечных продаж ЛС, то уже в январе–феврале эта тенденция изменилась.
Таблица 4 | Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в январе–феврале 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Январь–февраль | Млн грн. | Удельный вес ниши, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % | Δ, % |
Низкостоимостная |
||||||
2007 |
124,1
|
8,3
|
–
|
98,7
|
50,0
|
–
|
2008 |
152,1
|
7,2
|
22,6
|
99,5
|
46,3
|
0,8
|
2009 |
163,0
|
6,3
|
7,1
|
81,4
|
48,2
|
–18,2
|
Среднестоимостная |
||||||
2007 |
428,7
|
28,5
|
–
|
67,1
|
34,0
|
–
|
2008 |
560,9
|
26,4
|
30,8
|
74,6
|
34,7
|
11,2
|
2009 |
670,8
|
25,8
|
19,6
|
58,5
|
34,6
|
–21,5
|
Высокостоимостная |
||||||
2007 |
948,9
|
63,2
|
–
|
31,7
|
16,1
|
–
|
2008 |
1411,2
|
66,4
|
48,7
|
41,0
|
19,1
|
29,4
|
2009 |
1765,2
|
67,9
|
25,1
|
29,1
|
17,2
|
–29,0
|
Всего |
||||||
2007 |
1501,6
|
–
|
–
|
197,5
|
–
|
–
|
2008 |
2124,2
|
–
|
41,5
|
215,0
|
–
|
8,9
|
2009 |
2599,0
|
–
|
22,4
|
169,0
|
–
|
–21,4
|
С другой стороны, традиционными лидерами на рынке ЛС по денежному показателю были дорогостоящие препараты. В январе–феврале 2009 г. именно для препаратов высокостоимостной ниши отмечают максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 25,1% до 1,8 млрд грн. Количество реализованных упаковок таковых уменьшилось на 29% — до 29,1 млн упаковок. А для среднестоимостной ниши развитие объема аптечных продаж было схожим с таковым дорогостоящих ЛС — в денежном выражении он увеличился, а в натуральном — сократился.
Средневзвешенная стоимость препаратов этой ценовой ниши в январе–феврале 2009 г. повысилась более чем на 50,0% — до 11,5 грн. (рис. 6). Для низкостоимостных препаратов этот показатель по сравнению аналогичным периодом 2008 г. увеличился на 50 коп. — до 2,0 грн. Средневзвешенная стоимость наиболее выгодных для аптечных учреждений препаратов высокостоимостной ниши повысилась более чем на 70% и достигла 60,6 грн.
|
Теперь несколько слов о продажах рецептурных и безрецептурных препаратов. По итогам января–февраля 2009 г. темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении для рецептурных ЛС составили +30,6% (до 1,4 млрд грн.), тогда как для безрецептурных — +14,5% (до 1,2 млрд грн.). В целом за исследуемый период 2009 г. доля рецептурных препаратов увеличилась и составила 52% общего объема продаж ЛС в денежном и 31,0% в натуральном выражении. В это же время средневзвешенная стоимость рецептурных препаратов повысилась почти на 64% — с 15,7 до 25,8 грн., а безрецептурных на 46,6% — с 7,3 до 10,7 грн.
Таким образом, влияние финансового кризиса больше отразилось на безрецептурных препаратах. И если ранее доля рецептурных ЛС в общем объеме рынка в денежном выражении росла планомерно — в январе–феврале 2007 г. она составляла 48,3%, в аналогичный период 2008 г. — 48,7%, то уже по итогам исследуемого периода она достигла 52%.
Фармакотерапевтическая структура рынка ЛС была стабильной. В январе–феврале 2009 г. максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 7). Их вклад составил 602,5 млн грн., или 23,2% общего объема продаж ЛС в денежном выражении. Наибольшее увеличение объема реализации в разрезе представленной топ-5 отмечают для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — на 35,7% — до 355,4 млн грн. Доля этой группы препаратов увеличилась более чем на 1% и составила 13,7%. Для трех других групп, сформировавших состав топ-5, — R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были ниже общерыночных. Удельный вес каждой из них уменьшился по сравнению с январем–февралем 2008 г. Следует отметить, что в категории «Прочие» значительное увеличение объема аптечных продаж продемонстрировали группы S «Средства, действующие на органы чувств» и H «Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)» — на 44,2 и 55,1% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Вклад этих препаратов в общую выручку аптечных учреждений в денежном выражении составил около 2 и 1% соответственно.
|
Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то максимальный объем аптечных продаж по итогам января–февраля 2008 г. отмечают для препаратов группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 125,0 млн грн. Для этой группы, а также для G04B «Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики» отмечают наибольшие темпы прироста объема продаж в разрезе топ-10. На 2-м месте находятся ЛС группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», объем реализации которых ненамного уступил препаратам группы M01A и составил 117,3 млн грн.
Если говорить о брэндах ЛС, обеспечивающих аптекам максимальный объем продаж, то кардинальных изменений среди них не произошло. Пальму первенства по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении как в январе, так и феврале 2009 г. получил АКТОВЕГИН (табл. 5, 6). Практически половина участников в каждом из представленных рейтингов улучшила свои позиции по сравнению с рейтингом за январь и февраль 2008 г. 2-е место в рейтинге брэндов ЛС по объемам продаж в денежном выражении в январе 2009 г. занял МЕЗИМ, а в феврале — ЭССЕНЦИАЛЕ. Конечно, некоторые участники представленных топ-листов улучшили свои позиции по сравнению с январем и февралем 2008 г.
Таблица 5 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 | 2008 | 2007 | |
АКТОВЕГИН |
1
|
3
|
3
|
МЕЗИМ |
2
|
2
|
2
|
ЭССЕНЦИАЛЕ |
3
|
1
|
1
|
ЭНАП |
4
|
12
|
11
|
МИЛДРОНАТ |
5
|
4
|
5
|
ПРЕДУКТАЛ |
6
|
6
|
6
|
ЛАЗОЛВАН |
7
|
7
|
8
|
КЕТАНОВ |
8
|
21
|
13
|
НО-ШПА |
9
|
9
|
9
|
ВИТРУМ |
10
|
8
|
10
|
КОЛДРЕКС |
11
|
13
|
15
|
ЦЕФТРИАКСОН |
12
|
5
|
4
|
КАНЕФРОН |
13
|
26
|
38
|
ЛИНЕКС |
14
|
22
|
16
|
КАРСИЛ |
15
|
40
|
37
|
АУГМЕНТИН |
16
|
17
|
26
|
ФЕЗАМ |
17
|
10
|
7
|
НАТРИЯ ХЛОРИД |
18
|
11
|
12
|
ПРОСТАМОЛ УНО |
19
|
14
|
19
|
ДИКЛОБЕРЛ |
20
|
30
|
21
|
Таблица 6 | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за февраль 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 | 2008 | 2007 | |
АКТОВЕГИН |
1
|
1
|
6
|
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2
|
2
|
2
|
МИЛДРОНАТ |
3
|
3
|
9
|
МЕЗИМ |
4
|
7
|
14
|
ЭНАП |
5
|
21
|
18
|
КОЛДРЕКС |
6
|
12
|
3
|
АМИЗОН |
7
|
8
|
10
|
ВИТРУМ |
8
|
6
|
8
|
ПРЕДУКТАЛ |
9
|
9
|
12
|
НАТРИЯ ХЛОРИД |
10
|
18
|
17
|
НО-ШПА |
11
|
19
|
15
|
ЛАЗОЛВАН |
12
|
5
|
1
|
ЦЕФТРИАКСОН |
13
|
10
|
5
|
КАНЕФРОН |
14
|
28
|
56
|
КЕТАНОВ |
15
|
33
|
25
|
АРБИДОЛ |
16
|
4
|
7
|
ФАРМАЦИТРОН |
17
|
16
|
20
|
АНАФЕРОН |
18
|
11
|
13
|
ФЕРВЕКС |
19
|
13
|
4
|
АУГМЕНТИН |
20
|
17
|
23
|
Лавры первенства в рейтинге крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в январе и феврале 2009 г. традиционно получила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7, 8). 2-е место в обоих топ-листах занимает «Sanofi-Aventis». Следует отметить, что состав топ-20 маркетирующих организаций не изменился. Каждая из них аккумулировала более 45% всего рынка аптечных продаж ЛС в январе и феврале 2009 г. Некоторые компании, вошедшие в состав топ-20 (более 10 в январе и феврале 2009 г.), продемонстрировали развитие выше общерыночного.
Таблица 7 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2007–2008 гг. |
Маркетирующая организация |
№ п/п, год |
||
2009 | 2008 | 2007 | |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1
|
1
|
1
|
Sanofi-Аventis (Франция) |
2
|
2
|
2
|
Nycomed (Норвегия) |
3
|
13
|
18
|
KRKA (Словения) |
4
|
8
|
6
|
Sandoz (Швейцария) |
5
|
3
|
5
|
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
6
|
6
|
7
|
Фармак (Украина) |
7
|
7
|
8
|
Дарница (Украина) |
8
|
4
|
3
|
Gedeon Richter (Венгрия) |
9
|
15
|
14
|
Servier (Франция) |
10
|
10
|
11
|
Артериум Корпорация (Украина) |
11
|
5
|
4
|
Heel (Германия) |
12
|
11
|
13
|
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
13
|
9
|
10
|
Actavis Group (Исландия) |
14
|
19
|
15
|
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
15
|
12
|
9
|
Boehringer Ingelheim (Германия) |
16
|
16
|
16
|
Здоровье (Украина) |
17
|
14
|
12
|
Bittner (Австрия) |
18
|
20
|
21
|
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
19
|
17
|
19
|
Ranbaxy (Индия) |
20
|
21
|
20
|
Таблица 8 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за февраль 2007–2008 гг. |
Маркетирующая организация |
№ п/п, год |
||
2009 | 2008 | 2007 | |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1
|
1
|
1
|
Sanofi-Aventis (Франция) |
2
|
2
|
2
|
Фармак (Украина) |
3
|
3
|
6
|
KRKA (Словения) |
4
|
8
|
7
|
Дарница (Украина) |
5
|
6
|
3
|
Nycomed (Норвегия) |
6
|
12
|
17
|
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
7
|
5
|
4
|
Sandoz (Швейцария) |
8
|
4
|
8
|
Артериум Корпорация (Украина) |
9
|
7
|
5
|
Gedeon Richter (Венгрия) |
10
|
15
|
15
|
Servier (Франция) |
11
|
11
|
11
|
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
12
|
9
|
9
|
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
13
|
13
|
10
|
Actavis Group (Исландия) |
14
|
17
|
18
|
Здоровье (Украина) |
15
|
16
|
14
|
Boehringer Ingelheim (Германия) |
16
|
14
|
13
|
Heel (Германия) |
17
|
10
|
12
|
Bittner (Австрия) |
18
|
18
|
20
|
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
19
|
20
|
22
|
Ranbaxy (Индия) |
20
|
21
|
21
|
В целом на рынке ЛС в январе и феврале участвовало около 530 маркетирующих организаций. Это количество практически не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
ИТОГИ
Уже первые шаги в текущем году подтвердили прогнозы, звучавшие из уст операторов, о том, что потребитель в целях экономии денежных средств переориентируется и сконцентрирует внимание на ЛС, а парафармацевтическая продукция отойдет на второй план. Сразу же на рынке ЛС возросла доля рецептурных ЛС — до 52%.
Удельный вес высокостоимостных препаратов на рынке ЛС в денежном выражении также увеличился и достиг почти 68%. Однако по количеству реализованных упаковок именно эта ниша продемонстрировала максимальную убыль по сравнению с январем–февралем 2008 г. (на 29%). «Воспрянула духом» доля низкостоимостных ЛС в натуральном выражении и увеличилась почти на 2% — до 48,2%. Конечно, повысилась средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства, и значительно больше, чем для отечественного.
Тот факт, что доля ЛС отечественного производства в натуральном выражении в общем объеме рынка ЛС увеличилась до 65,1% за январь–февраль 2009 г., дает шансы полагать, что украинские производители используют нынешнюю ситуацию в свою пользу.
Впечатляет, что сильные рынка сего — двадцатка маркетирующих организаций в январе и феврале 2009 г. аккумулировала более 45% всего рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении.
…Как показали результаты начала года, некоторые участники фармрынка знают, какой дорогой и куда бежать, и силы для этого у них есть!
Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим