Лицензионные условия: жизнь по новым правилам

12 апреля 2009 г. вступает в силу совместный приказ Госкомпредпринимательства и МЗ Украины от 3.03.2009 г. № 44/27, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 2.042009 г. под № 298/16314, которым утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами. С полным текстом Лицензионных условий можно ознакомиться на сайте www.apteka.ua или заказав в редакции приложение? "Юридическая библиотека "Еженедельника АПТЕКА". Принятие лицензионных условий можно считать первым серьезным достижением недавно созданной структуры, призванной навести порядок на фармацевтическом рынке Украины — Гослекинспекции. О том, что нового для фармрынка принесет этот безусловно важный документ и какие последующие шаги в реформировании фармацевтического сектора запланированы в ближайшем и отдаленном будущем, с нашими читателями поделились Геннадий Падалко (Г.П.), Главный государственный инспектор по контролю качества лекарственных средств , и Юрий Подпружников (Ю.П.), специалист по вопросам международных стандартов GMP, профессор НФаУ.

Геннадий Падалко, Главный государственный инспектор по контролю качества лекарственных средств

Г. Падалко

— Что, на Ваш взгляд, принципиально нового и положительного появилось в недавно принятых Лицензионных условиях?

Г.П.: Прежде чем говорить о Лицензионных условиях как о действительно очень серьезном документе, который регулирует обращение лекарственных средств (ЛС), их производство, оптовую и розничную торговлю, есть смысл остановиться на том, что были реформированы органы государственного контроля и сама система государственного контроля оборота ЛС.

До недавнего времени в Украине действовала система контроля, при которой дублировались функции государственных органов, один орган отвечал за лицензирование, другой — за контроль качества, третий — за регистрацию, при этом по большому счету не было единой ответственности. На сегодня мы имеем ситуацию, когда закончился первый этап реформирования системы государственного контроля, в частности органов, его осуществляющих. Изменились также концептуальные основы его проведения. Следует подчеркнуть, что сейчас возобновлены функции лицензирования, сертификации, контроля качества в полном объеме, контроля за ввозом ЛС, в ближайшее время будет возобновлена аттестация лабораторий, процедура признания сертификатов и т.д. Все это осуществляется, есть видение путей гармонизации этих функций Гослекинспекции с практикой, принятой в ЕС.

Но это по большому счету первый этап реформирования системы. Для того чтобы привести регулирование обращения ЛС в соответствие с европейскими нормами, процедурами и цивилизованными принципами, нам необходимо двигаться в направлении реформирования всей системы органов, осуществляющих свою деятельность в ее рамках. Речь идет о государственных функциях, которые выполняет Гослекинспекция в соответствии с положением о ней.

Ныне некоторые государственные функции выполняют экспертные структуры, что не соответствует европейской практике. Не проводится контроль качества ЛС, закупаемых за бюджетные средства, хотя, по нашему мнению и исходя из международного опыта, необходимо проводить лабораторный контроль качества всех серий таких ЛС. Введение такого вида контроля — один из этапов реформирования системы государственного контроля, в качестве образца может быть использована система преквалификации ВОЗ, которая включает определение биоэквивалентности, инспектирование производства и лабораторный контроль качества. Все действия, связанные с контролем качества ЛС, должны проводиться под эгидой Гослекинспекции. Это наша принципиальная позиция.

По информации центральной лаборатории по контролю качества ЛС, в период с 2004 по 2007 г. было зафиксировано 323 случая невоспроизводимости методов контроля, которые содержались в утвержденной Государственным фармакологическим центром аналитико-нормативной документации (АНД). Это, по большому счету, делает невозможным государственный контроль качества этих препаратов и ставит под угрозу здоровье и жизнь пациентов. С такой ситуацией мириться ни в коем случае нельзя, и задача Гослекинспекции — утверждение АНД в рамках государственной регистрации.

То же касается и технологической документации. На сегодня существует двойная процедура, которая недопустима. То есть, с одной стороны, регламенты согласовываются для получения предприятием лицензии, с другой — экспертиза этой документации проводится в составе регистрационного досье на ЛС. Мы заинтересованы в том, чтобы идти по пути, предусмотренному Законом Украины «О лекарственных средствах» и европейской практикой, когда в составе регистрационного досье проводится и экспертиза технологической документации. Если она утверждается актом государственной регистрации, то за это должна нести ответственность Гослекинспекция, так как ее инспекторы контролируют соблюдение на предприятии лицензионных условий, неразрывно связанных с технологической документацией; досье производственного участка, который нужен при сертификации или заменяет технический регламент — это тоже сфера ответственности Гослекинспекции, что требует внесения изменений в постановление КМУ от 26.05.2005 г. № 376 «Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств и размеров сбора за их государственную регистрацию», а также в целый ряд нормативных документов с целью приведения их в соответствие с европейской практикой.

Еще одна позиция, которая записана в вышеуказанном постановлении КМУ № 376 и на сегодня фактически не выполняется, — это требование о том, что при государственной регистрации ЛС в некоторых случаях должны инспектироваться предприятия в порядке, утвержденном МЗ Украины.

К сожалению, этот порядок до сих пор не был разработан, поэтому сейчас очень актуальна разработка процедуры, предусматривающей предрегистрационное инспектирование предприятий. Концептуальной основой такой процедуры является положение о том, что все производства, находящиеся вне зоны действия требований надлежащей производственной практики (GMP), PIC/S, регуляторных органов США и Японии, являются источником потенциального риска для пациента, то есть они — страны с неустановленным уровнем GMP.

Поэтому в порядке государственной регистрации мы настоятельно рекомендуем, чтобы производства, расположенные на территории таких стран, обязательно инспектировались при регистрации препаратов в Украине.

Следует отметить, что при регистрации каждого препарата, выпускаемого на одном производственном участке, нет смысла выезжать на производство. Инспектирование необходимо проводить, если на предприятии вводится в действие новый производственный участок, на котором будут выпускать препараты, которые не были зарегистрированы в Украине. Например, вводится в действие линия по производству инъекционных лекарственных форм. Если же на этом участке начинает выпускаться 2-й, 3-й и т.д. препараты, то инспектирование уже необязательно, в этом случае следует оценивать документальную часть по номенклатуре, установить отсутствие риска перекрестной контаминации.

Все вышеперечисленное — это общая концепция государственного контроля за обеспечением качества в сфере обращения ЛС, которое имеет 3 составляющие:

  • соблюдение АНД и технологической документации;
  • безопасность;
  • эффективность.

Участие Гослекинспекции в обеспечении качества заключается в инспектировании предприятий, на которых производятся препараты для клинических испытаний, предрегистрационном инспектировании промышленных предприятий, инспектировании при их лицензировании, проведении лабораторного контроля на этапе регистрации (воспроизводимость методик АНД) на этапе оптовой и розничной торговли.

В результате реформирования система государственного контроля качества должна трансформироваться в европейскую модель, а не базироваться на давно отживших принципах 100% лабораторного контроля качества, объективность и информативность которого очень низки. Основной составляющей реформирования системы государственного контроля должен стать надзор за эффективным функционированием систем обеспечения качества на всех этапах обращения ЛС. В частности, на этапе клинических испытаний — инспектирование заводов, производящих препараты для них, контроль качества ЛС, используемых в клинических испытаниях, на этапе регистрации — контроль образцов, проверка воспроизводимости аналитических методик и согласование технологической документации, на этапе производства — это контроль за соблюдением Лицензионных условий, в основу которых сегодня заложены все требования GMP, и на этапе дистрибьюции — контроль за соблюдением Лицензионных условий, содержащих все требования надлежащей дистрибьюторской практики (GDP).

Юрий Подпружников, специалист по вопросам международных стандартов GMP, профессор НФаУ

Ю. Подпружников

Ю.П.: Что касается непосредственно Лицензионных условий, утвержденных совместным приказом Госкомпредпринимательства и МЗ Украины от 3.03.2009 г. № 44/27 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 2.04 2009 г. под № 298/16314, которые вступают в силу с 12.04.2009 г., можно с полной ответственностью заявить, что с 13 апреля 2009 г. de jure стали обязательными требования GMP при производстве ЛС и, соответственно, требования GDP для оптовой реализации ЛС.

— В чем собственно состоят эти изменения?

Ю.П.: Немного о предыстории вопроса. Первые попытки введения стандартов GMP в Украине предпринимались в 1997 г. Затем в 1998 г. был утвержден отраслевой нормативный документ «Надлежащая производственная практика». Приказом Госкоммедбиопрома от 1996 г. № 117 и приказом Госкоммедбиопрома от 1999 г. № 120 в Украине требования GMP вводились как обязательные с 1.01.2002 г. Затем, когда в 2001 г. был создан инспекторат GMP и приказом МЗ Украины от 14.12.2001 г. № 506 утвердили руководство «Лекарственные средства. Надлежащая производственная практика», была введена процедура добровольной сертификации производителей ЛС на соответствие требованиям GMP.

В 2004 г. было принято постановление КМУ от 28.10.2004 г. № 1419 «Некоторые меры по обеспечению качества лекарственных средств», которым МЗ Украины поручалось обеспечить с 1.01.2009 г. обращение ЛС в соответствии с требованиями надлежащей производственной, дистрибьюторской, лабораторной и клинической практики, гармонизированной с соответствующими директивами ЕС и ВОЗ.

Распоряжение КМУ от 10.09.2008 г. № 1247-р «Об утверждении плана мероприятий по усовершенствованию государственного контроля за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения» обязывало МЗ Украины разработать и утвердить соответствующие стандарты и, соответственно, Гослекинспекцию — внести изменения, предусматривающие соблюдение этих стандартов, в Лицензионные условия, что и было сделано.

Дискуссия о перенесении сроков введения надлежащих практик не имеет смысла, Украина шла к этому больше 13 лет, те предприятия, которые модернизировали свое производство, естественно, находятся в более выгодном положении в плане соблюдения Лицензионных условий. В этом документе введены требования GMP со ссылкой на руководство по GMP, утверждаемое МЗ Украины. В настоящее время это руководство подготовлено, утверждено соответствующим приказом и в ближайшее время будет опубликовано. Самые принципиальные требования вошли в текстовую часть Лицензионных условий, остальные — это ссылка на утвержденное МЗ Украины руководство, гармонизированное с GMP ЕС.

По GDP ситуация примерно аналогичная. В разделе нет ссылки на руководство, а содержатся все требования GDP ЕС — это практически те нормы, которые наши дистрибьюторы выполняют, они лишь узакониваются и приводятся в соответствие с европейскими процедурами.

В предыдущей редакции Лицензионных условий существовала норма, разрешающая производство только зарегистрированных ЛС, то есть предприятия лишались возможности производить препараты на экспорт. Сейчас эта норма устранена.

Что касается переходных моментов, в частности по производству ЛС, то, учитывая его состояние в Украине, требования GMP не касаются традиционных ЛС, указанных МЗ Украины. Определение традиционных ЛС, приведенное в Лицензионных условиях, взято из европейских Директив. Окончательно перечень традиционных ЛС будет формироваться МЗ Украины с привлечением широкой общественности и вынесением на общественное обсуждение.

Следует подчеркнуть, что если предприятие выпускает много видов продукции, то под производством традиционных ЛС необходимо понимать именно участки, на которых они выпускаются, а не предприятие в целом. На все другие лекарственные препараты полностью распространяется действие требований GMP.

Предприятия, получившие лицензию по старым Лицензионным условиям, будут продолжать работать, но в случае выявления несоответствий новым Лицензионным условиям при проверках в предписании будут устанавливаться по согласованию с предприятием сроки их устранения, которые не могут превышать таковых окончания действия лицензии.

Проект порядка контроля соблюдения Лицензионных условий предусматривает европейские процедуры градации замечаний на критические, существенные и несущественные, все процедуры гармонизированы с европейскими, ничего нового для наших заводов по большому счету они не содержат.

Условием получения лицензии ни в коем случае не является наличие сертификата GMP. Сертификация по GMP была и есть добровольной процедурой, необходимой, например, для осуществления экспорта продукции. При получении лицензии по новым Лицензионным условиям процедура сертификации по GMP будет претерпевать существенные изменения в сторону упрощения. Если при инспектировании на соответствие Лицензионным условиям не было критических и существенных замечаний, то такому предприятию может быть выписан сертификат GMP.

Под производством понимают все или хотя бы одну стадию производства, что принципиально важно. Очень значимым разделом ныне действующих Лицензионных условий является раздел «Производство по договору», которым разрешается проводить часть стадий технологического процесса по  контракту на другом предприятии, это же касается и анализа, что дает заводам очень большие потенциальные возможности.

— Какова судьба проекта приказа «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству ЛС, оптовой, розничной торговле ЛС»?

Г.П.: В настоящее время он находится на рассмотрении в Госкомпредпринимательства уже около месяца, до конца апреля должны быть проведены общественные слушания по его обсуждению, и после согласования Гослекинспекцией и Госкомпредпринимательства он будет направлен на регистрацию в Министерство юстиции Украины.

— Есть ли какие-либо стратегические долгосрочные планы по дальнейшему реформированию отрасли?

Г.П.: Вторым этапом после включения требований GMP в Лицензионные условия, что является обязательным для вступления Украины в PIC/S и выхода на цивилизованные рынки, будет развитие системы качества инспектората. На сегодня она уже создана, это, в частности, внедрение стандартных операционных процедур (СОП), обучение инспекторов. Система работает, эффективность ее проверяется.

На заседании PIC/S, которое состоится в Женеве в начале мая этого года, мы рассчитываем продвинуться по пути вступления в эту организацию, так как 2009 г. — последний, когда Украина может стать ее членом.

Александр Устинов,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті