|
Еще на прошлой неделе мы говорили о развитии розничного фармрынка, оперируя предварительными данными, а уже сегодня можем сообщить о результатах работы операторов по итогам не совсем простого I кв. 2009 г.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I кв. 2009 г. общий объем аптечных продаж увеличился на 23,5% в денежном выражении и сократился на 16,2% в натуральном по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., составив 4,9 млрд грн. за 426,1 млн упаковок (табл. 1). При этом в марте 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,7 млрд грн. за 149,6 млн упаковок. Темпы прироста/убыли составили +24,1% в денежном и –13,5% в натуральном выражении. Если взглянуть на развитие розничного фармрынка за первые 3 мес текущего года, то наибольший его объем в денежном и натуральном выражении характерен для первого весеннего месяца.
В целом по итогам I кв. 2009 г. для всех категорий товаров отмечают уменьшение количества реализованных упаковок. Наиболее активно увеличивался объем продаж изделий медицинского назначения (ИМН) — +36,4% и лекарственных средств (ЛС) — +22,9% в денежном выражении. Для косметики и биологически активных добавок (БАД) этот показатель был ниже общерыночного. Доля этих категорий товаров уменьшилась в денежном выражении. Следует отметить, что события в марте 2009 г. развивались по сценарию, отмеченному в январе и феврале этого года.
Пожалуй, для всех операторов важно и интересно видеть развитие фармрынка не только в национальной валюте, но и в долларовом эквиваленте. Напомним, в предыдущей публикации сообщалось, что в январе–феврале 2009 г. общий объем рынка составил 407,9 млн дол. США, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,2%. Если говорить о каждом месяце отдельно, то в январе 2009 г. убыль общего объема аптечных продаж в долларах составила –15,1%, а в феврале –22,9%. Уже в марте 2009 г. этот показатель составил –18,6%, а в абсолютном значении достиг 223,0 млн дол. Такую же убыль продемонстрировал рынок ЛС — до 182,3 млн дол.
В целом же по итогам I кв. 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился на 19,0% по сравнению с I кв. 2008 г. и составил 630,8 млн дол. (рис. 1). Минимальная убыль объема продаж по этому показателю отмечена для ИМН (на 10,5%; рис. 2). Для ЛС убыль объема продаж в долларах в I кв. 2009 г. составила 19,4% (до 519,8 млн дол.). Конечно, годом ранее ситуация была кардинально иной. В I кв. 2009 г., как в январе и феврале, наибольшую убыль объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте демонстрировала парафармацевтическая продукция.
Возвращаясь к объему розничного фармрынка в национальной валюте (где картина совершенно иная), несколько слов скажем о макроэкономической ситуации.
Напомним, что инфляция в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. составила 22,3%. В феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составила 20,9%. Уже в марте 2009 г. инфляция по сравнению с мартом прошлого года была на уровне 18,1% (данные Государственного комитета статистики).
Поэтому неудивительно, что повышается и стоимость продукции, представленной на полках аптечных учреждений.
По итогам I кв. 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки увеличилась для всех категорий товаров «аптечной корзины». Для ИМН и ЛС она увеличилась более чем на 50% (до 3,2 и 15,3 грн. соответственно; рис. 3). А для косметики и БАД — до 19,1 и 15,5. В марте 2009 г. сохранилась такая же тенденция.
СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ
Как в нескольких словах можно характеризовать влияние отечественных и зарубежных производителей на розничном фармрынке? Ранее мы не раз говорили, что доля товаров зарубежного производства в денежном выражении постепенно увеличивалась и составляла более 75%, а в натуральном — около 45%. Таким образом, удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме аптечных продаж составил около четверти в денежном выражении и более половины в натуральном.
С начала нынешнего года их сфера влияния начала изменяться. В I кв. 2009 г. впервые в общем объеме аптечных продаж доля товаров зарубежного производства продемонстрировала незначительное уменьшение в денежном выражении до 76,2% (табл. 2). В натуральном же их вклад уменьшился более заметно — до 42,7% (см. табл. 2, 3). По итогам января–февраля 2009 г. этот показатель увеличивался в денежном выражении, а в натуральном демонстрировал убыль. Уже в марте 2009 г. доля товаров зарубежного производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении уменьшилась с 76,6% до 75,1%, а в натуральном — с 46,4% до 41,8%. На рынке ЛС в марте 2009 г. их доля также уменьшилась — до 75,8 и 34,7% в денежном и натурально выражении.
Отечественные производители, в свою очередь, увеличили свой удельный вес на рынке ЛС в денежном и натуральном выражении в марте 2009 г. до 24,2 и 65,3% соответственно.
В целом по итогам I кв. 2009 г. в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля ЛС и ИМН зарубежного производства несколько увеличилась. А темпы прироста косметики и БАД зарубежного производства в денежном выражении были ниже, чем таковые отечественного производства. Украинские производители увеличили свою долю для этих категорий товаров как в денежном, так и в натуральном выражении.
В одной из наших публикаций (
По итогам I кв. 2009 г. на розничном фармрынке отечественные операторы продемонстрировали наращивание доли |
РЫНОК ЛС
В марте 2009 г. объем выручки аптечных учреждений от реализации ЛС составил 1,4 млрд грн. за 91,9 млн упаковок, что на 24,0% больше в денежном и на 13,8% меньше в натуральном выражении (рис. 4, 5).
По итогам I кв. 2009 г. общий объем рынка ЛС составил 4,0 млрд грн. за 260,9 млн упаковок. Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +22,9% и –18,9% в денежном и натуральном выражении соответственно. Сразу же следует сказать, что в исследуемый период увеличился удельный вес рецептурных препаратов — до 51,6% в денежном выражении и до 31,1% в натуральном.
Мы не раз утверждали, что инфляционная составляющая — наиболее мощный фактор увеличения рынка ЛС. В январе и феврале 2009 г. этот показатель внес в общий прирост рынка ЛС более 60%, а уже в марте — 59,2% (рис. 6). Индексы замещения и эластичности спроса с начала года демонстрируют убыль. Отметим, что инновационный индекс в марте 2009 г. приблизился к отметке 3%.
Возможно, пришло наконец-то время для того, чтобы влияние инфляционных процессов на общий прирост рынка ЛС начало уменьшаться (ведь оно уж очень велико!)?
Напомним, что темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе 2009 г. составили +60,1%, в феврале — 51,7%. В абсолютном значении в эти месяцы средневзвешенная стоимость составляла 15,4 грн. А в марте 2009 г. этот показатель составил 15,3 грн., увеличившись на 43,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Таким образом, можно констатировать, что средневзвешенная стоимость ЛС в марте 2009 г. понемногу начала замедлять темпы роста.
ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ЛС
В течение предыдущего года активное развитие на рынке ЛС демонстрировала высокостоимостная ниша. Ежемесячно ее доля увеличивалась, по итогам 2008 г. составив 63,2% в денежном выражении.
В январе 2009 г. удельный вес высокостоимостной ниши на рынке ЛС увеличился и составил 68,5% (!). В феврале он продолжал расти по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и достиг 67,3%. А уже в марте 2009 г. ситуация изменилась — этот показатель снизился почти на 2% — до 66,5%.
Несколько слов о ценовой структуре рынка ЛС. В общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши незначительно увеличилась по сравнению с I кв. 2008 г. и составила 67,5%, а в натуральном — уменьшилась до 17,3% (табл. 4). Причем если взглянуть на убыль количества реализованных упаковок в исследуемый период в разрезе ценовых ниш, то максимальное снижение этого показателя характерно как раз для высокостоимостной ниши (–27,9%).
В целом ежемесячно с начала текущего года темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении для высокостоимостной ниши были выше таковых в целом по рынку ЛС. Однако по итогам I кв. 2009 г. для среднестоимостных ЛС этот показатель был немного выше (+24,6%), опередив таковой высокостоимостной ниши. Это обусловлено тем, что именно в марте 2009 г. в аптечных учреждениях было реализовано ЛС, относящихся к среднестоимостной нише, на 33,4% (в денежном выражении) больше, чем в марте 2008 г. Для высокостоимостной ниши темпы прироста составили 20,8%.
Что касается средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе исследуемых ценовых ниш, то в I кв. 2009 г. максимальное ее повышение отмечают для высокостоимостных ЛС — более чем на 70,0%, почти до 60 грн. (рис. 7). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС среднестоимостной ниши достигла 11,1 грн., а низкостоимостной — 1,9 грн.
АТС-КЛАССИФИКАЦИЯ
Если говорить о фармакотерапевтической структуре рынка ЛС, то она была стабильной. Традиционно в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольший объем аптечных продаж в I кв. 2009 г. отмечают для препаратов группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Максимальное увеличение объема реализации отмечено для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — на 31,8% — до 539,9 млн грн. Удельный вес этой группы препаратов увеличился почти на 1% и составил 13,5%. Для групп R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были ниже общерыночных. Подобную ситуацию отмечали также по итогам января–февраля 2009 г. В общем объеме продаж ЛС удельный вес групп R и N уменьшился по сравнению с I кв. 2008 г. Более внимательный взгляд на развитие групп, вошедших в категорию «Прочие», свидетельствует о значительном увеличении объема аптечных продаж группы H «Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)» — на 51,4% (до 36,0 млн грн.) по сравнению с I кв. 2008 г.
Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то максимальный объем аптечных продаж в I кв. 2009 г. отмечают для препаратов группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 192,3 млн грн. (табл. 5). Отметим, что в марте 2009 г. первенство по этому показателю получила группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики».
Максимальные темпы прироста объема продаж в I кв. 2009 г. в разрезе топ-10 отмечают для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — 32,4%. Представленная топ-10 стабильно аккумулирует около 30% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.
В I кв. 2009 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши увеличилась незначительно — до 67,5%, а уже в марте уменьшилась до 66,5% |
УЧАСТНИКИ
Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении как в I кв., так и в марте 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 6, 7). На 2-й позиции в I кв. 2009 г. находился ЭССЕНЦИАЛЕ, а в марте — КОЛДРЕКС, который в общем рейтинге по объемам аптечных продаж в денежном выражении за I кв. занял 6-е место среди брэндов ЛС. Годом ранее этот брэнд ЛС был за пределами топ-10. Вполне очевидно, что такой прорыв ему обеспечила рекламная поддержка, осуществленная в марте и по итогам I кв. 2009 г. (более подробно читайте с. 14–15 «Оптимизация ресурсов»). Учитывая, что в I кв. (зимне-весенний период) люди более подвержены различным простудным заболеваниям, не удивительно, что в рейтинге высокие позиции занимают препараты так называемой группы cough&cold.
Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в I кв. 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 8). 2-е место в обоих топ-листах занимает «Sanofi-Aventis», 3-е место закреплено за украинским фармпроизводителем — компанией «Фармак». Эта тройка лидеров возглавила рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС и за март 2009 г.
В целом общее количество участников, занимающихся продвижением ЛС, по сравнению с I кв. 2008 г. практически не изменилось и составило 557 компаний. Доля представленной топ-20 составила почти 47% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.
ИТОГИ
Позади I кв. 2009 г. В нелегких условиях операторы фармрынка продолжали сражаться за то, чтобы быть и творить на нем…
Сферы влияния между товарами отечественного и зарубежного производства на розничном фармрынке перераспределялись не по привычному сценарию. По итогам I кв. 2009 г. влияние последних в общем объеме товаров «аптечной корзины» несколько снизилось. А для парафармацевтической продукции зарубежного производства даже отмечено некоторое уменьшение доли как в денежном, так и натуральном выражении. В марте 2009 г. удельный вес ЛС зарубежного производства продемонстрировал уменьшение (до 75,8% в денежном выражении).
Как прогнозировали операторы, в условиях мирового финансового кризиса большие шансы получили украинские производители. И, как показали результаты I кв. 2009 г., они их реализовали. В этот период доля ЛС отечественного производства в денежном и натуральном выражении в общем объеме аптечных продаж увеличилась до 22,9 и 65,2% соответственно. Вполне очевидно, что украинские производители будут и в дальнейшем использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.
Уже в марте их доля увеличилась более значимо, чем по итогам I кв. 2009 г., как на рынке аптечных продаж в целом, так и в сегменте ЛС.
Следует отметить, что в марте 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС составляли не 60% и не 50%, а около 44%. В абсолютном значении она снизилась на 0,1 грн. по сравнению с предыдущими месяцами — до 15,3 грн.
В целом за I кв. 2009 г. на рынке ЛС доля высокостоимостных препаратов в денежном выражении уже начала сбавлять темпы своего роста и составила 67,5%. Обусловлено это было тем, что в марте впервые удельный вес этой ценовой ниши уменьшился в денежном выражении — до 66,5%. В это же время несколько увеличилась доля среднестоимостных ЛС (до 27,5%).
Рекламная активность операторов принесла хорошие результаты — некоторые из рекламировавшихся брэндов ЛС в I кв. 2009 г. заняли хорошие позиции в рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении (например КОЛДРЕКС и МЕЗИМ).
Наш волнующий отечественный рынок в начале 2009 г. претерпел различные изменения и, слава Богу, не надломился. Еще в 2008 г. (за исключением последних месяцев) он был расположен к операторам. И теперь их очередь быть благосклонными и бороться за него.
Мы, в свою очередь, будем прилагать все усилия и стараться держать Вас в курсе всех последних событий, происходящих на фармрынке, ведь у нас для этого есть не только желание, но и мощные ресурсы!
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
Объем аптечных продаж по категориям товаров в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет |
I кв., год |
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
, % |
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
, % |
ЛС |
||||||
2007 |
2365,0 |
84,5 |
– |
307,6 |
65,3 |
– |
2008 |
3255,8 |
82,8 |
37,7 |
321,7 |
63,3 |
4,6 |
2009 |
4002,7 |
82,4 |
22,9 |
260,9 |
61,2 |
–18,9 |
ИМН* |
||||||
2007 |
222,9 |
8,0 |
– |
142,8 |
30,3 |
– |
2008 |
328,9 |
8,4 |
47,6 |
161,1 |
31,7 |
12,8 |
2009 |
448,7 |
9,2 |
36,4 |
141,9 |
33,3 |
–11,9 |
Косметика |
||||||
2007 |
133,1 |
4,8 |
– |
12,2 |
2,6 |
– |
2008 |
211,2 |
5,4 |
58,7 |
14,3 |
2,8 |
16,6 |
2009 |
245,0 |
5,0 |
16,0 |
12,9 |
3,0 |
–9,8 |
БАД |
||||||
2007 |
76,6 |
2,7 |
– |
8,6 |
1,8 |
– |
2008 |
137,2 |
3,5 |
79,2 |
11,2 |
2,2 |
30,6 |
2009 |
161,2 |
3,3 |
17,4 |
10,4 |
2,4 |
–7,3 |
Всего |
||||||
2007 |
2797,6 |
– |
– |
471,2 |
– |
– |
2008 |
3933,2 |
– |
40,6 |
508,2 |
– |
7,9 |
2009 |
4857,5 |
– |
23,5 |
426,1 |
– |
–16,2 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации
Таблица 2 |
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
I кв., год |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
,% |
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
,% |
|
ЛС |
||||||
2007 |
1773,2 |
75,0 |
– |
591,8 |
25,0 |
– |
2008 |
2502,8 |
76,9 |
41,1 |
752,9 |
23,1 |
27,2 |
2009 |
3086,7 |
77,1 |
23,3 |
915,9 |
22,9 |
21,6 |
ИМН* |
||||||
2007 |
161,2 |
72,3 |
– |
61,7 |
27,7 |
– |
2008 |
245,4 |
74,6 |
52,2 |
83,6 |
25,4 |
35,4 |
2009 |
338,6 |
75,5 |
38,0 |
110,1 |
24,5 |
31,8 |
Косметика |
||||||
2007 |
95,9 |
72,1 |
– |
37,1 |
27,9 |
– |
2008 |
161,7 |
76,5 |
68,5 |
49,5 |
23,5 |
33,4 |
2009 |
177,8 |
72,6 |
10,0 |
67,2 |
27,4 |
35,7 |
БАД |
||||||
2007 |
43,1 |
56,3 |
– |
33,4 |
43,7 |
– |
2008 |
91,2 |
66,5 |
111,4 |
46,0 |
33,5 |
37,6 |
2009 |
100,1 |
62,1 |
9,8 |
61,0 |
37,9 |
32,6 |
Всего |
||||||
2007 |
2073,5 |
74,1 |
– |
724,1 |
25,9 |
– |
2008 |
3001,1 |
76,3 |
44,7 |
932,0 |
23,7 |
28,7 |
2009 |
3703,3 |
76,2 |
23,4 |
1154,2 |
23,8 |
23,8 |
Таблица 3 |
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
I кв., год |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
,% |
Млн упаковок |
Удельный вес категории, % |
,% |
|
ЛС |
||||||
2007 |
111,8 |
36,3 |
– |
195,8 |
63,7 |
– |
2008 |
126,7 |
39,4 |
13,3 |
195,0 |
60,6 |
–0,4 |
2009 |
90,8 |
34,8 |
-28,3 |
170,1 |
65,2 |
–12,7 |
ИМН* |
||||||
2007 |
81,0 |
56,7 |
– |
61,9 |
43,3 |
– |
2008 |
95,5 |
59,3 |
17,9 |
65,6 |
40,7 |
6,1 |
2009 |
83,0 |
58,5 |
-13,1 |
58,9 |
41,5 |
–10,2 |
Косметика |
||||||
2007 |
5,6 |
45,6 |
– |
6,7 |
54,4 |
– |
2008 |
6,9 |
48,2 |
23,3 |
7,4 |
51,8 |
11,0 |
2009 |
5,8 |
45,3 |
-15,1 |
7,0 |
54,7 |
–4,9 |
БАД |
||||||
2007 |
2,0 |
23,4 |
– |
6,6 |
76,6 |
– |
2008 |
2,8 |
25,1 |
40,2 |
8,4 |
74,9 |
27,6 |
2009 |
2,5 |
23,7 |
-12,4 |
7,9 |
76,3 |
–5,6 |
Всего |
||||||
2007 |
200,3 |
42,5 |
– |
270,9 |
57,5 |
– |
2008 |
231,8 |
45,6 |
15,7 |
276,4 |
54,4 |
2,0 |
2009 |
182,1 |
42,7 |
-21,5 |
244,0 |
57,3 |
–11,7 |
Таблица 4 |
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
I кв., год |
Млн грн. |
Удельный вес ниши, % |
Δ, % |
Млн упаковок |
Удельный вес ниши, % |
Δ, % |
Низкостоимостная |
||||||
2007 |
179,3 |
7,6 |
– |
147,5 |
47,9 |
– |
2008 |
207,6 |
6,4 |
15,8 |
141,2 |
43,9 |
–4,2 |
2009 |
230,6 |
5,8 |
11,1 |
119,3 |
45,7 |
–15,5 |
Среднестоимостная |
||||||
2007 |
680,1 |
28,8 |
– |
110,2 |
35,8 |
– |
2008 |
859,4 |
26,4 |
26,4 |
117,9 |
36,7 |
7,0 |
2009 |
1071,1 |
26,8 |
24,6 |
96,6 |
37,0 |
–18,1 |
Высокостоимостная |
||||||
2007 |
1505,6 |
63,7 |
– |
49,9 |
16,2 |
– |
2008 |
2188,8 |
67,2 |
45,4 |
62,5 |
19,4 |
25,3 |
2009 |
2701,0 |
67,5 |
23,4 |
45,1 |
17,3 |
–27,9 |
Всего |
||||||
2007 |
2365,0 |
– |
– |
307,6 |
– |
– |
2008 |
3255,8 |
– |
37,7 |
321,7 |
– |
4,6 |
2009 |
4002,7 |
– |
22,9 |
260,9 |
– |
–18,9 |
Таблица 5 |
Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
№ п/п |
АТС-код |
Наименование АТС-группы |
Млн грн. |
||||
2007 |
2008 |
Δ, % |
2009 |
Δ, % |
|||
1 |
M01A |
Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства |
99,7 |
149,9 |
50,3 |
192,3 |
28,3 |
2 |
N02B |
Прочие анальгетики и антипиретики |
125,6 |
159,9 |
27,3 |
189,6 |
18,6 |
3 |
A05B |
Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества |
64,8 |
97,5 |
50,4 |
113,1 |
16,1 |
4 |
А16А |
Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы |
61,1 |
86,8 |
42,2 |
106,5 |
22,6 |
5 |
C01Е |
Прочие кардиологические препараты |
66,3 |
94,5 |
42,5 |
105,6 |
11,7 |
6 |
R05C |
Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства |
75,2 |
87,9 |
16,8 |
103,2 |
17,5 |
7 |
R01A |
Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа |
53,5 |
75,9 |
42,0 |
100,5 |
32,4 |
8 |
N06B |
Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства |
57,1 |
85,1 |
49,2 |
99,9 |
17,3 |
9 |
R02A |
Препараты, применяемые при заболеваниях горла |
64,5 |
87,0 |
34,8 |
96,2 |
10,6 |
10 |
G04B |
Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики |
48,9 |
70,6 |
44,4 |
90,8 |
28,6 |
Прочие |
1648,3 |
2260,7 |
37,1 |
2805,0 |
24,1 |
||
Всего |
2365,0 |
3255,8 |
37,7 |
4002,7 |
22,9 |
Таблица 6 |
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за I кв. 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
АКТОВЕГИН |
1 |
2 |
4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
1 |
1 |
МЕЗИМ |
3 |
4 |
8 |
МИЛДРОНАТ |
4 |
3 |
5 |
ЭНАП |
5 |
15 |
15 |
КОЛДРЕКС |
6 |
13 |
10 |
ВИТРУМ |
7 |
5 |
7 |
ПРЕДУКТАЛ |
8 |
7 |
6 |
ЛАЗОЛВАН |
9 |
6 |
2 |
НО-ШПА |
10 |
12 |
12 |
АМИЗОН |
11 |
16 |
19 |
ЦЕФТРИАКСОН |
12 |
8 |
3 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
13 |
14 |
13 |
КЕТАНОВ |
14 |
26 |
18 |
КАНЕФРОН |
15 |
27 |
45 |
АУГМЕНТИН |
16 |
18 |
23 |
ФЕРВЕКС |
17 |
17 |
11 |
АРБИДОЛ |
18 |
9 |
14 |
ЛИНЕКС |
19 |
22 |
20 |
ФАРМАЦИТРОН |
20 |
20 |
33 |
Таблица 7 |
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в марте 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за март 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
АКТОВЕГИН |
1 |
1 |
4 |
КОЛДРЕКС |
2 |
18 |
14 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
3 |
2 |
1 |
МИЛДРОНАТ |
4 |
3 |
5 |
АМИЗОН |
5 |
24 |
21 |
ВИТРУМ |
6 |
4 |
6 |
МЕЗИМ |
7 |
8 |
10 |
ЛАЗОЛВАН |
8 |
5 |
2 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
9 |
13 |
11 |
ЭНАП |
10 |
11 |
13 |
АРБИДОЛ |
11 |
12 |
16 |
ЦЕФТРИАКСОН |
12 |
6 |
3 |
АУГМЕНТИН |
13 |
15 |
25 |
ПРЕДУКТАЛ |
14 |
7 |
7 |
ФЕРВЕКС |
15 |
26 |
15 |
НО-ШПА |
16 |
14 |
12 |
ФАРМАЦИТРОН |
17 |
27 |
39 |
КАНЕФРОН |
18 |
23 |
46 |
КЕТАНОВ |
19 |
22 |
18 |
АНАФЕРОН |
20 |
29 |
28 |
Таблица 8 |
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за I кв. 2007–2008 гг. |
Маркетирующая организация |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1 |
1 |
1 |
Sanofi-Aventis (Франция) |
2 |
2 |
2 |
Фармак (Украина) |
3 |
5 |
7 |
KRKA (Словения) |
4 |
8 |
5 |
Nycomed (Норвегия) |
5 |
12 |
16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
6 |
6 |
6 |
Дарница (Украина) |
7 |
4 |
3 |
Sandoz (Швейцария) |
8 |
3 |
8 |
Артериум Корпорация (Украина) |
9 |
7 |
4 |
Gedeon Richter (Венгрия) |
10 |
15 |
14 |
Servier (Франция) |
11 |
11 |
11 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
12 |
9 |
10 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
13 |
13 |
9 |
Actavis Group (Исландия) |
14 |
17 |
17 |
Boehringer Ingelheim (Германия) |
15 |
14 |
15 |
Здоровье (Украина) |
16 |
16 |
13 |
Bittner (Австрия) |
17 |
20 |
21 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
18 |
18 |
20 |
Ranbaxy (Индия) |
19 |
21 |
19 |
Ratiopharm (Германия) |
20 |
19 |
18 |
Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим