Волнующий рынок! Аптечные продажи в Украине: итоги I кв., марта 2009 г.

Время летит быстро, вроде недавно начался первый месяц весны, а уже сегодня — ее середина. Измененная в конце прошлого года жизнь фармрынка держит всех в напряжении и волнении. «Первые цветочки» уже позади. Операторы несколько приспособились (если можно так сказать) к сложившимся условиям. Уста не покидают различные рецепты: как действовать и что делать. Все они сводятся к одному — необходима быстрая реакция на все изменения рынка и скорость работы здесь превыше всего. Не ошибусь, если скажу, что постоянное наличие свежих данных играет ключевую роль в этом процессе. Как раз для того, чтобы Вы были как можно ближе к развитию розничного фармрынка, наиболее интересно анализировать данные, поступившие буквально вчера. При подготовке публикации традиционно использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Еще на прошлой неделе мы говорили о развитии розничного фармрынка, оперируя предварительными данными, а уже сегодня можем сообщить о результатах работы операторов по итогам не совсем простого I кв. 2009 г.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I кв. 2009 г. общий объем аптечных продаж увеличился на 23,5% в денежном выражении и сократился на 16,2% в натуральном по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., составив 4,9 млрд грн. за 426,1 млн упаковок (табл. 1). При этом в марте 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,7 млрд грн. за 149,6 млн упаковок. Темпы прироста/убыли составили +24,1% в денежном и –13,5% в натуральном выражении. Если взглянуть на развитие розничного фармрынка за первые 3 мес текущего года, то наибольший его объем в денежном и натуральном выражении характерен для первого весеннего месяца.

В целом по итогам I кв. 2009 г. для всех категорий товаров отмечают уменьшение количества реализованных упаковок. Наиболее активно увеличивался объем продаж изделий медицинского назначения (ИМН) — +36,4% и лекарственных средств (ЛС) — +22,9% в денежном выражении. Для косметики и биологически активных добавок (БАД) этот показатель был ниже общерыночного. Доля этих категорий товаров уменьшилась в денежном выражении. Следует отметить, что события в  марте 2009 г. развивались по сценарию, отмеченному в январе и феврале этого года.

Пожалуй, для всех операторов важно и интересно видеть развитие фармрынка не только в национальной валюте, но и в долларовом эквиваленте. Напомним, в предыдущей публикации сообщалось, что в январе–феврале 2009 г. общий объем рынка составил 407,9 млн дол. США, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,2%. Если говорить о каждом месяце отдельно, то в январе 2009 г. убыль общего объема аптечных продаж в долларах составила –15,1%, а в феврале –22,9%. Уже в марте 2009 г. этот показатель составил –18,6%, а в абсолютном значении достиг 223,0 млн дол. Такую же убыль продемонстрировал рынок ЛС — до 182,3 млн дол.

В целом же по итогам I кв. 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился на 19,0% по сравнению с I кв. 2008 г. и составил 630,8 млн дол. (рис. 1). Минимальная убыль объема продаж по этому показателю отмечена для ИМН (на 10,5%; рис. 2). Для ЛС убыль объема продаж в долларах в I кв. 2009 г. составила 19,4% (до 519,8 млн дол.). Конечно, годом ранее ситуация была кардинально иной. В I кв. 2009 г., как в январе и феврале, наибольшую убыль объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте демонстрировала парафармацевтическая продукция.

Возвращаясь к объему розничного фармрынка в национальной валюте (где картина совершенно иная), несколько слов скажем о макроэкономической ситуации.

Напомним, что инфляция в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. составила 22,3%. В феврале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составила 20,9%. Уже в марте 2009 г. инфляция по сравнению с мартом прошлого года была на уровне 18,1% (данные Государственного комитета статистики).

Поэтому неудивительно, что повышается и стоимость продукции, представленной на полках аптечных учреждений.

По итогам I кв. 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки увеличилась для всех категорий товаров «аптечной корзины». Для ИМН и ЛС она увеличилась более чем на 50% (до 3,2 и 15,3 грн. соответственно; рис. 3). А для косметики и БАД — до 19,1 и 15,5. В марте 2009 г. сохранилась такая же тенденция.

СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

 Как в нескольких словах можно характеризовать влияние отечественных и зарубежных производителей на розничном фармрынке? Ранее мы не раз говорили, что доля товаров зарубежного производства в денежном выражении постепенно увеличивалась и составляла более 75%, а в натуральном — около 45%. Таким образом, удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме аптечных продаж составил около четверти в денежном выражении и более половины в натуральном.

С начала нынешнего года их сфера влияния начала изменяться. В I кв. 2009 г. впервые в общем объеме аптечных продаж доля товаров зарубежного производства продемонстрировала незначительное уменьшение в денежном выражении до 76,2% (табл. 2). В натуральном же их вклад уменьшился более заметно — до 42,7% (см. табл. 2, 3). По итогам января–февраля 2009 г. этот показатель увеличивался в денежном выражении, а в натуральном демонстрировал убыль. Уже в марте 2009 г. доля товаров зарубежного производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении уменьшилась с 76,6% до 75,1%, а в натуральном — с 46,4% до 41,8%. На рынке ЛС в марте 2009 г. их доля также уменьшилась — до 75,8 и 34,7% в денежном и натурально выражении.

Отечественные производители, в свою очередь, увеличили свой удельный вес на рынке ЛС в денежном и натуральном выражении в марте 2009 г. до 24,2 и 65,3% соответственно.

В целом по итогам I кв. 2009 г. в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля ЛС и ИМН зарубежного производства несколько увеличилась. А темпы прироста косметики и БАД зарубежного производства в денежном выражении были ниже, чем таковые отечественного производства. Украинские производители увеличили свою долю для этих категорий товаров как в денежном, так и в натуральном выражении.

В одной из наших публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 14 (685) от 06.04.2009 г. — «Аптеке на заметку! Аптечный ассортимент в общерыночных тенденциях») мы рассказывали о том, что в начале текущего года ценовая политика операторов не соответствовала рыночным реалиям. В феврале 2009 г. доля украинских препаратов в денежном выражении начала увеличиваться в общем объеме продаж ЛС. Однако вследствие того, что инфляционная составляющая прироста объема продаж украинских ЛС не соответствовала общерыночной, отечественные производители, можно сказать, недополучили часть прибыли. А зарубежные успели несколько уменьшить долю на рынке, потому как потребитель предпочел менее дорогостоящие отечественные ЛС.

?

  ?

?

По итогам I кв. 2009 г. на розничном фармрынке отечественные операторы продемонстрировали наращивание доли

РЫНОК ЛС

В марте 2009 г. объем выручки аптечных учреждений от реализации ЛС составил 1,4 млрд грн. за 91,9 млн упаковок, что на 24,0% больше в денежном и на 13,8% меньше в натуральном выражении (рис. 4, 5).

По итогам I кв. 2009 г. общий объем рынка ЛС составил 4,0 млрд грн. за 260,9 млн упаковок. Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +22,9% и –18,9% в денежном и натуральном выражении соответственно. Сразу же следует сказать, что в исследуемый период увеличился удельный вес рецептурных препаратов — до 51,6% в денежном выражении и до 31,1% в натуральном.

Мы не раз утверждали, что инфляционная составляющая — наиболее мощный фактор увеличения рынка ЛС. В январе и феврале 2009 г. этот показатель внес в общий прирост рынка ЛС более 60%, а уже в марте — 59,2% (рис. 6). Индексы замещения и эластичности спроса с начала года демонстрируют убыль. Отметим, что инновационный индекс в марте 2009 г. приблизился к отметке 3%.

Возможно, пришло наконец-то время для того, чтобы влияние инфляционных процессов на общий прирост рынка ЛС начало уменьшаться (ведь оно уж очень велико!)?

Напомним, что темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе 2009 г. составили +60,1%, в феврале — 51,7%. В абсолютном значении в эти месяцы средневзвешенная стоимость составляла 15,4 грн. А в марте 2009 г. этот показатель составил 15,3 грн., увеличившись на 43,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Таким образом, можно констатировать, что средневзвешенная стоимость ЛС в марте 2009 г. понемногу начала замедлять темпы роста.

ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ЛС

 В течение предыдущего года активное развитие на рынке ЛС демонстрировала высокостоимостная ниша. Ежемесячно ее доля увеличивалась, по итогам 2008 г. составив 63,2% в денежном выражении.

В январе 2009 г. удельный вес высокостоимостной ниши на рынке ЛС увеличился и составил 68,5% (!). В феврале он продолжал расти по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и достиг 67,3%. А уже в марте 2009 г. ситуация изменилась — этот показатель снизился почти на 2% — до 66,5%.

Несколько слов о ценовой структуре рынка ЛС. В общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши незначительно увеличилась по сравнению с I кв. 2008 г. и составила 67,5%, а в натуральном — уменьшилась до 17,3% (табл. 4). Причем если взглянуть на убыль количества реализованных упаковок в исследуемый период в разрезе ценовых ниш, то максимальное снижение этого показателя характерно как раз для высокостоимостной ниши (–27,9%).

В целом ежемесячно с начала текущего года темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении для высокостоимостной ниши были выше таковых в целом по рынку ЛС. Однако по итогам I кв. 2009 г. для среднестоимостных ЛС этот показатель был немного выше (+24,6%), опередив таковой высокостоимостной ниши. Это обусловлено тем, что именно в марте 2009 г. в аптечных учреждениях было реализовано ЛС, относящихся к среднестоимостной нише, на 33,4% (в денежном выражении) больше, чем в марте 2008 г. Для высокостоимостной ниши темпы прироста составили 20,8%.

Что касается средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе исследуемых ценовых ниш, то в I кв. 2009 г. максимальное ее повышение отмечают для высокостоимостных ЛС — более чем на 70,0%, почти до 60 грн. (рис. 7). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС среднестоимостной ниши достигла 11,1 грн., а низкостоимостной — 1,9 грн.

АТС-КЛАССИФИКАЦИЯ

Если говорить о фармакотерапевтической структуре рынка ЛС, то она была стабильной. Традиционно в разрезе групп АТС-классификации первого уровня наибольший объем аптечных продаж в I кв. 2009 г. отмечают для препаратов группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Максимальное увеличение объема реализации отмечено для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — на 31,8% — до 539,9 млн грн. Удельный вес этой группы препаратов увеличился почти на 1% и составил 13,5%. Для групп R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были ниже общерыночных. Подобную ситуацию отмечали также по итогам января–февраля 2009 г. В общем объеме продаж ЛС удельный вес групп R и N уменьшился по сравнению с I кв. 2008 г. Более внимательный взгляд на развитие групп, вошедших в категорию «Прочие», свидетельствует о значительном увеличении объема аптечных продаж группы H «Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)» — на 51,4% (до 36,0 млн грн.) по сравнению с I кв. 2008 г.

Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то максимальный объем аптечных продаж в I кв. 2009 г. отмечают для препаратов группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 192,3 млн грн. (табл. 5). Отметим, что в марте 2009 г. первенство по этому показателю получила группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики».

Максимальные темпы прироста объема продаж в I кв. 2009 г. в разрезе топ-10 отмечают для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — 32,4%. Представленная топ-10 стабильно аккумулирует около 30% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

?

  ?

?

В I кв. 2009 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши увеличилась незначительно — до 67,5%, а уже в марте уменьшилась до 66,5%

УЧАСТНИКИ

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении как в I кв., так и в марте 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 6, 7). На 2-й позиции в I кв. 2009 г. находился ЭССЕНЦИАЛЕ, а в марте — КОЛДРЕКС, который в общем рейтинге по объемам аптечных продаж в денежном выражении за I кв. занял 6-е место среди брэндов ЛС. Годом ранее этот брэнд ЛС был за пределами топ-10. Вполне очевидно, что такой прорыв ему обеспечила рекламная поддержка, осуществленная в марте и по итогам I кв. 2009 г. (более подробно читайте с. 14–15 «Оптимизация ресурсов»). Учитывая, что в I кв. (зимне-весенний период) люди более подвержены различным простудным заболеваниям, не удивительно, что в рейтинге высокие позиции занимают препараты так называемой группы cough&cold.

Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в I кв. 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 8). 2-е место в обоих топ-листах занимает «Sanofi-Aventis», 3-е место закреплено за украинским фармпроизводителем — компанией «Фармак». Эта тройка лидеров возглавила рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС и за март 2009 г.

В целом общее количество участников, занимающихся продвижением ЛС, по сравнению с I кв. 2008 г. практически не изменилось и составило 557 компаний. Доля представленной топ-20 составила почти 47% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

ИТОГИ

Позади I кв. 2009 г. В нелегких условиях операторы фармрынка продолжали сражаться за то, чтобы быть и творить на нем…

Сферы влияния между товарами отечественного и зарубежного производства на розничном фармрынке перераспределялись не по привычному сценарию. По итогам I кв. 2009 г. влияние последних в общем объеме товаров «аптечной корзины» несколько снизилось. А для парафармацевтической продукции зарубежного производства даже отмечено некоторое уменьшение доли как в денежном, так и натуральном выражении. В марте 2009 г. удельный вес ЛС зарубежного производства продемонстрировал уменьшение (до 75,8% в денежном выражении).

Как прогнозировали операторы, в условиях мирового финансового кризиса большие шансы получили украинские производители. И, как показали результаты I кв. 2009 г., они их реализовали. В этот период доля ЛС отечественного производства в денежном и натуральном выражении в общем объеме аптечных продаж увеличилась до 22,9 и 65,2% соответственно. Вполне очевидно, что украинские производители будут и в дальнейшем использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах.

Уже в марте их доля увеличилась более значимо, чем по итогам I кв. 2009 г., как на рынке аптечных продаж в целом, так и в сегменте ЛС.

Следует отметить, что в марте 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС составляли не 60% и не 50%, а около 44%. В абсолютном значении она снизилась на 0,1 грн. по сравнению с предыдущими месяцами — до 15,3 грн.

В целом за I кв. 2009 г. на рынке ЛС доля высокостоимостных препаратов в денежном выражении уже начала сбавлять темпы своего роста и составила 67,5%. Обусловлено это было тем, что в марте впервые удельный вес этой ценовой ниши уменьшился в денежном выражении — до 66,5%. В это же время несколько увеличилась доля среднестоимостных ЛС (до 27,5%).

Рекламная активность операторов принесла хорошие результаты — некоторые из рекламировавшихся брэндов ЛС в I кв. 2009 г. заняли хорошие позиции в рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении (например КОЛДРЕКС и МЕЗИМ).

Наш волнующий отечественный рынок в начале 2009 г. претерпел различные изменения и, слава Богу, не надломился. Еще в 2008 г. (за исключением последних месяцев) он был расположен к операторам. И теперь их очередь быть благосклонными и бороться за него.

Мы, в свою очередь, будем прилагать все усилия и стараться держать Вас в курсе всех последних событий, происходящих на фармрынке, ведь у нас для этого есть не только желание, но и мощные ресурсы!

Рис. 1. Объем аптечных продаж (дол. США) в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1. Объем аптечных продаж (дол. США) в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2. Темпы прироста/убыли различных категорий товаров «аптечной корзины» и рынка в целом в долларовом эквиваленте в I кв. 2008–2009 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Темпы прироста/убыли различных категорий товаров «аптечной корзины» и рынка в целом в долларовом эквиваленте в I кв. 2008–2009 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 4. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–марте 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–марте 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6. Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Рис. 6. Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–марте 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Рис. 7. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 7. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

I кв., год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 , %

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 , %

ЛС

2007

2365,0

84,5

307,6

65,3

2008

3255,8

82,8

37,7

321,7

63,3

4,6

2009

4002,7

82,4

22,9

260,9

61,2

–18,9

ИМН*

2007

222,9

8,0

142,8

30,3

2008

328,9

8,4

47,6

161,1

31,7

12,8

2009

448,7

9,2

36,4

141,9

33,3

–11,9

Косметика

2007

133,1

4,8

12,2

2,6

2008

211,2

5,4

58,7

14,3

2,8

16,6

2009

245,0

5,0

16,0

12,9

3,0

–9,8

БАД

2007

76,6

2,7

8,6

1,8

2008

137,2

3,5

79,2

11,2

2,2

30,6

2009

161,2

3,3

17,4

10,4

2,4

–7,3

Всего

2007

2797,6

471,2

2008

3933,2

40,6

508,2

7,9

2009

4857,5

23,5

426,1

–16,2

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 ,%

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 ,%

ЛС

2007

1773,2

75,0

591,8

25,0

2008

2502,8

76,9

41,1

752,9

23,1

27,2

2009

3086,7

77,1

23,3

915,9

22,9

21,6

ИМН*

2007

161,2

72,3

61,7

27,7

2008

245,4

74,6

52,2

83,6

25,4

35,4

2009

338,6

75,5

38,0

110,1

24,5

31,8

Косметика

2007

95,9

72,1

37,1

27,9

2008

161,7

76,5

68,5

49,5

23,5

33,4

2009

177,8

72,6

10,0

67,2

27,4

35,7

БАД

2007

43,1

56,3

33,4

43,7

2008

91,2

66,5

111,4

46,0

33,5

37,6

2009

100,1

62,1

9,8

61,0

37,9

32,6

Всего

2007

2073,5

74,1

724,1

25,9

2008

3001,1

76,3

44,7

932,0

23,7

28,7

2009

3703,3

76,2

23,4

1154,2

23,8

23,8

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 ,%

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

 ,%

ЛС

2007

111,8

36,3

195,8

63,7

2008

126,7

39,4

13,3

195,0

60,6

–0,4

2009

90,8

34,8

-28,3

170,1

65,2

–12,7

ИМН*

2007

81,0

56,7

61,9

43,3

2008

95,5

59,3

17,9

65,6

40,7

6,1

2009

83,0

58,5

-13,1

58,9

41,5

–10,2

Косметика

2007

5,6

45,6

6,7

54,4

2008

6,9

48,2

23,3

7,4

51,8

11,0

2009

5,8

45,3

-15,1

7,0

54,7

–4,9

БАД

2007

2,0

23,4

6,6

76,6

2008

2,8

25,1

40,2

8,4

74,9

27,6

2009

2,5

23,7

-12,4

7,9

76,3

–5,6

Всего

2007

200,3

42,5

270,9

57,5

2008

231,8

45,6

15,7

276,4

54,4

2,0

2009

182,1

42,7

-21,5

244,0

57,3

–11,7

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I кв., год

Млн грн.

Удельный вес ниши, %

Δ, %

Млн упаковок

Удельный вес ниши, %

Δ, %

Низкостоимостная

2007

179,3

7,6

147,5

47,9

2008

207,6

6,4

15,8

141,2

43,9

–4,2

2009

230,6

5,8

11,1

119,3

45,7

–15,5

Среднестоимостная

2007

680,1

28,8

110,2

35,8

2008

859,4

26,4

26,4

117,9

36,7

7,0

2009

1071,1

26,8

24,6

96,6

37,0

–18,1

Высокостоимостная

2007

1505,6

63,7

49,9

16,2

2008

2188,8

67,2

45,4

62,5

19,4

25,3

2009

2701,0

67,5

23,4

45,1

17,3

–27,9

Всего

2007

2365,0

307,6

2008

3255,8

37,7

321,7

4,6

2009

4002,7

22,9

260,9

–18,9

Таблица 5

Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам I кв. 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п

АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.

2007

2008

Δ, %

2009

Δ, %

1

M01A

Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства

99,7

149,9

50,3

192,3

28,3

2

N02B

Прочие анальгетики и антипиретики

125,6

159,9

27,3

189,6

18,6

3

A05B

Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества

64,8

97,5

50,4

113,1

16,1

4

А16А

Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы

61,1

86,8

42,2

106,5

22,6

5

C01Е

Прочие кардиологические препараты

66,3

94,5

42,5

105,6

11,7

6

R05C

Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства

75,2

87,9

16,8

103,2

17,5

7

R01A

Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа

53,5

75,9

42,0

100,5

32,4

8

N06B

Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства

57,1

85,1

49,2

99,9

17,3

9

R02A

Препараты, применяемые при заболеваниях горла

64,5

87,0

34,8

96,2

10,6

10

G04B

Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики

48,9

70,6

44,4

90,8

28,6

Прочие

1648,3

2260,7

37,1

2805,0

24,1

Всего

2365,0

3255,8

37,7

4002,7

22,9

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за I кв. 2007–2008 гг.

Брэнд

№ п/п, год

2009

2008

2007

АКТОВЕГИН

1

2

4

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

1

МЕЗИМ

3

4

8

МИЛДРОНАТ

4

3

5

ЭНАП

5

15

15

КОЛДРЕКС

6

13

10

ВИТРУМ

7

5

7

ПРЕДУКТАЛ

8

7

6

ЛАЗОЛВАН

9

6

2

НО-ШПА

10

12

12

АМИЗОН

11

16

19

ЦЕФТРИАКСОН

12

8

3

НАТРИЯ ХЛОРИД

13

14

13

КЕТАНОВ

14

26

18

КАНЕФРОН

15

27

45

АУГМЕНТИН

16

18

23

ФЕРВЕКС

17

17

11

АРБИДОЛ

18

9

14

ЛИНЕКС

19

22

20

ФАРМАЦИТРОН

20

20

33

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в марте 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за март 2007–2008 гг.

Брэнд

№ п/п, год

2009

2008

2007

АКТОВЕГИН

1

1

4

КОЛДРЕКС

2

18

14

ЭССЕНЦИАЛЕ

3

2

1

МИЛДРОНАТ

4

3

5

АМИЗОН

5

24

21

ВИТРУМ

6

4

6

МЕЗИМ

7

8

10

ЛАЗОЛВАН

8

5

2

НАТРИЯ ХЛОРИД

9

13

11

ЭНАП

10

11

13

АРБИДОЛ

11

12

16

ЦЕФТРИАКСОН

12

6

3

АУГМЕНТИН

13

15

25

ПРЕДУКТАЛ

14

7

7

ФЕРВЕКС

15

26

15

НО-ШПА

16

14

12

ФАРМАЦИТРОН

17

27

39

КАНЕФРОН

18

23

46

КЕТАНОВ

19

22

18

АНАФЕРОН

20

29

28

Таблица 8

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за I кв. 2007–2008 гг.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009

2008

2007

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

1

1

1

Sanofi-Aventis (Франция)

2

2

2

Фармак (Украина)

3

5

7

KRKA (Словения)

4

8

5

Nycomed (Норвегия)

5

12

16

GlaxoSmithKline (Великобритания)

6

6

6

Дарница (Украина)

7

4

3

Sandoz (Швейцария)

8

3

8

Артериум Корпорация (Украина)

9

7

4

Gedeon Richter (Венгрия)

10

15

14

Servier (Франция)

11

11

11

Bayer Consumer Care (Швейцария)

12

9

10

Борщаговский ХФЗ (Украина)

13

13

9

Actavis Group (Исландия)

14

17

17

Boehringer Ingelheim (Германия)

15

14

15

Здоровье (Украина)

16

16

13

Bittner (Австрия)

17

20

21

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

18

18

20

Ranbaxy (Индия)

19

21

19

Ratiopharm (Германия)

20

19

18

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua
По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті