Спокойствие, только спокойствие! Препараты валерианы на рынке

Фармацевтический рынок, как и любая саморегулирующаяся система, всегда динамично отражает текущую ситуацию. В осенне-зимний период отмечается повышение уровня простудных заболеваний, в весенне-летний — многие подвержены аллергии. В зависимости от этого востребованными становятся те или иные группы препаратов. Однако финансово-экономический кризис успешно создает для населения условия перманентного стресса, который нельзя соотнести с определенным сезоном. В период нестабильности и перемен седативные и снотворные лекарственные средства (ЛС) приобретают все большую популярность у потребителя. Узкий, но весьма значимый сегмент в этой группе занимают препараты валерианы, которые в АТС-классификации представлены группой N05C M09 «Валериана». Сложившуюся на рынке ситуацию мы попросили прокомментировать Олега Курченко, кандидата медицинских наук, директора компании «Хелс Промоушн Лтд.». При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

?

Немногие лекарственные растения обладают такой историей применения, как валериана. Ее лечебные свойства и способность оказывать положительное влияние на нервную систему были известны еще в Древней Греции в І в. н. э. Современная наука подробно изучила седативное и спазмолитическое свойства, которыми обладает экстракт корня валерианы. Препараты валерианы давно стали для потребителя синонимом успокоительного средства природного происхождения.

Украинцы ежеквартально потребляют около 4 млн упаковок отечественных и импортных препаратов валерианы, что свидетельствует об их актуальности. Это обеспечивает аптечным учреждениям выручку на общую сумму около 10 млн грн. (рис. 1).

Динамика объемов аптечных продаж импортных и отечественных препаратов валерианы в денежном выражении в I кв. 2007–2009 гг.

Динамика объемов аптечных продаж импортных и отечественных препаратов валерианы в денежном выражении в I кв. 2007–2009 гг.

В указанном сегменте отсутствуют препараты среднестоимостной ценовой категории (стоимостью от 4 до 26 грн.). При этом продажи низкостоимостных ЛС аккумулируют около 100% общего объема розничных продаж препаратов валерианы, а продажи дорогостоящих — незначительны (рис. 2).

Удельный вес препаратов валерианы в разрезе ценовых ниш в общем объеме продаж таковых в денежном выражении в I кв. 2007–2009 гг.

Удельный вес препаратов валерианы в разрезе ценовых ниш в общем объеме продаж таковых в денежном выражении в I кв. 2007–2009 гг.

Вызывают интерес отличия в традициях применения и дозировках препаратов валерианы в разных странах. Так, в отчете об оценке валерианы лекарственной, представленном Комитетом по растительным препаратам (Committee on Herbal Medicinal Products) Европейского агентства по оценке лекарственных средств (European Medicines Agency — ЕМЕА), были изложены данные относительно медицинского применения препаратов валерианы в разовых дозах от 0,3 до 1 г и суточных дозах от 2 до 15 г (ЕМЕА, 2007). Согласно Фармакопее Венгрии (издание VI, том III, 1967 г.) настойку валерианы на 70% этиловом спирте (1:5) рекомендовано применять в разовой дозе 200–500 мг. В Фармакопее лекарственных растений Великобритании (1976 г.) зафиксировано назначение настойки валерианы на 60% этиловом спирте (1:8) в разовой дозе 4–8 мл. В целом в разных фармакопеях представлен широкий спектр разовых и суточных доз препаратов валерианы.

В нашей стране принят такой подход к дозированию препаратов валерианы: ее настойку на 70% спирте (1:5) взрослым рекомендовано принимать по 20–30 капель 3–4 раза в сутки. При этом разовая доза должна составлять приблизительно 0,4–0,6 мл (учитывая то, что 1 мл содержит 51 стандартную каплю настойки валерианы). Экстракт валерианы густой назначают по 1–2 таблетки (20–40 мг) на прием. Таким образом, принятые у нас дозировки существенно ниже, чем в других странах. Такой подход реализован большинством производителей, чья продукция в этом сегменте представлена на фармацевтическом рынке Украины. По итогам I кв. 2009 г. максимальную выручку аптечным учреждениям в Украине (как в денежном, так и в натуральном выражении) обеспечили продажи препаратов валерианы в форме таблеток, покрытых оболочкой, 20 мг, 30 мг и настойки (рис. 3, 4). Следует также отметить, что по итогам 2008 г. 27 маркетирующих организаций занимались продвижением на рынке 47 препаратов валерианы.

Удельный вес розничных продаж препаратов валерианы разных форм выпуска в денежном выражении в общем объеме таковых в I кв. 2009 г.

Удельный вес розничных продаж препаратов валерианы разных форм выпуска в денежном выражении в общем объеме таковых в I кв. 2009 г.

?

Удельный вес объемов продаж препаратов валерианы разных форм выпуска в натуральном выражении в общем объеме таковых в I кв. 2009 г.

Удельный вес объемов продаж препаратов валерианы разных форм выпуска в натуральном выражении в общем объеме таковых в I кв. 2009 г.

Вместе с тем экспериментальные данные, а также опыт применения таких ЛС свидетельствуют об их безопасности (ЕМЕА, 2007). Так, в двойном слепом перекрестном плацебо-контролируемом исследовании экстракт корня валерианы (разовая доза 600 мг) назначался пациентам с физиологическим нарушением сна (Donath F. et al., 2000). Его результаты продемонстрировали способность этого лекарственного средства в суточной дозе 3 г существенно улучшать как объективные, так и субъективные показатели структуры сна благодаря мягкому отсроченному эффекту.

Результаты другого исследования свидетельствуют о том, что применение препарата валерианы в суточной дозе 300 мг по эффективности улучшения сна не отличалось от плацебо (Taibi D.M. et al., 2009). Таким образом, эффективность лечения напрямую зависит от дозы препарата. И несмотря на продолжительную историю применения ЛС на основе валерианы, ученые отмечают необходимость проведения дополнительных исследований по определению терапевтической дозы и длительности их применения (Diaper A. et al., 2004).

Учитывая динамику объемов аптечных продаж импортных и отечественных препаратов валерианы как в денежном, так и в натуральном выражении, указанный сегмент рынка является весьма привлекательным.

Отсутствие препаратов среднестоимостной ценовой категории (от 4 до 26 грн.) — это ниша, которая уже в ближайшем будущем может быть заполнена благодаря выведению нового брэнда, успех которому обеспечит принципиально новый подход к дозированию, разработанный с учетом опыта других стран.

Ольга Солошенко,
Юлия Бондаренко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті