Аптечные продажи в Украине: июль 2004 г.

?

Данная публикация посвящена исследованию состояния розничного сегмента фармацевтического рынка Украины в июле 2004 г. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В  ранее опубликованных материалах о розничном сегменте фармацевтического рынка Украины по  итогам I полугодия 2004 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 32 (453) от 23 августа 2004 г.) отмечалось, что структура рынка претерпела определенные изменения, а именно — прирост объемов продаж осуществлялся, в основном, за счет отечественной продукции и этот вывод явился главным итогом I полугодия 2004 г. Имела ли продолжение эта тенденция в июле 2004 г.? На этот и  некоторые другие вопросы и дает ответ приведенный ниже анализ.

Методика его проведения аналогична приведенной в  «Еженедельнике АПТЕКА» № 20 (441) от 24 мая 2004 г. Расчет денежных показателей приводится в розничных ценах.

Итак, общий объем аптечных продаж в июле 2004 г. составил около 413 млн грн. в денежном выражении, что практически соответствует показателям июля 2003 г., и около 117 млн упаковок в натуральном выражении, что выше соответствующего показателя прошлого года на 17,2% (табл. 1). То есть, при приросте объемов продаж в натуральном выражении «денежные» фактически оставались на уровне аналогичного периода 2003 г. Учитывая то, что отечественная продукция составляет большую часть рынка в  натуральном выражении, это соответствующим образом отразилось на распределении объемов аптечных продаж по критерию отечественная/зарубежная продукция.

Таблица 1

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров

Категория

Июль 2003 г.

Июль 2004 г.

D, %

Июль 2003 г.

Июль 2004 г.

D, %

млн грн

удельный вес, %

млн грн

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

Лекарственные средства (ЛС)

354,58

85,76

353,15

85,43

-0,40

73,34

73,65

76,40

65,46

4,18

Изделия медицинского
назначения (ИМН)

33,24

8,04

41,73

10,10

25,53

23,00

23,09

37,60

32,22

63,52

Косметика

15,87

3,84

10,75

2,60

-32,25

2,26

2,27

1,52

1,30

-32,62

Биологически активные
добавки (БАД)

9,74

2,36

7,73

1,87

-20,67

0,99

0,99

1,19

1,02

19,96

Всего

413,44

413,36

-0,02

99,58

116,71

17,20

Объемы продаж товаров украинского производства по сравнению с  июлем 2003 г. возросли в денежном выражении на 18,08%, в натуральном — на 30,03% (!), в то время как по  импортной продукции зафиксировано уменьшение объемов продаж в денежном выражении на 6,4%, в  натуральном — на 3,65% (табл. 2, 3). То есть можно констатировать, что и в июле 2004 г. лидерство в  приросте объемов аптечных продаж сохранилось за украинскими товарами, причем и в натуральном, и в  денежном выражении.

Таблица 2

Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

июль 2003 г.

июль 2004 г.

D, %

июль 2003 г.

июль 2004 г.

D, %

млн грн

доля в категории, %

млн грн

доля в категории, %

млн грн

доля в категории, %

млн грн

доля в категории, %

ЛС

265,08

74,76

249,78

70,75

-5,77

89,51

25,24

103,28

29,25

15,39

ИМН

24,41

73,44

25,66

61,49

5,11

8,83

26,56

16,07

38,51

81,96

Косметика

10,75

67,76

7,41

68,95

-31,06

5,11

32,24

3,34

31,05

-34,74

БАДы

5,82

59,73

3,63

46,98

-37,60

3,92

40,27

4,10

53,02

4,45

Всего

306,06

74,03

286,48

69,32

-6,40

107,38

25,97

126,79

30,68

18,08

Таблица 3

Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

июль 2003 г.

июль 2004 г.

D, %

июль 2003 г.

июль 2004 г.

D, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

ЛС

20,54

28,01

18,03

23,60

-12,21

52,80

71,99

58,37

76,40

10,55

ИМН

15,95

69,34

17,65

46,94

10,71

7,05

30,66

19,95

53,06

182,95

Косметика

1,07

47,56

0,65

42,40

-39,93

1,18

52,44

0,88

57,60

-25,98

БАДы

0,37

37,69

0,22

18,35

-41,60

0,62

62,31

0,97

81,65

57,20

Всего

37,93

38,09

36,55

31,31

-3,65

61,65

61,91

80,17

68,69

30,03

На рис. 1 отражен рост средней цены практически на все виды импортных товаров, представленных в «аптечной корзине», за исключением ИМН. Исходя из этого, можно предположить, что зарубежные производители меняют свой ассортимент, увеличивая в нем долю дорогостоящих товаров, соответственно уделяя все меньше внимания низкостоимостной продукции. Но в то же время повысилась средняя цена упаковки украинских ЛС, которые в структуре аптечных продаж составляют большую часть. То есть не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Нельзя говорить о том, что объемы продаж украинской продукции увеличиваются исключительно за счет низкостоимостных товаров, а зарубежные производители пытаются найти свою выгоду в  увеличении удельного веса дорогостоящих препаратов. Скорее можно сделать вывод о том, что украинская продукция начинает теснить импортные товары уже не только в низкостоимостной нише, но и в более дорогих сегментах рынка. Для того чтобы более подробно разобраться в процессах, происходящих на рынке, целесообразно обратиться к анализу сегмента ЛС, который составляет львиную долю аптечных продаж в целом.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость упаковки продукции  разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в июле 2003 и 2004 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в июле 2003 и 2004 г.

Данные о розничных продажах препаратов свидетельствуют о том, что объем рынка ЛС в июле 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. в денежном выражении остался практически на том же уровне, но в  натуральном — вырос на 4,18% (рис. 2, 3), что соответственно повлекло за собой снижение средней стоимости упаковки ЛС (рис. 4). То есть несмотря на рост цен и для зарубежных, и для отечественных препаратов средняя стоимость упаковки на рынке снизилась из-за возросшего удельного веса сравнительно недорогих украинских ЛС.

Рис. 2. Динамика объемов розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–июле 2003 и 2004 г.
Рис. 2. Динамика объемов розничных продаж ЛС в денежном выражении в  январе–июле 2003 и 2004 г.
Рис. 3. Динамика объемов розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–июле 2003 и 2004 г.
Рис. 3. Динамика объемов розничных продаж ЛС в натуральном выражении в  январе–июле 2003 и 2004 г.

?

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–июле 2003 и 2004 г.
Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в январе–июле 2003 и 2004 г.

Происходят также значительные изменения и в структуре рынка ЛС в зависимости от фармакотерапевтических свойств препаратов. Объемы продаж подгруппе А — «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм» — неизменному лидеру среди групп АТС-классификации — снизились на 4,44%. В то же время значительно увеличился удельный вес других динамично развивающихся групп: J — «Противомикробные средства для системного применения», С — «Средства, влияющие на  сердечно-сосудистую систему», В — «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», показатели прироста которых достаточно высоки (табл. 4).

Таблица 4

Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном и  денежном выражениях

ATC-код

Название

Июль 2003 г.

Июль 2004 г.

D, %

Июль 2003 г.

Июль 2004 г.

D, %

млн грн

удельный вес, %

млн грн

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

A

Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм

84,77

23,91

81,00

22,94

-4,44

16,01

21,83

15,99

20,93

-0,12

B

Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз

9,41

2,65

13,62

3,86

44,76

1,43

1,95

2,24

2,93

56,09

C

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

41,63

11,74

46,53

13,18

11,77

8,98

12,24

8,93

11,69

-0,50

D

Дерматологические средства

33,03

9,32

25,58

7,24

-22,55

8,37

11,42

8,25

10,79

-1,51

G

Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны

34,60

9,76

26,25

7,43

-24,11

1,79

2,43

1,25

1,63

-30,16

H

Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)

3,56

1,01

4,42

1,25

24,14

0,33

0,46

0,35

0,45

3,62

J

Противомикробные средства для системного применения

28,24

7,96

36,84

10,43

30,44

4,80

6,55

5,89

7,71

22,66

L

Антинеопластические и иммуномодулирующие средства

4,35

1,23

4,89

1,38

12,49

0,23

0,31

0,21

0,27

-8,10

M

Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат

24,33

6,86

26,00

7,36

6,83

2,65

3,62

3,09

4,05

16,67

N

Средства, действующие на нервную систему

44,41

12,53

45,47

12,88

2,38

19,30

26,32

21,16

27,70

9,63

P

Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты

4,01

1,13

2,67

0,76

-33,47

0,64

0,87

0,52

0,68

-18,39

R

Средства, действующие на респираторную систему

34,99

9,87

30,83

8,73

-11,89

7,39

10,07

6,82

8,93

-7,65

S

Средства, действующие на органы чувств

5,89

1,66

6,52

1,85

10,80

1,23

1,68

1,47

1,92

19,04

?

Прочие

1,35

0,38

2,52

0,71

86,33

0,18

0,24

0,23

0,30

30,06

Всего

354,58

353,15

-0,40

73,34

76,40

4,18

Возможно, превалирование украинских препаратов связано с  тем, что отечественные производители вовремя отреагировали на изменения именно фармакотерапевтической структуры рынка ЛС, и  благодаря ценовой доступности своей продукции, а также активной позиции в сфере налаживания каналов сбыта смогли составить достойную конкуренцию ее импортным аналогам.

Это предположение в какой-то степени подтверждают данные рейтинга ЛС по объемам продаж в денежном выражении (табл. 5). Среди первой шестерки рейтинга наиболее высокие показатели прироста у торговых марок Цефтриаксон и Цефазолин, которые представлены на рынке в основном украинскими производителями. В подтверждение изложенных выше предположений — оба этих препарата относятся к наиболее быстро развивающейся группе АТС-классификации — группе J.

Таблица 5

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в июле 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

1

0

2

АКТОВЕГИН

7

5

3

НО-ШПА

2

1

4

ЦЕФТРИАКСОН

52

48

5

МИЛДРОНАТ

21

16

6

ЦЕФАЗОЛИН

88

82

7

ФЕСТАЛ

5

2

8

ВИАГРА

3

5

9

МЕЗИМ

11

2

10

НАТРИЯ ХЛОРИД

50

40

11

КЕТАНОВ

8

3

12

ЭНАП

65

53

13

ДИКЛОБЕРЛ

72

59

14

ЦИТРАМОН

17

3

15

КАПТОПРЕС

13

2

16

АНАЛЬГИН

20

4

17

ФЕЗАМ

18

1

18

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

6

12

19

ЛИНЕКС

12

7

20

ПРЕДУКТАЛ

26

6

21

РАНИТИДИН

46

25

22

НИЗОРАЛ

4

18

23

ФЛУКОНАЗОЛ

43

20

24

ФРАКСИПАРИН

96

72

25

ТРАУМЕЛЬ С

31

6

26

ЛАМИЗИЛ

15

11

27

МОВАЛИС

44

17

28

КАВИНТОН

22

6

29

ТЕРАФЛЕКС

130

101

30

ВИТРУМ

9

21

31

ВОБЭНЗИМ

10

21

32

ДИКЛОФЕНАК

27

5

33

КАРСИЛ

95

62

34

ПИРАЦЕТАМ

106

72

35

БИСЕПТОЛ

56

21

36

МЕДАСЕПТ

42

6

37

КОРВАЛОЛ

14

23

38

АМПИЦИЛЛИН

73

35

39

ПРОСТАМОЛ УНО

58

19

40

ЛАЗОЛВАН

66

26

41

КАЛЬЦЕМИН

53

12

42

ФАСТУМ

24

18

43

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

87

44

44

ЭНАЛАПРИЛ

84

40

45

ТРОКСЕВАЗИН

36

9

46

ГЛЮКОЗА

94

48

47

СПАЗМАЛГОН

25

22

48

ЦИКЛОФЕРОН

48

0

49

ТЕМПАЛГИН

19

30

50

ДУФАСТОН

40

10

Что касается рейтинга по натуральным объемам продаж, то здесь традиционно практически все 50 позиций занимают торговые наименования, представленные на рынке преимущественно украинскими производителями (табл. 6).

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в июле 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в июле 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЦИТРАМОН

1

0

2

АНАЛЬГИН

2

0

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

3

0

4

КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ

6

2

5

ВАЛИДОЛ

4

1

6

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

12

6

7

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

8

1

8

КОРВАЛОЛ

5

3

9

ЙОД

9

0

10

НАТРИЯ ХЛОРИД

38

28

11

ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ

20

9

12

НАФТИЗИН

7

5

13

РАНИТИДИН

26

13

14

ПИРАЦЕТАМ

50

36

15

АМПИЦИЛЛИН

31

16

16

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

13

3

17

ПАРАЦЕТАМОЛ

32

15

18

КАПТОПРЕС

15

3

19

ЛЕВОМИЦЕТИН

17

2

20

СЕНАДЕКСИН

10

10

21

ДИАЗОЛИН

33

12

22

ДИКЛОФЕНАК

18

4

23

ТЕМПАЛГИН

14

9

24

ГЕМАТОГЕН

21

3

25

СТРЕПТОЦИД

29

4

26

ЦИТРОПАК

22

4

27

АСКОФЕН

11

16

28

РИБОКСИН

25

3

29

ФУРОСЕМИД

35

6

30

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

27

3

31

МЕДАСЕПТ

30

1

32

СЕПТЕФРИЛ

23

9

33

КОПАЦИЛ

37

4

34

РАУНАТИН

44

10

35

АСПАРКАМ

45

10

36

ГЛЮКОЗА

54

18

37

ЦИННАРИЗИН

53

16

38

БАРБОВАЛ

16

22

39

БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН

36

3

40

КОРВАЛДИН

34

6

41

ПЛАНТЕКС

24

17

42

ФАРМАЗОЛИН

28

14

43

НИТРОКСОЛИН

52

9

44

АЛЛОХОЛ

19

25

45

ВАЛЕРИАНЫ НАСТОЙКА

49

4

46

КИСЛОТА САЛИЦИЛОВАЯ

60

14

47

МЕЗИМ

39

8

48

ЭУФИЛЛИН

42

6

49

БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА

48

1

50

ЦЕФАЗОЛИН

84

34

Среди производителей ЛС в топ-50 по объемам продаж в  денежном выражении, за небольшим исключением, также отмечаются достаточно высокие показатели прироста для отечественных компаний (табл. 7). Среди первых 10 позиций рейтинга 4 принадлежат украинским производителям. Возрос и уровень консолидации объемов продаж для первых 10 компаний, причем произошло это за счет уменьшения удельного веса группы производителей, занимающих с 11-й по 50-ю позиции рейтинга (рис. 5, 6).

Таблица 7

Топ-лист компаний — производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п в июле 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Дарница (Украина)

1

0

2

Menarini Group (Италия)

3

1

3

Novartis (Швейцария)*

2

1

4

Aventis Pharma (Франция)

4

0

5

Sanofi-Synthelabo (Франция)

7

2

6

Здоровье (Украина)

8

2

7

Фармак (Украина)

6

1

8

Richter Gedeon (Венгрия)

5

3

9

KRKA (Словения)

12

3

10

Борщаговский ХФЗ (Украина)

10

0

11

Киевмедпрепарат (Украина)

13

2

12

GlaxoSmithKline (Великобритания)

9

3

13

Pfizer Inc. (США)

14

1

14

Heel (Германия)

11

3

15

Actavis (Исландия)

15

0

16

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

0

17

Genom Biotech (Индия)

30

13

18

Nycomed (Норвегия)

27

9

19

Schering (Германия)

25

6

20

Ranbaxy (Индия)

18

2

21

Pliva (Хорватия)

22

1

22

Sagmel (США)

21

1

23

Merckle (Германия)

26

3

24

Servier (Франция)

37

13

25

Галичфарм (Украина)

28

3

26

Egis (Венгрия)

39

13

27

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

20

7

28

Johnson & Johnson (США)

17

11

29

Sopharma (Болгария)

29

0

30

Zentiva (Чешская Республика)

31

Концерн Стирол (Украина)

31

0

32

Bittner (Австрия)

19

13

33

Dr. Reddy’s (Индия)

41

8

34

Schering-Plough Corp. (США)

33

1

35

BMS (США)

23

12

36

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

35

1

37

Grindeks (Латвия)

64

27

38

Roche (Швейцария)

32

6

39

Биофарма (Украина)

48

9

40

Киевский витаминный завод (Украина)

45

5

41

Сперко Украина (Украина)

55

14

42

Valeant (Швейцария)

44

2

43

IVAX (США)

38

5

44

Олайнфарм (Латвия)

68

24

45

Нижфарм (Россия)

50

5

46

Ferrosan (Дания)

71

25

47

Innotech International (Франция)

34

13

48

Витамины (Украина)

91

43

49

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

46

3

50

Naturwaren (Германия)

24

26

* Начиная с июля 2004 г. в корпорацию Novartis добавлена компания Lek.

Рис. 5. Распределение объемов аптечных продаж в денежном выражении по компаниям-производителям в июле 2003 г.
Рис. 5. Распределение объемов аптечных продаж в денежном выражении по  компаниям-производителям в июле 2003 г.
Рис. 6. Распределение объемов аптечных продаж в денежном выражении по компаниям-производителям в июле 2004 г.
Рис. 6. Распределение объемов аптечных продаж в денежном выражении по  компаниям-производителям в июле 2004 г.

Итак, итоги июля 2004 г. подтверждают наметившуюся с  весны 2004 г. тенденцию к увеличению удельного веса отечественных ЛС на фармацевтическом рынке Украины. Рынок — это живая структура со своими особенностями, если угодно — характером. И поэтому украинский фармрынок имеет свойство к  изменениям и росту. Но если раньше основные изменения касались его ценовой структуры, то сейчас, с развитием экономических отношений, если угодно — с ростом культуры потребления ЛС, все большее значение приобретают изменения в  фармакотерапевтической структуре рынка. И в 2004 г. оказалось, что к этим изменениям более подготовлены были и, соответственно, быстрее отреагировали украинские производители — об этом помимо данных об аптечных продажах также свидетельствуют и изменения в структуре импорта сырья для отечественной фармпромышленности («Еженедельник Аптека» № 31 (452) от 16 августа 2004 г.). n

Игорь Хмилевский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті