— Надо отдать должное тому, что в отличие от предыдущих Лицензионных условий, где основное внимание уделялось помещениям и квалификации персонала, в предлагаемой редакции тщательнее рассматриваются вопросы доставки и реализации препаратов. Хотелось бы обратить внимание на то, что проект предусматривает запрет реализации лекарственных средств через интернет, а также их доставки учреждениями почтовой связи. Мы считаем, это положение не прогрессивно и не позволяет развиваться розничному рынку с учетом существующих технологий, опыта США и стран Европы.
Замечу, что на протяжении 10 лет наше предприятие добивается того, чтобы в Лицензионные условия были введены нормы, которые позволят розничным операторам принимать от пациентов заказы на лекарственные средства, их последующую доставку заказчикам с использованием контейнеров, а для термолабильных препаратов — термоконтейнеров.
По нашей инициативе еще в 2004 г. специалисты Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика разработали Правила предоставления транспортных и курьерских услуг учреждениями почтовой связи при реализации лекарственных препаратов субъектами фармацевтической деятельности. Они могут быть взяты за основу при подготовке соответствующих нормативных актов, если таковые будут необходимы. Совместно с «Укрпочтой» на основании этих правил мы разработали и апробировали технологию по приему заказов и доставке лекарств заказчикам. При транспортировке лекарственных средств, независимо от принадлежности транспортного средства, она обеспечивает их сохранность, надлежащее качество, целостность упаковки, необходимый уровень влажности, температурные режимы, недопущение контаминации, а также отвечает прочим требованиям производителей и Лицензионных условий.
Конечно, все новое, как правило, встречает сопротивление, гораздо удобнее для чиновников не замечать острых проблем, еще проще —запрещать, нежели прилагать усилия для усовершенствования технологий реализации препаратов и контроля за этим процессом. Но в таком случае вызывает большое сомнение утверждение, что проект разрабатывался с целью усовершенствования обеспечения населения качественными лекарственными средствами, а также упрощения функционирования аптечного бизнеса.
Абсолютно уверен, что предлагаемая редакция Лицензионных условий лишает пациента возможности заказывать и получать необходимые препараты через легальные интернет-аптеки или с помощью обычного письменного запроса в аптеку, чем нарушает его конституционное право на получение необходимой медицинской помощи. Кроме того, нарушается право аптеки как субъекта предпринимательской деятельности развиваться в рамках действующего законодательства: фактически запрещается ее основная функция — реализация препаратов, при том что такая реализация полностью отвечает требованиям Лицензионных условий. Поэтому добропорядочные операторы розничного сегмента будут вынуждены отказаться от дополнительного сервиса для своих клиентов.
Наша технология позволяет полностью выполнять требования Лицензионных условий по реализации, хранению и транспортировке лекарственных средств, а также соответствует законодательству ЕС. Так, 5 сентября 2007 г. Комитетом министров (Committee of Ministers) Совета Европы (орган, принимающий решение, состоит из министров иностранных дел или их постоянных дипломатических представителей 47 стран-членов) принята резолюция (Resolution ResAP (2007) 2) по надлежащей практике доставки лекарственных средств в почтовых заказах, которая защищает безопасность пациентов и качество доставленных лекарств (Resolution оn good practices for distributing medicines via mail order which protect patient safety and the quality of the delivered medicine).
Ни для кого не секрет, что сегодня остро стоит проблема лекарственного обеспечения сельского населения. Во многих селах и поселках вообще нет аптечных учреждений. В случае введения запрета на заказ и доставку лекарств почтой или через интернет сельский житель, лишенный возможности приобрести препараты в аптеке из-за отсутствия таковой, будет вынужден ехать за ними сам или обращаться к соседям, родственникам с соответствующей просьбой. В таком случае о соблюдении требований к доставке, предъявляемых производителем, не может быть и речи.
Кроме того, такой запрет не решит проблему реализации рецептурных препаратов без рецепта. Это станет возможным лишь тогда, когда рецепт станет финансовым документом в условиях эффективной системы возмещения стоимости лекарств со стороны государства.
Хотелось бы также отметить, что данный проект является несовершенным с точки зрения антиконкурентного законодательства. Ведь в него заложены явные дискриминационные принципы, ограничивающие деятельность на фармацевтическом рынке физических лиц — предпринимателей. Очевидно, что такое ограничение противоречит Конституции Украины в части права на предпринимательскую деятельность.
Коментарі