НАВСТРЕЧУ НОВЫМ РЕКОРДАМ! Аптечные продажи лекарственных средств в Украине по итогам I полугодия 2011 г.

Подводя итоги I полугодия 2011 г. на украинском рынке аптечных продаж лекарственных средств, можно поздравить всех его участников с блестящими результатами. Так, этот период превзошел все самые смелые ожидания аналитиков — рынок превысил докризисный уровень по объему продаж в стоимостном выражении и, как следствие, — восстановилась доходность аптечной индустрии. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

НАВСТРЕЧУ НОВЫМ РЕКОРДАМ! Аптечные продажи лекарственных средств в Украине по итогам I полугодия 2011 г.

ПРЕВОСХОДЯ ОЖИДАНИЯ

1 полугодие выдалось весьма продуктивным для отечественного фармрынка — в национальной валюте отмечается стабильный его рост, а в натуральном выражении и долларовом эквиваленте его позиции активно восстанавливаются после кризисного спада (рис. 1). При этом следует отметить, что если количество реализованных упаковок уже вплотную приблизилось к таковому докризисного уровня, но так и не достигло желанной величины, то в долларовом выражении критическая точка уже с лихвой преодолена. Итак, в стоимостном выражении аптечный рынок лекарственных средств в анализируемый период достиг небывалых высот, побив рекорд 1 полугодия 2008 г., при этом в натуральном выражении спрос пока не восстановился до былого уровня.

Так, по итогам 1 полугодия 2011 г. объем аптечных продаж лекарственных средств достиг 11 млрд грн. за 587 млн. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 20,9% в денежном и 5,2% в натуральном выражении соответственно. В долларовом эквиваленте объем розничной реализации увеличился на 20,9% до 1,4 млрд дол.

В разрезе поквартальной динамики темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств по итогам 1 кв. 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 21,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении, во II кв. было отмечено незначительное замедление по этому показателю — +20,0 и +4,0% соответственно.

С начала текущего года максимальный объе­м розничной реализации лекарственных средств в денежном и натуральном выражении традиционно был отмечен в марте, а в относительных величинах опережающая динамика зафиксирована в январе (рис. 2, 3).

Рис. 1
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2007–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2007–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в январе–июне 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в январе–июне 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в январе–июне 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в январе–июне 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Интересно проанализировать, какие составляющие вносят определяющий вклад в прирост аптечного рынка в денежном выражении. Так, в 2011 г. прирост рынка формировали преимущественно 2 составляющие — инфляционный индекс (+9,0%) и индекс замещения (+10,2%; рис. 4). Напомним, что инфляционный индекс отражает удорожание продукции, реализованной в анализируемый период, по сравнению с предыдущим периодом. В свою очередь положительная величина индекса замещения свидетельствует об увеличении физического объема продаж лекарственных средств и смещении ценовой структуры рынка в пользу увеличения потребления дорогостоящих препаратов (далее ценовая структура будет рассмотрена более детально). Вклад инновационного индекса, который показывает степень обновления рынка (лонч новых и уход с рынка старых препаратов и лекарственных форм), в анализируемый период традиционно остается на сравнительно невысоком уровне — +2,2%. Индекс эластичности спроса в этот период приближен к нулю, что указывает на благоприятную рыночную конъюнктуру в I полугодии текущего года. Чувствительность плательщиков к изменению уровня цен на лекарственные средства была незначительной.

Высокая динамика рынка аптечных продаж в денежном выражении в значительной степени обусловлена повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки реализованных лекарственных средств. По итогам I полугодия 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на розничном рынке достигла 18,7 грн. (2,3 дол. США), превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 14,9% (рис. 5). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки формируется как под влиянием инфляционной составляю­щей, так и в результате изменения ценовой структуры потребления лекарственных средств. Напомним, что в кризисный период (с конца 2008 г.) было отмечено снижение реальных доходов населения и, как следствие, — покупательной способности в результате стремительного роста курса доллара по отношению к национальной валюте.

Рис. 4
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 209–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 209–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств на розничном рынке в национальной валюте и долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2007–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств на розничном рынке в национальной валюте и долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2007–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В сложившейся ситуации в ценовой структуре аптечного рынка наметилось перераспределение с дорогостоящих на более дешевые препараты. Так, по итогам I полугодия 2009 г. темпы убыли аптечных продаж низкостоимостных препаратов были существенно меньше по сравнению с таковыми в средне- и высокостоимостном сегментах, в денежном же выражении максимальный прирост был отмечен для препаратов среднестоимостной ниши (рис. 6, 7). По мере стабилизации экономической ситуации в стране ценовая структура розничного рынка лекарственных средств планомерно восстанавливалась на докризисный уровень. В течение последних 2 лет наивысшую динамику объема аптечной реализации по сравнению с предыдущим годом демонстрируют препараты высокостоимостной ниши как в денежном, так и в натуральном выражении, а в текущем году их практически догнал среднестоимостной сегмент.

Рис. 6
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г., а также темпы прироста розничных продаж в этих сегментах в денежном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г., а также темпы прироста розничных продаж в этих сегментах в денежном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении по итогам I полугодия 2011 г., а также темпы прироста розничных продаж в этих сегментах в натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в натуральном выражении по итогам I полугодия 2011 г., а также темпы прироста розничных продаж в этих сегментах в натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам I полугодия 2011 г. максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении аккумулируют препараты высокостоимостной ниши — 45,7%, незначительно им уступают среднестоимостные лекарственные средства с долей 44,2%, остальные 10,2% составляют низкостоимостные препараты. В натуральном выражении распределение этих сегментов представлено в зеркальном отражении — на низкостоимостные препараты приходится 55,2%, среднестоимостные — 35,9%, а высокостоимостные — 8,9%.

Кризис, охвативший экономику страны в конце 2008 г. и повлекший за собой спад объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и долларовом выражении, привнес оживление в отечественную фарминдустрию. В 2008 г. лекарственные средства локального производства начали терять свою рыночную долю в структуре аптечных продаж, при этом экономическая рецессия с последующим снижением покупательной способности в 2009 г. обусловила пересмотр потребительских предпочтений в пользу недорогой продукции, которая в значительной степени представлена препаратами локального производства (рис. 8). Пос­ле пре­одоления негативной тенденции для отечественных фармпроизводителей с 2009 г. удельный вес лекарственных средств локального производства в денежном выражении в структуре аптечных продаж неуклонно растет и по итогам I полугодия 2011 г. достиг 27,5%. В натуральном выражении их доля в течение последних 3 лет увеличилась, однако в текущем году зафиксирована на отметке 65,1%, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что по итогам I полугодия 2011 г. в денежном выражении опережающие темпы прироста объема аптечных продаж отмечают для препаратов локального производства (+25,1%), а в натуральном выражении — для зарубежных лекарственных средств (+8,7%; рис. 9).

Рис. 8
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2007–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2007–2011 гг.
Рис. 9
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В абсолютных величинах сегменты лекарственных средств локального и зарубежного производства в национальной валюте демонстрируют уверенное движение по нарастающей (рис.10). При этом объем аптечных продаж украинских препаратов, как было отмечено, увеличивается опережающими темпами и по итогам I полугодия текущего года увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом докризисного 2008 г.

В натуральном выражении объем аптечных продаж препаратов зарубежного производства в нынешнем году пока не достиг докризисного уровня, в то время как для сегмента локальных производителей отмечены значительные достижения в этом направлении — уже преодолен докризисный рубеж и даже побит рекорд 2007 г., который выдался для украинского фармпрома самым продуктивным по количеству реализованных упаковок (рис. 11).

Рис. 10
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в национальной валюте по итогам I полугодия 2007–2011 гг.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в национальной валюте по итогам I полугодия 2007–2011 гг.
Рис. 11
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в натуральном выражении по итогам I полугодия 2007–2011 гг.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в натуральном выражении по итогам I полугодия 2007–2011 гг.

В долларовом эквиваленте оба сегмента превысили докризисные показатели развития рынка аптечных продаж лекарственных средств, хотя для зарубежных препаратов зазор между уровнем продаж 2011 и 2008 г. невелик, тогда как для препаратов локального производства отмечен существенный прорыв — 379 млн дол. по итогам I полугодия 2011 г. по сравнению с 293 млн дол. в I полугодии 2008 г. (рис. 12).

Рис. 12
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в долларовом эквиваленте по итогам 1 полугодия 2007–2011 гг.
Динамика аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и локального производства в долларовом эквиваленте по итогам 1 полугодия 2007–2011 гг.

В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств структура аптечных продаж по итогам I полугодия 2011 г. практически не изменилась по сравнению с предыдущими годами. Так, в анализируемый период рецептурные и безрецептурные препараты были представлены в соотношении 53:47 в денежном и 33:67 в натуральном выражении. Динамика развития обоих сегментов в денежном выражении в последние годы относительно схожа, в натуральных величинах по итогам I полугодия 2010 г. опережающие темпы прироста объема аптечных продаж демонстрировали рецептурные лекарственные средства, а в текущем году, напротив, — безрецептурные.

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. не изменилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Максимальный объем аптечных продаж в денежном выражении в этот период аккумулировали препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания расположились препараты групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». Суммарный удельный вес топ-5 АТС-групп в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в анализируемый период составил 70,5%.

Среди брэндов лекарственных средств наиболее продаваемым в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. традиционно стал препарат АКТОВЕГИН (табл. 1). 2-е место данного рейтинга уверенно уже не первый год занимает брэнд ЭССЕНЦИАЛЕ. В анализируемый период в розничном товаропотоке принимали участие около 4 тыс. брэндов лекарственных средств. При этом первая двадцатка бэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении, которая занимает лишь 0,5% рынка по номенклатуре, суммарно аккумулирует 10% общего объема аптечной выручки.

Таблица 1 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. с указанием их позиций в топ-листе за аналогичный период 2009–2010 гг.
Брэнд 2011 2010 2009
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
КОДТЕРПИН 3 23 37
КАРДИОМАГНИЛ 4 17 35
МИЛДРОНАТ 5 3 4
НО-ШПА 6 5 8
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 4 5
ПРЕДУКТАЛ 8 6 6
АУГМЕНТИН 9 9 15
КАНЕФРОН 10 13 14
ЦЕРАКСОН 11 12 22
ЭНАП 12 19 7
ЛАЗОЛВАН 13 10 11
ЦЕФТРИАКСОН 14 11 9
ЛИНЕКС 15 8 16
ТРАУМЕЛЬ С 16 21 102
ТИОТРИАЗОЛИН 17 15 17
МЕЗИМ 18 7 3
СПАЗМАЛГОН 19 30 42
КАРСИЛ 20 14 21

Отечественная фармкомпания «Фармак», получившая в конце минувшего года пальму первенства на рынке по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, в анализируемый период укрепила свои лидирующие позиции (табл. 2) благодаря опережающим среднерыночные темпам прироста — +30% по сравнению с I полугодием 2010 г. Топ-3 маркетирующих организаций также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi». Отметим, что треть списка топ-30 маркетирующих организаций представлена украинскими фармкомпаниями.

Всего на украинском рынке аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период были представлены 578 маркетирующих организаций, при этом первые 30 компаний аккумулируют 58,8% объема розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении.

Таблица 2 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г. с указанием их позиций в топ-листе в I полугодии 2009–2010 гг.
Маркетирующая организация 2011 2010 2009
Фармак (Украина) 1 2 3
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi (Франция) 3 3 2
Nycomed (Норвегия) 4 4 6
Дарница (Украина) 5 5 4
Артериум Корпорация (Украина) 6 6 9
KRKA (Словения) 7 9 7
Servier (Франция) 8 8 10
Teva (Израиль) 9 7 5
Sandoz (Швейцария) 10 10 8
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 11
Heel (Германия) 12 14 28
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 13 14
Actavis Group (Исландия) 14 16 16
Здоровье (Украина) 15 12 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 15 12
Bayer Consumer Care (Швейцария) 17 17 13
Дельта Медикел (Украина) 18 23 19
Abbott Products GmbH (Германия) 19 19 18
Киевский витаминный завод (Украина) 20 21 26
ИнтерХим (Украина) 21 28 33
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 22 18 22
Boehringer Ingelheim (Германия) 23 20 17
ПРО-Фарма (Украина) 24 24 30
Bittner (Австрия) 25 22 21
Bionorica (Германия) 26 25 24
Alpen Pharma AG (Швейцария) 27 34 35
Юрия-Фарм (Украина) 28 37 42
Merck&Co (США) 29 26 25
Mili Healthcare (Великобритания) 30 31 27

МАРЖА — ЭТО НАШЕ ВСЕ!

В период экономического кризиса на фоне снижения физического объема потребления лекарственных средств аптечные учреждения в целях хеджирования операционных рисков и частичной компенсации недополучения дохода от продаж повысили торговую наценку. Так, если в условиях нормального функционирования торгово-экономической системы средняя аптечная наценка составляет около 26% (как это было в 2007 г.), то в 2009 г. этот показатель увеличился до 30,6%. По мере стабилизации экономической ситуации в стране усилиями рыночных механизмов показатель средней аптечной наценки снижался и в I полугодии 2011 г. вернулся на докризисный уровень (рис. 13).

В целом по рынку Украины динамика валовой маржи аптечных учреждений опережает таковую для розничного рынка лекарственных средств, исключением стал лишь 2010 г., когда рынок активно набирал обороты после кризисного спада, а торговая наценка резко снизилась с 30,6 до 25% по сравнению с I полугодием 2009 г. (рис. 14). По итогам I полугодия 2011 г. валовая маржа аптечных учреждений в национальной валюте увеличилась на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., а объем розничного рынка лекарственных средств — на 75%. В долларовом эквиваленте в I полугодии 2011 г. валовая маржа аптечных учреждений практически восстановилась на докризисный уровень (-1% по сравнению с I полугодием 2008 г.), в то время как общий объем розничной реализации лекарственных средств на 9% превысил отметку 3- летней давности.

Рис. 13
Динамика розничной торговой наценки на украинско­м рынке лекарственных средств по итогам 1 полугодия 2007–2011 гг.
Динамика розничной торговой наценки на украинско­м рынке лекарственных средств по итогам 1 полугодия 2007–2011 гг.
Рис. 14
Динамика объема розничной реализации лекарственных средств и валовой маржи аптечных учреждений в национальной валюте и долларовом эквиваленте в 1 полугодии 2007 —2011 г.
Динамика объема розничной реализации лекарственных средств и валовой маржи аптечных учреждений в национальной валюте и долларовом эквиваленте в 1 полугодии 2007 —2011 г.

Ввиду того, что общее количество розничных торговых точек в Украине на протяжении последних нескольких лет остается практически стабильным, динамика объема маржи в расчете на 1 торговую точку схожа с таковой для валовой маржи аптечного рынка Украины в целом — в национальной валюте этот показатель более чем в 1,5 раза превысил докризисный уровень, а в долларовом эквиваленте не дотянул около 2% до отметки 2008 г.

Если рассматривать маржинальность аптечного бизнеса с точки зрения заработанных денег от реализации 1 упаковки, то этот показатель в национальной валюте по итогам I полугодия 2011 г. также достиг максимальной за историю развития украинского фармрынка отметки, а в долларовом эквиваленте сравнялся с показателем 2008 г. (рис. 15). Так, в настоящее время по итогам I полугодия 2011 г. в среднем аптечное учреждение от реализации 1 упаковки лекарственных средств зарабатывает 4,8 грн. или 0,6 дол.

Рис. 15
Средняя аптечная маржа от реализации 1 упаковки лекарственных средств в национальной валюте и долларовом эквиваленте по итогам 1 полугодия 2007–2011 г.
Средняя аптечная маржа от реализации 1 упаковки лекарственных средств в национальной валюте и долларовом эквиваленте по итогам 1 полугодия 2007–2011 г.

ДИСТРИБЬЮЦИЯ: ГОНКА ЗА ЛИДЕРСТВОМ

Общий объем поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптеки по итогам I полугодия 2011 г. в закупочных ценах составил 8,8 млрд грн. (1,1 млрд дол.) за 581,5 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 24,6% в денежном и 4,1% в натуральном выражении.

Как уже отмечалось в предыдущих пуб­ликациях (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 21 (792) от 30.05.2011 г.), в течение последних 3 лет рынок украинской дистрибьюции лекарственных средств активно консолидируется. Так, по итогам I полугодия 2011 г. удельный вес топ-3 компаний, сформированной «Оптима Фарм», «БАДМ» и «Альба Украина», в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении достиг 73%, для сравнения — еще годом ранее этот показатель составлял 56% (рис. 16). Отметим, что всего в анализируемый период на украинском оптовом рынке лекарственных средств оперировали 245 дистрибьюторов. Повышение концентрации объема оптовых поставок лекарственных средств в рамках первой тройки операторов происходит за счет перераспределения рыночных долей участников топ-10, суммарный удельный вес которой остается относительно стабильным — 91% в I полугодии 2011 г., а годом ранее — 90%.

Среди ведущих дистрибьюторов также отмечается острая конкурентная борьба, и в гонке за лидерство компании стремятся максимально покрыть потребности рынка. По итогам I кв. 2011 г. рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавила компании «БаДМ», а во II кв. эстафетную палочку перехватила компания «Оптима Фарм» (рис. 17).

Рис. 16
Распределение дистрибьюторов согласно их позиций в рейтинге по объему поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 1 полугодия 2011 г. с указанием их долевого участия в рынке по итогам 1 полугодия 2009–2010 г.
Распределение дистрибьюторов согласно их позиций в рейтинге по объему поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 1 полугодия 2011 г. с указанием их долевого участия в рынке по итогам 1 полугодия 2009–2010 г.
Рис. 17
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2009 — июня 2011 г.
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2009 — июня 2011 г.

ИТОГИ

Украинский фармрынок эволюционирует семимильными шагами — сегодня его объем в денежном выражении превысил все ранее достигнутые результаты. Так, по итогам I полугодия 2011 г. объем аптечных продаж лекарственных средств достиг 11 млрд грн. или 1,4 млрд дол., превысив показатель докризисного уровня как в национальной, так и в американской валюте. Кроме того, в течение последних 2 лет отмечают двузначные темпы прироста его объема, в частности, в I полугодии 2011 г. этот показатель составил 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом физический объем потребления лекарственных средств, невзирая на положительную динамику в посткризисный период, до сих пор не восстановился до уровня 2008 г., составив в I полугодии 2011 г. 587 млн упаковок. Таким образом, объем рынка аптечных продаж лекарственных средств в стоимостном выражении формируе­тся преимущественно за счет повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, которое, в свою очередь, обусловлено как инфляционными процессами, так и смещением структуры потребления в пользу дорогостоящих лекарственных средств.

Кризисный период стал переломным моментом в истории развития украинской фарминдустрии — лекарственные средства локального производства, начиная с конца 2008 г., начали активно наращивать свой удельный вес в структуре аптечных продаж. Эта тенденция была обусловлена возможностью повышения цен на низкостоимостные препараты украинских производителей.

Сегодня можно констатировать, что объем розничной реализации лекарственных средств отечествен­ного производства в национальной и американской валюте значительно превысил показатель 2008 г., а в натуральном выражении  практически восстановился до самого плодотворного 2007 г. В сегменте зарубежных препаратов результаты несколько скромней — в гривне и долларах докризисный уровень уже превышен, хотя в натуральном выражении этот показатель еще не восстановлен.

В условиях острой конкурентной борьбы в посткризисный период наметилось снижение аптечной наценки на реализацию лекарственных средств, которая по итогам I полугодия 2011 г. зафиксирована на уровне 26%, для сравнения — за аналогичный период 2009 г. этот показатель составлял 30,6%. Однако снижение уровня наценки — еще не повод для утраты маржи, которая в национальной валюте перманентно увеличивается, впрочем, как и в долларовом выражении, за исключением кризисного 2009 г. В настоящее время маржинальный доход розничных торговых точек в среднем по рынку Украины уже восстановилась до уровня 2008 г.  Отметим, что динамика валовой маржи аптечных учреждений прямо пропорцио­нальна динамике розничного рынка лекарственных средств. Поэтому благополучие операторов фармрынка и потребителей, как две стороны одной медали, — чем выше покупательская способность населения, тем больше объем аптечных продаж и, соответственно, маржа розничных торговых точек.

Украинский рынок дистрибьюции лекарственных средств активно развивается по пути консолидации. Так, по итогам I полугодия 2011 г. в руках первой тройки компаний было сконцентрировано 73% общего объема оптовых поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении, для сравнения — годом ранее этот показатель составлял лишь 56%. Суммарный удельный вес топ-5 дистрибьюторов в I полугодии 2011 г. также значительно увеличился — с 68,8 до 86,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Итак, сегодня в розничном и оптовом сегментах рынка лекарственных средств ведется серьезная конкурентная борьба, что является мощным стимулом к дальнейшему развитию рынка.

Анна Шибаева
Иллюстрация
(©) Gerpik \ Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті