Кредит: овердрафт или иной? Выбирай себе любой!

В одном из прошлых номеров «Еженедельника АПТЕКА» (см. № 28 (799) от 25.07.2011 г.) мы начали рубрику, посвященную вопросу поддержки фармацевтического сектора финансовыми институтами, внедряющими отраслевой подход, который направлен на то, чтобы существенно повысить качество сервиса и помочь сформировать предложения, которые в полной мере будут отвечать потребностям таких клиентов. Сегодня Марина Квашнина, руководитель подразделения «Бизнес по работе с клиентами фармацевтического сектора» ЧАО КБ «ПриватБанк», продолжает эту тему.

На финансовом рынке Украины сегодня существует два источника финансирования торговой деятельности компаний — поставщики и банки. Наиболее популярным из них является первый, позволяющий получить отсрочку платежа по оплате поставок товара. Именно таким источником финансирования пользуется большинство операторов рынка. И хотя инструмент этот понятный и простой в использовании, зачастую он же является и самым дорогим: стоимость такого кредита определяется стоимостью банковских ресурсов поставщика, которые к тому же увеличены на оценочную и субъективную стоимость риска невозврата (не только от конкретного дебитора, а в целом всей цепочки поставок). Поэтому, запрашивая у поставщика максимальную отсрочку, многие розничные операторы даже не задумываются над ее стоимостью, которая заложена в цене товара и может достигать 36% годовых. Второй источник — банковское финансирование — по определению обходится дешевле, поскольку управление кредитными рисками и работа с задолженностью являются одними из основных компетенций любого банка. Таким образом, важно разобраться в этих двух инструментах и понять, какие из них подойдут именно вашей компании и помогут повысить ее эффективность.

Итак, для целей финансирования торговой деятельности наиболее популярны следующие кредитные инструменты:

  • овердрафтовое кредитование (или просто овердрафт);
  • кредитная линия;
  • факторинг;
  • вексельное кредитование.

Овердрафт — краткосрочный кредитный инструмент на тот случай, когда на счету предприятия недостает собственных оборотных средств*. Такое кредитование производится в пределах установленного лимита, то есть максимальной суммы задолженности, допустимой при текущем финансовом состоянии заемщика. Методика расчета лимита у каждого банка своя, а его размер зависит от нескольких ключевых факторов, таких как оборот компании, размер среднемесячных поступлений на ее счета, открытые в финансирующем банке, кредитная нагрузка и даже финансовая дисциплинированность заемщика. В среднем размер такого кредита не превышает 30% оборота компании. Разумеется, любое кредитование чаще предполагает залог. Наличие такого залога зависит от надежности заемщика, суммы лимита и срока финансирования. Если овердрафт не превышает 20% оборота компании, а срок заема — не более 14 дней, банк может не потребовать какого-либо залога. В иных случаях таковым может стать товар, находящийся в обороте. Процентная ставка по овердрафту обычно разнится и зависит от срока кредитования, а сами проценты по овердрафту начисляются на остаток суммы задолженности перед банком на начало дня. Договор о предоставлении овердрафта заключается на год, неснижаемый остаток задолженности обычно не должен превышать 30 дней.

В чем недостаток овердрафта? В относительно низких лимитах.

В чем его преимущество? Основное — в возможности в короткие сроки получить необходимые денежные средства. Он также выгоден, если скидка в цене товара при переходе на предоплатный прайс поставщика превышает стоимость такого финансирования. Например: если при переходе с 30-дневной отсрочки на 100% предоплату поставщик предоставляет 3% скидки, то при стоимости овердрафта в 18% годовых экономическая выгода аптеки составляет 1,5% стоимости товара. В случае «ПриватБанка» одним из преимуществ овердрафта является отсутствие комиссии за установление лимита овердрафта и заемщик платит только при его использовании.

Овердрафт в «ПриватБанке»
Срок кредитного договора — 12 мес с возможностью пролонгации.
Обеспечение — в зависимости от финансового состояния заемщика.
Период непрерывного пользования овердрафтом — 30 дней с момента возникновения отрицательного сальдо на текущем счету заемщика.
Проценты за пользование овердрафтом начисляются ежедневно. Погашение овердрафта и процентов по нему осуществляется автоматически при любом поступлении средств на счет клиента с установленным овердрафтом.
Преимущества
Переход на предоплатный прайс дистрибьютора при оплате товара овердрафтными средствами.
Возможность рационального использования кредитных средств.
Оптимизация затрат на оплату процентов за счет дифференцированной процентной ставки.
Упрощенная схема погашения, исключающая платежные поручения на обнуление лимита.
Возможность наращивать собственные оборотные средства за счет увеличения товарно-денежного потока.

Кредитная линия предусматривает многократное списание кредитных средств с ссудного счета банка на расчетный счет предприятия в пределах установленного лимита. Основные отличия кредитной линии от овердрафта заключаются в том, что данный вид кредитования имеет целевой характер и предусматривает более продолжительный срок.

Кредитная линия может предоставляться как на пополнение оборотных средств, так и на финансирование инвестиционных проектов. Кредитные линии отличаются по сроку предоставления, процентной ставке, целевому назначению. В зависимости от того, возможно ли многократно погашать или возобновлять такой кредит, он бывает невозобновляемым и возобновляемым.

Кредитная линия, по сравнению с овердрафтом, предназначена прежде всего для более крупных затрат, погашение которых должно быть растянуто во времени.

Операция, при которой Фактор (банк) погашает задолженность покупателя за поставленный товар по факту поставки, а после наступления даты платежа покупатель осуществляет оплату в пользу банка, называется факторингом. Оплата по нему осуществляется поставщиком.

Как это работает?

  • Банк анализирует платежеспособность покупателя, устанавливает лимит кредитования;
  • заключается трехсторонний договор факторинга;
  • поставщик оплачивает ежемесячную комиссию;
  • товар поступает покупателю и подписывается реестр;
  • реестр и 3-й экземпляр отгрузочных документов, а также заверенные оригиналы документов предоставляются в банк;
  • банк оплачивает поставщику реестр за минусом дисконта;
  • покупатель оплачивает поставку по истечению отсрочки платежа.

Среди преимуществ факторинга для поставщика можно назвать:

  • возможность оплатить товар сразу же по факту поставки, а возвратом задолженности всегда занимается банк;
  • увеличение оборота имеющихся клиентов и привлечение новых за счет предоставления им более выгодных условий контрактов (товарного кредита);
  • покрытие торговых рисков, связанных с отсрочкой платежа: а) ликвидного — риска несвоевременной оплаты поставок покупателями, б) процентного — риска резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов;
  • укрепление рыночной позиции, улучшение делового имиджа и краткосрочной платежеспособности путем проведения своевременных расчетов.

Преимущества факторинга для покупателя:

  • уменьшение закупочной цены товара или предоставление дополнительной отсрочки платежа;
  • возможность увеличения объема закупок без привлечения дополнительного капитала.

Факторинговые операции пока не получили широкого распространения в Украине: большинство клиентов отпугивает сложность документооборота и необходимость перестройки бизнес-процессов. Тем не менее, этот продукт является одним из самых малозатратных способов финансирования торговой деятельности, так как все затраты на себя берет поставщик.

«ПриватБанк» предлагает программы факторинга для аптечных сетей по поставкам ООО «БаДМ» и ЧАО «Альба-Украина» на 30, 45, 60 дней. Если аптека работает, например, на 30-дневной отсрочке платежа, то при переходе на факторинг она может либо получить скидку в цене от поставщика, либо увеличить отсрочку платежа до 60 дней без изменения текущей цены. Нет дополнительных затрат, никаких скрытых комиссий или дополнительных платежей.

Поскольку факторинг предполагает тесное взаимодействие между банком и дистрибьютором, а также оптимизацию их бизнес-процессов, этот продукт могут предложить очень немногие. С двумя ключевыми дистрибьюторами на фармацевтическом рынке сегодня работает только «ПриватБанк».

При этом факторинг — продукт не только для крупных аптечных сетей. Если оборот аптеки по конкретному дистрибьютору составляет хотя бы 100 тыс. грн. в месяц, то переход на факторинг уже оправдан (для меньших объемов удобнее применять другие финансовые инструменты).

«ПриватБанк» приглашает розничных операторов рынка и поставщиков товаров групп «немедикаментов» к сотрудничеству в данном направлении. Нами уже проведена значительная работа по адаптации этого продукта именно для фармацевтической розницы, благодаря чему выработан и внедрен упрощенный документооборот по товарным поставкам, решены вопросы возвратов и т.д.

Наконец, мы подошли к последнему пункту — финансированию торговых операций путем учета товарных векселей. В данном случае банк приобретает векселя, выданные в оплату за поставленный товар до истечения срока их предъявления.

Для производителя переход на такую схему учета по сути является переводом поставок товаров на предоплату, что соответствующим образом отражается на их стоимости.

Для поставщика вексельное кредитование имеет следующие преимущества:

  • гарантирует оплату за товар на следующий день после передачи документов в банк;
  • покрывает риски (ликвидный и процентный), связанные с отсрочкой платежа (ликвидный риск предполагает несвоевременную оплату поставок покупателю, а процентный — резкие скачки в процентной ставке);
  • возможность увеличения объема продаж за счет предоставления покупателю дополнительных финансовых ресурсов.

Таким образом, покупатель выигрывает за счет разницы между стоимостью банковского финансирования и товарного кредита производителя.

Преимущества для покупателя:

  • снижение закупочной стоимости товара;
  • возможность увеличения отсрочки платежа за счет банковского финансирования;
  • простота оформления и документооборота;
  • возможность увеличения объема закупок без привлечения дополнительного капитала.

Как это работает в «ПриватБанке»?

Поставщик (например завод) осуществляет поставку товаров согласно условиям контракта в пользу покупателя (например дистрибьютора). В контракте обязательно должно быть предусмотрено проведение расчетов с использованием векселей (см. ст. 4 Закона Украины «Про обіг векселів в Україні»).

Производится выдача дистрибьютором простого процентного векселя заводу в оплату поставленного товара. Номинал векселя равен стоимости поставленного товара. Дата составления векселя —дата отгрузки товара. Срок платежа «по предъявлению». Проценты равны кредитной ставке банка.

Завод передает вексель для учета в «ПриватБанк». Банк оплачивает заводу сумму, равную номиналу векселя. Банк становится законным держателем векселя дистрибьютора.

В период 30–45 (60–75) дней после отгрузки «ПриватБанк» предъявляет вексель дистрибьютору, который оплачивает его в сумме номинала и процентов за период от даты составления до даты погашения векселя. Чем раньше дистрибьютор оплатит вексель, тем меньше будет сумма процентов.

И еще немного о специфических продуктах кредитования.

Целевое кредитование — еще один продукт «ПриватБанка» (БлитцБизнесДистрибушн). Финансирование торговых операций в разрезе поставок конкретного дистрибьютора.

Как это работает?

  • Аптека получает корпоративную карту с уже установленным на ней овердрафтным лимитом, которая хранится в аптеке;
  • в автомобиле дистрибьютора устанавливается мобильный POS-терминал;
  • после отгрузки товара покупатель сразу производит его оплату при помощи корпоративной карты;
  • погашение кредитной задолженности осуществляется через 30 дней, первые 7 дней использования кредитных средств — совершенно бесплатны;
  • лимит овердрафта — от 10 тыс. до 50 тыс. грн.;
  • обеспечение по кредиту не предоставляется;
  • предоставление финансовой отчетности для расчета лимита не требуется;
  • комиссию по эквайрингу оплачивает дистрибьютор.

Преимущества для дистрибьютора:

  • целевой продукт — вручая карту клиенту, вы можете быть уверены, что деньги будут использованы только для приобретения товара у вас;
  • оплата за товар контролируется в момент поставки, у экспедитора есть возможность не отгружать товар, если за него не заплатили;
  • срок зачисления средств на текущий счет — 1 рабочий день.

Преимущества для аптеки:

  • бесплатное использование кредитных средств в течение 7 дней;
  • переход на предоплатный прайс дистрибьютора при сохранении отсрочки платежа;
  • простота оформления — никаких стандартных кредитных процедур, лимит рассчитывается автоматически;
  • проценты начисляются только на сумму кредита.
Уникальный продукт от «ПриватБанка» — Кредитный лимит на счет. Банк устанавливает кредитный лимит в сумме до 50 тыс. грн. на расчетные счета всех своих корпоративных клиентов.
«Беспроцентный» период до 35 дней!
Абсолютно бесплатное установление — плата взимается при использовании средств.
Отсутствие залогов и громоздких досье — установление «по одной подписи» в отделении или в «Приват24».

Если клиент не пользуется лимитом – то он полностью бесплатный. При этом ежемесячно: 1 числа списывается комиссия в размере 0,9% от суммы максимального сальдо за предыдущий месяц. В один из дней с 20 по 25 число задолженность по лимиту должна быть погашена. Если лимит не был обнулен, то с 26 числа начинается начисление 2% ежемесячно. Если через 90 дней после этого задолженность не погашена — начисляется 4% ежемесячно.

При этом в «ПриватБанке» применяют уникальную методику расчета такого лимита: используют не только данные об обороте клиента по счетам в «ПриватБанке», но и проводят комплексную оценку связанных лиц клиента — руководителя, учредителей, принимается во внимание наличие у них кредитной карты, размер лимита на ней, своевременность погашения и пр.

От такого количества возможностей впору и растеряться: какая из них подойдет именно в вашей ситуации? А, возможно, самый правильный рецепт — сочетание нескольких финансовых продуктов? Мы поможем подобрать и объясним почему, дадим рекомендации по применению и наиболее эффективному их использованию. Наша цель — не продажа конкретного продукта, который является наиболее доходным именно для банка, а успешные клиенты «навсегда».

С вопросами и предложениями читатели «Еженедельника АПТЕКА» могут обращаться непосредственно к Марине Квашниной по e-mail: [email protected] .

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
*Оборотный капитал (оборотные средства) — денежные средства и другие мобильные активы предприятия, которые могут быть обращены в них в течение одного производственного цикла (или одного года)
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті