Согласно проекту новых Лицензионных условий торговля лекарственными средствами посредством сети Интернет, всех видов и форм почтовой связи запрещена. Более того, в ходе встречи было признано, что в настоящее время интернет-торговля лекарственными средствами также вне закона. Олег Заворотний, заместитель начальника отдела борьбы с преступлениями в сфере электронных платежных систем и хозяйственной деятельности Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины справедливо отметил, что лица, занимающиеся интернет-торговлей лекарственными средствами, нарушают требования статей 160 и 164 Кодекса об административных правонарушениях Украины и статьи 202 Уголовного кодекса Украины. Однако надлежащая квалификация таких действий со стороны компетентных органов связана с «большими процессуальными сложностями». Также О. Заворотний сообщил, что лицензированные аптечные учреждения, которые занимаются продажей лекарственных средств через сеть Интернет, используют сложную схему для того, чтобы работать в рамках Лицензионных условий. При этом, по словам представителя МВД, создаются условия, при которых передача лекарственного средства клиенту не связана с аптекой.
Можно предположить, что в этих утверждениях скрыто противоречие: работать в рамках Лицензионных условий, нарушая Административный и Уголовный кодексы, невозможно. Согласно законодательству Украины, в том числе Лицензионным условиям, розничная реализация лекарственных средств может осуществляться в аптеках, аптечных киосках, аптечных пунктах. Реализация лекарственных средств не в аптечных учреждениях является нарушением Лицензионных условий.
На встрече было отмечено, что закон не запрещает аптечным учреждениям продвигать себя или распространяемые товары через интернет-ресурсы. При этом суть понятия «продвижение» в данном контексте не была раскрыта. Если под «продвижением себя» участник подразумевал рекламу, а под «продвижением распространяемых товаров» — маркетинг, то стоит вспомнить о том, что указанные действия не являются розничной реализацией лекарственных средств.
Кроме того, при отсутствии документов, регламентирующих деятельность интернет-аптек, контролирующие органы будут лишены возможности проверки законности ее деятельности.
В ходе обсуждения субъекты предпринимательской деятельности предложили свое видение решения данной проблемы. По их мнению, торговлю препаратами посредством интернета следует разрешить предоставлять лишь лицензированным аптечным учреждениям. Возможно, в данном случае участники обсуждения подразумевали выдачу специальных лицензий на осуществление реализации лекарственных средств через интернет. Однако конкретных предложений о внедрении такого рода лицензирования в ходе встречи не прозвучало. Соответственно, можно сделать вывод, что в данном случае подразумевалась традиционная аптека с лицензией на розничную реализацию лекарственных средств.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что утверждение одного из участников встречи о том, что «интернет-торговля является очень перспективным направлением, которое сейчас активно развивается», не имеет отношения к розничной реализации лекарственных средств.
Также в ходе встречи шла речь о том, что заказ лекарственных средств посредством интернет-ресурсов и их последующая доставка имеют несколько позитивных моментов. Следует обратить внимание на то, что понятия «заказ» и «доставка» не относятся к реализации, а значит, не регламентируются Лицензионными условиями.
Большинство участников мероприятия согласились с тем, что обычно доставку лекарственного средства осуществляют лица, не имеющие специального фармацевтического образования, не прошедшее медицинского осмотра и не имеющего санитарной книжки. Кроме того, такая доставка, как правило, осуществляется с нарушениями, в частности, условий хранения лекарственных средств. Таким образом, вызывает сомнение единодушный вывод участников встречи о необходимости легализации процесса доставки пациентам препаратов ОТС-группы.
Касательно дискуссии участников в отношении доставки рецептурных препаратов, необходимо отметить, что согласно Лицензионным условиям рецептурный препарат должен отпускаться исключительно в аптеке или в аптечном пункте. При этом аптечное учреждение должно осуществлять учет рецептов. Участники встречи не дали законных обоснований действий лица, доставившего пациенту на дом рецептурное лекарственное средство, а затем получившего сам рецепт.
Участники мероприятия не обошли стороной и тему применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) при реализации лекарственных средств посредством интернета, однако не раскрыли ее до конца. В настоящее время регистрация РРО в налоговых органах производится по месту осуществления розничной реализации лекарственных средств. Оплата товара также производится по месту регистрации РРО, то есть в аптечном учреждении. Участниками не был решен вопрос относительно определения момента перехода права собственности на приобретаемые пациентом лекарственные средства, а также не был определен субъект, наделенный и уполномоченный законодательством правом передавать в собственность пациента аптеки (покупателя) лекарственные средства при интернет-торговле.
Налоговые органы имеют право ставить на учет кассовые аппараты, внесенные в Государственный реестр РРО. До настоящего времени данные о портативных РРО, предназначенных для работы в аптечных учреждениях, в Государственный реестр РРО не вносились и, соответственно, не регистрировались налоговыми органами. В свою очередь, зарегистрированные портативные РРО, используемые на рынках или автомобильных парковках, не могут быть применены для интернет-торговли лекарственными средствами.
Таким образом, можно утверждать, что любая расчетная операция, произведенная не в месте регистрации РРО без использования ценника и выдачи расчетного чека, нарушает требования статьи 3 Закона Украины от 06.07.1995 г. № 265/95 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Также следует отметить, что дистанционная торговля лекарственными средствами не является выездной розничной торговлей и к ней не могут применяться требования, изложенные в Постановлении КМУ от 15.06.2006 № 833 «Об утверждении Порядка проведения торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» и приказе Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.1996 г. № 369 «Об утверждении Правил работы мелкорозничной торговой сети».
В контексте соблюдения фискальной дисциплины субъектами хозяйствования важно не забыть о том, что доставка товара — это операция с начислением НДС. В свою очередь, лекарственные средства реализовываются с нулевой ставкой НДС. Соответственно, дополнительные расходы по доставке, в частности на уплату этого налога, должны быть включены в стоимость товара. При этом один из участников встречи сообщает о том, что «около 90% заказов лекарственных средств, оформленных с использованием интернет-ресурсов, доставляются без соответствующего оформления и не проводятся надлежащим образом по бухгалтерии».
Таким образом, аргументы, приведенные участниками обсуждения, не дают оснований для скорого и взвешенного решения поставленных вопросов по причине отсутствия достаточных законных оснований для осуществления интернет-торговли лекарственными средствами. Обмен мнениями стоит сосредоточить не только на технических решениях, но и на сути проблемы, в частности, на необходимости усовершенствования законодательной базы в указанной сфере, в том числе и Лицензионных условий.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим