Глобальная аптечная экономика. Часть 2: за счет чего зарабатывают аптеки

wpid-image002_fmt.jpegwpid-image001_fmt.jpegМы продолжаем цикл публикаций, посвященных глобальным трендам мирового фармацевтического рынка. Читатели «Еженедельника АПТЕКА» уже получили возможность ознакомиться с инфраструктурой аптечного рынка в различных странах. В данной публикации представлен обзор моделей финансового вознаграждения аптек — источников дохода, коих достаточно много. При подготовке материала использованы данные исследований Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP), которые редакции любезно предоставил член FIP — ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата».

В современной системе здравоохранения фармацевту отведена ключевая роль в предоставлении затратно-эффективных решений для плательщиков в системе здравоохранения (частные или государственные страховые фонды) и наилучших с точки зрения результатов для здоровья решений для населения.

Рабочая группа FIP по моделям вознаграждения розничных и госпитальных аптек провела исследование принципов и механизмов получения прибыли аптеками. В исследование включено 49 стран (у которых есть организационные члены в FIP). Данные получали с помощью исследований, полуструктурированных интервью и анализа соответствующей документации. Участие в исследовании было добровольным, в связи с чем некоторые страны давали ответы не на все вопросы. По этой причине по некоторым рассмотренным вопросам выборка меньше.

Финансовое вознаграждение аптек — залог эффективной работы

Исходя из того, что профессия фармацевта и работа аптек в целом играют незаменимую и значимую роль в функционировании системы здравоохранения, они должны получать надлежащее финансирование — то есть финансовое вознаграждение.

Финансовое вознаграждение — плата за предоставленные услуги и отпущенные лекарственные средства. Оплата может осуществляться непосредственно пациентами или плательщиком — третьей стороной (зачастую под этим подразумевается страховой фонд).

Модель финансового вознаграждения утверждается между официальными представителями фармацевтического сообщества страны (например фармацевтическая палата) и стороной-плательщиком.

В моделях финансового вознаграждения должны учитываться все затраты аптек — начиная от непосредственно отпуска лекарственных средств и заканчивая предоставлением услуг.

Экономические модели аптек могут быть закрепленными на уровне законодательства, договорными или комбинированными.

В 23 из 34 стран функционируют экономические модели, закрепленные на уровне законодательства, в 14 — договорные модели (закрепленные с помощью договоров). В 5 странах действуют модели, закрепленные на уровне законодательства и договоров.

Среди стран с законодательно утвержденной экономической моделью подавляющее большинство имеют одного игрока — плательщика в системе здравоохранения (страховой фонд). В 18 странах модель финансирования основывается на стоимости продукта, в то время как в 12 странах модель базируется преимущественно на оплате услуг (fee-for-service).

В 11 странах системы вознаграждения аптек учитывают тип аптечного учреждения. Например, в некоторых случаях, сельские или специально выбранные (назначенные) аптеки в бедных регионах вознаграждаются отлично от аптек в доходных районах (регионах).

То есть особое значение в данном контексте уделяется обеспечению надлежащего доступа всех пациентов к аптекам и фармацевтическим услугам. В некоторых странах на законодательном уровне прописаны специальные финансовые механизмы, направленные на поддержку так называемых аптек высокой социальной значимости.

Другими словами, государство предпринимает меры для финансовой поддержки аптек, которые по социальным и экономическим причинам не могут быть коммерчески успешными предприятиями. Предпринимаются специальные меры во избежание повышения стоимости фармацевтических услуг (в том числе лекарственных средств) в связи с операционными особенностями (отдаленный регион, незаинтересованность поставщиков, различная покупательная способность населения).

В большинстве стран (22 из 34) аптеки проходят аккредитацию перед тем, как предоставлять услуги для третьей стороны плательщика.

В табл. 1 представлены ключевые характеристики моделей вознаграждения аптек.

Таблица 1 Ключевые характеристики моделей вознаграждения розничных аптек
Страна Тип регулирования Плательщик Аккредитация аптек третьей стороной Принцип оплаты Различия в вознаграждении зависят от:
Законодательный Договорной Один Несколько Продуктовый За услугу лекарственных средств аптеки
Австралия + + + + + + +
Австрия + + + + +
Аргентина + + + +
Бельгия + + +
Босния + + + +
Великобритания + + + + +
Гана + + + + +
Германия + + +
Дания + + + ± +
Зимбабве + + + + + +
Израиль + + + + +
Ирландия + + + + + + +
Испания + + + + +
Италия + + + + +
Канада + + + + +
Македония + + + + +
Черногория + + +
Нидерланды + + + + + +
Панама + + + + +
Польша + + + + + +
Португалия + + +
Россия + + + ±
Сербия + + ± ±
Сингапур + + + + ±
США + + + + + +
Танзания + + + + + +
Турция + + +
Уганда + + + + +
Уругвай + + + +
Швейцария + + + +
Швеция + + + + +
ЮАР + + +
Япония + + + + +

± — национальные особенности.

В 60% стран модель вознаграждения распространяется только на аптеки (рис. 1). В остальных странах действуют модели вознаграждения как для аптек, так и для оптовых поставщиков. То есть страховые фонды возмещают (доплачивают) некоторые средства оптовым поставщикам. Исключения составляют Сингапур и Сербия, в которых действуют специфические модели.

Рис. 1
Финансовое вознаграждение со стороны плательщика (третьей стороны)
Финансовое вознаграждение со стороны плательщика (третьей стороны)

Страны, в которых вознаграждаются и аптеки и поставщики: Аргентина, Австралия, Япония, Испания, Швейцария, Танзания, Турция, Уганда, США.

Продуктово-основанные модели вознаграждения

Среди исследованных стран (18) в 7 странах аптеки получают вознаграждение за счет наценки (маржи), а в 5 — дополнительного сбора (как надбавка к стоимости препарата или надбавка за обслуживание рецепта). При этом в 4 странах (Бельгия, Германия, Португалия и Зимбабве) используют комбинацию наценки и дополнительного сбора. В 9 странах используется линейная наценка/маржа. В 8 странах — регрессивная некумулятивная наценка — процент вознаграждения уменьшается по мере повышения стоимости препарата. На рис. 2 представлены схемы наценок.

Рис. 2
Схемы наценок
Схемы наценок

Несмотря на то что продуктово-основанная модель вознаграждения де-факто позволяет зарабатывать с отпуска препаратов, в нее должна быть заложена стоимость работы аптек (например затраты на складирование препаратов, утилизацию и др.).

В табл. 2 представлена характеристика наценок в разрезе различных стран.

Какие услуги должны покрываться продуктово-основанной моделью вознаграждения?

Отдельно от продуктово-основанной модели вознаграждения аптеки могут получать вознаграждение за оказание дополнительных (не связанных непосредственно с товаром) профессиональных услуг. К таким услугам относятся проведение консультаций (в том числе при отпуске препарата), административный и клинический обзор рецептов и другое (рис. 3).

Таблица 2 Характеристики продуктово-основанных моделей вознаграждения
Страна Принцип Наценка/ маржа
Наценка/маржа Надбавка к стоимости продукта Надбавка за обслуживание рецепта Комбинация Другое Линейная Регрессивная
Австралия +
Австрия + +
Аргентина + +
Бельгия +
Гана +
Германия + +
Зимбабве + +
Израиль + +
Испания + +
Италия + +
Китай + +
Панама + +
Польша + +
Португалия + +
Сербия +
США +
Танзания +
Уганда + +
Уругвай + +
ЮАР + +
Япония +
Рис. 3
33421
Количество стран, предоставляющих различные фармацевтические услуги

В 18 из 24 стран в плату за услуги отпуска лекарственных средств включено проведение консультаций. В 7 странах плата за услуги отпуска продукции покрывает другие услуги (административные), отличающиеся от проведения консультаций. В большинстве стран плата за услуги отпуска привязана к назначенному продукту, и только в 7 странах плата за услуги привязана непосредственно к рецепту (то есть обслуживание рецепта).

Какие услуги предоставляются вне продуктово-основанной модели вознаграждения?

Наиболее часто аптека получает плату за осуществление административных и клинических обзоров рецептов, комбинирование, а также ночные и экстренные часы работы. За эти услуги платит третья сторона (страховой фонд). Подробнее о фармацевтических услугах мы расскажем в дальнейших публикациях.

Дисконты (льготы), скидки и возмещение затрат

При обсуждении темы дисконтов, скидок и возмещения затрат их необходимо разделять на две группы:

  • предоставление пациентам со стороны аптек или третьей стороны (плательщика);
  • предоставление аптекам со стороны различных игроков (могут быть добровольными и являться частью обычных коммерческих договоров между игроками рынка).

Скидки, предоставляемые аптеками

В большинстве стран (61%) нет регуляторных требований относительно обязательного предоставления каких-либо скидок со стороны аптек (рис. 4).

Рис. 4
Обязательное предоставление аптеками дисконтов, скидок и возмещение затрат
Обязательное предоставление аптеками дисконтов, скидок и возмещение затрат

Обязательные скидки существуют в Македонии, Испании, Турции и Великобритании. Модели реимбурсации, функционирующие в Дании, Германии и Италии, подразумевают обязательное предоставление скидок для пациентов. В США применяются обязательные скидки и дисконты. В Аргентине действуют все три варианта скидок.

Только в Австрии, Дании, Германии, Македонии, Турции и Зимбабве дисконты (льготы), скидки и возмещение затрат должны предоставлять все без исключения аптеки. Для других стран, в которых эти скидки обязательны, их применение зависит от типа аптечного учреждения.

Для аптек, расположенных в негустонаселенных регионах, действует система возмещения — предоставленные скидки возвращаются в виде субсидий (для того чтобы аптека не потеряла свою прибыль).

При этом почти в половине стран (45%) запрещено предоставлять добровольные скидки потребителям в розничных аптеках. В 1/3 стран аптеки могут свободно предоставлять любые скидки и в более чем 20% стран — аптечные учреждения могут предоставлять скидки, но с различными ограничениями. Одним из таких ограничений является лимитирование категории препаратов, на которые могут предоставляться скидки. Например, предоставление скидок разрешено только для препаратов ОТС-группы.

Скидки розничным аптекам

В 63% стран, принявших участие в исследовании, поставщики имеют право предоставлять коммерческие скидки аптекам. В 25% стран предоставление таких скидок разрешено, но имеет определенные ограничения. В Канаде, Македонии, Польше и Танзании предоставление коммерческих скидок аптекам запрещено.

Изменения в моделях вознаграждения

Модели вознаграждения аптечных учреждений довольно часто пересматриваются. В большинстве исследованных стран в модели вознаграждения за последние 10 лет вносились изменения. В рамках изменений пересматриваются наценка (может повышаться или снижаться), принципы вознаграждения аптек, внедрение дополнительных платежей за те или иные услуги.

В 55% стран изменения вносятся не на регулярной основе. В то время как в ряде стран (14%) модели вознаграждения аптек пересматриваются один раз в год.

Инициаторами реформ (пересмотра моделей) зачастую являются плательщики в системе здравоохранения (третьи стороны). Это характерно для 1/3 анализируемых стран. Иногда инициатором реформ выступает фармацевтическое сообщество, то есть розничные аптеки.

Заключение

Розничные аптеки как важнейшее звено системы здравоохранения должны получать достойную прибыль. Примечательно, что во многих странах прибыль аптек формируется не только за счет розничной наценки, но и дополнительных сборов (например за обслуживание рецепта).

По данным исследования, часть дохода аптечные учреждения получают за счет страховых фондов. Схемы финансового вознаграждения аптечных учреждений отличаются от страны к стране.

Сегодня в международном фармацевтичес­ком сообществе укоренилось понимание, что аптека и работающие в ней фармацевты должны получать вознаграждение за все оказываемые услуги. К ним, помимо классического отпуска препаратов, относятся консультации, обзор рецепта, проведение терапевтической или генеричес­кой замены и другое.

Если расходы на эти услуги не покрываются страховым фондов отдельно, они должны быть просчитаны и включены в наценку/маржу или дополнительный сбор за отпуск препарата или обслуживание рецепта.

В следующей публикации мы рассмотрим модели финансового вознаграждения госпитальных аптек.

Галина Галковская
по материалам исследований FIP,
предоставленным ОО «Всеукраинская
фармацевтическая палата»

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи