Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view

В предыдущем номере вниманию наших читателей была представлена публикация, посвященная аптечным продажам на украинском фармацевтическом рынке по итогам 9 мес 2013 г. В данной статье мы проанализировали развитие аптечного рынка в разрезе регионов. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также данные Государственного комитета статистики Украины.

При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Для определения укрупненного регионального развития мы распределили 26 областей по 5 крупным регионам: Восточный — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Западный — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центральный — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Южный — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области; а также Киев.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 9 мес 2013 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», в частности лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМН*), косметики и диетических добавок составил 25,6 млрд грн. за 1,46 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 13% в денежном и 2,6% в натуральном выражении.

Распределение доли регионов в общем объеме розничной реализации фармацевтической продукции в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. имеет достаточно неоднородный характер. Это обусловлено различными экономическими и социально-демографическими особенностями каждого региона, а также его территориального расположения. Так, из 26 регионов нашей страны 6 — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская обл., АР Крым и Одесская обл. — суммарно аккумулируют почти половину общенациональной аптечной выручки (рис. 1). И именно эти регионы задают основные тенденции аптечного рынка Украины.

Рис. 1
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г.

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка в денежном выражении (табл. 1). Во всех регионах, без исключения, львиную долю аптечных продаж занимают лекарственные средства, которая неизменно удерживается на уровне 80–90%. Удельный вес ИМН варьирует в диапазоне 6–9%. Доля парафармацевтической продукции (косметика и диетические добавки) в общем объеме товаров «аптечной корзины» в последние годы увеличивается медленно, но уверенно. Из общей картины стабильно выделяются Киев и Одесская обл., где суммарная доля косметики и диетических добавок составляет 10,4 и 11,3% аптечной выручки соответственно. К такому показателю постепенно приближается и Киевская обл., удельный вес парафармацевтической продукции в которой в анализируемый период составил 9,7% объема розничных продаж, для сравнения в целом по Украине этот показатель — 7%.

Таблица 1 Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г.
Регион Объем продаж, млн грн. Доля, %
Лекарственные средства ИМН Косметика Диетические добавки
Киев 2815,9 81,6 8,0 7,1 3,3
Донецкая обл. 2611,9 85,6 7,6 3,4 3,4
Днепропетровская обл. 2285,7 87,3 7,0 2,9 2,8
Харьковская обл. 1636,7 84,1 9,1 4,1 2,7
АР Крым 1618,8 84,9 7,8 4,4 2,9
Одесская обл. 1551,4 81,2 7,5 7,5 3,8
Львовская обл. 1247,6 82,7 9,2 5,1 3,0
Запорожская обл. 1180,7 88,9 7,0 1,9 2,2
Луганская обл. 1109,4 86,3 8,8 2,4 2,5
Киевская обл. 893,2 80,8 9,5 6,1 3,6
Полтавская обл. 783,1 86,6 8,3 2,6 2,5
Винницкая обл. 758,6 85,2 7,9 3,7 3,2
Черкасская обл. 663,6 85,5 8,4 3,2 2,9
Ивано-Франковская обл. 638,5 87,3 7,5 2,7 2,5
Херсонская обл. 608,3 84,6 7,7 4,0 3,7
Хмельницкая обл. 577,0 87,1 6,9 3,1 2,9
Житомирская обл. 557,7 88,0 7,7 2,1 2,2
Николаевская обл. 515,6 88,8 6,0 2,3 2,9
Черниговская обл. 511,4 87,8 7,9 2,2 2,1
Сумская обл. 506,2 86,6 7,8 2,9 2,7
Ровенская обл. 474,6 83,5 8,8 4,7 3,0
Черновицкая обл. 460,9 87,6 6,0 3,3 3,1
Волынская обл. 432,0 83,0 9,8 4,6 2,6
Закарпатская обл. 431,7 85,4 7,4 3,7 3,5
Кировоградская обл. 392,3 85,9 8,8 2,8 2,5
Тернопольская обл. 366,5 86,5 7,0 3,7 2,6

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Лекарственные средства традиционно являются драйвером аптечного рынка Украины. Совокупный объем аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период составил 21,8 млрд грн. за 930 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели увеличились на 13,4% в денежном и 1,5% в натуральном выражении.

Во всех регионах страны за 9 мес 2013 г. отмечается положительная динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. В 18 из 26 регионов отмечены двухзначные темпы прироста объема продаж. В натуральных величинах ситуация была менее однородной — в 9 регионах (Киев, Донецкая, Одесская, Полтавская, Херсонская, Житомирская, Николаевская, Ровенская, Кировоградская области) объем розничной реализации лекарственных средств сократился (рис. 2). Максимальный прирост объема аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в Западном и Центральном регионах (рис. 3).

Рис. 2
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста по итогам 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В нашей стране отсутствует страховая медицина, поэтому объем потребления лекарственных средств из расчета на душу населения напрямую зависит от среднего уровня месячной заработной платы в регионах. По итогам 9 мес 2013 г. в целом по стране средний показатель потребления лекарственных средств на душу населения составил 479 грн. (рис. 4). Самый высокий уровень среднедушевого потребления отмечен в Киеве, но следует принимать во внимание тот факт, что расчет производится на основании официальных статистических данных о численности населения, а в столице, как известно, проживает большое количество приезжих. Поэтому фактический показатель потребления будет значительно ниже. Также значительный уровень потребления зафиксирован в регионах с максимальным уровнем заработной платы (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области) и в приморских регионах, где такой показатель обусловлен высоким миграционным потоком населения в летние месяцы с целью отдыха.

Рис. 4
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам 9 мес 2013 г. и уровень средней месячной заработной платы в регионах Украины за январь–август 2013 г.

В большинстве регионов страны вклад в общий объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении превалирует над аналогичным показателем в денежном эквиваленте (рис. 5). Однако в густонаселенных регионах соотношение данных показателей имеет противоположный характер.

Рис. 5
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Удельный вес регионов Украины в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2013 г.

В анализируемый период двухзначные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств зафиксированы в 20 регионах Украины (рис. 6). Максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зафиксирована в Киеве и составляет 29 грн., а минимальная в Полтавской обл. — 15 грн.

Рис. 6
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам 9 мес 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом

Опережающая динамика потребления лекарственных средств высокостоимостной ниши характерна практически для всех регионов Украины, за исключением Черкасской и Тернопольской областей, где более активно развивается сегмент среднестоимостных препаратов. Следует отметить, что в некоторых областях зафиксирована отрицательная динамика объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении (рис. 7).

Рис. 7
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период в подавляющем большинстве регионов темпы прироста объема аптечных продаж препаратов отечественного производства превосходят таковые зарубежных. В 4 регионах Украины, а именно Киеве, Одесской, Полтавской и Закарпатской областях, ситуация диаметрально противоположная, опережающую динамику развития демонстрируют зарубежные препараты (рис. 8).

Рис. 8
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter view
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по стране владельца лицензии) в регионах Украины в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации в регионах Украины весьма схожа — безоговорочным лидером продаж во всех регионах являются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов (17 регионов) представлены препараты группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а в остальных — R «Средства, действующие на респираторную систему» и N «Средства, действующие на нервную систему».

Безусловным лидером топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в регионах является АКТОВЕГИН, лидирующий в 17 регионах (табл. 2). В остальных регионах лидирующие позиции заняли КАРДИОМАГНИЛ, КОДТЕРПИН, СЕРЕТИД и НАТРИЙ ХЛОРИД.

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г.
Регион 1 2 3 4 5
Киев КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН АМИКСИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ПРЕДУКТАЛ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЦИТРАМОН
Харьковская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ
АР Крым АКТОВЕГИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ
Одесская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ГЕПТРАЛ
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН
Львовская обл. КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН НО-ШПА ТИОТРИАЗОЛИН НИМЕСИЛ
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕРАКСОН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Киевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ НО-ШПА
Винницкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ КОРВИТИН ГРОПРИНОЗИН НО-ШПА
Черкасская обл. СЕРЕТИД АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ
Ивано-Франковская обл. КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН СЕРЕТИД
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД
Житомирская обл. СЕРЕТИД ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ТИВОРТИН ЦИТРАМОН
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС РЕОСОРБИЛАКТ КОРВИТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Черновицкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН НИМЕСИЛ КАРДИОМАГНИЛ
Ровенская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ ТИОТРИАЗОЛИН
Закарпатская обл. КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЛИПРАЗИД НИМЕСИЛ ЦЕФТРИАКСОН
Волынская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ЦИТРАМОН
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЛОРАКСОН ЦИТРАМОН
В целом по рынку АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ

Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–сентября 2013 г. лидирует компания «Фармак», которая заняла 1-е место в 14 регионах Украины. В 5 регионах (Житомирской, Ивано-Франковской, Киевской, Львовской, Одесской, Ровенской и Черновицкой областях) лидером по этому показателю стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В 3 регионах (Донецкой, Луганской и Харьковской областях) пальма первенства принадлежит компании «Takeda». А Фармацевтическая фирма «Дарница» стала лидером в Тернопольской и Черниговской областях.

ИТОГИ

Каждый регион нашей страны имеет уникальные особенности по географическому расположению, площади, благосостоянию населения, количеству и внутрирегиональной структуре населения. Все эти факторы оказывают непосредственной влияние на развитие локального аптечного рынка. Так, 6 из 26 регионов нашей страны — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская Одесская области и АР Крым — суммарно аккумулируют почти половину общенациональной аптечной выручки. Это регионы с крупнейшими городами и высокой плотностью населения, а также более высокими доходами на фоне других областей.

Во всех регионах Украины в анализируемый период отмечена положительная динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. Если посмотреть на рынок с точки зрения количества реализованных упаковок, то данный показатель снизился в 10 регионах.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на аптечном рынке во всех регионах в этот период продемонстрировала прирост, причем в 20 регионах он измеряется двухзначными цифрами. Эта динамика обусловлена опережающим развитием высокостоимосного сегмента лекарственных средств в большинстве регионов Украины. Почти во всех регионах сохраняется наметившаяся ранее тенденция к увеличению потребления отечественной продукции.

Все регионы в нашей стране отличаются друг от друга, но страна едина. Поэтому анализ каждого региона в отдельности дает нам более глубокое понимание ситуации, сложившейся на отечественном фармацевтическом рынке.

Юлия Кордубайло

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи