Особенности расчетов по внешнеэкономическим договорам в национальной валюте

3 апреля состоялся круглый стол на тему «Использование гривны в расчетах с нерезидентами. Возможности и ограничения». Организатором мероприятия выступила Юридическая компания «Правовой Альянс» (далее — ЮК «Правовой Альянс») и АО «Пиреус Банк МКБ», а спикерами — Виталий Савчук, старший юрист ЮК «Правовой Альянс», Алла Сорока , руководитель управления по обслуживанию клиентов АО «Пиреус Банк МКБ», Андрей Боровой, территориальный менеджер АО «Пиреус Банк МКБ». В ходе круглого стола рассматривались ситуации, с которыми сталкиваются продавцы и покупатели, решившие привязать оплату по внешнеэкономическим договорам к гривне, фиксация стоимости в гривне (как эквивалент) с последующей оплатой в валюте и другое.

В начале мероприятия Виталий Савчук обратил внимание на то, что сложностей с расчетами по внешнеэкономическим договорам в гривне можно избежать, к самим договорам выдвигаются такие же требования, как и при оплате в иностранной валюте. Главное при этом — помнить, что перечислять гривню за рубеж в пользу нерезидента возможно, соблюдая несколько требований, которые в силу сложившихся обстоятельств далеко не всегда реально выполнить. В частности, на такую операцию должно быть согласие кредитора, что не слишком вероятно, если речь идет о Европе или США, поскольку принимать оплату в гривне субъекты этих стран скорее всего не пожелают. В странах Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) получить такое согласие может быть проще, но для этого операция по платежам должна происходить через банки, у которых есть соответствующие корреспондентские счета в банках Украины, на которых перечисленная гривня может быть конвертирована в другую валюту, в которой заинтересован банк кредитора. Европейские нерезиденты зачастую могут быть заинтересованы в заключении контракта, оплата по которому будет осуществляться в гривне лишь в случае наличия у них дочерней компании в какой-то из стран СНГ в связи с тем, что можно заключит договор, по которому оплата от украинского субъекта-должника будет перечисляться в гривне на корреспондентский счет банка, обслуживающий дочернюю компанию. После этого зачисленные средства смогут быть конвертированы и переведены на счет материнской компании из Европы в иной валюте.

Относительно контрактов с нерезидентами, по которым стоимость фиксируется в гривне, а оплата производиться в иностранной валюте, В. Савчук отметил следующее. В таких случаях очень важно правильно в зависимости от конкретных операций и исходя из предыдущей практики с контрагентом изложить условия договора. В целом в таких контрактах указывается, что валютой платежа является иностранная валюта, но цена самого товара фиксируется в гривне. Таким образом, контрагент для оплаты обращается в банк с заявкой на покупку определенной сумы евро или долларов, например, по курсу на день подачи такой заявки, исходя из общей сумы в гривне, которую необходимо перечислить. При этом, указав в заявке максимальный приемлемый курс евро, дистрибьютор, покупатель или любой другой контрагент, который получает товары или услуги и обязан перечислить валюту за рубеж, будет обезопасен от курсовых скачков. Иными словами, это компенсация курсовой разницы, хотя она может быть предусмотрена не только таким способом, но и другими, которые в принципе прямо не связаны с банковскими нюансами. Например, в договоре можно предусматривать скидки, кредит-ноты, расчет стоимости товара на основании формулы и т.д.

Особенности расчетов по внешнеэкономическим договорам в национальной валюте

Об изменениях в нормах валютного законодательства Украины для юридических лиц рассказала Алла Сорока. Она отметила, что 23.02.2015 г. Правлением национального банка Украины (далее — НБУ) было принято постановление № 124 «Об особенностях осуществления некоторых валютных операций» (далее — постановление № 124), согласно которому банкам запрещено покупать иностранную валюту по поручениям клиентов за счет средств в гривне, привлеченных этими клиентами в форме кредита. При этом неважно — это средства с кредитной линии или овердрафта (кредитование банком расчетного счета клиента для оплаты им расчетных документов). Даже если деньги перечисляются со счета другого банка, то банк-кредитор будет требовать от него предоставления справки о том, что эти средства не являются кредитными.

Также данным постановлением банкам запрещено осуществлять авансовые платежи в иностранной валюте за импорт товара по внешнеэкономическим контрактам, общая стоимость которых превышает 500 тыс. дол. США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленным НБУ на дату заключения сделки. Постановление также предусматривает, что авансовые платежи по внешнеэкономическим контрактам, общая стоимость которых превышает 500 тыс. дол., осуществляются исключительно с использованием аккредитивной формы оплаты (форма безналичных расчетов между предприятиями и организациями за товарно-материальные ценности и услуги на основании документов, подтверждающих, что контракт не является фиктивным). Если же невозможно определить общую стоимость контракта, она будет определяться на основании суммы платежей, осуществляемых в течении месяца. То есть, если сумма платежей за этот период превысит эквивалент 500 тыс. дол., то авансовые платежи будут осуществляться с использованием аккредитивной формы оплаты. (прим. ред.: с 10.04.2015 г. постановлением Правления НБУ № 222 снято данное ограничение в отношении операций при оплате фармацевтической продукции, соединений, используемых для ее изготовления, медицинских изделий для гемодиализа и лечения пациентов с онкологическими заболеваниями по прямым контрактам с их производителями)

Кроме того, постановлением № 124 предусматривается, что для подтверждения возможности как покупки, так и перевода иностранной валюты, пакет документов должен содержать справку Государственной фискальной службы Украины об отсутствии у резидента задолженности по налогам, сборам, платежам. Данная справка необходима по контрактам, общая стоимость которых превышает 50 тыс. дол. или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте (за исключением средств, приобретаемых для погашения кредита).

Также 03.03.2015 г. было принято постановление НБУ № 160, которым введен запрет для банков покупать иностранную валюту по поручению клиента-резидента, в случае если у него есть средства в иностранной валюте (депозитные и текущие счета) в данном или/и другом банке (за исключением ситуации, когда общая сумма средств на счетах составляет менее 10 тыс. дол.). Таким образом, резидент должен использовать свои сбережения в иностранной валюте, которые у него имеются, и только после этого подавать заявку в банк на ее покупку для осуществления хозяйственной деятельности. При этом общая сумма средств в иностранной валюте, размещенных на счетах клиента в уполномоченных банках на дату подачи заявления о покупке иностранной валюты, определяется исходя из остатка средств на счетах клиента на начало этого операционного дня (без учета сумм, которые поступят на счета клиента в течение дня) и без учета сумм:

  • купленной клиентом иностранной валюты, но не использованной им в установленный законодательством срок;
  • невыполненных платежных поручений клиента, включенных банком в соответствующий реестр, представленные в НБУ в период до даты подачи такого заявления о покупке иностранной валюты включительно;
  • средств клиента, на которые наложен арест.

Особенности расчетов по внешнеэкономическим договорам в национальной валюте

В свою очередь, Андрей Боровой рассказал, что аккредитивная форма расчета создана для того, чтобы ограничить создание фиктивных контрактов, а также для надежного расчета по предоплате контрактов. Что касается функции самого аккредитива, то зачастую он осуществляться с денежным покрытием (степень наличия у организации денежного обеспечения, необходимого для осуществления всех ее платежей в установленные сроки), а покупка валюты будет происходить исключительно для расчетов по аккредитиву, и эта сума будет размещаться на специальном счету покрытия.

В классическом смысле аккредитив снижает риски неоплаты или непоставки товара, но для того чтобы аккредитив был осуществлен, банк, который должен провести платеж по контракту, обязан получить документы, подтверждающие его действительность (например документы, свидетельствующие об отгрузке или передаче товара перевозчику), и только после этого платеж может быть произведен.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті