НФаУ реализует авторскую концепцию дистанционного обучения

В сентябре 2015 г. в Национальном фармацевтическом университете (НФаУ) стартовал педагогический эксперимент по внедрению дистанционного обучения, в котором принимают участие около 60 студентов заочной формы обучения специальности «Фармация». Об инновационном проекте мы попросили рассказать ректора НФаУ, академика НАН Украины, профессора Валентина Черных.
— Валентин Петрович, скажите, пожалуйста, каково это — быть первыми в таком деле? И как все начиналось?

Валентин Черных— Не скрою — сложно, потому что не на кого было рассчитывать: подобный опыт в системе отраслевой отечественной высшей школы отсутствует; интересно, потому что за технологиями дистанционного образования — будущее. Как Вы уже сказали, мы первые внедряем такой проект, и этот факт обязывает нас держать планку.

Мы преодолели педагогический консерватизм еще в 2007 г., когда на базе веб-приложения LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) создали обучающий портал pharmel.kharkiv.edu. В помощь студентам дневной и заочной формы обучения здесь были размещены более 2000 мультимедийных учебных материалов и всевозможных тестов. Затем нашими специалистами была разработана Концепция внедрения дистанционного обучения в фармацевтическое образование.

Мы подошли к делу очень основательно, понимая, что работаем на перспективу. Более 150 преподавателей предварительно повысили свою квалификацию на базе Национального технического университета «КПИ» по вопросам дистанционного обучения. Была проведена серьезная методическая работа по подготовке дистанционных курсов (рисунок). Этот колоссальный труд можно сравнить разве что с написанием учебников. Каждая кафедра университета разработала авторскую методику преподавания своей дисциплины, подготовила обучающие аудио­материалы, текстовые и графические пособия. Наши специалисты провели видеосъемку химических и биологических опытов, технологических процессов по приготовлению лекарств.

Рисунок
Структурная схема подачи учебно-методических материалов в дистанционном курсе
Структурная схема подачи учебно-методических материалов в дистанционном курсе

Участники проекта:

  • срок обучения 1,5 года, 6-й курс, группы 1-а, 1-б (фармацевтический факультет № 1);
  • срок обучения 4,5 года для лиц, которые имеют высшее образование, 1-й курс, группа 1-а (фармацевтический факультет № 2);
  • срок обучения 4,5 года для лиц, которые имеют образовательно-квалификационный уровень «младший специалист» по специальности «Фармация», 1-й курс, группа 1-а (фармацевтический факультет № 3).

Конечно же, современное дистанционное обучение немыслимо без компьютера, интернет-технологий. Специально под этот проект в НФаУ был создан Центр технологий дистанционного обучения (ЦТДО). Он круглосуточно поддерживает активность нашего обучающего интернет-ресурса.

— По каким критериям отбирали студентов дистанционной формы обучения?

— Для студентов, которых мы пригласили в этом году обучаться дистанционно, не было жестких правил приема или ограничений. Тем не менее, помехой могла стать элементарная компьютерная неграмотность. Таким студентам просто необходимо знание ПК. На базе ЦТДО мы провели так называемую установочную сессию. Что это? Это день, предваряющий начало обучения, когда сотрудники ЦТДО знакомят студентов с виртуальным пространством, в котором тем предстоит обитать в течение года. К вечеру студент должен запомнить свой персональный пароль и логин, уметь без проблем войти в личный кабинет, просмотреть или прослушать лекцию, отправить задание, принять участие в видеотрансляции, оставить сообщение в форуме и тому подобное. Одним словом, свободно пользоваться всеми возможностями сайта виртуального обучения. Как видите, техническую неграмотность можно преодолеть.

Существует еще один критерий отбора, пожалуй, самый важный. Это психологическая готовность студента учиться самостоятельно, его уровень самодисциплины, мотивация к обучению. Как показывает практика, особых успехов в рамках удаленного обучения добиваются взрослые люди, получающие второе высшее образование или повышающие свою квалификацию. У них уже есть жизненный опыт, опыт системного обучения. Они не стоят на распутье и четко знают, что им нужно. Отсюда можно сделать вывод, что дистанционное образование — не для всех. А для самых настойчивых и целеустремленных!

— Каковы основные отличия дистанционного обучения в НФаУ от всех практикуемых методик в Харькове и Украине?

— Самое важное в нашем дистанционном обучении — это живое общение с преподавателем (тьютором) на протяжении всего периода обучения. Общение может происходить как в рамках прямой видеотрансляции, так и посредством форума, чата, электронной почты, скайпа, по телефону. Примечательно то, что наш студент не остается один на один с «гранитом науки», он всегда получит своевременную консультацию и помощь, он всегда будет под «крылом» университета, пусть и виртуальным.

В некоторых учебных заведениях граница между дистанционной и заочной формой обучения несколько размыта. Мы же четко провели эту грань. В процессе дистанционного обучения наш студент не только самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, выполняет практические задания и контрольные тесты. Ему гарантирована систематическая обратная связь с преподавателем и виртуальными одногруппниками посредствам коммуникационных технологий. Заочник, напротив, на 80% времени предоставлен сам себе и контактирует с преподавателем только в рамках сессионных занятий.

— Какие еще особенности дистанционного обучения студентов?

— Особенностью является так называемый цикловой принцип изучения дисциплин, когда предметы изучаются студентами последовательно, а не параллельно, например, биологию с основами генетики студенты изучили на протяжении сентября, в октябре перешли к изучению латыни. Также после изучения каждых двух предметов, мы предусмотрели неделю повышения рейтинга, чтобы те из них, которые по разным причинам отстали от группы, смогли улучшить свои результаты.

Дистанционный курс для студентов 1-го курса

Биология с основами генетики, информационные технологии в фармации, латинский язык, неорганическая химия, анатомия и физиология человека, высшая математика, биофизика, органическая химия, валеология, аналитическая химия, ботаника, история и культура Украины, история медицины и фармации, логика, иностранный язык (профессионально ориентированный).

В качестве обучающей виртуальной среды мы выбрали платформу, которая основана на модульно-кредитной технологии обучения. Это педагогическая практика, в которой вся учебная информация разделена на модули, и ее изучение идет в строгой системной последовательности. За прохождение каждого модуля студент получает баллы. Это, условно говоря, формат игры: не прошел первый уровень (модуль) — не набрал баллов; не достиг нужного рейтинга — не можешь двигаться дальше, заново разбирай тему. Хочу отметить, что для успешного усвоения дисциплин мы постарались создать все условия. Это и современный методический материал: аудио-, видеолекции, инфографика, практические занятия в записи.

Также дистанционные курсы оснащены удобной навигацией. Все четко и понятно прописано: «Прочитай! Посмотри! Выполни задание!». Чтобы запутаться, нужно очень постараться. К тому же студент всегда может рассчитывать на помощь тьютора. В процессе обучения преподаватель и студент выбирают удобный для них формат общения. Как показывает практика, самый лучший вид связи — форум. И все потому, что письменное сообщение работает на группу. Один спросил, другой ответил, и эта переписка пригодилась третьему. А это реальная экономия времени. Ценность ситуации в том, что не только преподаватель учит студента, но и студент помогает студенту.

Есть дисциплины, не требующие выполнения лабораторных работ. Но если студент, например, изучает современные фармацевтические технологии, без практики не обойтись. Как быть дистанционным студентам?

— Все, что предусмотрено учебным планом, все лабораторные работы, а также итоговые модульные контроли по всем дисциплинам пройдут очно. Усвоив теорию дистанционно, студент обязательно приедет к нам на практические занятия. Но в отличие от заочников, у которых сессия длится 15–17 дней, дистанционным студентам потребуется 5–7 дней на практику и зачеты, а значит, и затраты на поездку, проживание в Харькове будут меньше. Можно уверенно сказать: дистанционный вариант обучения бюджетнее заочного.

— Соглашусь, лабораторную работу заочно не сдашь. А как же зачеты, экзамены? Ведь их можно провести на расстоянии, разве не так?

— В будущем, конечно, можно. А сегодня у нас предусмотрена живая встреча педагога и дистанционного студента. Почему? Ответ лежит на поверхности. Мы должны быть уверены, особенно перед тем, как выдать диплом, что перед нами одно и то же лицо: и в процессе работы в дистанционном курсе, и очно на зачетах. За границей на этот счет предусмотрены программы аутен­тификации студента по манере работы с клавиатурой. Нам это все только предстоит разработать и внедрить.

Дистанционный курс для магистров 6-го курса

Маркетинговые исследования в фармации, товароведение на фармацевтическом предприятии, экономика инновационной деятельности, современные фармацевтические технологии, методология и логика науки, клиническая фармакология, социальная экономика в фармации, физико-химические методы исследования органических соединений, психология общения, разработка и валидация методов контроля качества лекарственных средств, фармакогностический анализ нового лекарственного растительного сырья, лекарственные препараты специального назначения, системный анализ деятельности фармацевтических предприятий.

— Валентин Петрович, Вы можете подвести первые итоги? Есть результаты?

— Конечно, есть. Следует отметить, что далеко не все участники эксперимента «потянули» дистанционный формат. Треть из них, а это 28%, уже вернулись к традиционной заочной форме обучения. Чем и подтвердили индивидуальность метода! Зато остальные студенты показывают удивительные результаты. И это факт! Успеваемость наших дистанционных студентов на порядок выше таковой студентов заочной формы и не уступает показателям дневной. А это лучшее доказательство того, что проект имеет право на жизнь. Залогами успеха считаю постоянный контакт студента с тьютором и, бесспорно, саму методику обучения. Преподавательский состав с таким нетерпением ожидал начала педагогического эксперимента! Ведь не только студенты учатся у нас, мы тоже учимся у студентов. Мы учимся и совершенствуемся на собственном опыте. В ближайшие планы педагогического состава НФаУ входит подготовка методических рекомендаций по преподаванию конкретных дисциплин в формате дистанционного обучения.

Ольга Филипцова Ольга Филипцова , доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии, тьютор дистанционного курса «Биология с основами генетики»:

— Мой курс — «Биология с основами генетики», который я сопровождала в течение 6 недель, с 14 сентября по 25 октября. За это время обучение прошли 2 группы —18 человек (идут на второе высшее образование) и 9 человек (получают высшее на базе среднего специального фармацевтического образования). Все до единого студента хотя бы один раз заходили в курс. Большинство, что очень приятно, его успешно завершили и даже после этого продолжают заглядывать и смотреть, что в нем происходит, не появилось ли чего-то интересного. По итогам обучения есть 6 отличников, которые набрали более 54 баллов из 60 возможных. Есть даже абсолютный отличник, у которого остались резервные баллы за очень активную работу. Если в среднем считается, что НФаУ заканчивают с красным дипломом около 10% студентов, то в пересчете на курс «Биологии» — это 22%!

Как все проходило? При первом знакомстве со студентами через форум я поняла, что многие из них изначально были крайне далеки от биологии, но постепенно они очень гармонично втянулись в обучение, активно участвовали в тематических форумах, что для всех нас было крайне познавательным и заставило задуматься над многими вопросами. Кто-то выполнял задания быстро, кто-то даже досрочно, кто-то делал в несколько раз больше, чем требовалось (в начале не совсем понимая задание), кто-то потом догонял передовиков и тоже имел в итоге хорошие баллы. У некоторых студентов во время обучения возникали проблемы: начиная со сломавшегося компьютера до реальных проблем со здоровьем. Некоторые студенты звонили, чтобы разобраться в непонятных вопросах. Некоторые писали, что у них «возникла зависимость» от нашего сайта и обучения (это самая большая похвала).

Что со своей стороны я пыталась делать как тьютор? Старалась подать свой курс как можно более эмоционально, расположить студентов, создать комфортную дружескую атмосферу, вызвать интерес. На личном примере показывала, как и что надо делать, например, как писать сообщения в тематических форумах. Все это время, можно сказать, я жила в дистанционном курсе. Это несколько часов ежедневно, которые тратятся на проверку заданий, их оценку, общение в тематических форумах, по почте, проведение прямых видеотрансляций, написание обращений для мотивации студентов и т.д. Это работа по субботам и воскресеньям, и в ночное время (именно в это время — выходные и вечер-ночь — дистанционные студенты интенсивно учатся), так как они ждут ответов и нервничают.

В дистанционном формате преподавателю нужно работать больше, чем со студентами стационара, и уж, тем более, чем со студентами-заочниками. В свою очередь, дистанционный студент имеет неограниченные возможности общения с тьютором. Предположу, что именно этим и обусловлены высокие результаты обучения.

Юлия БратишкоЮлия Братишко, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики предприятия, тьютор дистанционного курса «Экономика инновационной деятельности»:

— На стадии разработки дистанционного курса действительно необходимым был пересмотр традиционных форм подачи материала. Материал для дистанционного курса должен быть менее академичным, более визуализированным, лаконичным и емким по содержанию, красочно и необычно оформленным, содержать мотивирующие к обучению рисунки, ссылки, отступления и, конечно же, должен содержать как можно больше примеров (описанных как словами, так и представленных в виде «картинок»). Необходимым также стало повторение по сути одного и того же в различных формах для повышения эффективности образовательного процесса. Исходя из моего опыта, использование краткого видеоматериала положительно оценивается студентами. Таким образом, в будущем я бы использовала еще более визуализированный материал, давала бы больше видеообзоров по тематике курса. Мне повезло работать дистанционно именно с магистрантами. Чувствуются их профессиональная зрелость, стремление к знаниям, высокая самомотивация. У меня впечатление от дистанционного обучения в рамках моего курса исключительно положительное. Данная система образования, на мой взгляд, эффективна, прозрачна и хорошо контролируема. Работа с дистанционными студентами для меня была очень увлекательной и дала неоценимый опыт. Очень хотелось помочь студентам найти ответы на возникающие вопросы, помочь с поиском дополнительного материала, мотивировать их, дать им положительный эмоциональный настрой и чувство удовлетворения от проделанной работы. Конечно же, я столкнулась и с некоторыми проблемами. Для дистанционного обучения очень важными являются уровень компьютерной грамотности студентов, их умение работать в интернете, использовать текстовые редакторы, возможности электронных таблиц, умение представлять результаты своего труда должным образом. Немаловажным аспектом в дистанционном обучении является и уровень коммуникабельности студентов. Вопросов ко мне как к тьютору возникало много, и это меня очень радовало, поскольку означало заинтересованность студентов моей дисциплиной. В моем курсе абсолютно не задействованным остался форум взаимопомощи студентов, общение друг с другом студенты предпочли не выносить на всеобщее обозрение. Также хочется отметить неоспоримый факт удобства такой формы образования, которая позволяет студентам самим выбирать время обучения. Как выяснилось, вечернее и ночное время для них наиболее удобно. Студенты много читали, смотрели аудиографические лекции, изучали предоставленные мной видеообзоры и дополнительный материал, проходили тестирование, хорошо справлялись с поставленными задачами. Я мотивировала их, а они — меня. Каждый заданный вопрос имел продолжение в виде дискуссии. Единственное, что огорчает, это нормирование часов работы в дистанционном курсе, которое должно быть усовершенствовано. Ведь дистанционное обучение у тьютора занимает гораздо больше времени, нежели предусмотрено на сегодня. Подводя итог, мне хочется пожелать нынешним и будущим студентам успехов на пути получения действительно качественного образования в нашем университете.

Олеся Тараненко, инженер-эколог, 40 лет, с 2015 г. студентка НФаУ, специальность «Фармация» (второе высшее образование), г. Миргород:

— Я работаю в системе образования и, разуме­ется, знакома с методиками предоставления образовательных услуг. Я много слышала о дистанционной форме обучения — нам не один раз презентовали ее на курсах повышения квалификации, но чтобы она так эффективно работала, я на собственном опыте прочувствовала только в НФаУ.

Очень нравится система изложения материала в виде опорных конспектов (ненавидела их писать!). При этом задания не выходят за границы представленного материала, хоть ответы и не лежат на поверхности. Еще нравится возможность исправить ошибки в работах — их анализ окончательно систематизирует знания. Хотя глубину знаний, конечно же, покажет итоговая форма контроля (результатов, думаю, с интересом ожидают и сами преподаватели).

В системе дистанционного обучения мне подходят:

  • доступность (в географическом и временном положении);
  • свобода (во времени и объеме материала);
  • индивидуальный темп;
  • эффективная обратная связь с тьютором;
  • инновационные технологии подачи учебного материала;
  • четкая система организации процесса.

Правда, эти плюсы, как и все в биосфере, уравновешены минусами: не все умеют работать самостоятельно, отсутствует эмоциональная окраска учебного материала (хотя тьютору Ольге Владимировне Филипцовой удалось легко «заразить» интересом к своей дисциплине); недостаток живой практики; отсутствие очного общения с преподавателем лишает «секретиков в дисциплине». В этом контексте хотелось бы в начале курса изложения если не «секретов», то хотя бы типичных ошибок, допускаемых студентами.

Есть опасения по поводу обучения: хоть бы не пропал интернет, хоть бы не попался равнодушный либо умный, но не умеющий научить преподаватель.

Отметила, что каждый новый курс напрямую зависит от характера тьютора. Меня трудно чем-либо удивить, но когда Ольга Владимировна мне ответила в 3:43 — уж поверьте, просто нет слов, чтобы передать эмоции.

По моему мнению, по крайней мере, по состоянию на сегодня, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят таковые традиционных форм обучения. Самостоятельное изучение дисциплины улучшает запоминание и понимание. Постоянное общение с тьютором делает это общение интересным и живым.

Формула успешного дистанционного образования: высокая мотивация + сила воли + самодисциплина и самоконтроль + постоянный доступ к интернету = доступность, гибкость, мобильность, технологичность обучения.

Снимаю шляпу перед преподавателями НФаУ — ведь я могу оценить, сколько сделано методически, чтобы система заработала. Это колоссальный труд!

Илона Горецкая, выпускница НФаУ 2015 г., провизор-интерн, 23 года, одновременно с магистратурой учится по специальности «Педагогика высшей школы», г. Киев:

— Раньше мне не приходилось обучаться дистанционно. Поэтому впечатлений от проекта у меня масса. Поначалу было очень непривычно видеть преподавателя не в стенах университета, а на мониторе у себя дома. Но я быстро оценила такой формат общения, ведь это реальная экономия времени. Особенно для меня. Я работаю с 8:00 до 21:00 полную неделю, имея только 2, в лучшем случае, 3 выходных дня. Сначала я очень переживала, что не буду успевать, сами понимаете, после работы еще есть домашние обязанности. Слава Богу, моя семья меня понимает и поддерживает. Но, оказалось, что изучать одну тему в день совсем не тяжело, ведь материал подан четко и доступно. И, что самое главное, в любой момент можно вернуться к интересующей теме, повторить, закрепить информацию. Хочу поблагодарить наших тьюторов, которые при возникновении каких-либо трудностей сразу приходят к нам на помощь.

Екатерина Кривонос, выпускница НФаУ 2015 г., провизор-интерн, 23 года, г. Сумы:

— В этом году я закончила НФаУ, где получила квалификацию провизора по специальности «Фармация». Но, поразмыслив, поняла, что хочу получить диплом магистра, который, я уверена, пригодится в будущем. Поскольку я обучалась на бюджетной основе, мне необходимо пройти интернатуру, а также отработать 3 года по распределению. Потому я и выбрала дистанционное обучение. Ранее опыта дистанционного обучения как такового не имела. Конечно, я пользовалась сайтом дистанционного образования для ознакомления с определенными лекциями по предметам, которые пропускала по болезни, или когда что-то не успевала записать во время лекций. Но так, как делаю это сегодня, — отвечать на тесты, смотреть видеолекции и слушать аудиолекции, выполнять задания — никогда.

Понравилось то, что могу рассчитать свое время, чтобы поработать, поучиться и отдох­нуть. Но иногда очень трудно, когда за неделю нужно подготовить несколько тем: тогда на отдых остается куда меньше времени. Меня спасает то, что на работе иногда появляется возможность выкроить время, чтобы зайти на сайт, оставить запись в форумах или прослушать лекцию. Также в ходе учебы очень помогает то, что можно посоветоваться с преподавателем, как именно выполнять письменную работу, или когда есть пример ее выполнения.

Хотелось бы, чтобы в каждом курсе был размещен онлайн-учебник, так как иногда приходится потратить немало времени на его поиски. В целом для успешного выполнения работ и понимания темы мне хватало лекций и видео, представленных на курсе. Большое удовольствие получала от просмотра интересных видео, иногда именно благодаря им лучше понимала определенный материал.

Для меня это интересный опыт. Я не жалею, что решила учиться дальше, и уверена, что когда закончу, у меня будет еще больше знаний!

Аксинья Калинина,
фото предоставлены НФаУ

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті