Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область применения

В рамках так называемой программы дерегуляции фармацевтического рынка предполагается упрощение процедуры регистрации лекарственных средств. Так, 29 мая 2016 г. Парламент принял за основу и в целом проект закона «О внесении изменения в статью 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» относительно упрощения государственной регистрации лекарственных средств» (№ 4484). По словам сторонников подхода, такая политика достаточно распространена в мире, она позволит повысить доступность и снизить цены на лекарства. В данной статье проанализированы подходы к упрощению допуска препаратов на рынки ЕС и США.

ЕС — стандартные процедуры

Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область примененияПеред тем, как перейти к рассмотрению процедур упрощенного или ускоренного допус­ка на рынок, остановимся на стандартных процедурах. Попасть на рынок стран ЕС препараты могут 3 способами: централизованная процедура (centralised procedure), взаимное признание (mutual recognition procedure) и децентрализованная процедура (decentralised procedure). По централизованной процедуре разрешение на маркетинг получают лекарственные средства, действующее вещество которых регистрируется впервые на территории ЕС, а также те, которые применяются при терапии ВИЧ/СПИД, онкологических заболеваний, нейродегенеративных расстройств или сахарного диабета. Заявки на получение разрешения на маркетинг по централизованной процедуре подаются напрямую в Европейское агентство по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA). При получении разрешения на маркетинг по централизованной процедуре препарат может маркетироваться во всех странах — членах ЕС.

Процедура взаимного признания применима к большинству традиционных лекарственных средств (conventional medicinal products). Она основывается на принципе признания уже сущес­твующих национальных разрешений на маркетинг в отдельных странах ЕС.

Децентрализованная процедура была введена в действие в 2004 г., она также применима к большинству традиционных препаратов. В соответствии с этой процедурой заявки на получение разрешения на маркетинг лекарственного средства подаются одновременно в нескольких странах — членах ЕС, одна из них выбирается в качестве референтной.

ЕС — ускоренный допуск

Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область примененияЕМА обязано обеспечить ранний доступ пациентов к новым лекарственным средствам, в особенности применяемым при терапии неудовлетворенных медицинских потребностей или представляющим большой интерес для общественного здравоохранения. ЕМА поддерживает процесс разработки новых лекарственных средств с ранних этапов разработки, а также предоставляет регуляторные механизмы для их ускоренного поступления к пациентам.

Фармацевтические компании, разрабатывающие такие препараты, могут обратиться в ЕМА и при соблюдении ряда условий в полной мере воспользоваться регуляторными возможностями ускоренной процедуры.

Законодательство Европейского Союза предусматривает несколько процедур ускоренной регистрации новых лекарственных средств, поступающих на рынок в соответствии с централизованной процедурой.

Ускоренная оценка (accelerated assessment): уменьшает время рассмотрения и оценки заявки на получение разрешения на маркетинг для лекарственных средств, которые представляют большой интерес для общественного здравоохранения, в особенности с точки зрения инновационности. В соответствии с этой процедурой рассмотрение заявки, как правило, продолжается 150 дней (при стандартной процедуре — 220 дней).

Условное разрешение на маркетинг (conditional marketing authorisation): позволяет получить разрешение на маркетинг до того, как становится доступной вся необходимая информация.

Благотворительно-испытательное применение (compassionate use): разрешает применение незарегистрированных лекарственных средств для пациентов с неудовлетворенными медицинскими потребностями. Комитет по лекарственным средствам для применения у человека (Committee for Medicinal Products for Human Use — CHMP) выносит заключение о критериях и условиях, при которых национальные программы лекарственного обеспечения могут включать этот препарат.

С 2006 г. по процедуре ускоренной оценки было одобрено 22 лекарственных средства. Еще 28 препаратов получили допуск на рынок по процедуре условного разрешения.

Система PRIME

Множеству пациентов с серьезными заболеваниями не хватает существующих терапевтичес­ких возможностей. В недавнем времени ЕМА запустило проект PRIME (PRIority MEdicines — Приоритетные лекарственные средства) для усиления поддержки разработки лекарственных средств для неудовлетворенных медицинских потребностей.

Прим. ред. — проект PRIME запущен в 2016 г. На 1 июня 2016 г. получено 18 заявок на участие в программе.

Инструменты ускоренного доступа не являются взаимоисключающими. К примеру, лекарственное средство, подпадающее под действие схемы PRIME, в то же время может:

  • пройти рассмотрение заявки на маркетинг по процедуре ускоренной оценки;
  • получить экспертное заключение от CHMP относительно благотворительно-испытательного применения во время проведения клинических исследований;
  • получить условное разрешение на маркетинг перед тем, как будет доступна вся необходимая информация.

Рассмотрим подробнее существующие механизмы ускоренного допуска препаратов на рынок:

Проект PRIME

Тип механизма: поддерживающий проект для разработки лекарственных средств.

Подпадающие лекарственные средства: те же, что и под процедуру ускоренного рассмотрения. Это препараты, представляющие большой интерес с точки зрения общественного здоровья и в особенности — терапевтической инновационности (неудовлетворенные медицинские потребности).

Когда применяется: 1) во время разработки на основании предварительных результатов клинических исследований (доказательство концепции); 2) при разработке препаратов микро-, малыми и средними предприятиями на более ранней стадии (доказательство концепции) на основании результатов первого клинического исследования (на людях).

Ключевые особенности: ранняя идентификация кандидатов на ускоренную оценку. Докладчик (это один из 2 членов Комитета или рабочей группы, которая проводит оценку заявки) назначается ранее. Научная и регуляторная поддержка Рабочей группы по научным советам (Scientific Advice Working Party, CHMP), других компетентных научных комитетов и ЕМА. Наличие выделенного уполномоченного лица для контакта с ЕМА.

Ускоренное рассмотрение

Тип механизма: регуляторный инструмент для раннего выведения на рынок.

Подпадающие лекарственные средства: препараты, представляющие большой интерес с точки зрения общественного здоровья и в особенности — терапевтической инновационности (неудовлетворенные медицинские потребности).

Когда применяется: за 6–7 мес до подачи заявки на получение разрешения на маркетинг заявитель уведомляет ЕМА о желании применить ускоренное рассмотрение. За 2–3 мес до подачи заявки направляет запрос на прохождение ускоренного рассмотрения. Альтернативный вариант: если кандидат в препараты ранее был включен в проект PRIME, применение ускоренной оценки должно быть подтверждено перед подачей заявки на получение разрешения на маркетинг.

Ключевые особенности: время рассмотрения заявки уменьшается на 60 дней.

Условное разрешение на маркетинг

Тип механизма: регуляторный инструмент для раннего выведения на рынок.

Подпадающие лекарственные средства: препараты для лечения серьезных тяжело протекающих или жизнеугрожающих заболеваний, чрезвычайных ситуаций, а также орфанные лекарственные средства. Препараты должны соответствовать таким критериям: позитивное соотношение баланса польза/риск, заявители обязаны иметь возможность предоставить исчерпывающие данные после авторизации, отвечать неудовлетворенным потребностям. Кроме этого, заинтересованным сторонам следует доказать, что выгода от быстрой доступности превышает риски, связанные с отсутствием всей необходимой информации на момент получения допуска на рынок.

Когда применяется: дискуссии относительно применения процедуры начинаются вестись максимально рано, — еще при разработке (научная поддержка/составление протоколов исследований). Запрос подается вместе с подачей заявки на получение разрешения на маркетинг. Возможность использования такой процедуры может быть предложена со стороны CHMP во время рассмотрения заявки на получение разрешения на маркетинг.

Ключевые особенности: условное разрешения на маркетинг выдается на лекарственные средства для пациентов с неудовлетворенными медицинскими потребностями на основании менее полных клинических данных. Вся необходимая информация в полном объеме (регистрационное досье) должна быть предоставлена в компетентные органы по истечению условленного срока.

Принудительно-испытательное использование

Тип механизма: регуляторный инструмент для ускоренного доступа.

Подпадающие лекарственные средства: неавторизированные препараты (без разрешения на маркетинг), которые соответствуют ряду условий. В частности, предназначенные для терапии хронических, тяжело протекающих, жизне­угрожающих заболеваний, для которых отсутствует удовлетворительное лечение. Чаще всего процедура используется для групп пациентов, а не индивидуально.

В принудительно-испытательное использование включаются препараты, находящиеся на таких этапах жизненного цикла: получение разрешения на маркетинг по централизованной процедуре или клинические исследования. Получить допуск на рынок по этой процедуре могут только лекарственные средства, подпадающие под обязательную или добровольную централизованную процедуру.

Когда применяется: заявители не направляют запрос в CHMP на получение заключения о принудительно-испытательном использовании лекарственного средства. С этой целью они ведут переговоры с национальными компетентными органами.

Ключевые особенности: схема выгодна для серьезно больных пациентов, которые не получают удовлетворительное лечение или не могут быть включены в клинические исследования. CHMP рекомендует государствам — членам ЕС гармонизировать такие аспекты: условия применения, поставки и целевая аудитория.

США — стандартные процедуры

Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область примененияУправление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) предусматривает 2 процедуры допуска рецептурных лекарственных средств на рынок США. Заявитель может подать заявку на регистрацию нового препарата (New Drug Application — NDA) и заявку на регистрацию по сокращенной процедуре (Abbreviated New Drug Application — ANDA). Безрецептурные лекарственные средства получают допуск на рынок по другим процедурам. Существует также отдельный механизм для выведения на рынок биопрепаратов.

NDA — процедура для регистрации нового лекарственного средства в США. ANDA — это упрощенная процедура, применимая к генерическим препаратам. Система допуска для генерического лекарственного средства называется упрощенной, поскольку зачастую не требует предоставления информации о проведении доклинических и клинических исследований, которые подтверждают безопасность и эффективность препарата. Вместо этого заявитель должен продемонстрировать, что лекарственное средство является биоэквивалентным оригинальному.

Ускоренное одобрение в США

Несмотря на существующие различия в системах ускоренного допуска на рынок в целом, подходы ЕС и США в данном вопросе, — довольно сходны.

При разработке нового лекарственного средства, еще до его одобрения (получения допус­ка на рынок), молекула проходит 2 стадии: доклинические и клинические исследования. Для того, чтобы получить разрешение на проведение клинических исследований, заявитель подает заявку в FDA для утверждения досье на исследуемый препарат (Investigational new drug application — IND).

Существует 3 типа IND:

  • клиническое IND. Такое досье утверждается для проведения клинических исследований нового препарата, расширения показаний маркетируемого лекарственного средства или изменения популяции пациентов;
  • IND экстремального использования. В соответствии с этой процедурой FDA имеет право одобрить применение экспериментального препарата в экстремальных ситуациях, при которых отсутствует возможность ожидать, пока он получит одобрение по стандартной процедуре. Данные лекарственные средства применяют пациенты, которые не могут проходить лечение в рамках клинических исследований;
  • IND для терапевтического применения. Данный подход распространяется на экспериментальные лекарственные средства, которые демонстрируют многообещающие результаты (во время проведения клинических исследований) при лечении жизнеугрожающих заболеваний. Статус IND для терапевтического применения препарата может получить на финальных стадиях клинических исследований.

IND бывают 2 категорий: коммерческие и исследовательские.

Досье IND должно содержать такую информацию:

  • данные доклинических исследований: фармакологические исследования на животных и исследования токсикологического профиля;
  • информация о производителе. Эти данные необходимы для того, чтобы регуляторный орган убедился, что производитель сможет выпускать качественное лекарственное средство надлежащего качества в надлежащем объеме;
  • клинические протоколы и информация об исследовании.

После подачи заявки на утверждение досье IND заявитель ожидает 30 дней, после чего, в случае отсутствия ответа, может приступать к проведению клинических исследований.

Выводы

В США и ЕС существуют процедуры упрощенного или ускоренного допуска лекарственных средств на рынок. Регуляторные органы предоставляют возможность препаратам, отвечающим ряду критериев и условий, быстрее пройти процедуру регистрации (получить разрешение на маркетинг или допуск на рынок).

Важно обратить внимание, что при упрощенной регистрации лекарственного средства не снижаются требования к регистрационному досье на препарат. Так, в ЕС при выдаче условного разрешения на маркетинг, когда еще не все данные клинических исследований доступны, оговаривается время, когда заявители восполнят все необходимые документы. То же самое происходит и в США, когда инновационные препараты демонстрируют многообещающие результаты клинических исследований. Регуляторы дают фору перспективному лекарственному средству во время поздних стадий клинических исследований, однако не снижают требования к регистрационному досье.

В ЕС и США механизмы упрощенной регистрации существуют для инновационных препаратов. Для генериков также предусмотрена процедура упрощенной регистрации — это исследование биоэквивалентности. Других механизмов допуска на рынок генериков нет.

В случае упрощения требований к регистрируемым препаратам возникает множество вопросов, связанных с обеспечением качества, безопасности и эффективности лекарственных средств. Кто будет нести ответственность за качество регистрируемых и ввозимых препаратов?

Важно понимать, что Украина, подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, взяла на себя обязанности интегрировать в национальное законодательство нормы европейского права. Об этом не следует забывать в контексте изменений системы регистрации лекарственных средств. Принятый в Украине Закон не соответствует нормам европейской системы регистрации. Принятие такого нормативного акта — временный и неоправданный шаг.

Галина Галковская
по материалам ec.europa.eu;
www.fda.gov; www.ema.europa.eu

Упрощенная регистрация лекарственных средств в мировом разрезе: принципы и область применения

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи