Цены на лекарства: мифы и реальность

Повышение цен на лекарственные средства (ЛС), произошедшее в начале октября 2008 г., стало горячей темой для обсуждения не только для представителей фармацевтической отрасли, общественных организаций, регуляторных органов, но и для обычных граждан, которые столкнулись с проблемой экономической недоступности ЛС, а в некоторых случаях — и с полным отсутствием необходимых препаратов в аптеке. Именно потому среди основных вопросов, рассмотренных участниками Всеукраинской фармацевтической конференции «АПТЕКА-2008 Осень», состоявшейся 11–14 ноября 2008 г. в Луганске, проблема ценообразования стала темой отдельной пленарной сессии, а также вызвала оживленную дискуссию, происходившую как в сессионном зале, так и за его пределами.

ЗахарашПленарную сессию открыл заместитель Главного государственного инспектора Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ Украины (далее — Государственная инспекция) Андрей Захараш. Он отметил, что в октябре 2008 г. КМУ и МЗ Украины перед Государственной инспекцией была поставлена задача отследить цены на ЛС зарубежного и отечественного производства среди 2400 субъектов хозяйственной деятельности. По результатам данного мониторинга сотрудниками территориальных инспекций совместно с представителями МВД, прокуратуры, Государственной инспекции по контролю за ценами Министерства экономики Украины осуществлено 180 проверок. Основная цель проводимых мероприятий — стабилизация ситуации на фармацевтическом рынке и возвращение цен на ЛС к состоянию на 1 октября. Кроме того, Государственная инспекция, взаимодействуя со СМИ, информировала население относительно проведенных мероприятий по стабилизации цен. В секретариате КМУ создана телефонная линия по вопросам преодоления роста цен на ЛС, куда могли обратиться все желающие с вопросами касательно стоимости препаратов, а также с сообщениями о повышении цен на них. После принятия вышеперечисленных мер отмечали снижение цен на препараты, однако по оперативной информации, полученной при проведении проверок территориальными инспекциями, в отдельных случаях оптовые цены на ЛС так и не вернулись к исходному уровню.

СтрашныйМеждународной практике ценообразования на ЛС был посвящен доклад главы представительства компании «Pfizer» в Украине, заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора фармацевтических наук МВА, профессора Владислава Страшного. В начале своего выступления он отметил, что по данным экспертов аналитической компании «IMS Health», прогнозируемый показатель роста мирового фармацевтического рынка в 2009 г. достаточно оптимистичен и составит 4,5%, что в денежном отношении превысит 820 млрд дол. США. Наиболее высокие показатели роста (14%) прогнозируются на фармацевтических рынках развивающихся стран, в том числе и в Украине. Однако в США и других странах с так называемым зрелым фармацевтическим рынком предполагается снижение показателя роста до 1–2%.

Рассматривая особенности американской системы ценообразования, докладчик отметил, что в сфере ценообразования и возмещения стоимости ЛС задействован широкий спектр заинтересованных сторон, 84% из которых составляют частные плательщики. Именно поэтому чрезвычайно важно доскональное понимание приоритетов этих игроков. Ценообразование и возмещение стоимости ЛС — важный фактор, влияющий на разработку и выведение на рынок новых препаратов, поэтому ему необходимо уделять внимание в первую очередь. Фармакоэкономический анализ, который обязательно проводится при разработке нового препарата, — основной аргумент для обоснования цены и объема возмещаемых потребителю затрат, при этом государство в процесс ценообразования не вмешивается. Однако в последнее время на фоне увеличения объема продаж ЛС снижаются доходы от инвестиций, вложенных в разработку и испытания препаратов, что влечет за собой уменьшение инвестирования в следующий инновационный проект. В. Страшный также отметил, что возврат инвестиций зависит от уровня развития защиты информации, обеспечения охраны права интеллектуальной собственности, нормативно-правовой базы, экономических факторов.

Затраты США на содержание системы здравоохранения приближаются к 20% валового дохода страны. Это один из самых высоких показателей в мире, который за период с 1999 по 2004 г. увеличился на 8,1%. На сегодня жители США потребляют почти половину ЛС, произведенных в мире. Однако, по словам В. Страшного, рост затрат на здравоохранение будет продолжаться.

Второй по объему рынок продаж ЛС в мире после США составляют 5 крупнейших стран Европы, где в отличие от США основным плательщиком является правительство. Это дает государствам значительную возможность использовать регуляторы ценообразования и возмещения стоимости, что приводит к ограничению для пациентов выбора препаратов и снижению прибыли компаний.

Завершая доклад, В. Страшный отметил, что за последние 10 лет фармацевтические компании подали на регистрацию более 700 новых ЛС, 90% из которых находятся в списке основных лекарственных средств ВОЗ. Поскольку большая часть инвестиций в исследования и разработку генерируется частным бизнесом фармацевтической индустрии, цикл фармацевтических научных исследований и разработок, а, соответственно, и здоровье человечества напрямую зависят от финансовых поступлений от продаваемых сегодня на рынке препаратов.

НемченкоДоклад заведующей кафедрой организации и экономики фармации Национального фармацевтического университета (НФаУ), заслуженного деятеля науки и техники Украины, профессора Аллы Немченко был посвящен проблемам ценообразования на ЛС и путям их решения. Для XXI в. характерны равноправные отношения здравоохранения и фармацевтической индустрии, их интегрированный бюджет, единый комплексный подход к решению проблем фармации и здравоохранения, конфронтация между категориями цены и качества, конкурентное ценообразование на ЛС, система страхования и возмещения средств, а также ценообразование на инновационные препараты, обусловленное фармакотерапевтическим эффектом.

А. Немченко подробно остановилась на некоторых законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих ценообразование на ЛС, среди которых:

  • Закон Украины «О ценах и ценообразовании»;
  • Хозяйственный кодекс Украины, ст. 189–192;
  • постановление КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных Советов по регулированию цен и тарифов»;
  • постановление КМУ от 16.11.2001 г. № 1499 «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ относительно ценообразования на лекарственные средства»;
  • приказ МЗ Украины и Министерства экономики Украины от 03.12.2001 г. № 480/294 «Об утверждении перечня отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию»;
  • Указ Президента Украины от 24.04.2008 г. № 396/2008 «О Межведомственной рабочей группе по вопросам ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, государственных закупок и регистрации лекарственных средств».

Согласно методическим рекомендациям, зарегистрированным как новшество в системе здравоохранения, сотрудниками НФаУ в октябре 2008 г. был проведен мониторинг цен на основные ЛС, по результатам которого действительно было отмечено снижение показателя доступности препаратов до 10%.

В сложной ситуации, сложившейся на данный момент на фармацевтическом рынке, по мнению докладчика, выходом может стать введение референтных цен на препараты. Референтная цена — это единая цена на ЛС однородной (референтной) группы, исходя из которой проводится расчет стоимости фармацевтической помощи, подлежащей компенсации из бюджета государства. Ее внедрение обусловлено необходимостью определения стоимости фармацевтической помощи, подлежащей возмещению населению Украины в условиях:

  • дефицита бюджетного финансирования фармацевтической помощи населению (до 80% необходимого уровня);
  • существующего отличия уровня розничных цен на ЛС в различных областях страны (средний разброс цен за 2007 г. 43,4%);
  • значительного разброса уровня розничных цен на различные торговые позиции ЛС с одинаковыми международными непатентованными названиями (свыше 1000% розничной цены).

Система референтных цен внедрена в большинстве стран Европы, которые имеют развитые системы реимбурсации (Нидерланды, Германия, Дания, Бельгия и др.). Внедрение ее в Украине позволит:

  • повысить доступность фармацевтической помощи населению за счет снижения ее стоимости;
  • обеспечить равный доступ к гарантированному объему фармацевтической помощи независимо от региона проживания, уровня дохода и других факторов;
  • оптимизировать расходы бюджета на фармацевтическое обеспечение путем четкого определения объема и стоимости его компенсации;
  • обеспечить прозрачность и эффективный контроль ценообразования в процессе проведения государственных закупок ЛС.

Подводя итоги, А. Немченко отметила, что результат усовершенствования ценообразования на ЛС — обоснованность, прозрачность и гласность в формировании систем оптовых и розничных цен. Среди основных задач, которые предстоит решать в будущем, докладчик перечислила следующие:

  • проведение систематического мониторинга оптовых цен производителей (таможенной стоимости), оптово-отпускных цен оптовых фирм и розничных цен, а также показателей доступности препаратов;
  • создание системы регистрации оптовых цен производителей (таможенной стоимости), введение Государственного реестра оптовых цен производителей (таможенной стоимости) ЛС;
  • нормативно-правовое определение понятий «оптовая цена производителя», «предельный уровень снабженческо-сбытовой и торговой (розничной) наценки»;
  • формирование информационной базы данных отечественных и мировых цен производителей основных ЛС;
  • разработка эффективного социально-экономического механизма регулирования системы цен на препараты и реимбурсации;
  • формирование и внедрение системы референтных цен на ЛС;
  • внедрение единой ценовой политики розничных цен на ЛС.

ЧертковПленарную сессию завершил доклад заместителя генерального директора по маркетингу ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница», представителя Ассоциации фармацевтических производителей Украины Юрия Черткова «Лекарства украинского производства — преимущество для дистрибьюторов и гарантия обеспечения рынка в условиях экономического кризиса в Украине».

«Необходимо еще много времени, чтоб с достаточной глубиной осмыслить то, что происходит сейчас на финансовом рынке», — отметил докладчик. Аналогии, часто проводимые между настоящей ситуацией и кризисом 1997–1998 гг., с его точки зрения, недостаточно корректны — кризис 1997–1998 гг. по своим характеристикам полностью вписывался в систему досконально исследованных цикличных денежных кризов, связанных с пульсацией нагромождения капитала. Сегодняшний кризис появился другим путем. Это структурный денежный кризис, который отличается от циклического прежде всего своей периодичностью, формируется на основании не среднесрочных (раз в 7–9 лет), а долгосрочных циклов. Структурные кризисы по своей сути отображают противоречия денежной системы. Их причины — не внешние, а внутренние шоки системы денежных отношений.

Рыночная экономика требует государственного и общественного регулирования, которое осуществляется при помощи 2 основных механизмов: создания условий для эффективной работы предприятия и профессионального использования данных информационного анализа для оптимального решения маркетинговых проблем. Фармацевтическое производство, бесспорно, являясь одним из типичных представителей промышленных предприятий, в то же время отличается повышенной потребностью в социальном регулировании, прежде всего потому, что его продукция направлена на удовлетворение безотлагательного спроса населения. Последствия экономического спада заметны уже сегодня, однако допустить его нельзя ни в медицине, ни в фармации — эти два звена здравоохранения должны работать бесперебойно. За время независимости Украины сформировалась единая целостная система медикаментозного обеспечения населения, которая должна продолжать функционировать. Те, кто «играет» на кризисе, диктуя методы работы, неприемлемые для других участников рынка, будет разрушать эту систему, в то время как необходимо думать о ее выживании и дееспособности в новых экономических условиях. Если производители, дистрибьюторы, аптеки будут выполнять свои функции и обязательства честно, этично и на взаимовыгодных условиях, кризис удастся преодолеть с минимальными для отрасли экономическими потерями, поэтому все операторы рынка должны заботиться о сохранении системы медикаментозного обеспечения.

По мнению Ю. Черткова, предотвратить повышение цен на ЛС позволит взвешенный дифференцированный подход к формированию ассортимента, ценовой политики, источников поставок медикаментов. В начале октября у большинства дистрибьюторов было зафиксировано резкое повышение цен на препараты, связанное с падением курса гривны по отношению к иностранным валютам. При этом повышение цен больше отмечалось на зарубежные препараты — отечественные производители, менее зависимые от долларовых рисков, свои отпускные цены на ЛС не меняли.

В условиях мирового финансового кризиса резкие колебания курсов иностранных валют неизбежны, что будет отображаться на ценах зарубежных препаратов. Они будут стремительно повышаться, а возможность снижения цен — маловероятна. Ценовая стабильность присуща на данный момент отечественным производителям. «В условиях финансового кризиса нашей стране особенно необходимы рабочие места, дополнительные денежные средства, налоговые поступления, которые при импортировании ЛС уходят за рубеж», — отметил докладчик. Отечественные препараты составляют основную часть ЛС, закупки которых для лечебно-профилактических учреждений осуществляются за бюджетные средства. Аптеки и дистрибьюторские компании, работающие с максимально полным ассортиментом препаратов отечественного производства, будут получать стабильные заказы от бюджетного сектора. Уже сейчас на фармацевтическом рынке Украины существуют дистрибьюторские компании, для которых тендеры лечебно-профилактических учреждений — основной метод ведения бизнеса. «Отечественные производители ЛС всегда готовы к сотрудничеству с аптечными сетями и дистрибьюторами, создавая и внедряя образовательные проекты для конечного потребителя, персонала аптечных сетей и компаний-дистрибьюторов, практикующих врачей, а также реализуя национальные оздоровительные программы», — завершил доклад Ю. Чертков. n

С материалами конференции вы можете ознакомиться на сайтах
www.apteka.ua; www.morion.ua

Анна Бармина,
фото Любови Столяр

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті