НК Украины ввел новый вид проверки — фактическую, которая проводится налоговыми органами по месту осуществления налогоплательщиками хозяйственной деятельности. Ее цель — проверка правильности реализации налогоплательщиками расчетных и кассовых операций, а также соблюдения ими трудового законодательства. В частности, органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (контрольные закупки) перед проверкой.
Несмотря на то, что фактическая проверка проводится без предварительного оповещения, необходимо помнить, что органы налоговой службы не могут осуществлять ее без предоставления надлежащим образом оформленного приказа и направления на проведение такой проверки.
Однако, как показывает практика, благодаря неосведомленности налогоплательщиков проверки субъектов малого бизнеса проводились без оформления необходимых документов. Это, в свою очередь, привело к ликвидации многих из них (до введения временного моратория на фактические проверки для малого бизнеса).
1 августа 2011 г. Президент подписал Закон Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины». Документом были внесены изменения в ст. 138 НК Украины, которая определяет состав расходов и порядок их признания. Теперь упомянутая статья содержит норму, согласно которой «другие расходы» налогоплательщика признаются расходами того отчетного периода, в котором они осуществлялись.
Одним из ключевых изменений является положение, согласно которому налогоплательщику предоставляется право корректировать доход отчетного налогового периода в случае возврата авансов (иных платежей), полученных до вступления в силу раздела ІІІ НК Украины и учтенных в составе валовых доходов. Аналогично при возврате учтенных в составе валовых расходов авансов, выданных до 1 апреля 2011 г., на сумму такого возврата осуществляется корректировка расходов отчетного налогового периода, в котором такие авансы были возвращены.
Кроме этого, предусмотрено, что при предоставлении товаров/работ/услуг в счет авансов, полученных до 1 апреля 2011 г., затраты, которые формируют себестоимость, признаются расходами на дату отгрузки таких товаров, выполнения работ, предоставления услуг, при условии, что такие затраты не были включены в состав валовых расходов ранее. В случае, если правоустанавливающий документ не определяет срок использования нематериальных активов, такой срок составляет 10 лет его беспрерывной эксплуатации. До внесения изменений в НК Украины порядок определения срока эксплуатации нематериального актива, если этот срок не был установлен правоустанавливающими документами, отсутствовал.
Изменениями, внесенными законом № 3609-VI, определяется, что срок обжалования налоговых решений составляет 1095 дней вместо 1 мес, установленного ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. Изменения были внесены во многие нормы НК Украины — при этом большинство из них автором данной публикации оценивается положительно.
Законом от 04.11.2011 г. № 4014-IV «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (далее — закон) раздел XIV НК Украины дополнен главой «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности». Начиная с 1 января 2012 г., упрощенцы разделены на 4 группы. Принадлежность к той или иной группе определяется в зависимости от сферы деятельности субъекта, его годового оборота и количества наемных работников.
Так, в соответствии с нормами закона плательщики единого налога делятся на такие группы:
1) физические лица — предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющие исключительно розничную реализацию продукции с торговых мест на рынках и/или осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению, объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 000 грн.;
2) физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг плательщикам единого налога и/или населению; производство и/или реализацию товаров; деятельность в сфере ресторанного бизнеса при условии, что в течение календарного года такие физические лица не используют труд наемных лиц или их количество одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 1 000 000 грн.;
3) физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или их количество одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 3 000 000 грн.; физические лица — предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по купле-продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (гр. 70.31 КВЭД ДК 009:2005), относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы;
4) юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: среднеучетное количество работников не превышает 50 человек, а объем дохода не превышает 5 000 000 грн.
Ставки единого налога устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы (далее — мзп), установленной по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года, и в процентах к доходу (процентные ставки). Фиксированные ставки устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей в зависимости от вида их хозяйственной деятельности с учетом календарного месяца: для 1-й группы — 1–10% мзп; для 2-й группы — 2–20% мзп. Процентная ставка для 3-й и 4-й групп плательщиков единого налога устанавливается в размере 3% от дохода — при уплате налога на добавленную стоимость; 5% от дохода — в случае включения НДС в состав единого налога.
Субъекты хозяйственной деятельности, которые относятся к 3-й и 4-й группам смогут добровольно регистрироваться плательщиками НДС. Следовательно, у них расширится круг покупателей — плательщиков НДС на общей системе налогообложения, а последние смогут относить к составу налогового кредита по НДС суммы налога, уплаченные в связи с такими приобретениями.
Одним из главных нововведений является то, что из НК Украины исключен подпункт 139.1.12, которым был установлен запрет на включение в состав расходов плательщика налога на прибыль затрат, понесенных в связи с приобретением товаров/работ/услуг у упрощенцев. По таким операциям с 1 января 2012 г. расходы в налоговом учете будут отражаться согласно общим правилам налогообложения. При этом, если дата признания расходов в налоговом учете приходится на период после 01.01.2012 г., налогоплательщик имеет право отображать расходы либо в составе себестоимости реализованных товаров/работ/услуг при признании дохода от реализации, либо в составе «других расходов» в период их возникновения.
Следует отметить, что парламент отменил штраф за завышение налогоплательщиком размера убытков. Кроме того, из НК Украины исключена норма относительно санкции в размере 75% от суммы недоимки за налоговое нарушение, выявленное у налогоплательщика 3-й раз на протяжении 1095 дней. С 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль составляет 21% (в 2011 г. — 23%). С начала текущего года стоимостной критерий для зачисления объектов в состав основных средств составляет 2500 грн.
Среди прочих новшеств: новые формы отчетности по налогу на прибыль, утвержденные Министерством финансов Украины, — налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий (приказ от 28.09.2011 г. № 1213); налоговая декларация о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица (приказ от 28.10.2011 г. № 1352).
юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим