В мире насчитывается около 60 млн работников сферы здравоохранения: врачей, медсестер, акушеров, фармацевтов и лаборантов, а также административных и вспомогательных работников. Несмотря на такое внушительное количество, по оценкам ВОЗ, в настоящее время в мире дефицит медицинских работников составляет более 4 млн человек. Многие из них мигрируют в страны с высоким уровнем развития в поисках более достойной заработной платы, возможностей для профессионального роста и лучших условий труда.
На протяжении последних 30 лет численность работников-мигрантов в области здравоохранения во многих европейских странах ежегодно возрастала более чем на 5%. В 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) около 20%, а в некоторых странах Персидского залива, таких как Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, — более 50% работников здравоохранения являются мигрантами. Медсестры из Филиппин (110 тыс.) и врачи из Индии (56 тыс.) составляют самую значительную долю работников-мигрантов в странах ОЭСР. Из некоторых стран с низким уровнем дохода (Гаити, Танзания, Сьерра-Леоне, Фиджи, Ангола, Мозамбик) в поисках лучших возможностей для трудоустройства уезжают более 50% высококвалифицированных работников здравоохранения.
Работники здравоохранения стремятся уехать в страны, где им предложат лучшие условия труда. Важным, но не единственным побудительным мотивом для миграции является достойная зарплата. Среди других причин — более привлекательные социальные условия; возможности для профессионального роста; эффективная система управления; политическая стабильность в стране.
Миграция нередко происходит поэтапно: работники сначала уезжают из бедных районов в более богатые в пределах страны, а затем — в страны с более высоким уровнем дохода. Во многих государствах наблюдается также движение трудовых ресурсов из государственного сектора здравоохранения в частный, при условии значительной разницы в зарплате.
Международной миграции способствует и процесс глобализации. В то же время спрос на работников здравоохранения постоянно растет в странах с высоким уровнем дохода, где собственная подготовка кадровых ресурсов проводится в недостаточном количестве. Спрос на медико-санитарные услуги возрастает также в связи со старением населения и ростом заболеваемости сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, особенно в сельской местности.
В нескольких странах со средним уровнем дохода, имеющих надлежащие системы образования в области здравоохранения, таких как Маврикий, Фиджи, Филиппины и Ямайка, значительная доля студентов, особенно в учебных заведениях по подготовке среднего медицинского персонала, начинает свое образование уже с намерением мигрировать. Некоторые страны, в частности Филиппины, стремятся использовать в своих интересах спрос на работников-мигрантов в области здравоохранения и намеренно подготавливают выпускников учебных заведений для работы за границей.
Перемещение работников здравоохранения имеет как негативные, так и позитивные последствия. При эмиграции значительного количества врачей и медсестер, страны, финансировавшие их образование, теряют вложенные в них инвестиции. Однако финансовые потери не являются самыми разрушительными. При наличии в стране неэффективной системы здравоохранения утечка ее трудовых ресурсов может поставить всю систему на грань развала с последствиями, измеряемыми потерями человеческих жизней.
Положительным является то, что благодаря миграции в страны с низким уровнем дохода ежегодно поступают миллиарды долларов в виде денежных переводов (это деньги, посылаемые мигрантами своим родственникам), что способствует уменьшению масштабов нищеты. К тому же работники здравоохранения могут вернуться в свои родные страны со значительным багажом приобретенных навыков и знаний.
Уменьшить негативные последствия миграции работников здравоохранения позволят следующие действия.
В странах происхождения медицинских работников:
- улучшение условий найма специалистов, особенно в сельских и отдаленных от крупных городов районах;
- социальная и правовая защита работников здравоохранения, работающих в трудных и зачастую опасных условиях за низкую оплату;
- усовершенствование подготовки работников здравоохранения внутри стран и разработка политики, способствующей возвращению мигрантов.
В странах назначения (принимающих странах):
- снижение зависимости от работников-мигрантов в области здравоохранения, главным образом путем обучения и подготовки большего числа работников здравоохранения внутри стран и оптимизации использования имеющихся трудовых ресурсов;
- ответственная политика стран по найму на работу и справедливое отношение к работникам-мигрантам в области здравоохранения.
ВОЗ уделяет пристальное внимание проблеме развития кадров здравоохранения. В 2004 г. на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения впервые было предложено разработать Глобальный кодекс по практике международного найма персонала здравоохранения (далее — Кодекс), который был принят в мае 2010 г.
Он способствует достижению справедливого соотношения интересов работников здравоохранения, стран их происхождения и стран назначения, уделяя особое внимание устранению отрицательных последствий миграции трудовых ресурсов в странах, переживающих кризис в обеспечении отрасли здравоохранения трудовыми ресурсами.
Основные положения Кодекса включают:
- содействие странам, испытывающим критическую нехватку работников здравоохранения, в их усилиях по улучшению условий и сохранению трудовых ресурсов;
- инвестиции в научные исследования и информационные системы для мониторинга потенциальной миграции работников здравоохранения с целью разработки эффективной политики в данной области, основанной на использовании фактических данных;
- удовлетворение потребностей стран в работниках здравоохранения по возможности за счет собственных трудовых ресурсов: их обучение, удержание и дальнейшая поддержка;
- равные права работников-мигрантов и работников здравоохранения, подготовленных в этой стране.
В соответствии с Кодексом системы здравоохранения как стран происхождения трудовых ресурсов, так и стран назначения должны получать выгоду от международной миграции кадров. Странам назначения предлагается сотрудничать со странами происхождения в целях поддержания и развития программ подготовки и обучения кадровых ресурсов здравоохранения. Государствам — членам ВОЗ рекомендовано не прибегать к практике активного найма на работу персонала здравоохранения из развивающихся стран, которые испытывают серьезную нехватку работников здравоохранения.
После распада СССР возможности для миграции в постсоветских странах существенно увеличились. Этот процесс был обусловлен экономическим кризисом, низкой заработной платой и неудовлетворительными социальными условиями, которые наблюдались в 1990-х годах. Проблема дефицита медицинских кадров и их миграции актуальна и для Украины. По словам Виктории Коваль, председателя Профсоюза работников здравоохранения Украины, стране не хватает 46 тыс. врачей и 20 тыс. младших медицинских специалистов. При этом ежегодно система здравоохранения теряет более 6 тыс. врачей, которые либо переходят работать в другие сектора экономики, либо эмигрируют. Данные ВОЗ свидетельствуют, что в 2005–2007 гг. 777 украинских врачей работали в Германии, 335 — в Великобритании и 221 — в Польше.
Учитывая, что значительная часть работников здравоохранения — пенсионного возраста, в ближайшее десятилетие Украину ожидает значительная нехватка кадров в системе здравоохранения, и уже сегодня органам власти необходимо позаботиться о программах мотивации медиков, улучшения условий их труда, предоставлении достойной зарплаты для ограничения оттока медицинских кадров.
Коментарі