Новые технологии: в поисках «идеальной» таблетки

В процессе конкурентной борьбы между фармацевтическими компаниями за создание «идеальной» таблетки постоянно появляются новые варианты цвета, формы, состава и вкусовых свойств лекарственного препарата. Если же в дополнение ко всему стоимость производства данного препарата снизится и его труднее будет подделать, выгода от таких нововведений бесспорна.

В настоящее время существует большая потребность в «узнавании и распознавании» таблетированных форм лекарственных препаратов. Согласно «золотому правилу» маркетинга, визуальное восприятие предмета имеет важное значение в его дальнейшей оценке. Профессионалы, длительное время работающие в фармацевтической отрасли, отмечают, что гамма цветов, которая может быть использована при производстве лекарственных средств (ЛС), на самом деле значительно уже из-за ограничений, налагаемых контролирующими органами.

Профессор Раймонд Роув, старший научный сотрудник компании «AstraZeneca», подчеркивает, что было бы заблуждением недооценивать силу восприятия в лечебных целях и не использовать ее. Например, хорошо известно, что выбор цвета таблеток или капсул может усилить эффективность препарата, и этот эффект может быть использован при производстве нейролептиков, антидепрессантов, болеутоляющих средств, ЛС, снижающих артериальное давление, и др. Вкус и цвет лекарственного препарата имеют важное значение для положительного восприятия его пациентами.

По словам Энрико Поласто, консультанта по производству фирмы «Arthur D Little» в Брюсселе («Arthur D Little» — первая в мире консалтинговая фирма по менеджменту, основанная в 1886 г. в Кембридже, США. — Прим. ред.), проводились различные научные исследования по изучению влияния цвета ЛС на состояние здоровья людей. «Вы не встретите снотворных таблеток красного цвета, — говорит господин Э. Поласто, — поскольку красный цвет оказывает стимулирующее влияние на деятельность ЦНС. Большинство болеутоляющих средств белого цвета, поскольку этот цвет ассоциируется с чистым веществом, сине-зеленую гамму цветов используют для производства препаратов, оказывающих угнетающее действие на ЦНС, например снотворных».

Используемый цвет таблеток зависит также и от географического фактора. Например, в Скандинавских странах и Японии предпочитают принимать таблетки белого цвета в отличие от США, где большим успехом пользуются цветные таблетки. Но все-таки таблетки должны выглядеть как медикаменты, а не как кондитерские изделия.

18150.jpg (8458 bytes)

В последнее время фармацевтические компании разрабатывают все более оригинальные и совершенствуют существующие способы введения ЛС, видоизменяя механизмы их высвобождения и улучшая эффективность в целом. Сейчас формы препаратов с контролируемым высвобождением активного вещества — обычное явление. И хотя таблетированные формы составляют на рынке около половины всех форм ЛС, существует повышенный спрос на любое нововведение, которое может оказать влияние на продажу препарата и сделать его более заметным на фармацевтическом рынке.

«Phoqus Pharmaceuticals» — небольшая фармацевтическая компания на рынке Великобритании, получила патент на совершенно новый и революционный метод наполнения и покрытия таблеток, благодаря чему создается возможность производить до 75 тыс. таблеток в час соответственно стандартам GMP. Главное отличие этого метода от стандартной технологии изготовления таблеток состоит в том, что весь процесс производства «сухой», то есть изготовление таблетки, покрытие ее оболочкой и упаковывание осуществляются в одном непрерывном процессе. Это становится возможным благодаря действию электрического поля: оболочка, в которой также могут содержаться активные ингредиенты, притягивается к сердцевине таблетки и фиксируется посредством высокой температуры.

Франк Армстронг, главный администратор компании, объясняет, что только при помощи манипулирования электрическим полем можно создавать уникальные изображения и комбинации цвета на оболочке таблетки. Данный метод можно использовать и при создании быстрорастворимых таблетированных форм ЛС.

Однако не исключено, что и «Phoqus Pharmaceuticals» может столкнуться со значительными препятствиями при внедрении новшества на фармацевтическом рынке. Это потребует преобразования производственного процесса, в то время как большинство компаний при наличии соответствующих технологий имеют превосходную производительность. Более того, у фармацевтических компаний будет стимул использовать данную технологию при разработке новых продуктов, то есть потребуется несколько лет прежде чем она будет включена в производственный процесс.

Привлекающий внимание внешний вид таблетки имеет значение не только для маркетинга, но и для того, чтобы облегчить пациентам распознавание препаратов, которые они могут принимать одновременно. Результаты исследований свидетельствуют, что около 84% врачей считают необходимым упростить идентификацию препарата по его внешнему виду во избежание ошибок в определении дозы, 49% — предпочли различия в цвете препарата, 47% — наличие штампа или оттиска на таблетке, 29% — форму таблетки.

Еще одна фармацевтическая компания «BioProgress», Великобритания, разработала принципиально новое вещество для изготовления оболочки таблетки. Новое покрытие не содержит производных желатина животного происхождения, поэтому идеально подходит для вегетарианцев. Это первое важное изменение в технологии покрытия начиная с 1930 г., когда впервые был использован желатин при изготовлении капсул для фармацевтических и косметических масел, витаминов, применяемых в качестве пищевых добавок. По словам Грехема Хинда, главного администратора компании, расходы на производство препаратов по новой методике и трудоемкость ниже, а процесс быстрее. Директор компании Барри Мункастер подчеркивает, что данная технология открывает более широкие перспективы для доставки ЛС в организм, делает возможным объединение двух активных веществ в одной капсуле с различным временем их высвобождения. Первые продукты, производство которых осуществляется по данной технологии, смогут появиться на рынке в первой половине 2004 г.

При нововведении, касающемся главным образом внешнего вида препарата, например, формы и цвета, можно избежать проблем, связанных с любым новшеством на рынке фарминдустрии. Присущий фарминдустрии консерватизм влечет за собой торможение внедрения любого открытия. Так, например, очень удачная новая формула лекарственного препарата, позволяющая таблетке быстро растворяться в полости рта и поэтому не требующая запивания водой, была изобретена 15 лет тому назад, но только сейчас заняла определенную позицию на фармацевтическом рынке. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что у значительного количества людей возникают проблемы с приемом таблетки, в связи с чем аналитическая фирма «Kalorama Research» (Нью-Йорк) прогнозирует увеличение средств на производство таких ЛС в 3 раза (с 1,5 млрд в 2002 г. до 5 млрд долл. США в 2005 г.). Данная форма лекарственного препарата создается путем измельчения активного ингредиента в порошок, затем покрытия его полимерами для маскировки вкуса. Частички сжимаются таким образом, чтобы гранулы могли раствориться в ротовой полости в течение нескольких секунд. Одна из основных задач, связанная с данной формой препарата, — устранение горького вкуса, присущего большинству ЛС.

Мэри Попинс знала секрет — чайная ложка сахара помогает проглотить любое лекарство…

П. Трэверс

Несмотря на миллионы долларов, которые ежегодно тратятся на исследования и разработку новых технологий улучшения вкусовых качеств ЛС, многие препараты все еще имеют плохой вкус. Дети очень часто отказываются принимать сиропы жаропонижающих средств, антибиотиков или средств против кашля из-за их неприятного вкуса. Категория препаратов, используемых для лечения больных СПИДом, также имеют неприятный вкус. В связи с этим пациенты довольно часто нарушают режим приема препаратов. Например, в 1998 г., по результатам исследований, проведенных в США, около 18% пациентов прекратили принимать ЛС из-за их плохого вкуса.

Компания «Linguagen», специализирующаяся на разработке современных фармацевтических и биотехнологий, пытается решить эту проблему. Цель деятельности компании — улучшение вкуса горьких лекарственных препаратов для перорального применения и пищевых продуктов, а также разработка нестандартных методов лечения ожирения и нарушений вкуса. В компании изучены различные компоненты, участвующие в определении вкуса, и механизм передачи в мозг специфического импульса при попадании горького вещества в полость рта.

Вкусовое восприятие включает процесс контакта вещества со специфическими вкусовыми рецепторами, переработку информации в нервные импульсы и передачу в специализированные центры ЦНС. Результаты последних исследований в области молекулярной биологии и биохимии вкуса свидетельствуют, что для молекул каждого вкуса существует индивидуальный механизм контакта с рецепторной вкусовой клеткой. В основном передача горького и сладкого вкуса осуществляется путем контакта с G-белокассоциированными рецепторами, в то время как передача соленого и кислого вкуса зависит от ионных каналов. Специфический G-белок трансдуцин, открытый профессором Робертом Маргольски, — белок третичной структуры, запускающий в действие сложные механизмы биохимических реакций и усиливающий сигналы, генерируемые клеткой для передачи в ЦНС. Однако не все виды горького вкуса передаются посредством этого механизма. Горечь кофеина, например, передается посредством ингибирования фосфодиэстеразы рецепторной вкусовой клетки.

По словам Шона Марсела, главного администратора компании, идея временной блокировки рецепторов горького вкуса даст возможность использовать эту технологию при производстве многих препаратов, так как из-за горького вкуса у большинства из них ограничены формы выпуска. Роберт Маргольски, профессор физиологии, биофизики и фармакологии медицинского колледжа Mount Sinai в Нью-Йорке (США), а также один из основателей компании «Linguagen», провел несколько исследований, доказывающих возможность «блокировки» горького вкуса при помощи специфических компонентов, включенных в структуру вещества. Эти компоненты могут блокировать передачу информации о горьком вкусе на различных уровнях.

В настоящее время для смягчения горького и маскировки неприятного вкуса ЛС используют 2 основных метода. Добавление различных примесей, таких, как ароматизаторы, заменители сахара, кислые аминокислоты, липиды, поверхностно-активные вещества, используют для устранения горького вкуса. Другой метод затрагивает процесс обработки ЛС. Он заключается в микроинкапсулировании горьких веществ при помощи различных смол и белков, камеди, крахмала, хитозана, липосом, а также извлечении горьких составляющих путем ионного обмена. Химические преобразования и добавление специфических препаратов солей также используют для этих целей. Несмотря на то что вышеупомянутые методы успешно применяют при производстве ЛС, каждый из них имеет недостатки. Микроинкапсуляция, например, продлевает время высвобождения активного вещества и, соответственно, пик концентрации лекарства в сыворотке крови. Производство препаратов с использованием микроинкапсуляции требует денежных средств и времени и не всегда удовлетворяет потребностям всех категорий пациентов (в детском и пожилом возрасте предпочтительнее использовать жидкие формы ЛС). Маскирующие технологии также несовершенны — добавление различных ароматизирующих и подслащивающих средств не полностью устраняет неприятный вкус лекарственного препарата.

Те времена, когда можно было просто добавить сахар в лекарство, чтобы оно продавалось, давно прошли. Поиску идеальной таблетки никогда не будет конца. Будут появляться новые оттенки, формы, покрытия, технологии, а также новые требования потребителей, которые необходимо будет удовлетворять.

По материалам журнала «Scrip Magazine»
сайтов: www.bioprogress.com
www.linguagen.com

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті