Риск — неблагонадежное дело. Не стоит рисковать понапрасну. Столкновения с «айсбергами» можно избежать

События и явления, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, происходят с определенной степенью вероятности. Например, вероятность прихода 2000 года равна 1, поэтому все люди были уверены в наступлении этого события и готовились к нему. Вероятность заболевания гриппом, даже в условиях эпидемии, несколько ниже, и по этой причине многие люди не проводили профилактических мероприятий.

Вероятность наступления того или иного события создает некую неопределенность при планировании и организации деятельности человека. Такого рода неопределенности возникают и их следует учитывать при ведении предпринимательской деятельности.

В основе предпринимательской деятельности лежит постоянный процесс выбора и принятия оптимальных решений, которые приходится вырабатывать с учетом множества фактов и событий, происходящих с различной степенью вероятности. Чем больше событий может произойти и чем ниже вероятность их возникновения — тем более непредсказуемым становится бизнес. Например, частые и неожиданные изменения законодательной базы затрудняют практическую деятельность предпринимателя.

Предприниматели ежедневно сталкиваются с большим количеством различных факторов, в той или иной степени влияющих на их бизнес. Для фармацевтической фирмы это может быть и неожиданное повышение заводом-производителем цен на продукцию, и изменение курса доллара, и сезонные колебания спроса на лекарственные препараты, и реструктуризация в контрольно-разрешительной системе, и многое-многое другое.

Наружное и внутреннее

Процесс управления фирмой в условиях неопределенности подвержен влиянию внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы — это те, которые обусловлены неопределенностью, имеющей место на предприятии (психологический климат на фирме, текучесть кадров, смена топ-менеджеров, квалификация персонала и т.п.).


Внешние факторы, в отличие от внутренних, являются следствием неопределенности, существующей за пределами данного предприятия. Неопределенность внешнего происхождения зависит от достоверности внешней информации и, как следствие, — от достоверности составляемых прогнозов. Чем выше степень неопределенности, тем сложнее принимать управленческое решение.

По степени обыденности события подразделяются на:

обычные, то есть такие, которые возникают довольно часто (например, почти ежедневное изменение курса доллара);

неожиданные, но такие, которые имели место в прошлом (например, меры по  государственному регулированию цен и наценок на  лекарственные средства);

абсолютно неожиданные (запрет на предоплату по валютным контрактам осенью 1998 года) и новые, то есть такие, которые не наблюдались в прошлом.

Замечать и использовать

При ведении бизнеса необходимо не просто учитывать внешние и внутренние факторы, имеющие отношение к вашей деятельности, но и определять степень вероятности наступления различных событий и явлений, которые могут повлиять на положение вашей фирмы на рынке.

Например, при возникновении существенных разногласий с партнерами нетрудно прогнозировать нарушения договорных обязательств с их стороны. В начале каждого года по сложившейся своеобразной традиции можно с большой вероятностью ожидать изменения цен и условий отпуска на украинских фармацевтических заводах.

Человеку свойственно ошибаться

Неопределенности могут возникать не только в связи с различной вероятностью наступления событий и явлений, но и в связи с ошибочной оценкой положения дел на фирме и ее места на рынке. Ошибки могут быть следствием целого ряда причин объективного и субъективного характера, например, завышенной самооценки руководителей фирмы. Излишняя самоуверенность, основанная на личных амбициях руководства, а не на анализе фактического положения дел, часто приводит к тому, что действия фирмы связаны с высоким риском для нее. Причиной ошибки может стать недостаточно полная или неточная информация о перспективах развития данного предприятия и рынка в целом, а также решения, принятые на ее основании.

Подвергнуть каждый шаг учету…

Стратегию развития фирмы в условиях рыночной экономики следует разрабатывать с учетом неопределенностей, возникающих на каждом из этапов деятельности: формирования целей, выбора путей реализации данной стратегии и формирования направлений деятельности, на этапе контроля и оценки реализации стратегии и пр.

Влияние руководителя на управляемый им объект (фирму) может происходить только при условии постоянного обмена информацией между ними. Таким образом, неопределенность в управлении предприятием с точки зрения качества информации может возникнуть на этапах сбора информации, ее анализа и принятия управленческого решения на основании собранной и проанализированной информации.

У вас есть план, мистер?

Важной функцией управления является планирование. Планирование, как и весь процесс управления, также имеет вероятностный характер. На практике это означает, что неопределенность, существующая при составлении тактических планов, еще более возрастает при составлении стратегических планов.

Никакой план не является окончательным, его можно пересмотреть в случае изменения условий деятельности фирмы. Другими словами, они могут и должны привести к адекватной корректировке плана.

Кто не рискует?

Наличие неопределенности в деятельности фирмы, или, другими словами, вероятностного характера в наступлении событий, связанных с функционированием всех элементов рынка, обусловливает риски, без учета которых невозможно эффективное развитие предприятия.

Риск — это возможная опасность. В экономической теории под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери рыночным субъектом части доходов в результате осуществления определенной производственной или/и финансовой деятельности.

Любого предпринимателя на рынке подстерегает множество рисков и неопределенностей, затрудняющих реализацию намеченных планов. Конечно, можно не принимать во внимание и какое-то время действовать исходя из опыта, интуиции и связей — до первой ошибки, угрожающей деятельности предприятия. Но гораздо эффективнее научиться управлять рисками. Правильно организованный маркетинг на предприятии поможет избежать негативных последствий возникающих рисков.


Виктория Кидонь

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті