Рука об руку с профессионалами

?

Несмотря на кризисные процессы, происходящие в отечественной фармации, проблема поиска и найма квалифицированного персонала для работы в представительствах иностранных компаний, отечественных фирмах-производителях и дистрибьюторах лекарственных препаратов по-прежнему остается актуальной. Как ни странно, этому во многом способствовал период рыночной эйфории 1996 г. — первой половины 1998 г., которая зачастую приводила к чрезмерному расширению украинских офисов фармацевтических компаний в результате стремительного роста числа их сотрудников. В то же время вопросам отбора и последующего обучения набранного персонала не всегда уделялось должное внимание.

В результате даже при кажущемся избытке специалистов с достаточным опытом работы в зарубежных и отечественных фармацевтических компаниях отыскать действительно нужного сотрудника подчас не так-то просто. На Западе в подобной ситуации чаще всего обращаются к услугам рекрутинговых (от английского «recruit» — нанимать) агентств, основа бизнеса которых — поиск высококлассных специалистов по заказам крупных и средних компаний. В нашей стране рекрутинговый бизнес, невзирая на трудности объективного и субъективного характера, также развивается — на рынке услуг по профессиональному найму, организации временной занятости и лизинга персонала появляются свои лидеры. На минувшей неделе корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседовал с директором компании «Гранд Персонал» Алексеем Зволинским.

Кор.: Вначале хотелось бы составить представление о кадровом бизнесе вообще и его развитии в Украине в частности…

А.З.: Разноплановость видов деятельности компаний, являющихся субъектами рынка труда и кадрового менеджмента, зачастую не позволяет точно сориентироваться, так как в большинстве своем все они называются кадровыми агентствами. Те из них, которые предоставляют всем, кто ищет работу, информацию о наличии вакансий за деньги, следовало бы назвать информационными агентствами, занимающимися трудоустройством. Работодатель, обращающийся в такое агентство, использует бесплатную базу данных о специалистах, которые внесли туда информацию о себе за скромную плату. О «технологии» работы этих агентств лучше всего могут рассказать специалисты по такому виду зарабатывания денег. Мы не знаем всех тонкостей подобной деятельности, а можем вести речь лишь о том, за что несем ответственность. С определенной долей уверенности могу утверждать: искать квалифицированный персонал с помощью такого агентства по трудоустройству — лотерея, и вероятность совпадения интересов работодателя и соискателя весьма невелика, но об этом участники узнают, уже будучи вовлеченными в процесс трудоустройства.

Рекрутинг — это прежде всего высокопрофессиональная деятельность, требующая глубоких знаний, навыков, опыта. Стратегическое планирование в области кадровой политики — необходимость, вызванная временем. Каждая должность индивидуальна и предполагает наличие необходимых специфических характеристик и функциональных обязанностей. Каждый специалист, занимающий эту должность, эксклюзивен, он появится на том рабочем месте и в то время, когда это нужно компании. С нашей точки зрения, именно кадры являются движущей силой любого бизнеса и во многих случаях его основным конкурентным преимуществом.

Кор.: Каковы методы работы агентства по найму персонала в современном понимании этого слова?

А.З.: Схематично «внутренняя кухня» при работе над заказом по поиску и отбору персонала выглядит следующим образом:

взаимодействие с заказчиком подразумевает процедуру получения достоверной информации о вакансии и ее актуальности, предоставление информации об отобранных кандидатах, организацию собеседований с ними, контроль прохождения испытательного срока;

поиск — это и есть основное содержание нашей работы. Кандидатов можно найти с помощью нескольких методов: по существующей базе данных, при помощи анонсирования вакансий, в результате прямого поиска кандидатов. Принципы одинаковы, каждая компания придерживается того или иного метода или их совокупности, однако разница в качестве работы агентств обусловлена использованием различных внутренних технологий;

отбор. Методы отбора удивительно разнообразны — от использования психологических тестов до составления астрологических карт. Целесообразность применения тех или иных из них весьма спорна и однозначного мнения нет. В компании «Гранд Персонал» профессиональный и оперативный отбор кандидатов проводят консультанты, имеющие профильное образование, специализирующиеся на конкретных сегментах рынка и по конкретным специальностям.

Все это в совокупности формирует стиль работы агентства, у которого, как правило, складываются долгосрочные отношения со стратегическими партнерами. Основные критерии работы в этом бизнесе — компетентность и информированность (как о заказчике, так и о соискателе вакансии). Рекрутинговые агентства можно разделить на узкоспециализированные и широкопрофильные. «Гранд Персонал» представляет собой «симбиоз» этих двух форм: каждый специалист-рекрутер работает в своем сегменте, а компания в целом выполняет заказы в разных секторах рынка.

Кор.: Я знаю, что до открытия компании «Гранд Персонал» в Киеве вы долгое время работали в московском кадровом бизнесе. Какова ситуация на рынке труда специалистов в сфере фармацевтического бизнеса в России?

А.З.: Действительно, в свое время я достаточно длительное время работал в крупнейшем московском кадровом агентстве «Контакт». Могу сказать, что в условиях снижения уровня продаж западные фармацевтические компании предприняли немудреные антикризисные меры, как то: снижение расходов на содержание инфраструктуры, уменьшение зарплаты, вялотекущее или радикальное сокращение штатов. Последнее, на мой взгляд, неразумно, поскольку лизинг персонала позволяет обойтись «малой кровью» и сохранить квалифицированных работников до наступления очередной «белой полосы». Кроме того, минувший год отмечен целым рядом слияний транснациональных фармацевтических компаний, что непосредственно отразилось на штатах московских представительств и российских дочерних компаний. В итоге множество высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее медицинское или фармацевтическое образование, прошедших дополнительное обучение в западных компаниях, оказались не у дел. Эти люди в основном занимались продвижением различных препаратов — речь идет о рекламе, маркетинге, проведении семинаров, симпозиумов, конгрессов, тренингов для российских дистрибьюторов. Сложилась такая ситуация, когда большое число «свободных» специалистов, не имеющих опыта прямых продаж, и в то же время избалованных высокими зарплатами, остались невостребованными. Сейчас им надо либо соглашаться на более низкую зарплату и идти работать к российским производителям, либо переучиваться на специалиста в области продаж, чей заработок равен окладу плюс процент от объема продаж. Тем не менее зарабатывать те же 2000 долларов США на российском рынке можно — но их нужно уметь зарабатывать. Заниматься прямыми продажами в России сегодня значительно сложнее и менее интересно, чем продвигать на рынке оригинальные лекарственные средства известных производителей.

p_244_23_120600_zvolinsky.gif (24663 bytes)

Алексей ЗВОЛИНСКИЙ

Директор компании «Гранд Персонал»

По-прежнему в России нужны менеджеры по продажам лекарственных препаратов, имеющие соответствующие связи и опыт. Но в этом звене изменилась структура оплаты — уменьшилась постоянная составляющая зарплаты при некотором повышении процента, получаемого менеджером от сделки. Начало нынешнего года ознаменовалось повышенным спросом на менеджеров по закупкам отечественных лекарственных средств с опытом работы по взаимозачетам. Не изменился традиционно высокий спрос на менеджеров высшего звена как в области финансов, маркетинга, так и в сфере продаж — закупок.

Прогноз динамики объемов фармацевтического рынка в целом выглядит оптимистично. Характерная, увы, для большинства европейских стран тенденция к старению населения приводит к тому, что с ростом числа людей старше 65 лет ежегодно происходит закономерное увеличение спроса на лекарства, опережающее инфляцию на 0,5–1%, и, естественно, на медицинские услуги (в среднем на 1,5%). Это позволяет говорить о росте потребностей в квалифицированных кадрах, а следовательно, об актуальности услуг в области кадрового менеджмента.

Кор.: Какова стоимость услуг профессионально работающего агентства по найму персонала?

А.З.: Стоимость услуг по поиску и отбору персонала колеблется в пределах 30% годового фонда оплаты труда специалиста до уплаты налогов. Конечно, в условиях нестабильной экономики и конкуренции некоторые рекрутинговые агентства прибегают к демпингу. Важно, что снижение стоимости услуг должно быть обусловлено достаточно серьезными причинами (эксклюзивность работы, предоплата), а не взято с потолка. Банальный ответ: «О’кей, это будет стоить вполовину дешевле» вызывает сомнения в профессионализме консультанта и компании, чьи интересы он представляет.

Бытует мнение, что данными услугами пользуются только иностранные компании. Это верно лишь отчасти, поскольку отток зарубежных инвестиций, наблюдаемый в последнее время, создал предпосылки для возрождения и развития отечественного производства. Соответственно увеличилось количество украинских работодателей — заказчиков рекрутинговых агентств. Кроме того, некоторые западные компании уже имеют на территории нашей страны свои подразделения со статусом резидента Украины, поэтому не совсем правильно было бы называть их иностранными компаниями.

Денис Олейников
Фото Евгения Кривши

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи