Лечение туберкулеза станет дешевле

?

Начался первый за время существования Министерства здравоохранения Украины тендер на централизованную закупку лекарственных препаратов первого ряда для лечения туберкулеза — один из многих тендеров, объявленных Министерством здравоохранения. Процедура раскрытия тендерных предложений происходила в зале заседаний коллегии Министерства здравоохранения Украины 15 августа этого года.

ТЕНДЕР — ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРОЦЕДУРА

Тендер проходил с применением процедуры открытых торгов. В отличие от торгов с ограниченным участием, при открытых торгах тендерные предложения могут подавать все заинтересованные лица. Этим правом воспользовались 10 компаний: «Анид», Борщаговский ХФЗ, «Волна-М», «Глаксо Веллком», «Гледфарм», «Ипка Лабораториз Лимитед», «Л-Контракт», Луганский ХФЗ, «Серта», «Триграм Фармадент Инт.»

На процедуре раскрытия предложений присутствовали: заместитель министра здравоохранения, председатель тендерного комитета Юрий Поляченко, заместитель председателя тендерного комитета Василий Михальчук, члены комитета, заместитель директора Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Г. Яновского АМН Украины Василий Мельник.

Заместитель председателя тендерного комитета В. Михальчук, ссылаясь на ст. 26 закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» (далее — Закон), подробно разъяснил присутствующим процедуру раскрытия тендерных предложений.

При раскрытии тендерных предложений комиссия по раскрытию тендерных предложений записывает в протокол: название фирмы, адрес, фамилию, имя и отчество уполномоченного представителя, который присутствует при процедуре, проверяет наличие всех необходимых документов, предусмотренных инструкцией относительно их подготовки, правильность их оформления, цену каждого предложения и оглашает все эти сведения. После раскрытия тендерных предложений протокол подписывают все присутствующие на заседании уполномоченные представители компаний и члены комиссии. Экземпляр протокола выдается каждому участнику тендера, после чего процедура завершается.

Каждое тендерное предложение затем рассматривается профильной комиссией, после чего тендерный комитет принимает решение. Срок рассмотрения может составлять 60 дней. Далее следует акцепт тендерного предложения, публикация решения в установленном порядке в «Вестнике государственных закупок» и, наконец, заключение контракта.

В состав комиссии по раскрытию тендерных предложений включены юристы-эксперты, которые собственноручно вскрывают конверты, сравнивают оригинал и копии тендерного предложения, следят за внесением в протокол тендерных предложений, а также всех недостатков тендерных заявок.

p_253_32_210800_MENS_~1.gif (24192 bytes)

Процедурой раскрытия тендерной документации руководят: Валерий Левко, Василий Михальчук, Юрий Поляченко (слева направо)

Все эти длительные и достаточно рутинные процедуры подробно описаны в Законе. Но именно исполнение подобных утомительных процедур позволяет добиться того, что проводимые тендеры максимально прозрачны и открыты для контроля. А это, в свою очередь, обусловило то, что цены на многие препараты для лечения туберкулеза в тендерных предложениях были ниже среднерыночных примерно в 2 раза.

ПЕРВОПРОХОДЦАМ ВСЕГДА НЕПРОСТО

В связи с тем что тендеры на централизованную закупку лекарственных препаратов стали проводиться в Украине только в этом году, на их организации и проведении сказывается отсутствие опыта как у заказчика, так и у компаний, участвующих в тендерах.

Так, не все компании, которые участвуют в тендере, четко определили разницу между обеспечением тендерного предложения (тендерным обеспечением) и обеспечением выполнения договора о закупке. В результате некоторые компании не предоставили необходимых документов (ссылаясь на ст. 25 Закона, в качестве обеспечения исполнения договора о закупке до объявления победителей тендера комитет предлагал компаниям использовать предгарантийное письмо банка).

Впрочем, выяснилось, что при подготовке требований к соответствующей документации ее составители тоже допустили погрешности. В частности, в разное время тендерный комитет подготовил две инструкции оферентам, причем во второй инструкции не было указано, что участники торгов должны предоставлять свой вариант контракта. Поэтому многие компании не предоставили такой контракт в пакете тендерной документации. Подписанный фирмой контракт тендерный комитет рассматривал как предлагаемые компанией условия поставки товара и оплаты за него, что, естественно, может повлиять на решение при определении победителей.

Отдельной проблемой является участие в тендере компаний-нерезидентов. Так, представительство одной из иностранных компаний в Украине подало альтернативное тендерное предложение, обозначив цену на свой товар в долларах США, что не предусмотрено условиями тендера.

ФТИЗИАТРЫ ДОВОЛЬНЫ

После окончания процедуры раскрытия тендерных предложений, В. Мельник сказал, что настроен оптимистично. Несмотря на то, что для получения точного представления о ценах необходимо будет еще пересчитать стоимость препаратов на один грамм действующего вещества, уже сейчас видно,— подчеркнул он,— что заявленные на тендере цены значительно ближе к общемировым, чем те, которые сложились на отечественном фармацевтическом рынке. Не так давно в Украине побывала комиссия Всемирной организация здравоохранения, которая отметила, что украинские лечебно-профилактические учреждения переплачивают за лекарственные препараты 150–350%, в частности это касается рифампицина, за который мы переплачиваем около 300%. И только стрептомицин продается по ценам, близким к международным.

В. Мельник отметил, что специализированная комиссия постарается вынести решение по закупкам препаратов в течение 2–3 недель. В настоящее время в Украине около 500 тыс. больных туберкулезом и ежегодно от этого заболевания умирают 10 тыс. человек и выявляется почти 30 тыс. вновь заболевших, а лечебные учреждения могут закупить лекарственные препараты для лечения только 58 тыс. больных туберкулезом. Есть надежда с помощью тендера обеспечить лекарственными препаратами наиболее нуждающийся в этом контингент: впервые выявленные больные, больные с рецидивом туберкулеза, а также химиопрофилактика туберкулеза у детей.

СПРАВКА "ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА АПТЕКА"

Тендерное предложение — предложение относительно определенного предмета закупки, которое готовится и подается исполнителем заказчику в  соответствии с требованиями тендерной документации.

Альтернативное тендерное предложение — предложение, которое может быть подано исполнителем заказчику дополнительно в составе тендерного предложения, если это предусмотрено процедурой закупки, и отличается от предложения, разработанного в соответствии с условиями, предусмотренными тендерной документацией.

Акцепт тендерного предложения — принятие заказчиком тендерного предложения и  согласие его оплатить. Тендерное предложение считается акцептированным, если заказчиком в  установленный в тендерных документах срок подано письменное подтверждение исполнителю в  акцепте тендерного предложения после признания его победителем процедуры закупки.

Обеспечение тендерного предложения (тендерное обеспечение)?— предоставление исполнителем заказчику гарантий относительно обеспечения выполнения им обязательств, которые возникают в связи с подачей тендерных предложений, включая такие способы обеспечения, как банковские гарантии, резервные аккредитивы, чеки, в соответствии с которыми первичные обязательства несет любой банк, депозиты в  наличных деньгах, вексели.

Обеспечение выполнения договора о закупке — предоставление исполнителем заказчику гарантий относительно обеспечения выполнения им требований договора о закупке, включая такие способы обеспечения, как банковские гарантии, резервные аккредитивы, чеки, в соответствии с которыми первичные обязательства несет любой банк, депозиты в  наличных деньгах, вексели.

Наименование препарата

Дозы,
упаковка

Минимальная и максимальная цена, предложенная на тендере, грн.

Этамбутол, табл.

0,4 № 1000

149,73–152,55

0,4 № 100

12,19–21,0

0,4 № 100

1,5–1,53

2 № 100

11

Пиразинамид, табл.

0,5 № 1000

219,56–220,35

0,5 № 1000 16,1–23,05
0,5 № 10 2,20–2,21

Рифампицин,
табл.

0,5 № 1000

226

0,15 № 1000 135,6–190,0
0,15 № 100 12,4–16,7
0,3, № 1000 226–254,25
0,3 № 100 21,43–27,43

Стрептомицин, фл.

1,0 № 1

0,47–0,78

Канамицин, фл.

1,0 № 1

1,40–1,84

0,5 № 10 7

Изониазид, табл.

0,3 № 100

4,06–4,81

0,3 № 2500 93,0–112,5
0,3 № 50 2,63
0,2 № 100 6
0,1 № 100 1,68–1,99

Изониазид, амп.

10%, 5,0 № 10

2,38

ВИТЯГ З ЗАКОНУ УКРАЇНИ

“ПРО ЗАКУПІВЛЮ ТОВАРІВ, РОБІТ І ПОСЛУГ ЗА ДЕРЖАВНІ КОШТИ”

Стаття 23. Забезпечення тендерної пропозиції

1. Замовник повинен зазначити у тендерній документації вимоги щодо надання тендерного забезпечення, його розмірів, форми, а також випадки, коли тендерне забезпечення не повертається виконавцю.

2. На вимогу замовника виконавець під час подання тендерної пропозиції одночасно вносить тендерне забезпечення, розмір якого не повинен перевищувати одного відсотка очікуванної вартості у разі проведення торгів на  закупівлю робіт та п’яти відсотків у разі проведення торгів на закупівлю товарів чи послуг, зазначених тендерною документацією.

3. У разі якщо тендерне забезпечення буде вноситися за виконавця будь-яким підприємством, установою чи організацією, виконавець повинен погодити таке рішення із замовником до подання тендерної пропозиції.

Стаття 25. Забезпечення виконання договору про закупівлю

1. Під час здійснення закупівлі товарів, робіт, послуг замовник має право вимагати від виконавця — переможця процедури закупівлі внесення ним під час укладання договору про закупівлю забезпечення його виконання.

2. Розмір забезпечення виконання договору про закупівлю не може перевищувати 15 відсотків його кошторисної вартості під час здіснення закупівлі товарів і послуг та відповідно 5 відсотків у разі закупівлі робіт.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*