На вопросы читателей отвечают сотрудники адвокатской фирмы «Паритет».

?

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

— Можно ли получать пенсию за выслугу лет и продолжать работать в аптеке негосударственной формы собственности?

— Статья 7 закона Украины «О пенсионном обеспечении» предусматривает, что обращение о назначении пенсии может быть осуществлено в любое время после возникновения права на пенсию. При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа или продолжается. Пенсии же за выслугу лет назначаются при оставлении работы, которая дает право на эту пенсию.

В соответствии с пунктом «е» статьи 55 указанного Закона работники здравоохранения имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа работы по специальности от 25 до 30 лет независимо от возраста (согласно перечню, который утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины).

Перечень должностей, заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г. № 909. В соответствии с указанным Перечнем право на пенсию за выслугу лет имеют провизоры, фармацевты (независимо от наименования должностей), лаборанты, работающие в аптеках, аптечных киосках, аптечных магазинах, контрольно-аналитических лабораториях. Как следует из примечаний к Перечню, право на пенсию за выслугу лет не зависит от ведомственной принадлежности заведений и учреждений.

Поэтому для того чтобы получить пенсию за выслугу лет, необходимо оставить работу в аптеке (независимо от ее принадлежности к той или иной форме собственности). Следовательно, нельзя получать пенсию за выслугу лет и продолжать работать в аптеке.

Ольга Дерепа,
адвокатская фирма «Паритет»

— Может ли аптека при наличии лицензии на право розничной реализации лекарственных средств отпускать их по безналичному расчету конечному потребителю?

— Розничная реализация лекарственных средств регулируется Правилами розничной реализации лекарственных средств, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447. В Правилах требования относительно форм расчетов не установлены.

Однако согласно подпункту 4 пункта 1 Правил розничная реализация лекарственных средств регулируется также постановлением Кабинета Министров Украины «О Порядке осуществления торговой деятельности и правилах торгового обслуживания населения» от 8 февраля 1995 г. № 108. То есть субъект предпринимательской деятельности при осуществлении розничной реализации лекарственных средств должен руководствоваться требованиями Порядка осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения. Пунктом 21 указанного Порядка установлено, что расчеты за продажу товаров осуществляются за наличные денежные средства, в безналичном порядке и в ином порядке в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, аптека имеет право реализовывать лекарственные средства конечному потребителю по безналичному расчету.

Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»

— Фирма, осуществляющая оптовую реализацию лекарственных средств, арендует помещения для офиса и склада у учреждения, которое находится в ведомственном подчинении Академии наук Украины. Мотивируя свои действия выполнением Постановления Кабинета Министров Украины от 19 января 2000 г. № 75, руководство этого учреждения увеличило ставку арендной платы. Являются ли законными такие действия?

— В соответствии с пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета Украинской ССР «О статусе Академии наук Украинской ССР» от 17 января 1991 г. № 627-XII имущество, закрепленное за Академией наук, является государственным. Сама же Академия наук, согласно пункту 1 указанного Постановления, является республиканской организацией. Поэтому отношения, связанные с передачей в аренду и использованием имущества Академии наук, регулируются законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10 апреля 1992 г. № 2269-ХII.

Статьей 21 указанного Закона предусмотрены основания изменения арендной платы. Так, пунктом 2 этой статьи установлено, что размер арендной платы может быть изменен по требованию одной из сторон в случае изменения цен и тарифов, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Украины.

Постановлением Кабинета Министров от 19 января 2000 г. № 75 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Украины «О методике расчета и порядке использования платы за аренду государственного имущества» от 4 октября 1995 г. № 786, в частности изменены арендные ставки.

В соответствии со статьей 19 закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» методика расчета арендной платы определяется Кабинетом Министров. Поскольку в данном случае отношения сторон регулируются указанным Законом, то применение методики (в том числе новых арендных ставок) является обязательным.

Однако если арендатор откажется от изменения ставки арендной платы, то арендодатель не имеет права расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Закона односторонний отказ от договора аренды не допускается. В этом случае арендодатель может обратиться в суд с иском о прекращении договора или о понуждении арендатора изменить (увеличить) ставку арендной платы.

Павел Григорович,
адвокатская фирма «Паритет»

— После того как изменилась форма собственности аптеки, утратил свое значение рецептурно-производственный отдел (резко снизился товарооборот). Администрация аптеки приняла решение о сокращении должности заведующего этим отделом и переводе провизора, занимавшего эту должность, на должность заведующего филиалом аптеки. Правомочны ли действия администрации аптеки?

— В соответствии с частью 1 статьи 32 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), перевод на иную работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также перевод на работу на иное предприятие, в учреждение, организацию или в иную местность, в том числе вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Согласно части 3 той же статьи КЗоТ, изменение существенных условий труда допускается в связи с изменениями в организации производства и труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или в той же должности. Об изменении существенных условий труда (систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или упразднении неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименований должностей и др.) работник должен быть предупрежден не позднее чем за два месяца.

Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что в случае, если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 36 этого Кодекса (этот пункт предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора отказ работника от перевода на работу в иную местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).

Таким образом, при переводе работника с должности начальника отдела на должность заведующего филиалом происходит изменение существенных условий труда такого работника (в частности, меняется наименование должности, кроме того, могут измениться и другие существенные условия). Поскольку сокращение должности заведующего отделом является изменением в организации производства и труда, то изменение существенных условий труда в этом случае допускается (при условии, что работник будет продолжать работать по той же специальности или квалификации). Тем не менее, о таких изменениях работник должен быть предупрежден не позднее чем за два месяца. Если работник не даст согласия продолжать работу в новых условиях, то трудовой договор с ним может быть расторгнут.

Елена Ткаченко,
адвокатская фирма «Паритет»

— Как рассчитывается плата за аренду помещения (например, аптеки)? Каким образом арендная плата связана с экспертной стоимостью данного помещения?

— Порядок определения арендной платы прежде всего зависит от формы собственности сдаваемого в аренду помещения.

Если помещение находится в частной или коллективной собственности, то арендная плата за пользование таким помещением устанавливается по договоренности сторон. Экспертная стоимость помещения в этом случае просто принимается сторонами к сведению, поскольку на сегодняшний день законодательством Украины не установлены ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в частной или коллективной собственности, а также не установлена зависимость размера арендной платы за пользование таким имуществом от его экспертной оценки.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 1 закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»  от 10 апреля 1992 г. № 2269-XII (далее — Закон), аренда имущества иных, помимо государственной и коммунальной, форм собственности может регулироваться положениями Закона, если иное не предусмотрено законодательством и договором аренды. То есть в случае, если отношения, связанные с арендой коллективного или частного имущества, регулируются Законом, соответственно и арендная плата будет определяться в порядке, предусмотренном Законом.

Что касается установления арендной платы за аренду государственного и коммунального имущества, то (согласно части 2 статьи 19 Закона) методика расчета и порядок использования арендной платы определяются:

— Кабинетом Министров Украины для объектов, которые находятся в государственной собственности;

— органами, уполномоченными Верховным Советом Автономной Республики Крым, — для объектов, которые принадлежат Автономной Республике Крым;

— органами местного самоуправления для объектов, которые находятся в коммунальной собственности.

На основании этой нормы Закона Кабинет Министров Украины Постановлением от 4 октября 1995 г. № 786 утвердил «Методику расчета и порядок использования платы за аренду государственного имущества» (далее — Методика).

В соответствии с Методикой в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества.

Согласно пункту 4 Методики, при расчете арендной платы сначала определяется размер годовой арендной платы. На основании годовой арендной платы рассчитывается размер платы за первый месяц аренды, который фиксируется в договоре аренды. В соответствии с пунктом 13 Методики размер арендной платы за каждый следующий месяц определяется путем корригирования размера месячной арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за текущий месяц.

В соответствии с частью 2 пункта 2 Методики при аренде недвижимого имущества размер арендной платы согласовывается с органом, определенным в абзаце втором статьи 5 Закона (с Фондом государственного имущества Украины или его региональными отделениями).

Для того чтобы рассчитать арендную плату за аренду помещения (например, аптеки), нужно обратиться к пункту 8 Методики, в котором определено, что в случае аренды недвижимого имущества размер годовой арендной платы определяется по формуле:

Апл = Сп х Сар,

где Сп — стоимость арендованного имущества, определенная экспертным путем, грн.; Сар — арендная ставка, определенная согласно Приложению 2 к Методике.

В соответствии с Дополнением 2 к Методике, для размещения аптек, которые самостоятельно изготовляют лекарственные средства (реализуют готовые лекарственные средства), применяется арендная ставка в размере 2% от экспертной стоимости недвижимого имущества.

Экспертная оценка стоимости объекта аренды должна учитывать его местонахождение и обеспеченность инженерными сетями. Результаты экспертной оценки являются действительными в течение 6 месяцев со дня ее проведения, если другой срок не предусмотрен в отчете по экспертной оценке.

Если арендованное нежилое помещение является частью здания (строения), то оценка стоимости помещения проводится непосредственно или с учетом стоимости здания (строения) в целом.

В случае определения арендатора на конкурсной основе условиями конкурса может быть предусмотрен бóльший размер арендной платы.

В соответствии с пунктом 12 Методики размер месячной арендной платы за первый месяц после заключения договора аренды или пересмотра размера арендной платы рассчитывается по формуле:

Апл мес = (Апл х Ин.г. х Им) / 12,

где Апл — годовая арендная плата, определенная по этой Методике, грн.; Ин.г. индекс инфляции за период с начала текущего года (в случае аренды недвижимого имущества — с даты проведения экспертной оценки) до даты заключения договора аренды или пересмотра размера арендной платы; Им индекс инфляции за первый месяц аренды.

Для объектов, находящихся в коммунальной собственности, Распоряжением Киевской городской государственной администрации от 4 августа 2000 г. № 484-МГ была утверждена «Методика расчета и порядок использования арендной платы за пользование имуществом территориальной общины города Киева» (далее — Методика общины). В соответствии с пунктом 2 Методики общины, данная Методика определяет механизм начисления арендной платы, других платежей, связанных с арендой имущества, которое находится в коммунальной собственности территориальной общины города Киева.

В соответствии с пунктом 5 Методики общины при определении арендной платы сначала определяется размер годовой арендной платы. На основании годовой платы устанавливается размер арендной платы за первый месяц аренды, который фиксируется в договоре аренды. С учетом размера арендной платы за первый месяц аренды рассчитывается арендная плата за следующие месяцы аренды.

Так же, как и для государственного имущества, в случае определения арендатора на конкурсной основе условиями конкурса может быть предусмотрен бóльший размер арендной платы.

Пунктом 9 Методики общины установлено, что в арендную плату за недвижимое имущество включаются эксплуатационные расходы (компенсация затрат арендодателя по уплате земельного налога, амортизационные отчисления, накладные расходы арендодателя), возмещение которых учитывается путем корригирования размера арендной платы на соответствующий коэффициент (Кэ.р.). Под эксплуатационными расходами подразумеваются:

— амортизационные отчисления на восстановление и реновацию объекта аренды;

— плата за землю;

— расходы на изготовление технической документации объекта аренды;

— проведение технической инвентаризации и паспортизации нежилого фонда;

— обязательные сборы и платежи, уплата которых возложена законодательством на арендодателя;

— накладные расходы арендодателя.

В соответствии с пунктом 11 Методики общины при аренде недвижимого имущества размер годовой арендной платы определяется по формуле:

Апл = (Сп х Сар) + Кэ.р.,

где Апл — размер годовой арендной платы, грн.; Сп — стоимость арендованного имущества, определенная экспертным путем, грн.; Сар — арендная ставка, определенная согласно табл. 1 Методики общины; Кэ.р.?— коэффициент эксплуатационных расходов

Согласно Дополнению 1 к Методике общины, при аренде помещения для использования его в качестве аптеки арендная ставка составляет 5–15% от стоимости имущества, определенной экспертным путем.

В соответствии с пунктом 12 Методики общины, если арендованное помещение является частью здания (строения), то оценка стоимости этого помещения проводится непосредственно или с учетом стоимости здания (строения) в целом.

Пунктом 14 Методики общины установлено, что размер месячной арендной платы за первый месяц после заключения договора аренды или пересмотра размера арендной платы рассчитывается по формуле:

Апл мес = (Апл : 12 х Ин.г. х Им) + Кэ.р.,

где Апл — годовая арендная плата, определенная по Методике общины, грн.; Ин.г. — индекс инфляции за период с даты проведения экспертной оценки до даты заключения договора аренды или пересмотра размера арендной платы; Им — индекс инфляции за первый месяц аренды; Кэ.р. коэффициент эксплуатационных расходов на момент заключения договора.

Размер арендной платы за каждый следующий месяц определяется путем корригирования размера месячной арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за текущий месяц (пункт 15 Методики общины).

Для государственного и коммунального имущества оценка объекта аренды является обязательной, так как в соответствии со статьей 11 Закона оценка объекта аренды предшествует заключению договора аренды, а кроме того, экспертная оценка связана с расчетом арендной платы по указанным методикам.

Как указано в статье 11 Закона, оценка объекта аренды осуществляется по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины. На основании этой нормы Кабинет Министров Украины Постановлением от 10 августа 1995 г. № 629 утвердил «Методику оценки стоимости объектов аренды, Порядок выкупа арендатором оборотных материальных средств и Порядок предоставления в кредит арендатору средств и ценных бумаг» (далее — Методика оценки).

Согласно пункту 1 Методики оценки, она устанавливает порядок оценки государственного имущества, которое передается в аренду. На сегодняшний день отсутствует нормативный акт, которым была бы определена методика оценки объектов коммунальной собственности. В соответствии со статьей 31 закона Украины «О собственности», коммунальная собственность является видом государственной собственности. Вероятно, поэтому в настоящее время Методика оценки применяется для оценки как государственного, так и коммунального имущества.

В соответствии с пунктом 3 Методики оценки оценку стоимости объекта аренды проводит комиссия, которая создается арендодателем. В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители арендодателя и лиц, которые хотят заключить договор аренды.

В соответствии с пунктом 18 Методики оценки оценка стоимости зданий, строений, помещений проводится экспертным путем. При этом стоимость работ по экспертной оценке оплачивается по договоренности сторон.

Павел Григорович,
адвокатская фирма «Паритет»

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

vlad 01.03.2011 9:45
как получить статус аптеки "социальная аптека"? Куда обращаться? Заранее благодарен...

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*


Останні новини та статті