«Аптечный Холдинг»: реализация новой стратегии развития

Группа компаний «Аптечный холдинг» (Донецк) остается одним из наиболее необычных операторов украинского фармацевтического рынка, объединяющим в себе одновременно дистрибьюцию, розничные продажи и обслуживание лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время в группу компаний «Аптечный холдинг», которую возглавляет ОАО «Областная аптечная управляющая компания», входит 2 компании, специализирующиеся на закупках медикаментов, 2 компании по оптовой реализации и 2 структуры, координирующие деятельность более чем 700 учреждений розничной реализации фармацевтической продукции (одна из них — «Областная аптечная холдинговая компания» — объединяет розничные точки, расположенные по всей Донецкой области, а вторая — «Городское аптечное объединение» — в Донецке). Несмотря на сравнительную молодость — холдинг создан в 1999 г., — компания успела достичь значительных успехов и завоевать хорошую репутацию. О новой стратегии развития рассказывают президент группы компаний «Аптечный холдинг» Сергей Напрасников (С.Н.) и генеральный директор Юрий Коба (Ю.К.).

Сергей Напрасников, президент группы компаний АПТЕЧНЫЙ ХОЛДИНГ

Сергей Напрасников, президент группы компаний «Аптечный холдинг»

— С какой целью создавался холдинг и что он представляет собой в настоящее время?

Ю.К. С целью предотвращения процесса разрушения коммунальных аптек, конкурентоспособность которых падала, а также для улучшения медикаментозного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений Донецкой области. За 5 лет деятельности, компания полностью справилась с поставленной задачей и стала полноценным оператором фармацевтического рынка. Ее характеристика представлена на схеме.

— Какие изменения произошли в холдинге за последние 2 года?

Ю.К.: В 2003 г. мы ввели в строй новый оптовый склад в Донецке площадью 8200 тыс. кв. м; внедрили передовую IТ-автоматизированную систему управления складами класса WMS «Солво»; успешно выпустили облигационный займ компании на 6 млн грн. и, самое главное, — завершили разработку новой стратегии развития группы.

В 2004 г. мы привели уровень работы Центрального оптового склада в соответствие с требованиями стандарта GDP и подали в Министерство здравоохранения Украины заявку на его сертификацию; полностью укомплектовали команду топ-менеджеров, как того требует новая стратегия, провели их годичное обучение основам нейролингвистического программирования и стратегическому командообразованию. Кроме того, мы открыли 2 новых оптовых филиала со складами в Киеве и Симферополе; ввели в строй 3 новых фармамаркета под брэндом «Здравица» и увеличили объем продаж группы на 35%.

— В чем заключается новая стратегия развития группы в целом?

С.Н.: Формулировка миссии компании сейчас дорабатывается, а главные направления развития группы таковы:

  1. Сохранить все три канала сбыта: опт, розницу и поставки в лечебно-профилактические учреждения.
  2. В рознице: считать приоритетным повышение ее конкурентоспособности при незначительном расширении сети аптек.
  3. В опте: стать национальным дистрибьютором, создать широкую сеть складов и улучшить оптовый сервис.
  4. Улучшить управление бизнес-процессами в дистрибьюции и рознице с использованием элементов TQM (всеобщего управления качеством).
  5. Максимально интегрировать (объединить) однотипные функции аптек, опта и розницы.
Рисунок. Изменение объемов продаж группы компаний «Аптечный холдинг» (1999–2004 гг.)

Рисунок. Изменение объемов продаж группы компаний «Аптечный холдинг» (1999–2004 гг.)

Что касается конкретных финансовых показателей, то мы их пока не афишируем. А вот новую философию построения бизнеса в группе презентовать можем: «Научиться эффективно выявлять потребности, создавать и предоставлять значительные ценности для всех лиц, определяющих успех бизнеса группы, — акционеров, покупателей, поставщиков и сотрудников». Стратегия рассчитана до 2008 г. и предусматривает около 200 млн грн. инвестиций в развитие группы.

— Как вы планируете развивать дистрибьюцию?

С.Н.: Во-первых, мы изменяем масштаб дистрибьюции: с регионального на национальный с разветвленной сетью складов и филиалов в Украине, которую уже начали создавать.

Во-вторых, мы улучшаем ассортимент группы. Расширяем его и изменяем структуру товарных категорий (не только готовые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, но и товары для профилактики болезней, красоты и здорового образа жизни), работаем над увеличением количества эксклюзивов в ассортименте и повышением его стабильности.

В-третьих, мы начинаем существенно улучшать сервис. Будем вводить дополнительные услуги для всех клиентов и особые льготы — для лояльных покупателей. Планируем существенно снизить дефектуру товаров, повысить скорость, и качество выполнения заказов, частоту и точность доставки, а также повышать уровень квалификации и мотивации торгового персонала.

Таким образом, в дистрибьюции ставка делается не на цены, а на сервис и ассортимент, и именно в этом мы будем стараться достичь лидирующих позиций в отрасли. Поэтому наша маркетинговая стратегия в этом секторе такова: выйти на «Лучшее качество по средней цене относительно лидеров отрасли».

Схема. Характеристика различных аспектов деятельности группы компаний «Аптечный холдинг»

Схема. Характеристика различных аспектов деятельности группы компаний «Аптечный холдинг»

Ю.К.: Новая стратегия предполагает и развитие нашей деятельности за пределами Донецкой области. В настоящее время мы представлены в 12 регионах Украины. Из них в 3 открыты филиалы: в Киеве, Николаеве и Симферополе. Там функционируют региональные склады, полностью создана инфраструктура по обеспечению оптовых поставок. Кроме того, в 9 областях работают наши представительства. В самое ближайшее время мы введем в действие Днепропетровский филиал, а в марте-апреле планируется открытие еще одного — в Харькове. В течение года собираемся открыть еще 4 филиала. В 2006 г. мы должны завершить формирование региональных представительств, чтобы к 2007 г. иметь все возможности для осуществления качественной дистрибьюции на всей территории Украины.

Пока что о нас на фармацевтическом рынке говорят как о крепком региональном дистрибьюторе, и это достаточно хороший показатель того, что достигнуто за сравнительно небольшой срок существования холдинга в целом и его оптового подразделения в частности. В будущем мы намерены расширить сферу своей деятельности и войти в число крупных дистрибьюторских компаний, действующих в масштабе практически всей страны.

— А что ожидает розницу аптечного холдинга?

С.Н.: В отличие от дистрибьюции, мы будем не расширять ее, а укреплять и существенно улучшать ее конкурентоспособность.

Во-первых, планируется полностью модернизировать аптеки: отремонтировать, переоборудовать, внедрить передовые технологии, улучшить внешний вид и дизайн.

Во-вторых, предполагается значительно повысить уровень обслуживания: расширить ассортимент до 11-12 тыс. наименований и его структуру; снизить дефектуру товаров и ввести дополнительные услуги, вплоть до возможности дозаказа любого товара, отсутствующего на полках; повысить уровень подготовки и мотивации провизоров-первостольников.

В-третьих, планируется создать два новых розничных брэнда и сделать их самыми известными и уважаемыми в отрасли.

Таким образом, маркетинговая стратегия розницы может быть сформулирована так: лучшее качество плюс дополнительная ценность (брэнд) за среднюю цену относительно лидирующих в рознице игроков.

К модернизации аптек мы уже приступили. Разработана тиражируемая технология автоматизированного управления аптекой «EPoS», дизайн и другие атрибуты брэндов, проекты оборудования и планировки аптек, стандарты операционных процедур и др. Создан центр и программы обучения персонала. А всего за 3 года в развитие розницы планируется инвестировать около 100 млн грн.

Юрий Коба, генеральный директор группы компаний АПТЕЧНЫЙ ХОЛДИНГ

Юрий Коба, генеральный директор группы компаний «Аптечный холдинг»

— А какая судьба ждет сельские аптеки и ФАПы?

Ю.К.: Сеть сельских аптек функционирует, хотя на данном этапе это не является коммерчески прибыльным проектом. При некоторых наших районных аптеках работает более десятка ФАПов, и это создает определенные сложности, поскольку логистическая цепочка обеспечения медикаментами ФАПов оказывается достаточно длинной. Да и покупательная способность жителей сельской местности пока что очень невысока, что, несомненно, влияет на прибыльность сельских аптек. Вместе с тем, люди в селах также нуждаются в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, и мы не можем бросить их на произвол судьбы. Поэтому заниматься обеспечением таких аптек и ФАПов мы будем в любом случае, постоянно работая над минимизацией возможных потерь. Кроме того, мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему: доходы сельских жителей возрастут, и через какое-то время сельские аптеки станут более рентабельными.

— Как формируется ассортимент оптового сегмента компании?

Ю.К.: Формированием ассортимента занимаются специалисты, которые тщательно изучают ситуацию на рынке, оценивают востребованность тех или иных препаратов, предложения других дистрибьюторов. Наличие собственной аптечной сети позволяет очень хорошо изучить потребности розничного рынка и включать именно те позиции, которые будут пользоваться хорошим спросом. В IV кв. прошлого года мы начали масштабную работу по структурированию ассортимента, чтобы сделать наш оптовый портфель более сбалансированным. Наша компания стремится работать с поставщиками по прямым контрактам. Учитывая значительный товарооборот и его стойкую тенденцию к увеличению, с каждым годом прямых контрактов у нас становится все больше.

— На украинском фармацевтическом рынке представлено достаточно много одних и тех же генерических препаратов, выпускаемых разными фармацевтическими заводами. Какими принципами вы руководствуетесь, делая выбор в пользу того или иного производителя?

Ю.К.: В нашей компании придерживаются той точки зрения, что в ассортимент следует включать те препараты, которые востребованы потребителем. Дистрибьюция — это услуга по доставке товара потребителю, и если на данный товар существует спрос, то мы будем его поставлять. Если какому-то производителю удается создать узнаваемый брэнд и репутацию своей продукции или какими-то другими методами сформировать спрос на свой препарат, то при прочих равных условиях мы, конечно же, отдадим предпочтение продукции такого производителя. В свою очередь, мы активно участвуем в программах производителя по продвижению тех или иных продуктов и заинтересованы в конструктивном сотрудничестве.

Если говорить о соотношении отечественных и импортных лекарственных средств в нашем ассортименте, то в начале работы компании, в 1999 г., в денежном выражении это составляло примерно 50:50, сейчас соотношение сместилось в сторону импорта и выглядит примерно так: 40:60.

— Что будет происходить на отечественном фармацевтическом рынке в ближайшее время?

С.Н.: Я думаю, что продолжится увеличение объема фармацевтического рынка, и за 4 года он станет больше примерно вдвое. При этом темпы роста будут постепенно снижаться.

Изменится структура потребления фармацевтической продукции: уменьшится доля медикаментов, а потребление профилактических средств и товаров для красоты и здорового образа жизни — возрастет. По-видимому, одновременно со снижением потребления дешевых отечественных генериков продолжит расти спрос на дорогие оригинальные импортные брэнды.

АПТЕЧНЫЙ ХОЛДИНГ. Коллаж.

Конкуренция в отрасли будет повышаться с одновременным снижением рентабельности бизнеса. В опте эта тенденция будет заметнее, чем в рознице. Я думаю, что количество оптовых игроков продолжит сокращаться, в то время как число аптек будет немного увеличиваться.

Я также не исключаю повышения интереса к фармрынку Украины со стороны крупных европейских игроков в связи с увеличением объема рынка при относительной слабости отечественных технологий дистрибьюции.

Ю.К.: Думаю, что на оптовом рынке будет продолжаться процесс консолидации, укрупнения ведущих компаний и расширения занимаемой ими рыночной ниши. Крупные компании будут становиться все сильнее, а мелкие – слабеть и уходить с рынка. Наверное, в конце концов, мы придем к той ситуации в сфере дистрибьюции, которая существует на более развитых фармацевтических рынках Европы, когда всю страну обслуживает небольшое число крупных операторов.

В розничном секторе фармрынка, по-видимому, будет продолжаться укрупнение аптечных сетей. Я глубоко убежден, что время одиночек на розничном рынке уходит в прошлое, и будущее — за сетевыми операторами.?n

Виктория Матвеева, фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті