Влияние НДС на фармацевтическую отрасль

На страницах «Еженедельника АПТЕКА» неоднократно обсуждались проблема введения НДС на ЛС в России и влияние этого шага на фармацевтическую отрасль. В журнале «Ремедиум» (№ 7, 2002 г.) опубликована статья Пола Тобина и Евгении Ветер (компания «PricewaterhouseCoopers»), посвященная этой теме, которую мы предлагаем в кратком изложении.

Спустя полгода можно говорить о первых итогах введения НДС на медицинскую продукцию и перспективах развития ситуации. Наиболее существенное изменение касалось отмены льготы по НДС в отношении реализации на территории РФ и ввоза в Россию ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН), а также введения 10% ставки НДС в отношении указанной продукции. Льгота по НДС в отношении реализации медицинской техники, действовавшая до 31 декабря 2001 г., была отменена с 1 января 2002 г. в связи с возникшими сложностями технического характера. Впоследствии, с 31 января 2002 г., она была восстановлена лишь в отношении медицинской техники, вошедшей в специальный перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, принятый правительством в январе. Другое важное нововведение — отмена с 1 января 2002 г. льготы по НДС в отношении вознаграждения агентов, полученного ими при исполнении агентских договоров, связанных с реализацией медицинской продукции. Теперь агентское вознаграждение облагается НДС по стандартной ставке 20%.

Наиболее очевидным последствием введения НДС является рост цен на ЛС в розничной торговле (по некоторым данным, в отдельных случаях более чем на 10%). Введение НДС вызвало растерянность в фармацевтической отрасли, у многих производителей и работников торговых предприятий не было четкого представления о том, как применять новые положения законодательства по НДС на практике. Вполне возможно, что высокие цены на некоторые виды медицинской продукции в определенной степени были обусловлены тем, что налогоплательщики неправильно начисляли НДС.

Кроме того, следует иметь в виду, что при определении розничных цен соответствующие суммы НДС увеличивают цену лишь после добавления к чистой выручке. Соответственно увеличение выручки, не связанное с введением НДС (например, за счет увеличения затрат), должно привести к росту суммы НДС, заложенной в цене продукции. Что касается дополнительных затрат, связанных с реализацией продукции, то заслуживают внимания по меньшей мере два фактора, связанные с введением НДС:

1. Введение в отношении ввозимой продукции 20% НДС по агентскому вознаграждению при проведении операций по реализации ИМН потребует от иностранных производителей дополнительных затрат. С 1 января 2002 г. в связи с введением НДС на медицинскую продукцию такое вознаграждение облагается НДС, а значит, затраты иностранного поставщика увеличатся как минимум на 20%.

2. Введение НДС также требует от предприятий привлечения дополнительных оборотных средств. Ранее предприятия фармацевтической области в основном платили НДС лишь в составе административных и общехозяйственных расходов, причем такой НДС являлся составной частью их затрат. Начиная с 2002 г. предприятиям потребуются дополнительные оборотные средства для уплаты НДС в отношении медицинской продукции, используемой либо в качестве сырья в производстве их собственной продукции, либо в качестве товара, приобретаемого для перепродажи. При этом предприятия должны изыскать достаточные оборотные средства для уплаты НДС до того момента, пока им не удастся зачесть уплаченные суммы НДС в счет уменьшения их платежей по НДС в бюджет.

Начиная с 2002 г. отменена льгота по налогу на прибыль, полученную от производства и реализации важнейших и жизненно необходимых ЛС, и сегодня предприятия должны уплачивать налог на прибыль по ставке 24% наравне с производителями в других отраслях. Кроме того, размер налогооблагаемой прибыли может увеличиться, так как в настоящее время производители имеют право на вычет НДС, уплачиваемого в отношении административных и общехозяйственных расходов, в счет уменьшения общей суммы НДС, уплачиваемого ими в бюджет, в то время как ранее такой НДС они относили на себестоимость их продукции, а следовательно, уменьшали свою налогооблагаемую прибыль.

Тем не менее, какими возможностями для минимизации роста цен располагает правительство? Во-первых, теоретически можно вернуться к законодательству, действовавшему до января 2002 г., и возобновить льготу по НДС или установить ставку НДС менее 10%. На взгляд авторов статьи, это было упрощенным подходом к проблеме и вряд ли является реалистичным. Учитывая намерение правительства создать унифицированную налоговую систему, при которой все отрасли экономики находились бы в равном положении, а также усилия, предпринятые ранее для того, чтобы заменить льготу по НДС 10%, вряд ли можно надеяться на восстановление налоговых льгот и снижение ставок НДС.

Во-вторых, регулирование ценообразования. В условиях государственного регулирования цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС, правительство может снизить предельные торговые надбавки на ЛС как для оптового, так и розничного звена, что практически происходит в результате принятия нового порядка ценового регулирования в отношении такой продукции, установленного в конце 2001 г. постановлением правительства РФ и постановлениями отдельных субъектов РФ. Однако, по мнению авторов, такая мера представляется в корне неверной, так как эффект от введения НДС и воздействия других факторов негативно повлияет на работу предприятий оптового (розничного) звена.

Во многих западных странах НДС на фармацевтическую продукцию начисляется не по сниженным, а по общеустановленным ставкам. При этом, как правило, приоритет отдается социальной политике, в частности развитию системы здравоохранения, которая предусматривает защиту наименее социально защищенных граждан от роста цен на ЛС. Как правило, ЛС не входят в разряд случайных покупок, поэтому в наибольшей степени от роста цен на ЛС страдают те граждане, которым они особенно необходимы, но у которых недостаточно средств, чтобы позволить себе их приобретение. Именно эти слои населения нуждаются в эффективной социальной политике, предусматривающей, в частности, развитие системы медицинского страхования и возмещения стоимости ЛС.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи