Минздрав:главное — не составить план, а выполнить его

Как уже сообщалось в  «Еженедельнике АПТЕКА» (№ 7 (238)), 20 февраля состоялось расширенное заседание коллегии МЗ Украины, посвященное итогам работы отрасли в 2002 г. Как известно, согласно постановлению Верховной Рады № 276-IV от 28.11.2002 г. «Об информации Кабинета Министров Украины о положении дел в отечественной системе здравоохранения», деятельность КМУ в сфере обеспечения охраны здоровья и медицинского обслуживания граждан Украины признана неудовлетворительной. Присутствовавший на  заседании коллегии вице-премьер министр Украины Дмитрий Табачник назвал положение дел в отрасли критическим и призвал новое руководство Министерства здравоохранения принять решительные и эффективные меры с тем, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему.

p_379_8_030303_1111.jpg (13665 bytes)

Во время коллегии: А. Пидаев (слева) и Д. Табачник

Министр здравоохранения Украины Андрей Пидаев представил на рассмотрение участников коллегии материалы о состоянии отечественного здравоохранения в 2002 г. В частности, общий коэффициент рождаемости в прошедшем году составил 8,1, смертности — 15,6 на 1000 населения, показатель естественного прироста населения — 7,5 на 1000 рожденных живыми, а средняя ожидаемая продолжительность жизни — 67,8 года (62,7 — мужчин и 73,1 — женщин). В структуре смертности населения первое место занимают заболевания системы кровообращения (61,3%), второе — злокачественные новообразования (13,5%), третье — несчастные случаи, отравления и травмы (9,8%), четвертое — заболевания дыхательной системы (6,9%). Уровень младенческой смертности составил 10,5 на 1000 рожденных живыми, а материнской — 22,5 на 100 000 родов.

Общий уровень заболеваемости населения составляет 152 000 на 100 000 населения. В структуре распространенности заболеваний среди взрослого населения на первом месте находятся заболевания системы кровообращения (25,9%), на втором — дыхательной системы (22,7%), на третьем — пищеварительной (9,2%).

В структуре инвалидности взрослого населения первое место также занимают заболевания системы кровообращения (27,7%), второе — злокачественные новообразования (16,8%), третье — травмы и отравления (9,7%).

В настоящее время в системе отечественного здравоохранения 28 400 учреждений государственной, коммунальной и частной форм собственности: 3200 больниц, 7400 амбулаторно-поликлинических учреждений, 555 санаториев, 855 учреждений санитарно-эпидемиологической службы и около 200 высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских организаций. В отрасли занято около 1,3 млн человек, в том числе 222 300 врачей и 530 500 младших специалистов с медицинским образованием; 1950 семейных врачей.

В 2002 г. бюджет здравоохранения составил 6,8 млрд грн. (в 2001 г. — 5,9 млрд грн., в 2000 г. — 4,7 млрд грн.); бюджетные расходы в расчете на одного жителя — 133 грн., удельный вес отчислений на здравоохранение в общем сведенном бюджете — 11,6% (в 2001 г. — 12,4%, в 2000 г. — 12,5%). В 2003 г. удельный вес расходов на здравоохранение в общем сведенном бюджете планируется увеличить до 14%.

Размер отчислений МЗ Украины из государственного бюджета составил 1240,9 млн грн. Местные бюджеты в 2002 г. были утверждены в сумме 5364,1 млн грн. По оперативным данным, они выполнены на 97,5% годового плана. Расходы из местных бюджетов на медикаменты в 2002 г. профинансированы на 97,6% годового плана. Средняя заработная плата медицинских работников составила 223,2 грн.

Несмотря на то, что бюджетные расходы на здравоохранение не сократились, а даже возросли по сравнению с предыдущими годами, отрасль по-прежнему страдает от хронического недофинансирования в условиях все возрастающей стоимости медицинского обслуживания. Статья 49 Конституции Украины, гарантирующая гражданам нашей страны бесплатное медицинское обслуживание, а также сохранение существующей сети медицинских учреждений при отсутствии системы медицинского страхования и недостатке бюджетных средств делает задачу приведения отрасли в «боеспособное» состояние почти неразрешимой. А. Пидаев признал, что создавшееся экономическое противоречие невозможно решить в рамках одной отрасли, поэтому необходимо создание межведомственной комиссии, которая разработала бы программу неотложных мер по выходу отечественного здравоохранения из глубокого кризиса.

Среди приоритетных задач, стоящих непосредственно перед руководством здравоохранения, — завершение разработки законодательной и нормативно-правовой базы для введения всеобщего обязательного государственного социального медицинского страхования; внедрение Программы оказания гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи; завершение разработки и внедрение государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения; снижение цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем оптимизации налогообложения и государственной регистрации цен и др. Комментируя эти положения, А. Пидаев подчеркнул, что подобные мероприятия неоднократно вносились в планы работы министерства на протяжении последних лет, однако ситуация к лучшему не изменилась. По мнению министра, главное — обеспечить выполнение всего намеченного.

Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Хорошковский поддержал участников коллегии, говоривших о недостаточном финансировании здравоохранения. Он обратил внимание присутствующих на объективные трудности, не позволяющие увеличить ассигнования на медицину. В частности, в 2002 г. Украина была вынуждена осуществить большие выплаты в счет погашения внешнего долга, что существенно отразилось на состоянии государственного бюджета. В. Хорошковский выразил надежду, что в 2003 г. ситуация с бюджетными отчислениями на здравоохранение изменится к лучшему. Вместе с тем министр экономики не поддержал идею о предоставлении льгот в налогообложении и высказал мнение о целесообразности введения ограниченной процентной ставки НДС на все операции без исключения. По мнению В. Хорошковского, необходимо создать такую систему налогообложения, при которой было бы выгодно работать всем предприятиям и организациям и не требовались бы те или иные льготы.

Глава Комитета Верховной Рады по охране здоровья, материнства и детства Николай Полищук высказал мнение о необходимости более рационально использовать те средства, которые выделяются из бюджета на здравоохранение. В частности, следует более строго контролировать статьи расходов и направлять средства на решение наиболее важных и социально значимых задач, стоящих перед отечественным здравоохранением.

Глава депутатской группы «Народовладдя» Богдан Губский заверил работников здравоохранения в том, что их действия, направленные на выведение отрасли из кризиса, будут поддержаны народными депутатами Украины, и рекомендовал руководителям отрасли четче формулировать проблемы, по которым необходимо оказание помощи.

С положением дел на украинском фармацевтическом рынке участников коллегии ознакомил первый заместитель Государственного секретаря МЗ Украины, глава Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Государственной службы) Михаил Пасечник. Он, в частности, сообщил, что в прошлом году объем производства отечественной фармацевтической продукции достиг 1,809,5 млн грн., в фактических ценах это на 6,5% больше, чем в 2001 г. Вместе с тем замедлились темпы роста объема производства (рис. 1.). М. Пасечник отметил, что в настоящее время фармацевтическую продукцию выпускают 176 украинских предприятий различных форм собственности, причем 55% производимых в стране медикаментов приходится на долю таких ведущих предприятий отрасли, как «Фармацевтическая фирма «Дарница», «Киевмедпрепарат», «Фармак», «Здоровье», «Борщаговский химико-фармацевтический завод», «Индар». Среди регионов лидируют в области производства лекарственных средств Киев (18%), Харьковская (13%), Львовская (9%) и Донецкая (7%) области. Более 13% объема производимой продукции выпускают предприятия, входящие в состав Государственной акционерной компании «Укрмедпром».

p_379_8_030303_Collegia01.gif (6646 bytes)

Рис. 1. Объем производства отечественной фармацевтической продукции

Говоря о динамике развития отечественного фармацевтического рынка, М. Пасечник сообщил, что в 2002 г. его объем, по предварительным оценкам, увеличился на 16,8% и составил 3818,3 млн грн. (рис. 2). Доля отечественных производителей на рынке лекарственных средств и изделий медицинского назначения составила 41%. В то же время в розничной продаже на долю отечественных медикаментов приходится 58% упаковок, что свидетельствует о более низких ценах на продукцию украинских производителей. В прошлом году на 25% увеличился объем импорта фармацевтической продукции и достиг 527,9 млн долларов США (рис. 3), объем экспорта сократился по сравнению с 2001 г. на 14% и составил 42,9 млн долларов США (рис. 4).

p_379_8_030303_Collegia02.gif (6458 bytes)

Рис. 2. Объем фармацевтического рынка Украины3

p_379_8_030303_Collegia03.gif (6209 bytes)

Рис. 3. Импорт фармацевтической продукции в Украину3

p_379_8_030303_Collegia04.gif (4651 bytes)

Рис. 4. Объем экспорта фармацевтической продукции из Украины3

М. Пасечник подчеркнул, что проблема обеспечения населения медикаментами — одна из наиболее серьезных и социально значимых. Об этом свидетельствует Указ Президента Украины от 7.02.2003 г. № 91 «О мероприятиях по улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также повышению эффективности государственного управления в этой сфере». Для выполнения этого Указа основные усилия Министерства здравоохранения необходимо сконцентрировать на разработке в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения национальной политики обеспечения населения лекарственными средствами, основными принципами которой должны стать экономическая и физическая доступность лекарств; их качество, безопасность и эффективность; стимулирование терапевтически обоснованного и клинически эффективного применения лекарственных средств медицинскими работниками и потребителями; наращивание мощностей отечественного фармацевтического производства; формирование кадрового потенциала.

Глава Государственной службы обратил внимание участников коллегии на многоплановый характер проблемы доступности медикаментов. Физическая доступность уже практически обеспечена за счет создания развитой аптечной сети, которая в настоящее время включает более 23 000 аптек и их структурных подразделений, а также за счет достаточного ассортимента зарегистрированных лекарственных препаратов (более 8000 препаратов). Необходимо обеспечить также экономическую доступность медикаментов, которая в значительной степени зависит от доходов населения. Для этого следует осуществить ряд мероприятий. Во-первых, разработать систему перечней лекарственных средств, стандарты медикаментозного лечения, формуляры для лечебных учреждений, а также нормативы оказания медицинской помощи. Кроме того, экономическая доступность медикаментов в значительной степени зависит от наличия обоснованной системы налогообложения фармацевтических предприятий, производящих основные лекарственные средства. Это позволило бы производителям больше средств направлять на техническое и технологическое обновление производства. Решить эту проблему можно, используя систему государственного регулирования цен исключительно на основные лекарственные средства в сочетании с эффективными, прозрачными механизмами приобретения медикаментов — государственным заказом, тендерными закупками, льготными кредитами и др. Одним из наиболее важных этапов на пути внедрения в Украине рациональной фармакотерапии и реализации фармакоэкономического подхода к лечению пациентов М. Пасечник назвал формирование Национального перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Среди первоочередных мер, направленных на повышение экономической доступности медикаментов, — разработка концепции формирования системы ценообразования на готовые лекарственные средства, которая не предусматривала бы необоснованных административных ограничений уровня рентабельности предприятий.

Что касается структуры органов государственного регулирования и контроля в сфере лекарственных средств, то М. Пасечник высказал мнение о необходимости ее перестройки с тем, чтобы обеспечить качество, безопасность и эффективность фармацевтической продукции, реализуемой в нашей стране.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши


1 Под фактическими подразумеваются цены, сопоставимые с ценами производителей в настоящее время (прим. ред.).

2 Предварительные данные.

3 Данные по объемам рынка Украины отличаются от данных Госкомстата в связи с тем, что в методологии подсчета МЗ, по-видимому, учтены складские запасы (прим. ред.).

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті