Ищут пожарные, ищет милиция… Компании тоже ищут

Касаясь вопроса кадровой политики, обычно имеют в виду непосредственную работу с опытными сотрудниками, повышение их профессионального уровня, удовлетворение потребностей и создание мотивации для качественной и эффективной работы. И при этом редко вспоминают, что кадровая политика начинается с поиска сотрудника — единственного и совершенного профессионала, который отвечает высоким требованиям современного рынка.

Возможно в этом вам поможет исследование «Методы поиска персонала в  компаниях, работающих на рынке медицинской техники», проведенное в ноябре 2002 г. ООО «Компания Джи Эр Пи» (GRP) (Москва), — агентством, специализирующемся на подборе персонала для компаний на рынке лекарственных средств и  медицинской техники.

Безусловно, российский фармацевтический рынок значительно отличается от украинского, а структура персонала компаний, занимающихся продажей медицинской техники, по  вполне очевидным причинам не может соответствовать структуре персонала компаний отечественного фармацевтического рынка, однако выявленные в этом исследовании тенденции вполне применимы к нему.

ООО «Компания GRP» провела данное исследование путем опроса компетентных представителей компаний, активно работающих на рынке медицинской техники в России. В качестве респондентов были отобраны 100 компаний.

Цель исследования:

•?изучить динамику развития персонала компаний, работающих на рынке медицинской техники;

•?определить методы подбора персонала, используемые компаниями на рынке медицинской техники;

•?определить вклад кадровых агентств в процессе подбора персонала компаниями, работающими на рынке медицинской техники.

Среди респондентов преобладали зарубежные компании (53%). При этом 79% компаний-респондентов работают на российском рынке более 5 лет. Преобладающее число компаний с небольшим количеством персонала характеризует специфику работы на рынке медицинской техники (таблица).

Таблица

Распределение опрошенных компаний в зависимости от численности сотрудников

Численность сотрудников

%

До 20

75

До 50

21

До 100

2

Свыше 100

2

Итого

100

Отвечая на вопрос о количестве штата, 70% респондентов охарактеризовали его как стабильное, 30% — отметили его расширение. Тот факт, что ни в одной из опрошенных компаний не наблюдается сокращения или значительной текучести кадров, свидетельствует о позитивных тенденциях на рынке медицинской техники России. Более 50% респондентов заявили о потребности в найме персонала, 11% — о такой потребности в ближайшее время, что говорит о постоянном спросе на специалистов, работающих в данной сфере (рис. 1).

Рис. 1. Потребность в найме персонала

КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О НАЙМЕ НОВОГО СОТРУДНИКА?

Как свидетельствуют результаты опроса, решение о найме сотрудника чаще всего принимает руководитель компании лично и/или руководитель подразделения, то есть в большинстве случаев без привлечения менеджера по персоналу. Только 25% респондентов сообщили о наличии в штатном расписании должности менеджера по персоналу и его участии в процессе принятия решения относительно найма сотрудника (рис. 2).

Рис. 2. Кто принимает решение о найме?

МЕТОДЫ ПОИСКА СОТРУДНИКА

Чтобы найти опытного работника, компании рынка медицинской техники используют различные методы. Лишь незначительная часть компаний используют какой-либо один метод поиска персонала, большинство компаний — два и более. По результатам опроса был составлен рейтинг популярности методов поиска персонала:

•?через знакомых, по  рекомендациям — 27%;

•?через рекрутинговые агентства —14%;

•?на специализированных «работных» сайтах в Интернете — 14%;

•?размещение вакансии на  собственном сайте компании —13%;

•?по резюме, присланным в  компанию — 12%;

•?«прямой» самостоятельный поиск — 8%;

•?размещения вакансии в  специальных СМИ — 8%;

•?через агентства по  трудоустройству — 2%;

•?другие методы — 2%.

Несмотря на то что только 14% опрошенных компаний постоянно подбирают персонал через кадровые агентства, опыт работы с ними имеют 60% респондентов. При выборе кадрового агентства компании рынка медицинской техники руководствуются различными критериями, среди которых:

•?рекомендации коллег по работе или рынку — 20%;

•?известное кадровое агентство — 16%;

•?стоимость услуг — 13%;

•?рейтинги в СМИ — 9%;

•?комплексность услуг, оказываемых кадровым агентством — 9%;

•?специализация кадрового агентства по уровню позиций, рынку — 6%;

•?удобное месторасположение кадрового агентства — 6%;

•?предыдущий опыт сотрудничества с агентством в качестве соискателя — 6%.

Кроме того, были названы такие критерии, как известное имя рекрутера, положительное впечатление от первой встречи, другие (по 3%). Ни один респондент не выделил скорость подбора претендента как значимый критерий при выборе кадрового агентства.

Характерно, что достаточно высоким можно назвать уровень неудовлетворенности респондентов работой кадровых агентств. Полная или частичная неудовлетворенность услугами кадровых агентств отмечена более чем 50% респондентов. Среди причин недовольства лидируют: несоответствие претендента требованиям заявки, высокая стоимость услуг кадрового агентства, длительность подбора претендента, незнание кадровым агентством рынка медицинской техники (рис. 3). Каждая из них прямо или косвенно связана с тем, что специализация кадровых агентств не направлена на подбор персонала для рынка медицинской техники.

Рис. 3. Основные недостатки в работе кадровых агентств

На вопрос о том, известны ли респондентам агентства по подбору персонала, частично или полностью специализирующиеся на подборе персонала для рынка медицинской техники, 60% из них ответили, что никогда не слышали о подобной специализации.

Таким образом, изучив материалы исследования, можно сделать выводы как о проблемах, связанных с поиском и набором персонала, так и о сложившихся на рынке стереотипах работы с кадрами. Хотелось бы акцентировать внимание на некоторых особенностях рынка медицинской техники вообще и России в частности. С одной стороны, оборот таких компаний осуществляется за счет продажи небольшого количества единиц дорогостоящей продукции, поэтому в большинстве случаев штат таких компаний небольшой. С другой стороны, работа с такой продукцией требует высокой квалификации персонала как с точки зрения навыков ведения продаж, так и наличия специального образования.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве компаний-респондентов не уделяют должного внимания вопросам подбора кадров. Менеджер по кадрам вводится в штат компании, количество сотрудников которой приближается либо превышает 50, что вполне логично. Однако таких компаний на рынке только 25%, остальные вынуждены действовать на свой страх и риск. Рынок нуждается в высококлассных специалистах, поэтому оптимальным вариантом может быть подбор персонала с помощью специализированных рекрутинговых агентств.

В этой связи настораживает высокая степень недоверия респондентов к кадровым агентствам, вызванная негативным опытом сотрудничества с ними, причина которого — отсутствие специализации на этом сегменте рынка. Поскольку размеры данного сегмента рынка незначительны, можно предположить, что в ближайшее время интерес к нему проявят кадровые агентства, уже специализирующиеся на смежном сегменте, — подбор персонала для фармацевтического рынка.

Публикуется с некоторыми сокращениями с разрешения ООО «Компания Джи Эр Пи»

СПРАВКА?

ООО «Компания GRP» (Good Recruiting Practice) было создано в начале 2000 г. в составе Группы Компаний «РЕМЕДИУМ» как специализированное агентство по оказанию кадровых услуг компаниям, работающим на рынке медицинской техники и фармацевтическом.

Сотрудники ООО «Компания GRP», помимо деятельности в сфере рекрутинга, имеют опыт работы на фармацевтическом рынке. Через год по  результатам «Рейтинга агентств по подбору персонала», проведенного редакцией журнала «Карьера» (№ 1, 2001 г.), компания заняла 21-е место, а по таким ключевым позициям, как «Надежность агентства», «Четкость организации работы агентства», «Оперативность выполнения заказа» и  «Соответствие подобранных кандидатов заявленным требованиям», набрала максимальное количество баллов. По степени известности на  фармацевтическом рынке среди кадровых агентств «Компания GRP» заняла 2-е место («Ремедиум», № 10, 2001 г.).

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті