Молдова изменяет законодательство о рекламе лекарственных средств

5 сентября правительство Молдовы приняло законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в нормативные акты Республики Молдова, регулирующее рекламу фармацевтической продукции: ч. 4 ст. 19 закона от 27.06.1997 г. № 1227-XIII «О рекламе» и ч. 10 ст. 19 Кодекса телевидения и радиовещания от 27.07.2006 г. № 260. Государственное информационное агентство «Moldpress» сообщает, что, по словам Андрея Усатого, министра здравоохранения Молдовы, реклама лекарственных средств в дальнейшем будет разрешена только в аптеках и специализированных изданиях для медицинских работников.

Инициаторами внесения изменений выступили депутаты от Демократической партии Молдовы Думитру Дьяков и Олег Цуля.

Как отметил А. Усатый, внесение поправок обусловлено тем, что некоторые пациенты приобретают рекламируемые препараты без предварительной консультации с врачом и не предполагают, что у них могут быть противопоказания.

Стоит отметить, что ч. 5 ст. 19 действующего Закона Молдовы «О рекламе» в редакции от 18.12.2003 г. допускает рекламу рецептурных препаратов, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которой требует специальной подготовки, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Возможно, одобрение законопроекта правительством было приурочено к визиту в Кишинев государственного секретаря министерства здравоохранения Германии Томаса Илка (Thomas Ilka), который состоялся 6 сентября. Как отметил Влад Филат, премьер-министр Молдовы, до следующего Саммита восточного партнерства будут завершены переговоры по соглашению об ассоциации Молдова–ЕС, что означает также модернизацию системы здравоохранения Молдовы, которая будет соответствовать европейским стандартам.

Предложенный правительством законопроект вызвал критику со стороны профессионального сообщества. Так, Ассоциация фармацевтов Республики Молдова внесла свои замечания относительно этого документа. По мнению представителей ассоциации, упомянутый законопроект противоречит Директиве 2001/83/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 06.11.2001 г. (Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council) о своде законов ЕС в отношении препаратов для человека (раздел VIII «Реклама»). Согласно ч. 2 ст. 88 директивы для населения можно рекламировать те лекарственные средства, которые благодаря особенностям состава и действия разработаны и предназначены для применения без врачебного вмешательства, для диагностических целей, назначения или мониторинга лечения, при необходимости — по совету фармацевта, а вышеуказанный законопроект запрещает рекламу всех препаратов, в том числе тех, которые отпускаются без рецепта врача. В то же время эти изменения не помогут решить реальные проблемы в медицине (самолечение, недоверие к системе здравоохранения, низкий уровень санитарной культуры населения).

Необходимость принятия этого законопроекта его авторы аргументируют проблемой самолечения, которая получила распространение якобы из-за рекламирования лекарственных средств. Запрет на рекламирование лекарственных препаратов в действительности усугубил бы ситуацию, потому что пациент был бы лишен информации о качественных препаратах. В случае запрета рекламы пациенты не стали бы обращаться к врачу, а, как обычно, приобретали бы лекарственные средства по своему усмотрению. Самолечение невозможно исключить, но оно должно быть ответственным.

Также, по мнению представителей ассоциации, в информационной справке к законопроекту не представлены весомые аргументы, мотивирующие необходимость разработки проекта, социально-экономический прогноз и последствия введения предложенных изменений и дополнений. Кроме того, в данном документе предлагается ввести запрет на рекламирование парафармацевтических изделий и любых изделий медицинского назначения, что означает запрет рекламы таких товаров: продукция для детей (памперсы, соски, лечебная косметика и т.п.), перевязочные материалы (бандажи для беременных и т.п.), лечебные минеральные воды, лечебная косметика, гигиенические изделия и т.п. По словам представителей ассоциации, нечеткость формулировки термина «изделия медицинского назначения» приводит к неясности и двоякому толкованию такового, создавая тем самым предпосылки для злоупотреблений и усиления коррупции.

Кроме того, как сказано в замечаниях к законопроекту, утверждение о том, что за последние 10 лет потребление препаратов в Республике Молдова возросло примерно в 3 раза, достигнув в 2010 г. 32 дол. США на душу населения, — иррациональный и лишенный смысла аргумент, потому что потребление лекарственных средств в европейских странах значительно выше. Это свидетельствует о том, что в Молдове отсутствует злоупотребление препаратами, и, фактически, потребление этой продукции ограничено.

По мнению представителей ассоциации, в настоящее время реклама безрецептурных лекарственных средств в Республике Молдова не приводит к избыточному и нерациональному их применению, потому что в соответствии с надлежащей аптечной практикой пациенту предоставляется профессиональная консультация работника системы здравоохранения — фармацевта.

Напомним, Директива Европейского Парламента и Совета 2004/27/EC от 31.03.2004 г. (Directive 2004/27/EC of the European Parliament and of the Council), регулирующая принципы рекламы лекарственных средств в ЕС и Европейской экономической зоне, заменившая Директиву 2001/83/ЕС, не содержит полного запрета на рекламу лекарственных средств, направленную на конечного потребителя. Поэтому в странах ЕС разрешена реклама безрецептурных препаратов, в том числе посредством радио и телевидения, при условии, что рекламный коммуникат не содержит утверждений, которые могут причинить пациенту вред.

По материалам www.portal.moldpres.md; www.farmaceutica.md

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті