Патентные исследования как средство преодоления кризиса

Нынешняя кризисная ситуация, которая также распространяется и на фармацевтический рынок, неизбежно влечет за собой обострение конкурентных и, к сожалению, антиконкурентных действий со стороны участников рынка. Патенты и другие объекты интеллектуальной собственности, кроме функции охраны прав интеллектуальной собственности и стимулятора инноваций, также являются важным, мощным и действенным инструментом монополизации рынков. Во все времена, в любой конфликтной или потенциально конфликтной ситуации работает правило «кто владеет информацией — тот владеет миром». Пути к владению патентной информацией извилисты и тернисты и таят много сюрпризов и неожиданностей, даже для профессионала. В данной статье на основе многолетнего опыта работы раскрывается роль патентных исследований в функционировании предприя­тий, открывающиеся возможности и точки приложения, их роль в нахождении путей преодоления последствий кризиса.

Интеллектуальная собственность

Патентные исследования как средство преодоления кризиса
А. Брагарник

По отношению к правам интеллектуальной собственности фармацевтические препараты можно разделить на оригинальные, то есть те, срок патентной охраны которых еще не истек, генерики — препараты, способные заменить собой оригинальные, уже неохраняемые патентами, и те, срок патентной охраны на которые уже истек, но еще действуют ограничения на регистрацию и введение в оборот. Кроме того, охраня­ться могут чистые вещества сами по себе, а также их комбинации, физические формы, способы получения и вещества, полученные этими способами, новые способы применения известных веществ. Таким образом, перечень объектов защиты значительно расширяется и усложняется. Рассмотреть истинную картину происходящего через калейдоскоп патентов оказывается под силу даже не всем профессионалам, о чем говорит анализ судебных решений, а порой умышленное или неумышленное злоупотребление косвенной защитой компаниями, владеющими патентами. Ко всему сказанному выше добавляется своеобразие права интел­лектуальной собственности как области права со своими уникальными характеристиками и глубокой связью с наукой и технологией, что требует одновременного владения юридическими и техническими аспектами дела1.

Опыт проведения корпоративных семинаров для фармацевтических компаний показывае­т, что еще одной проблемой является недостаточность и бессистемность знаний как менеджмента, так и инженерного персонала в вопросах интеллектуальной собственности. Часто использую­тся устаревшие шаблоны, суждения, временами доходящие до заблуждений и суеверий. Встречаются выражения в стиле «нам нужно запатентовать товарную марку, чтобы защитить свои авторские права и ноу-хау». Очевидно, что перекладывание на плечи технологов, маркетологов и менеджеров вопросов патентного права и охраны интеллектуальной собственности является нерациональным. Они должны выполнять свою работу, но не прислушиваться к мнению патентоведа и патентного поисковика- аналитика только потому, что «мы раньше так поступали, и сейчас сойдет» — не сойдет, мир, в том числе фармацевтический, уже изменился.

Патентные исследования

В «Еженедельнике АПТЕКА» № 9 (630) от 03.03.2008 г. сотрудником ГП «Государственный научный центр лекарственных средств» Еленой Литвиновой вкратце были перечислены задачи и принципы проведения патентных исследований, а именно:

  • при разработке препарата — определение приоритетных направлений разработки;
  • оценка патентоспособности объекта — возможности получения патента;
  • оценка патентной чистоты объекта — того, что объект может быть свободно использован в данной стране без угрозы нарушения действующих на ее территории патентов, принадлежащих другим собственникам, либо очерчен круг владельцев охранных документов, с которыми необходимо заключить лицензион­ные договора.

Патентно-конъюнктурные исследования позволяют определить ситуацию в отношении использования прав на объекты промышленной собственности и выявить ведущие страны в разработке определенного препарата, а также страны с наиболее емким рынком сбыта.

Объектами мониторинга являются патенты, торговые марки, включая авторские права и публикации в научной и специализированной пресс­е. Средства осуществления мониторинга — специализирован­ные издания, базы данных, сайты ведомств и конкурентов, вплоть до интернет- конференций и объявлений. И здесь патентно- информационная служба становится глазами и ушами бизнеса, способствует эффективному противодействию патентному рейдерству, вопрос о котором в Российской Федерации на правительственном уровне поднимался еще 2 года назад2. С другой стороны, отсутствие мониторинга прав на объекты интеллектуальной собствен­ности влечет за собой дополнительные судебные риски, либо попустительство нарушениям, попадание право­обладателя или добросовестного пользователя в положение нарушителя3.

Проведение систематических патентных исследований позволяет достигать максимальной эффективности в маркетинговой политике, осуществлять успешные разработки в максимально сжатые сроки, избегать тупиковых направлений развития, минимизировать судебные издержки, выявлять и предвидеть благоприятные ситуации на внутренних и внешних рынках, даже помогать «охотникам за головами» в поиске и привлечении в компании соответствующих ключевых специалистов. Всему этому служит структурированность и законодательное требование достоверности предоставляемых в описании данных.

Также кризисные явления привели к резкому снижению или кардинальному пересмотру структуры бюджетов на развитие. В этой ситуации рационально распоряжаться средствами позволяют выполняемые нами патентные картирования-«ландшафты» — визуальное представление результатов патентных исследований в виде диаграмм, графиков, трендов, даже с нанесением на географические карты. Такое представление результатов, в дополнение к стандартизованному4, облегчает восприятие результатов исследований и позволяет делать более осознанные и последовательные выводы. При этом средства распределяются более фокусно и рационально, удовлетворяя самые критичные и стратегические потребности, не сужаясь до точечности или латания дыр.

Проблемы

Также следует сказать о существовании «внутренних» проблем, имеющих место при проведении патентных исследований, — недостоверность, разрозненность и неполнота патентных данных, причина которых состоит в том, что заявки на объек­ты интеллектуальной собственности подаются и обрабатываются людьми, которым, как известно, свойственно ошибаться. Все еще значительную часть времени исследования (до 70%) приходится тратить на сбор информации, поскольку она содержится в различных и неоднородных источниках, на перепроверку, нахождение и восполнение пробелов, систематизирование, а также поис­к возможных допущенных ошибок.

Следующей проблемой проведения патентных исследований является многоступенчатость передачи информации от заказчика к исполнителю и наоборот. Очень часто возникают обоснован­ные нарекания на результаты патентных исследований, такие как неполнота, неадекватность, «информационный шум». Подобные ситуации возникают из-за того, что обычная цепочка постановки задачи и выполнения патентного исследования насчитывает минимум три-четыре лица (автор, его начальник, поверенный, поисковик). Вследствие сложности предмета исследования и различных видений автора и поисковика, а также промежуточных звеньев очень важен непосредственный контакт между разработчиком, изобретателем, заказчиком с поисковиком-исполнителем. На практике это часто недостижимо из-за сложившейся методики постановки задачи, заказа и предоставления патентно-информационных услуг. Посредник, в данном случае это поверенный, патентовед, юрисконсульт фирмы, адвокат, при постановке задачи часто не в состоянии обеспечить удовлетворительную интерактивность и будет пытаться формулировать задачу исходя из своих, не всегда верных, представлений о сути происходящего по обе стороны, и точно так же выдвигать требования к результатам. Многолетний практический опыт патентно-информационных работ показывает, что адекватный результат может быть получен только при проведении исследований при непосредственном участии первичного автора объек­та интеллектуальной собственности или вопроса исследования.

Выбор информационных источников среди локально устанавливаемых или с удаленным доступом, коммерческих или бесплатных первоисточников, баз данных в ведомствах и коллекций в патентно-информационных центрах и патентных библиотеках — очень сложный вопрос, и очень непросто достичь оптимального соотношения между ценой, затраченными человеческими ресурсами, временем и качеством. Часто поводом для отказа от использования коммерческих баз данных являе­тся стоимость их использования, при этом в расчет не принимается выигрыш во времени и трудовых затратах. В свою очередь некоторые провайдеры коммерческих баз данных делают упор на количество документов, глубину и широту охвата, скорость, оперативность, но не часто предоставляют информацию о достоверности, полноте, непрерывности массивов документов. Все это напоминает ситуацию у аптечного прилавка: «берите подороже — это же продукция корпорации …» или «это полный аналог препарата…, генерик, и вам не нужно переплачивать».

Также следует отметить, что информационным ресурсам свойственно некоторое искажение результатов поиска. Происходит это, судя по личному опыту участия в разработках подобных баз данных, из-за влияния на их создание и функционирования таких факторов: точка зрения заказчика на то, что должно быть включено в состав базы данных и как эта база должна функционировать; возможности и опыт разработчика и его представления о предмете разработки; коммерческие интересы от предоставления доступа к данным. В такой ситуации информационные ресурсы получают полезные и удобные функции оптимизации и ранжирования результатов поиска, автоматического анализа результатов, автоматической подстройки под пользователя. Но это исключает возможность получения «сырого» результата, не обогащенного ошибками, в результате чего интересы конечного пользователя могут быть не полностью учтены.

Учитывая вышесказанное, во время принятия решений компании рационально учитывать мнения профессионалов, которыми за годы свое­й работы был накоплен опыт, изучены поисковые возможности, наработаны средства обработки и систематизации первичных данных, методы представления и визуализации результатов.

Возможные пути решения

Пассивное решение — смириться, списать все на «менталитет» или «опять сойдет». Возможные варианты действенных решений таковы:

1) компании могут проводить небольшие семинары для менеджеров, инженеров, технологов, маркетологов с целью доведения до всего штата ценности и важности интеллектуальной собственности;

2) НИИ, технопарки, исследовательские фирмы и центры должны рассматривать проведение патентных исследований не как заполнение формуляра, а как одно из средств обеспечения выживания и нахождения путей достижения успеха;

3) исследовательские, маркетинговые и юридические подразделения компаний должны пересмотреть свое взаимодействие с патентными отделами в сторону более тесного и систематического обмена информацией;

4) кадровые и рекрутинговые службы в списках профессий и специальностей должны разделить патентных поверенных, патентоведов и патентных поисковиков, аналитиков, менеджеров;

5) менеджеры, юрисконсульты, патентные поверенные должны находить возможности для непосредственных контактов между заказчиками и исполнителями.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть неоспоримую важность проведения комплексных и регулярных патентных исследований как средства обеспечения стабильного роста и развития компании, а также жизненного цикла одного из наиболее ценного и уязвимого актива — интеллектуальной собственности компании, и страны в целом.

Александр Брагарник,
патентный поисковик, патентный поверенный Украины

1 Постановление Высшего Хозяйственного Суда от 11.11.2008 г. № 12/381 по делу компании «Лундбек А/С» против «Трифарма» по лекарственному средству эсциталопрам.

2 ИА Клерк.Ру. «В России растет патентное рейдерство».

3 Постановление Высшего Хозяйственного Суда от 24.06.2008 г. № 12/684 по делу «А. Менарини» против ОАО «Лубныфарм» по делу «Фастин» — «Фастум».

4 ДСТУ 3574-97 «Патентный формуляр. Основные положения. Порядок составления и оформления»; ДСТУ 3575-97 «Патентные исследования. Основные положения и порядок проведения»; ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования».

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті