Ученые сделали многообещающее открытие для лечения сахарного диабета

26 Листопада 2014 1:05 Поділитися

Ученые сделали многообещающее открытие для лечения сахарного диабетаИсследователи из Департамента стволовых клеток и регенеративной биологии Гарвардского института (Harvard’s Department of Stem Cell and Regenerative Biology) утверждают, что взрослые клетки, генетически перепрограммированные в другой тип клеток в организме живых животных, могут оставаться функциональными в течение длительного периода.

В ходе исследования специалисты использовали комбинацию генов для изменения поджелудочной экзокринной клетки, которая является одной из основных форм клеток в поджелудочной железе, у взрослых мышей с сахарным диабетом в инсулин-продуцирующие бета-клетки. В результате исследователям удалось у трети животных вылечить метаболическое заболевание, а также улучшить состояние остальных.

По мнению Джо Чжоу (Joe Zhou), профессора Гарвардского института, и сотрудников его лаборатории, это открытие является значимым шагом вперед в создании эффективной клеточной терапии для восстановления тканей, что может, в частности, стать решением проблемы лечения сахарного диабета.

Впервые об успешном перепрограммировании клеток поджелудочной железы командой Джо Чжоу мир услышал еще в 2008 г., но тогда не было ясно, насколько это долговечно, и какие побочные эффекты может принести такого рода терапия. Как утверждают специалисты, первые результаты были неубедительными, поскольку клетки довольно быстро разрушались, не принося ожидаемого лечебного эффекта. Последние исследования продемонстрировали факт, что для того, чтобы инсулин-продуцирующие бета-клетки жили и функционировали в организме, их должно быть достаточное количество. В этом случае они создают благоприятную для своего существования среду.

Д. Чжоу сообщил, что животные, принимающие участие в исследовании, наблюдались около 13 мес, что составляет приблизительно половину их жизни. Как утверждают специалисты, инсулин-продуцирующие бета-клетки сохранялись в организме животных в большом количестве до этого времени. К тому же было отмечено, что для полного контроля уровня глюкозы в крови необходимо, чтобы в организме животного находилось около 250 тыс. здоровых инсулин-продуцирующих бета-клеток. Следовательно, в тех случаях, когда такого количества получить не удавалось, терапия обеспечивала лишь частичный эффект.

Обсуждая значения данного исследования для направления клеточного перепрограммирования, Д. Чжоу предупреждает, что поджелудочная железа имеет особенно простую клеточную организацию и структуру, и, таким образом, результаты исследований с клетками этого органа не могут быть с легкостью применены в работе с другими органами.

По мнению специалистов, если перепрограммирование клеток поджелудочной железы будет общедоступной практикой, это станет решением проблемы, непосредственно касающейся более 100 млн человек с обоими типами сахарного диабета во всем мире.

По материалам http://www.harvard.edu