Квотирование — элемент защиты национального производителя

Прошло чуть больше года с того момента, когда согласно приказу Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 27 июня 2001 г. № 140 «О применении специальных мер относительно импорта в Украину шприцев с иглами или без игл из пластмассовых материалов происхождением из Российской Федерации, Словацкой Республики, Королевства Бельгия, Ирландии, Республики Польши, Федеративной Республики Германия и Королевства Испания» введена квота на импорт шприцев в Украину. Инициатором выступил завод по производству изделий медицинского назначения ОАО «Гемопласт», руководство которого в конце 2000 г. обратилось в Межведомственную комиссию по международной торговле с просьбой расследовать ситуацию на украинском рынке шприцев в соответствии с законом «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22 декабря 1998 г. № 332-XIV.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Об изменениях в этом сегменте фармацевтического рынка Украины корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседовал с председателем наблюдательного совета ОАО «Гемопласт» Русланом Зозулей и председателем ревизионной комиссии ОАО «Гемопласт» Натальей Продан.

Кор.: Чем было вызвано решение руководства ОАО «Гемопласт» инициировать расследование ситуации, сложившейся на украинском рынке шприцев?

p_348_27_080702_PRODAN.jpg (10460 bytes)

Наталья Продан, председатель ревизионной комиссии ОАО «Гемопласт»

Н.П.: Основной причиной, побудившей ОАО «Гемопласт» обратиться в Межведомственную комиссию по международной торговле, стало ухудшение ситуации, сложившейся на рынке шприцев в середине 2000 г., обусловленное демпинговыми акциями ряда иностранных компаний. Следует отметить, что качественные характеристики продукции, импортируемой в страну, не всегда были определяющими. Защита внутреннего рынка является обычной общемировой практикой. С этой целью используют различные механизмы: квотирование, введение таможенных пошлин, проведение антидемпинговых расследований. Но для того чтобы государство стало активно применять эти механизмы, необходима инициатива самих предприятий. Важно, что завод ОАО «Гемопласт» создал прецедент. Надеемся, что в дальнейшем нашему примеру последуют другие предприятия и защита отечественного производителя будет осуществляться на государственном уровне.

Р.З.: Два года назад произошла активизация рыночных отношений с преобладанием импорта среди товаров медицинского назначения и использованием некоторыми операторами рынка не совсем честных и корректных методов конкурентной борьбы. Причем именно крупные зарубежные компании применили тактику демпинга, в частности, в отношении такой позиции товара, как шприцы. Инфраструктура завода была огромной и неэффективной. Для реорганизации и модернизации производственных процессов коллективу ОАО «Гемопласт» требовалось некоторое время. При значительных капиталовложениях, инвестициях и оптимизации работы завода временные потери составили бы от 5 до 10 лет. Таким образом, назрела необходимость решения такой насущной проблемы, как защита отечественного рынка.

На самом деле очень тяжело прогнозировать ситуацию на рынке изделий медицинского назначения, поскольку существует множество факторов, оказывающих влияние на рынок. Отмечу, что для нас очень важно то, что ситуация, сложившаяся на рынке шприцев, не осталась без внимания и адекватных действий со стороны государства. Ведь экономика государства базируется на отечественном товаропроизводстве. Примером этого может быть любая развитая страна мира, где на государственном уровне не только поддерживают, но и защищают интересы национальных производителей. Ведь за счет них создаются новые рабочие места, пополняется бюджет, финансируется здравоохранение, социальная сфера и др. Мы считаем, что регулирование рынка изделий медицинского назначения на государственном уровне позволит стабилизировать рынок, ограничить недобросовестную конкуренцию и защитить украинского потребителя. А развитие предприятия возможно только в условиях стабильного, предсказуемого рынка, который возможен только при условии добросовестной конкуренции. На примере практики квотирования мы убедились, что для отечественного производителя вполне реально сосредоточить основные силы на дальнейшем развитии производственной, научной и технологической баз предприятия.

Кор.: Какие положительные моменты вы можете отметить со времени вступления в силу механизма квотирования?

Н.П.: Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет о государственных интересах. В ситуации, когда национальный производитель способен обеспечить внутренний рынок продукцией высокого качества, вполне логичным и закономерным является поддержка его со стороны государственных институтов. ОАО «Гемопласт» не ставит для себя целью захватить рынок, а стремится к разумной добросовестной конкуренции. Иначе будет отсутствовать стимул для движения вперед. На сегодняшний день действующие квоты дали потребителю возможность выбора между продукцией отечественного и импортного производителя. Увеличение доли товаров медицинского назначения отечественного производства позволило нашей продукции быть более полно представленной в лечебных учреждениях страны. За год, прошедший после введения квоты, завод смог заключить ряд новых контрактов на покупку современного оборудования и новых технологий. Это позволяет сказать, что «Гемопласт» не просто наращивает темпы, а развивает производственную инфраструктуру, выпуская качественную и необходимую продукцию медицинского назначения.

p_348_27_080702_ZOZULA.jpg (7353 bytes)

Руслан Зозуля, председатель наблюдательного совета ОАО «Гемопласт»

Р.З.: В течение нескольких лет коллектив нашего предприятия проводил систематическую работу, направленную на повышение качества продукции и совершенствование технологического процесса. В начале 2001 г. независимые международные аудиторские компании провели проверку соответствия нашего предприятия нормам ISO 9001:2000, GMP и EN4601. В итоге ОАО «Гемопласт» получил соответствующие сертификаты. Центр контроля качества предприятия оснащен самым современным оборудованием и наделен правом останавливать процесс производства на любой стадии в случае выявления несоответствия продукции существующим стандартам качества. Лаборатория ОАО «Гемопласт» сертифицирована УкрСЕПРО и аттестована Министерством здравоохранения Украины.

ДИСТРИБЬЮТОР

Прокомментировать и дать оценку деятельности ОАО «Гемопласт» корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил сотрудников ведущей украинской дистрибьюторской компании ООО «ВВС-ЛТД» — начальника департамента закупок Ольгу Масло и начальника департамента инноваций и информационных технологий Михаила Власюка.

Кор.: Как давно вы сотрудничаете с ОАО «Гемопласт» и насколько плодотворно это сотрудничество для «ВВС-ЛТД»?

О.М.: Активное сотрудничество с заводом «Гемопласт» у нас сложилось 2 года назад, когда «Гемопласт» начал активно позиционировать себя на украинском рынке как отечественный производитель изделий медицинского назначения. Наш совместный бизнес с заводом «Гемопласт» успешен на протяжении всего периода совместной работы. Любое сотрудничество дистрибьюторской компании с производителем оценивается по нескольким критериям. Первый критерий — это наличие на рынке полного ассортимента продукции, производимой данным заводом, то есть отсутствие дефектуры по всем позициям. Второй критерий включает мобильность и возможную частоту поставок на склад дистрибьютора. Третий — это гарантированное качество выпускаемой продукции и мнение о ней представителей аптек, а также разрешительных органов нормативно-законодательной системы Украины. По всем этим критериям наше сотрудничество с ОАО «Гемопласт» оценивается положительно. К примеру, по итогам прошлого года по дефектуре не отмечено ни одного случая отказа от товара, а заявки «ВВС-ЛТД» производитель выполнил в полном объеме. Завод качественно выполняет задачи логистики поставок. Для удобства крупных дистрибьюторских компаний, которые находятся в таких городах, как Киев, Днепропетровск, Львов, завод открыл торговые представительства со складами. Это обеспечивает еженедельные поставки и наличие постоянного ассортимента продукции, удовлетворяющего потребности покупателя.

Кор.: Как вы оцениваете качество продукции завода «Гемопласт»?

О.М.: На предприятии «Гемопласт» внедрена система управления качеством, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (Европейский стандарт) с учетом принципов Надлежащей производственной практики (GMP). Отмечу, что в 2001 г. не поступило ни одной претензии или нарекания относительно качества продукции «Гемопласта». Это очень важно. На сегодняшний день при достаточном количестве предложений на фармацевтическом рынке Украины самым важным аспектом является качество продукции. Именно от этого зависит будущее и производителя, и дистрибьютора.

Кор.: Как отразилось на вашей работе введение квоты на импорт шприцев?

М.В.: Качество продукции завода «Гемопласт» сопоставимо с таковым аналогичных изделий зарубежных компаний. Но у такого товара, как шприц, есть одна особенность — разница цены в несколько копеек обусловливает ощутимую разницу при реализации. С экономической точки зрения существует такой немаловажный момент, как критическая масса выпускаемой продукции. Когда на поточное производство выводят новый вид продукции (шприцы ОАО «Гемопласт»), необходимо помочь производителю выйти на определенный, значимый для рынка объем реализации товара. Если это удается, то не обязательно вводить квоту, так как в действие вступают законы здоровой конкуренции. Необходимо отметить, что шприцы, являясь продукцией массового потребления, относятся к стратегическому товару. И вполне нормальным стремлением любого государства должно быть обеспечение условий для развития стратегических товаров. Мы не должны зависеть от иностранных производителей. Такова позиция украинского производителя, который заинтересован в том, чтобы его лекарственные препараты и изделия медицинского назначения были представлены во всех аптечных учреждениях страны. Пример успешного сотрудничества «ВВС-ЛТД» с «Гемопластом» является эффективным результатом введения квот на импорт шприцев. Считаем, что квотирование — это вполне приемлемая и цивилизованная форма помощи отечественному производителю и дистрибьютору.

О.М.: Вполне закономерным представляется введение определенных процентных пошлин на импортную продукцию, как это происходит в цивилизованных странах. Также логично было бы подкорректировать соотношение количества импортных и отечественных товаров медицинского назначения в пользу отечественного производителя, который в состоянии удовлетворить потребности национального рынка.

Таблица

Годовая квота на импорт шприцев

Основание

Годовой объем квоты на  импорт шприцев, кг

?

Всего

Ирландия

Россия

Польша

Испания

Германия

Словакия

Бельгия

Приказ Министерства экономики и по  вопросам европейской интеграции Украины от 27.06.2001 г. № 140

810398,5

39943,49

65003,22

137595,21

430011,0

42801,07

88476,8

6567,71

Решение Межведомственной комиссии
по международной торговле от 19.06.2002 г. № СП-40/2002/52-44

850918,4

Квота отменена

68253,4

144475,1

472452,2

44941,1

113900,6

6896,0

Разница

+40519,9

–39943,49

+3250,18

+6879,89

+42441,2

+2140,03

+25423,8

+322,29

Отечественный производитель получил карт-бланш — квотирование на территории Украины. Вопрос гарантии качества выпускаемой продукции остается актуальным. Так как существует определенная система допусков, контролирующая процесс производства шприцев, то импортная продукция по своим качественным характеристикам должна не уступать отечественным аналогам. В настоящее время отмечены существенные изменения в правилах ведения дистрибьюторской торговли, а именно — стремление партнеров по бизнесу работать в соответствии со стандартами Надлежащей дистрибьюторской практики (GDP). Предлагаемая потребителю продукция должна отличаться высоким качеством и не вызывать никаких нареканий со стороны дистрибьютора и потребителя.

А ЧТО ЖЕ ГОСУДАРСТВО?

Согласно закону Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» Межведомственная комиссия по международной торговле рассмотрела отчет Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину шприцев с иглами или без игл из пластмассовых материалов происхождением из Российской Федерации, Словацкой Республики, Королевства Бельгия, Ирландии, Республики Польши, Федеративной Республики Германия и Королевства Испания» и установила возможность либерализации специальных мер.

На основе решения от 19.06.2002 г. № СП-40/2002/52-44 «О либерализации специальных мер, принятых в соответствии с Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 08.06.2001 г. № СП-17/2001/52-44» и руководствуясь положением ч. 4-й ст. 18-й вышеприведенного закона, комиссия решила установить годовой объем специальной квоты в размере 850918,4 кг, приостановить применение специальных мер относительно импорта шприцев из Ирландии, а также установить новую годовую квоту на импорт шприцев (таблица).

Таким образом, общий объем ввоза в Украину импортных шприцев с иглами и без игл из пластмассовых материалов объемом 2, 5, 10, 20 мл, которые классифицируются согласно УКТ ВЭД по коду 9018311000, происхождением из вышеуказанных стран-экспортеров, увеличился на 40519,9 кг.

В связи с новым Решением, принятым Межгосударственной комиссией по международной торговле относительно импорта шприцев в Украину, хотелось бы услышать комментарии представителей Комиссии и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Министерства здравоохранения Украины.

Максим Плошенко
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті