Антимигрен-Здоровье. Очевидное — вероятное!

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал головную боль. Естественно, что ее причины у каждого различны, и не всякая головная боль является мигренью. Однако в большинстве случаев — это ответ организма на физическое или психическое напряжение. По-настоящему несчастным можно считать человека, у которого эпизодическая головная боль становится хронической. В этой статье речь пойдет о мигрени, эффективном препарате для купирования ее симптомов — АНТИМИГРЕНЕ-ЗДОРОВЬЕ и рекомендациях по оптимизации товарных запасов этого препарата для аптечного учреждения. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также данные исследования PromotestSM, любезно предоставленные компанией «Medical Data Management Ukraine».

Мигрень — это односторонняя (как правило) приступообразная пульсирующая головная боль — один из наиболее распространенных среди всех известных человечеству видов головной боли. Основным симптомом мигрени является острая боль, охватывающая часть головы. Одними из наиболее эффективных и относительно безопасных лекарственных средств (ЛС) для купирования симптомов мигрени в настоящее время являются препараты группы триптанов. В частности, суматриптаны, относящиеся к группе N02C «Препараты, применяемые при мигрени» C01 «Суматриптан».

Суматриптан — селективный агонист 5НТ1-рецепторов серотонина. Не влияет на серотониновые рецепторы других подтипов, а также на адренергические, бензодиазепиновые, мускариновые, допаминовые рецепторы. Оказывает избирательное сосудосуживающее действие на сосуды бассейна сонной артерии, снабжающей кровью экстракраниальные и интракраниальные ткани, в том числе мозговые оболочки, не влияя при этом на мозговой кровоток. Расширение этих сосудов является основным механизмом развития мигренозного приступа.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в денежном выражении за январь 2005 — май 2006 гг. с указанием линейного тренда
Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ
в денежном выражении за январь 2005 — май 2006 гг. с указанием линейного тренда

На отечественном фармацевтическом рынке конкурентная среда ЛС суматриптана представлена всего тремя торговыми наименованиями препаратов. Единственным представителем ЛС украинского производства среди них является АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ. Следует отметить, что согласно результатам исследования розничных продаж этой конкурентной группы препаратов за 2003–2005 гг. доля объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ значительно превышала отметку 90% как в денежном, так и в натуральном выражении. Поэтому этот препарат с уверенностью можно назвать сегментообразующим.

Среди основных преимуществ, которые определили неоспоримое первенство АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ, — максимальная приближенность его состава к оригинальному ЛС, а также невысокая стоимость относительно других ЛС этой конкурентной среды.

Отметим также, что в конце прошлого года компания-производитель АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ выступила инициатором внесения изменений в его качественный и количественный состав. Кроме дозы суматриптана 100 мг. из той же таблеточной массы было предложено получать таблетки — ядра с дозой 50 мг. По всем фармакотехнологическим показателям эти таблетки подобны таковым с дозой 100 мг. Кроме этого, в состав препарата вместо лактозы и микрокристаллической целлюлозы ввели целлолактозу — специальным образом подготовленную стандартизированную смесь этих двух компонентов. Поскольку распад таблетки — первый этап фармакокинетического процесса ЛС в организме человека, в их состав был введен сильный дезинтегрант — натрия кроскармелоз, который совместно с целлолактозой обеспечивает гарантированное время распада (до 5 мин). Таким образом, был введен только один новый компонент — натрия кроскармелоз, который является известным фармакопейным веществом европейского качества.

Такие изменения в составе препарата позволили достигнуть наступления клинического эффекта уже через 15–30 мин после приема. А производство таблеток с содержанием 50 мг суматриптана позволяет принимать их в дозе 50 мг (1 таблетка), не разделяя таблетку 100 мг пополам, поскольку согласно современным рекомендациям именно доза 50 мг является оптимальной для большинства пациентов. А 100 мг назначают только в некоторых редких случаях.

Итак, сегодня на отечественном фармрынке АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ представлен в четырех лекарственных формах: таблетки, покрытые оболочкой, с содержанием суматриптана 50 и 100 мг, № 1 и 3.

Препарат применяют по 1 таблетке (100 мг), для некоторых больных терапевтическая доза может составить 50 мг. В случае повторного возникновения симптомов препарат можно назначать в дополнительных дозах с интервалом не менее 1 ч. Максимальная суточная доза составляет 300 мг. АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ рекомендуют применять как можно раньше при возникновении приступа мигрени, но он одинаково эффективен на любой стадии приступа. Препарат нельзя применять с профилактической целью в межприступный период.

Рис. 2. «Индекс ЗДОРОВЬЯ» по препарату АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ за январь 2005—май 2006 гг.
Рис. 2. «Индекс ЗДОРОВЬЯ» по препарату АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ за январь 2005—май 2006 гг.
Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях препарата АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ в 2005 г. и в январе–мае 2006 г.
Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях препарата АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ
в 2005 г. и в январе–мае 2006 г.

В целом же его высокую терапевтическую ценность подтверждают постоянно растущие объемы продаж. Как свидетельствуют графические данные, объемы аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в мае 2006 г. превысили таковые аналогичного периода 2005 г. на 57,8% в денежном выражении (рис. 1). А показатель прироста объемов продаж этого препарата в денежном выражении по итогам всего прошлого года относительно 2004 г. также оказался существенным — 53,4% и значительно превысил общерыночный показатель увеличения объемов аптечных продаж. Это свидетельствует о соответствующем увеличении выгоды аптечного учреждения от реализации этого препарата.

Все инновации в составе антимигрена-здоровье и выпуск новых лекарственных форм, которые были выведены на рынок всего лишь в феврале текущего года, оказались более чем успешными и быстро завоевали признание врачей и пациентов. Уже по итогам мая 2006 г. удельный вес объемов аптечных продаж трех новых лекарственных форм препарата как в денежном, так и в натуральном выражении составил практически четвертую часть объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ. К тому же выпуск препарата в новой дозировке (50 мг) позволил сделать его более доступным для пациентов за счет снижения стоимости 1 таблетки (упаковки). И в этом случае становится очевидной выгода от таких инноваций для аптечного учреждения, которая заключается в превалировании экономического эффекта от продажи 2 упаковок более дешевого препарата над таковым от реализации 1 упаковки более дорогостоящего.

Естественно, это отразилось на увеличении количества проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в каждой аптеке, где он представлен. И это в полной мере подтверждает «Индекс ЗДОРОВЬЯ», рассчитанный для препарата АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ (рис. 2). Так, с января 2005 до мая 2006 гг. его значение увеличилось в 2,3 раза.

Отметим также, что в реалиях отечественного фармацевтического рынка АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ имеет неоспоримое преимущество, что немаловажно для препаратов украинского производства в условиях повышения спроса на более дорогостоящие ЛС: по своим ценовым характеристикам все лекарственные формы АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ относятся к средне- и высокостоимостной нишам. И в перспективе это сулит еще немалый прирост объемов его продаж.

Повышение спроса на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ подхлестывается промоционной деятельностью компании-производителя, направленной на работу с врачами и фармацевтами. Причем по итогам всего 2005 г. такая промоактивность была направлена на фармацевтов (рис. 3). Ведь именно они оказывают значительное влияние на принятие решения о покупке того или иного ЛС суматриптана. Однако следует отметить, что в связи с выпуском новых лекарственных форм АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ к основной целевой аудитории, на которую была направлена промоция этого препарата в 2005 г., добавились также врачи-неврологи.

В условиях растущего спроса на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ сформировать потребности в товарных запасах этого препарата помогает более детальный анализ объемов его продаж в различных аптечных учреждениях. Напомним, что при проведении исследования у каждого аптечного учреждения определяют: категорию торговой точки (ТТ) (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ использовались данные только за май 2006 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом растущего спроса.

Приведенные данные среднего количества проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ с различными финансовыми характеристиками свидетельствуют о том, что объем его продаж возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки (рис. 4). При этом между минимальным и максимальным количеством проданных упаковок в различных группах ТТ существует значительная дифференциация. Особенно выделяются ТТ с небольшим объемом выручки. Так, например, по итогам исследуемого периода в группе ТТ с выторгом от 50 до 100 тыс. грн. одна из аптек смогла реализовать 96 упаковок этого препарата. Естественно, что такой случай имеет частный характер. Однако это свидетельствует о большой потребности в этом препарате и его рыночном потенциале.

Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ, сгруппированных по объе­мам выручки, в мае 2006 г.
Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ, сгруппированных по объе­мам выручки, в мае 2006 г.
Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов в мае 2006 г.
Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов в мае 2006 г.
Рис 6. Среднее количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в аптеках (аптечных пунктах, киосках) в разрезе регионов Украины в мае 2006 г.
Рис 6. Среднее количество проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в аптеках (аптечных пунктах, киосках) в разрезе регионов Украины в мае 2006 г.

Основываясь на том, что каждая ТТ, относящаяся к той или иной категории ТТ с одинаковыми характеристиками, способна реализовать определенное количество препарата, можно заключить, что резервы объемов продаж каждой из них заложены в диапазоне между средними и максимальными показателями. Следовательно, объемы товарных запасов следует планировать именно в таком диапазоне. Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности ТТ. Исходя из того, что АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ является препаратом рецептурного отпуска, его максимальные объемы продаж сосредоточены в аптеках. А по итогам мая 2006 г. среднее количество проданных упаковок этого препарата в них превысило аналогичные показатели в целом по всем ТТ на 19,2%, а в аптечных пунктах и киосках этот показатель оказался ниже на 48,5 и 26,9% соответственно. Подобно этому должны изменяться и потребности в товарных запасах для различных категорий ТТ.

В разрезе разных категорий населенных пунктов среднее количество проданных в мае 2006 г. упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в той или иной категории ТТ, сгруппированных по объемам выручки, практически одинаково (рис. 5). Поэтому потребности в товарных запасах этого препарата для аптечных учреждений в разных населенных пунктах будут изменяться незначительно.

И еще один немаловажный фактор, который необходимо учитывать в процессе формирования товарных запасов АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ — это региональная принадлежность ТТ. Приведенные данные свидетельствуют о том, что наивысшие показатели среднего объема продаж этого ЛС на одну ТТ сосредоточены в Киеве, Восточном и Центральном регионах (рис. 6).

Учитывая все особенности аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ, приводим наши рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата для различных категорий ТТ с разными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица). Напомним, что эти данные указывают только на минимально рекомендованное количество упаковок, которое может быть продано аптечным учреждением. При этом его максимальное количество зависит от индивидуальных особенностей ТТ. К тому же, учитывая стремительно растущий спрос на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ, со временем потребность в товарных запасах этого препарата будет увеличиваться. И здесь немаловажную роль сыграет повышение конкурентоспособности АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ как за счет выпуска новых лекарственных форм, так и в результате активной работы компании по его продвижению.

Таблица

Рекомендации по объему месячного товарного запаса АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками

Территориальная характеристика

Население (тыс. чел.)

<100

100–700

700–2000

Киев

Финансовая характеристика

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн.

4–5

5–6

4–5

5–6

от 50 до 100 тыс. грн.

6–7

7–8

7–8

8–9

от 100 до 200 тыс. грн.

8–9

11–12

10–11

11–12

более 200 тыс. грн.

7–8

15–16

17–18

19–20

Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн.

2–3

2–3

1–2

2–3

от 50 до 100 тыс. грн.

4–5

4–5

3–4

4–5

от 100 до 200 тыс. грн.

5–6

5–6

4–5

5–6

более 200 тыс. грн.

6–7

7–8

8–9

8–9

Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн.

3–4

3–4

2–3

3–4

от 50 до 100 тыс. грн.

5–6

5–6

5–6

5–6

от 100 до 200 тыс. грн.

5–6

7–8

7–8

8–9

более 200 тыс. грн.

7–8

10–11

11–12

12–13

Надеемся, что наше исследование поможет многим специалистам отделов закупок точно рассчитать выгоду аптечного учреждения от продажи АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ. Вероятно, что существенное повышение спроса на этот препарат способно со временем увеличить выгоду. Очевидно, что постоянное наличие этого ЛС в ассортименте сыграет немаловажную роль в повышении лояльности ваших клиентов. Ведь именно их благодарность сегодня является залогом успеха любого коммерческого предприятия завтра! o

Екатерина Кармалита

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті