|
Мигрень — это односторонняя (как правило) приступообразная пульсирующая головная боль — один из наиболее распространенных среди всех известных человечеству видов головной боли. Основным симптомом мигрени является острая боль, охватывающая часть головы. Одними из наиболее эффективных и относительно безопасных лекарственных средств (ЛС) для купирования симптомов мигрени в настоящее время являются препараты группы триптанов. В частности, суматриптаны, относящиеся к группе N02C «Препараты, применяемые при мигрени» C01 «Суматриптан».
Суматриптан — селективный агонист 5НТ1-рецепторов серотонина. Не влияет на серотониновые рецепторы других подтипов, а также на адренергические, бензодиазепиновые, мускариновые, допаминовые рецепторы. Оказывает избирательное сосудосуживающее действие на сосуды бассейна сонной артерии, снабжающей кровью экстракраниальные и интракраниальные ткани, в том числе мозговые оболочки, не влияя при этом на мозговой кровоток. Расширение этих сосудов является основным механизмом развития мигренозного приступа.
|
На отечественном фармацевтическом рынке конкурентная среда ЛС суматриптана представлена всего тремя торговыми наименованиями препаратов. Единственным представителем ЛС украинского производства среди них является АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ. Следует отметить, что согласно результатам исследования розничных продаж этой конкурентной группы препаратов за 2003–2005 гг. доля объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ значительно превышала отметку 90% как в денежном, так и в натуральном выражении. Поэтому этот препарат с уверенностью можно назвать сегментообразующим.
Среди основных преимуществ, которые определили неоспоримое первенство АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ, — максимальная приближенность его состава к оригинальному ЛС, а также невысокая стоимость относительно других ЛС этой конкурентной среды.
Отметим также, что в конце прошлого года компания-производитель АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ выступила инициатором внесения изменений в его качественный и количественный состав. Кроме дозы суматриптана 100 мг. из той же таблеточной массы было предложено получать таблетки — ядра с дозой 50 мг. По всем фармакотехнологическим показателям эти таблетки подобны таковым с дозой 100 мг. Кроме этого, в состав препарата вместо лактозы и микрокристаллической целлюлозы ввели целлолактозу — специальным образом подготовленную стандартизированную смесь этих двух компонентов. Поскольку распад таблетки — первый этап фармакокинетического процесса ЛС в организме человека, в их состав был введен сильный дезинтегрант — натрия кроскармелоз, который совместно с целлолактозой обеспечивает гарантированное время распада (до 5 мин). Таким образом, был введен только один новый компонент — натрия кроскармелоз, который является известным фармакопейным веществом европейского качества.
Такие изменения в составе препарата позволили достигнуть наступления клинического эффекта уже через 15–30 мин после приема. А производство таблеток с содержанием 50 мг суматриптана позволяет принимать их в дозе 50 мг (1 таблетка), не разделяя таблетку 100 мг пополам, поскольку согласно современным рекомендациям именно доза 50 мг является оптимальной для большинства пациентов. А 100 мг назначают только в некоторых редких случаях.
Итак, сегодня на отечественном фармрынке АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ представлен в четырех лекарственных формах: таблетки, покрытые оболочкой, с содержанием суматриптана 50 и 100 мг, № 1 и 3.
Препарат применяют по 1 таблетке (100 мг), для некоторых больных терапевтическая доза может составить 50 мг. В случае повторного возникновения симптомов препарат можно назначать в дополнительных дозах с интервалом не менее 1 ч. Максимальная суточная доза составляет 300 мг. АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ рекомендуют применять как можно раньше при возникновении приступа мигрени, но он одинаково эффективен на любой стадии приступа. Препарат нельзя применять с профилактической целью в межприступный период.
|
|||
|
В целом же его высокую терапевтическую ценность подтверждают постоянно растущие объемы продаж. Как свидетельствуют графические данные, объемы аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в мае 2006 г. превысили таковые аналогичного периода 2005 г. на 57,8% в денежном выражении (рис. 1). А показатель прироста объемов продаж этого препарата в денежном выражении по итогам всего прошлого года относительно 2004 г. также оказался существенным — 53,4% и значительно превысил общерыночный показатель увеличения объемов аптечных продаж. Это свидетельствует о соответствующем увеличении выгоды аптечного учреждения от реализации этого препарата.
Все инновации в составе антимигрена-здоровье и выпуск новых лекарственных форм, которые были выведены на рынок всего лишь в феврале текущего года, оказались более чем успешными и быстро завоевали признание врачей и пациентов. Уже по итогам мая 2006 г. удельный вес объемов аптечных продаж трех новых лекарственных форм препарата как в денежном, так и в натуральном выражении составил практически четвертую часть объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ. К тому же выпуск препарата в новой дозировке (50 мг) позволил сделать его более доступным для пациентов за счет снижения стоимости 1 таблетки (упаковки). И в этом случае становится очевидной выгода от таких инноваций для аптечного учреждения, которая заключается в превалировании экономического эффекта от продажи 2 упаковок более дешевого препарата над таковым от реализации 1 упаковки более дорогостоящего.
Естественно, это отразилось на увеличении количества проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в каждой аптеке, где он представлен. И это в полной мере подтверждает «Индекс ЗДОРОВЬЯ», рассчитанный для препарата АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ (рис. 2). Так, с января 2005 до мая 2006 гг. его значение увеличилось в 2,3 раза.
Отметим также, что в реалиях отечественного фармацевтического рынка АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ имеет неоспоримое преимущество, что немаловажно для препаратов украинского производства в условиях повышения спроса на более дорогостоящие ЛС: по своим ценовым характеристикам все лекарственные формы АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ относятся к средне- и высокостоимостной нишам. И в перспективе это сулит еще немалый прирост объемов его продаж.
Повышение спроса на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ подхлестывается промоционной деятельностью компании-производителя, направленной на работу с врачами и фармацевтами. Причем по итогам всего 2005 г. такая промоактивность была направлена на фармацевтов (рис. 3). Ведь именно они оказывают значительное влияние на принятие решения о покупке того или иного ЛС суматриптана. Однако следует отметить, что в связи с выпуском новых лекарственных форм АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ к основной целевой аудитории, на которую была направлена промоция этого препарата в 2005 г., добавились также врачи-неврологи.
В условиях растущего спроса на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ сформировать потребности в товарных запасах этого препарата помогает более детальный анализ объемов его продаж в различных аптечных учреждениях. Напомним, что при проведении исследования у каждого аптечного учреждения определяют: категорию торговой точки (ТТ) (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ использовались данные только за май 2006 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом растущего спроса.
Приведенные данные среднего количества проданных упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в ТТ с различными финансовыми характеристиками свидетельствуют о том, что объем его продаж возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки (рис. 4). При этом между минимальным и максимальным количеством проданных упаковок в различных группах ТТ существует значительная дифференциация. Особенно выделяются ТТ с небольшим объемом выручки. Так, например, по итогам исследуемого периода в группе ТТ с выторгом от 50 до 100 тыс. грн. одна из аптек смогла реализовать 96 упаковок этого препарата. Естественно, что такой случай имеет частный характер. Однако это свидетельствует о большой потребности в этом препарате и его рыночном потенциале.
|
|
|
Основываясь на том, что каждая ТТ, относящаяся к той или иной категории ТТ с одинаковыми характеристиками, способна реализовать определенное количество препарата, можно заключить, что резервы объемов продаж каждой из них заложены в диапазоне между средними и максимальными показателями. Следовательно, объемы товарных запасов следует планировать именно в таком диапазоне. Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности ТТ. Исходя из того, что АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ является препаратом рецептурного отпуска, его максимальные объемы продаж сосредоточены в аптеках. А по итогам мая 2006 г. среднее количество проданных упаковок этого препарата в них превысило аналогичные показатели в целом по всем ТТ на 19,2%, а в аптечных пунктах и киосках этот показатель оказался ниже на 48,5 и 26,9% соответственно. Подобно этому должны изменяться и потребности в товарных запасах для различных категорий ТТ.
В разрезе разных категорий населенных пунктов среднее количество проданных в мае 2006 г. упаковок АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ в той или иной категории ТТ, сгруппированных по объемам выручки, практически одинаково (рис. 5). Поэтому потребности в товарных запасах этого препарата для аптечных учреждений в разных населенных пунктах будут изменяться незначительно.
И еще один немаловажный фактор, который необходимо учитывать в процессе формирования товарных запасов АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ — это региональная принадлежность ТТ. Приведенные данные свидетельствуют о том, что наивысшие показатели среднего объема продаж этого ЛС на одну ТТ сосредоточены в Киеве, Восточном и Центральном регионах (рис. 6).
Учитывая все особенности аптечных продаж АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ, приводим наши рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата для различных категорий ТТ с разными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица). Напомним, что эти данные указывают только на минимально рекомендованное количество упаковок, которое может быть продано аптечным учреждением. При этом его максимальное количество зависит от индивидуальных особенностей ТТ. К тому же, учитывая стремительно растущий спрос на АНТИМИГРЕН-ЗДОРОВЬЕ, со временем потребность в товарных запасах этого препарата будет увеличиваться. И здесь немаловажную роль сыграет повышение конкурентоспособности АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ как за счет выпуска новых лекарственных форм, так и в результате активной работы компании по его продвижению.
Таблица
Рекомендации по объему месячного товарного запаса АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками
Территориальная характеристика |
Население (тыс. чел.) |
|||
<100 |
100–700 |
700–2000 |
Киев |
|
Финансовая характеристика |
Не менее |
Не менее |
Не менее |
Не менее |
Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн. |
4–5 |
5–6 |
4–5 |
5–6 |
от 50 до 100 тыс. грн. |
6–7 |
7–8 |
7–8 |
8–9 |
от 100 до 200 тыс. грн. |
8–9 |
11–12 |
10–11 |
11–12 |
более 200 тыс. грн. |
7–8 |
15–16 |
17–18 |
19–20 |
Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн. |
2–3 |
2–3 |
1–2 |
2–3 |
от 50 до 100 тыс. грн. |
4–5 |
4–5 |
3–4 |
4–5 |
от 100 до 200 тыс. грн. |
5–6 |
5–6 |
4–5 |
5–6 |
более 200 тыс. грн. |
6–7 |
7–8 |
8–9 |
8–9 |
Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн. |
3–4 |
3–4 |
2–3 |
3–4 |
от 50 до 100 тыс. грн. |
5–6 |
5–6 |
5–6 |
5–6 |
от 100 до 200 тыс. грн. |
5–6 |
7–8 |
7–8 |
8–9 |
более 200 тыс. грн. |
7–8 |
10–11 |
11–12 |
12–13 |
Надеемся, что наше исследование поможет многим специалистам отделов закупок точно рассчитать выгоду аптечного учреждения от продажи АНТИМИГРЕНА-ЗДОРОВЬЕ. Вероятно, что существенное повышение спроса на этот препарат способно со временем увеличить выгоду. Очевидно, что постоянное наличие этого ЛС в ассортименте сыграет немаловажную роль в повышении лояльности ваших клиентов. Ведь именно их благодарность сегодня является залогом успеха любого коммерческого предприятия завтра! o
Екатерина Кармалита
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим