ОАО «Фитофарм»: перспектива — во внедрении правил GMP

На  северо-востоке Донецкой области, на берегах реки Бахмут расположен г. Артемовск. В городе, как и во  всей области, сконцентрировано много промышленных предприятий, одно из которых — ОАО «Фитофарм» — уже в течение 30 лет занимается выпуском фармацевтической продукции. В рамках проведения общей коллегии Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств («Еженедельник АПТЕКА» № 23 (444) от 14 июня 2004 г.) с работой предприятия имели возможность ознакомиться ее участники — начальник Управления лицензирования Государственной службы Светлана Зброжек, заместитель начальника Управления — Инспектората по надлежащей производственной, дистрибьюторской практике и контролю за выполнением лицензионных условий Государственной службы Валерий Никитюк, директор ГП «Центральная лаборатория по  контролю качества лекарственных средств» Таиса Герасимчук, начальники территориальных государственных инспекций. Как отметил начальник ГИКК в Донецкой области Виктор Хоменко, руководство ОАО «Фитофарм» прикладывает очень много усилий для того, чтобы превратить бывшую фармацевтическую фабрику в  современное предприятие, при этом уделяя большое внимание вопросам обеспечения качества выпускаемой продукции. Представители ОАО «Фитофарм» постоянно обращаются за консультативной помощью к территориальной инспекции, и сегодня в вопросах контроля качества на предприятии сделано все возможное, на должном уровне функционирует аналитическая лаборатория, обеспечиваются надлежащие условия хранения как сырья, так и готовой продукции. О предприятии рассказывает директор ОАО «Фитофарм» Петр Овчинников.

ОБ ИСТОРИИ…

Совещание руководства ОАО «Фитофарм»: (слева направо) генеральный директор Алексей Никитенко, коммерческий директор Наталья Дубенко, заместитель генерального директора Виталий Собецкий, директор Петр Овчинников

Совещание руководства
ОАО «Фитофарм»: (слева направо) генеральный директор
Алексей Никитенко, коммерческий директор Наталья Дубенко,
заместитель генерального директора Виталий Собецкий,
директор Петр Овчинников

— На протяжении 30 лет лекарственные препараты «Фитофарм» поступают в аптечную сеть, они хорошо известны потребителям и специалистам. Предприятие создавалось как фармацевтическая фабрика при Главном аптечном управлении и было одной из самых крупных фабрик в бывшем Советском Союзе. В  восьмидесятые годы прошлого века предприятие лидировало по технико-экономическим показателям, среди фармфабрик страны проводило организационные семинары по обмену опытом в  системе Главного аптечного управления. В  перестроечные времена руководство предприятия неадекватно восприняло новые условия работы, и в  связи с тяжелым финансовым положением возникла угроза его закрытия. Коллектив сумел отстоять предприятие и взял его в аренду. Арендное предприятие работало достаточно эффективно, показатель ежегодного прироста выпускаемой продукции увеличивался на 20–30%. В 1995 г. предприятие было приватизировано, но, к  сожалению, новый собственник, имея свой взгляд на  программу развития, не смог достичь взаимопонимания с коллективом, некоторые производственные программы не были выполнены.

После недавней смены собственника ОАО «Фитофарм» получило новый импульс для развития и возможность реализовать свой потенциал. И коллектив, состоящий из 200 человек, теперь заинтересован в  результатах своего труда.

…И СОВРЕМЕННОСТИ

— Сегодня ОАО «Фитофарм» производит более 69 лекарственных средств (50 из них входят в перечень препаратов, разрешенных для закупок лечебно-профилактическими учреждениями и  закупаемых за бюджетные средства) в форме мазей, настоек, экстрактов, паст, растворов, смесей, линиментов, масел, глазных капель, таблеток в количестве, превышающем 1,5 млн упаковок на сумму более 1,5 млн грн. в месяц, что почти на треть больше, чем в 2002 г. Тем не менее наши подсчеты показывают, что для обеспечения экономического развития необходимо увеличить объем выпускаемой продукции и, соответственно, товарооборот до 1,8–2 млн грн. в месяц. Как не сложно заметить, средняя стоимость одной упаковки лекарственного препарата, выпущенного ОАО «Фитофарм», составляет около 1 грн. По  сравнению с продукцией других фармацевтических фабрик цена наших препаратов не самая низкая, но мы считаем, что она отвечает оптимальному соотношению цена — качество. А ведь именно этим определяются потребительские свойства товара. В более высокую цену на  продукцию заложены затраты на обеспечение входного контроля, микробиологический контроль, обеспечение правильного хранения и т.п.

В некоторых сегментах рынка мы потеснили конкурентов, увеличилось количество и объемы контрактов с  дистрибьюторами, все больше фирм хотят сотрудничать с тем производителем, который настроен на длительные партнерские отношения. Этому в определенной степени способствует и  признание качества выпускаемой нами продукции.

ПРИОРИТЕТ — КАЧЕСТВО

— С приходом нового собственника на предприятии произошли структурные изменения. Во-первых, изменился подход к ведению бизнеса — у нового собственника есть четкая стратегия развития, рассчитанная на  долгосрочный период. Во-вторых, большое внимание стало уделяться управлению предприятием, реорганизована управленческая структура, на  ключевые руководящие позиции привлекаются новые специалисты. В-третьих, начала реализовываться программа по модернизации предприятия для будущей сертификации в соответствии со  стандартами GMP, создается система управления качеством.

Качество лекарственного препарата обеспечивается в ходе производственного процесса. При контроле готовой продукции применяется метод разрушающего воздействия, который может быть использован только для выборочного контроля серии. Причем должны быть веские основания для того, чтобы результаты такого контроля перенести на всю серию. Это возможно только в случае внедрения системы обеспечения качества на  производстве, составляющими которой являются квалификация персонала, техническая и  технологическая подготовка, помещения, оборудование, организационные и другие вопросы.

Внедрение стандартов GMP мы воспринимаем как элемент защиты населения от недоброкачественной продукции. Для этого проводим реорганизацию производства, направленную на техническое переоснащение, создаем чистые помещения, заменяем оборудование, не соответствующее современным требованиям, и  т.п. Мы преодолеваем сложности, не останавливая производство с поэтапной реконструкцией инженерных коммуникаций. Освоить эти мероприятия значительно легче, чем изменить организационную структуру с учетом современных требований GMP. Для внедрения правил GMP одной воли руководства недостаточно, каждый сотрудник должен понять и принять их философию. Именно в  этом аспекте и возникают самые большие проблемы, ведь новое всегда воспринимается с трудом. Поэтому обучение персонала — задача первостепенной важности. В настоящее время 5 сотрудников предприятия заканчивают обучение на  разных факультетах Харьковского фармацевтического университета, работники постоянно повышают свою квалификацию.

Большое внимание также уделяется выбору поставщиков субстанций. В настоящее время идет переоборудование старого и строительство нового склада для хранения субстанций и готовой продукции, которые будут отвечать современным требованиям.

Мы считаем, что внедрение правил GMP на ОАО «Фитофарм» — это элемент долгосрочной стратегии, благодаря которому предприятие получит дополнительное конкурентное преимущество, а в итоге — и  дополнительную прибыль. А в целом система позволит защитить потребителей от некачественной продукции.

О СРОКАХ GMP

— ОАО «Фитофарм» намерено оставаться на рынке Украины. Предприятию будет очень сложно уложиться в  обсуждаемые сегодня сроки обязательного внедрения правил GMP. Для того, чтобы к 2007 г. сертифицировать производство, мы должны удвоить усилия. ОАО «Фитофарм» намерено работать на  рынке Украины, получить сертификацию GMP и  получить при этом значительное конкурентное преимущество.

О ДИСТРИБЬЮЦИИ

Во время посещения ОАО «Фитофарм» (слева направо) Виктор Хоменко, Валерий Никитюк, Светлана Зброжек, Петр Овчинников

Во  время посещения ОАО «Фитофарм» (слева направо) Виктор Хоменко, Валерий Никитюк, Светлана Зброжек, Петр Овчинников

— Отношения с  дистрибьютором — одна из составляющих стратегии работы предприятия. Мы заинтересованы в  дальнейшем развитии своей сети дистрибьюции, поддержании старых и налаживании новых партнерских отношений с дистрибьюторами из разных регионов Украины. Сегодня мы считаем оправданным индивидуальный подход к каждому партнеру, каждому контракту, при этом не стремимся завоевать расположение дистрибьютора, искусственно снижая цену своей продукции. Удовлетворение заявок дистрибьютора является для нас приоритетным: все заказы выполняются вовремя, поставки осуществляются транспортом предприятия, каждый случай уменьшения объемов закупок того или иного дистрибьютора оперативно рассматривается, анализируются причины и  принимаются меры для исправления ситуации.

Мы хотим, чтобы крупные дистрибьюторы обратили внимание на наши серьезные намерения. В перспективе солидный дистрибьютор и перспективное предприятие должны идти вместе.

Наша продукция реализуется в юго-восточном и центральном регионах Украины, поэтому в планах на ближайшую перспективу — расширение присутствия препаратов нашего предприятия в западном регионе страны.

Если говорить о зарубежных рынках, то в настоящее время в  Казахстане, Узбекистане и Беларуси зарегистрированы и находятся в процессе перерегистрации препараты ОАО «Фитофарм».

ПРОДВИЖЕНИЕ И РЫНКИ

— На  предприятии создана маркетинговая группа, которая занимается исследованиями рынка для внедрения новых препаратов, планированием объемов продаж и оценкой выпускаемых лекарственных средств. Некоторые препараты устарели, другие требуют улучшения упаковки, изменения фасовки и дизайна этикетки. Составляющими успеха любого предприятия являются сам продукт, ценообразование (мы считаем, что цена препаратов ОАО «Фитофарм» соответствует качеству) и продвижение, узнаваемость, достойная реклама, работа со  специалистами первого стола и оптовыми фирмами.

В ближайшее время торговая марка «Фитофарм» будет узнаваема. Мы хотим, чтобы потребители Украины знали, что качество — неотъемлемая отличительная черта наших препаратов.

ПЕРСПЕКТИВЫ

— Внедрение правил GMP требует больших финансовых инвестиций, поэтому перспективу развития мы сверяем с  финансовыми возможностями. Сегодня наше предприятие испытывает жесткую конкуренцию, например, настойку боярышника выпускает более 20 предприятий. Мы не видим смысла в  конкуренции ради конкуренции, поэтому активно занялись поиском новых ниш — планируем выпускать продукцию, которая не производится в  Украине и заменяет импортную. Дополнительные денежные средства, полученные при продаже новых препаратов, будут реинвестированы в развитие производства для достижения главной цели — сертификации производства в соответствии с  правилами GMP.

Сейчас на  предприятии идет процесс технического переоснащения, а также обновления номенклатуры препаратов, которые будут иметь более высокие потребительские свойства. Перспективу мы видим в  развитии производства лекарственных средств в  мягких лекарственных формах. На последнем этапе регистрации находятся препараты в форме мази, содержащие активные фармацевтические ингредиенты разных фармакотерапевтических групп — глюкокортикоиды, противогрибковые, нестероидные противовоспалительные и  антибактериальные, хондропротекторы. Предприятие намерено расширить номенклатуру глазных капель, содержащих антибактериальное средство и глюкокортикоид.

Традиционно ОАО «Фитофарм» позиционируется как предприятие, ориентированное на выпуск галеновых препаратов. Мы планируем внедрить в динамичном режиме в  производственный технологический цикл метод экстракции из растительного лекарственного сырья, которая ускорит процесс и даст возможность более эффективно извлекать активные ингредиенты и концентрировать их на пленочном аппарате. Это позволит расширить перечень выпускаемых фитопрепаратов, что также является стратегической целью предприятия. Еще одно перспективное направление, которое будем развивать, — это производство специальных продуктов питания, а именно биологически активных добавок.

Я думаю, что ОАО «Фитофарм» обладает большим потенциалом и  благодаря слаженной работе коллектива сможет занять достойное место на рынке Украины. o

Николай Холоденко, фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті