Правозащитники утверждают, что 5 лет спустя после принятия Декларации Доха доступность лекарственных средств не улучшилась

Позиция «Oxfam»

14 ноября конфедерация независимых организаций «Oxfam International», объединяющая свыше 3 тыс. партнеров из более чем 100 стран, занимающаяся борьбой с бедностью и нарушением прав человека, опубликовала отчет «Патенты против пациентов. Пять лет спустя после Декларации Доха».

Декларация Доха по вопросам согласования требований соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность с потребностями общественного здравоохранения (Doha Declaration on the TRIPS Agreement and Public Health) была единогласно одобрена в 2001 г. всеми членами ВТО в г. Доха (Катар) на IV министерской конференции ВТО. Подписание было инициировано правительствами развивающихся стран, выражавшими обеспокоенность в связи с влиянием внедрения прав интеллектуальной собственности в соответствии с соглашением TRIPS на доступность лекарственных средств. В декларации было подтверждено, что развивающиеся страны могут предпринимать активные действия, чтобы гарантировать доступ различным слоям населения к качественным лекарственным средствам и способствовать снижению цен посредством генерической конкуренции.

В отчете указывается, что США способствовали заключению ряда двусторонних соглашений о свободной торговле, которыми были внедрены правила так называемого соглашения TRIPS плюс. Оно обеспечивает более строгую защиту прав на интеллектуальную собственность, чем это требуется в рамках cоглашения TRIPS. США оказывают давление на страны в отношении усиления патентной защиты под угрозой торговых санкций во время переговоров о вступлении в ВТО, отмечает «Oxfam».

Поскольку другие страны с высоким уровнем дохода, особенно члены ЕС, подчеркивается в отчете, не придерживаются соглашения TRIPS плюс, их бездействие позволяет США беспрепятственно навязывать эти более строгие правила TRIPS странам с низким уровнем дохода. Такое равнодушие идет вразрез с выраженным ранее одобрением европейскими странами Декларации Доха, однако вполне объяснимо, утверждает «Oxfam», исходя из того, что европейским фармацевтическим компаниям выгодно, когда развивающиеся страны берут на себя обязательства соблюдать условия TRIPS плюс при заключении договоров с США.

Пять лет спустя после подписания Декларации Доха существует острая необходимость возобновить приверженность соблюдению ее принципов, подчеркивает «Oxfam». Помимо всего прочего, правозащитная организация призывает производителей лекарственных средств прекратить лоббировать интересы правительств богатых стран в отношении введения более строгих мер по защите прав интеллектуальной собственности во всем мире и отказаться от давления на бедные страны с целью принятия ими более жестких норм в этой сфере, оказывающих отрицательное влияние на здравоохранение.

Комментарий IFPMA

Комментируя отчет, Международная федерация ассоциаций фармацевтических производителей (International Federation of Pharmaceutical Manufacturers Associations — IFPMA) отметила, что доступность лекарственных средств не является основным лимитирующим фактором, влияющим на состояние здоровья населения развивающихся стран. В подтверждение этого процитировано высказывание Маргарет Чен (Margaret Chan), нового генерального директора ВОЗ, которая отметила в речи при вступлении в должность, что система здравоохранения является важным, но не определяющим фактором для хорошего состояния здоровья. Все лекарственные средства мира, выделенные с благотворительной целью, не окажут никакой пользы при отсутствии инфраструктуры для их применения, подчеркнула М. Чен.

Кроме того, отмечает IFPMA, права интеллектуальной собственности не являются основным препятствием для доступа к необходимым лекарственным средствам. Критичные для здравоохранения продукты указаны в Перечне основных лекарственных средств (List of Essential Medicines), но очень немногие из них запатентованы: на 95% из них патентная защита не распространяется нигде в мире, а на 99% — в африканских государствах южнее Сахары. Даже большинство антиретровирусных средств на сегодня лишились патентной защиты.

В тех случаях, когда основное лекарственное средство все еще запатентовано, производители обеспечивают его доступность в развивающихся странах по сниженным ценам или даже бесплатно, чему есть ряд примеров. К тому же, доступность генерических версий сложных современных препаратов не означает решения проблем с их применением у населения в странах, где на нужды здравоохранения на одного человека ежегодно тратят несколько десятков долларов США. Более того, в странах с самым низким уровнем развития генерические лекарственные средства часто даже более дорогие, чем оригинальные, поскольку в отношении последних действуют специальные программы (об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного ассоциацией «Врачи без границ»).

В отношении рекомендаций, выдвинутых «Oxfam», IFPMA отмечает, в частности, следующее: основные проблемы, связанные со здоровьем, коренятся в бедности, к которой право интеллектуальной собственности не имеет отношения. Неблагоприятные ситуации как в странах с высоким, так и низким уровнем дохода, могут быть разрешены благодаря применению международных инициатив с целью объединения усилий разных стран.

Относительно рекомендации препятствовать влиянию США на развивающиеся страны, принуждающих их при заключении соглашений о свободной торговле принимать правила защиты интеллектуальной собственности согласно соглашению TRIPS плюс, а фармацевтическим компаниям — прекратить лоббировать введение более строгих правил, IFPMA отмечает следующее. Страны заключают двусторонние соглашения о свободной торговле, стремясь создать взаимовыгодные условия. Здесь нет принуждения, и соглашения являются способом усилить преимущества свободной торговли. Если страна решает улучшить свою защиту интеллектуальной собственности, то в качестве части пакета соглашений с другой страной она имеет полное право сделать это. Ведущие развивающиеся страны (такие как Китай, Южная Корея и др.) сделали свой выбор в отношении имплементации усиленных положений о защите интеллектуальной собственности (TRIPS плюс) и развивают собственную основанную на исследованиях и разработках (R&D) фармацевтическую и биотехнологическую отрасли. Напротив, страны, не сделавшие этого (такие как Аргентина), пришли к инертности и упадку отрасли. Правительства некоторых развивающихся стран — партнеров США по соглашениям о свободной торговле сообщают, что положения TRIPS плюс (такие как ограничивающие параллельную торговлю Марокканские положения, которые предшествуют подписанию соглашения с США) уже имплементированы в их национальное законодательство.

Для фармацевтической отрасли, основанной на R&D, нет причин для прекращения поддержки конструктивных национальных подходов, стимулирующих инновации и обеспечивающих прогресс в здравоохранении благодаря появлению инновационных лекарственных средств.

IFPMA подчеркивает в своем заявлении, что положения, составляющие TRIPS плюс в соглашениях о свободной торговле (такие как эксклюзивность данных, связь между рынками, второстепенные патенты, ограничения параллельной торговли), включены и в основное соглашение TRIPS.

IFPMA соглашается с «Oxfam» в отношении целесообразности помощи стран большой восьмерки развивающимся странам в гибком использовании положений соглашений об интеллектуальной собственности. Действительно, предложения развитых стран, сформулированные в соглашении Организации по интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization (WIPO) Development Agenda), будут способствовать помощи WIPO в формировании национальной политики в отношении интеллектуальной собственности и создания режимов благоприятствования развивающимся странам. Далее отмечается, что защита прав интеллектуальной собственности, так же как помощь в привлечении прямых зарубежных инвестиций, является более продуктивным путем, чем гибкое использование положений договоров, что потенциально препятствует разработке и повышению благосостояния, являющегося лучшей гарантией улучшения здоровья.

IFPMA также приветствует изменения, которые Канада, члены ЕС и другие развитые страны имплементировали в решение ВТО (2003 г.) и дополнение к соглашению TRIPS (2005 г.), касающееся его 6-й статьи.

По поводу предложения, чтобы Конференция ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD), WIPO и ВОЗ оказывали «независимую» техническую помощь при применении TRIPS, IFPMA отмечает следующее. ВТО и WIPO действительно оказывают помощь развивающимся странам в этом отношении. UNCTAD и ВОЗ играют важную роль в очень многих аспектах развития здравоохранения. Однако проблематично, чтобы те ограниченные ресурсы, которые предоставляются странами-членами для выполнения этими организациями их основных задач, расходовались на цели, которые не лежат в зоне их непосредственной ответственности, и которыми занимаются другие организации, особенно ВТО и WIPO.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті