«Аптека гормональных препаратов»: о будущем и настоящем аптечного бизнеса

Украинский фармацевтический рынок живет самобытной и насыщенной жизнью и дает богатую пищу для размышлений экспертам, изучающим особенности его развития и пытающимся предугадать его будущее. Их выкладки научно аргументированы, утверждения основаны на конкретных фактах, а выводы — на строгих расчетах. Однако попытки оценок, обобщения, приведения к общему знаменателю, сравнения нередко влекут за собой нивелирование индивидуального видения проблем отечественной фармотрасли специалистами, для которых фармацевтический рынок не объект для изучения, а неотъемлемая часть жизни, стараниями которых он развивается и совершенствуется. С корреспондентом «Еженедельника АПТЕКА» любезно согласился побеседовать Виктор Журавлев, директор ООО «Аптека гормональных препаратов».

Виктор Журавлев
Виктор Журавлев

— Как принято считать, настоящее есть следствием прошедшего. Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, давайте вернемся к прошлому. Чем был знаменателен минувший год для вашей компании?

— 2006 г. был успешным для сети «Аптека гормональных препаратов». Цифры говорят сами за себя: по нашим данным, за этот год оборот увеличился на 30%, средняя сумма покупки — на 28%, занимаемая доля рынка в Киеве, несмотря на сравнительно небольшое количество аптек, составила 7,5%. Среди наиболее важных событий хочется отметить открытие пятой аптеки в Киеве, которая находится на ул. Урицкого. В соответствии с традицией каждая наша торговая точка по своей сути уникальна. Так, вновь открытая аптека является одновременно музеем, экспозиция которого включает старинную коллекцию аптечной посуды, собранной при археологических раскопках Киева. При ее создании нам помогали археолог Александр Овсеенко и историк Виталий Ковалинский. Однако наш интерес к просветительской деятельности, в данном случае к истории, не ограничился исключительно созданием музея. При содействии «Аптеки гормональных препаратов» уже в этом году вниманию читателей будет предложена книга В. Ковалинского, посвященная вопросу развития фармации в Украине.

— Какова функция оптовых компаний в вашей деятельности? Расскажите, пожалуйста, как выглядит современный оптовый рынок с точки зрения руководителя сети аптек и каким образом Вам удается наладить сотрудничество с его участниками?

— На современном этапе развития отечественного фармацевтического рынка оптовыми поставками занимается большое количество компаний, что, с одной стороны, способствует конкуренции, с другой — приводит к тому, что более слабые компании отбирают часть рынка у ведущих оптовых фирм, а это обусловливает размывание рынка. Ведущие операторы теряют ресурсы, которые могли бы быть использованы для их дальнейшего развития, усовершенствования логистики и повышения качества работы. В то же время не следует забывать о существовании небольших оптовых компаний, обладающих эксклюзивным правом на поставки оригинальной продукции. Им обеспечена выживаемость в том случае, если не изменятся лицензионные условия в части требований к необходимому ассортименту лекарственных средств. Было бы оптимально, если бы на фармацевтическом рынке осталось разумное количество оптовых компаний, достаточное для предотвращения монополизации и создания условий здоровой конкуренции. Вполне вероятно, что менее успешным оптовым компаниям придется покинуть рынок или же перепрофилировать свою деятельность. Возможность слияния или поглощения более сильными конкурентами сомнительна, но в единичных случаях возможна. Если небольшая компания обладает развитой структурой, квалифицированным персоналом, отработанными процедурами, оригинальной стратегией, то она способна выжить. Принцип нашего сотрудничества с оптовым звеном рынка заключается в гибкости подходов и тщательном отборе компаний для сотрудничества. «Аптека гормональных препаратов» работает исключительно с прямыми поставщиками, что позволяет исключить даже мысль о возможном попадании в наши аптеки фальсифицированной продукции. Кроме того, мы тщательно взвешиваем такие факторы, как цены, ассортимент, сроки доставки оптовых компаний, и в индивидуальном порядке принимаем условия сотрудничества в интересах наших клиентов.

— Какие отличительные черты отечественного розничного рынка и что его может ожидать в будущем?

— Аптечный бизнес в Украине весьма пестрый. Прежде всего, на розничном рынке работает ряд компаний и отдельных аптек, для которых фармацевтический профиль единственно приемлемый, некоторые из них преуспевающие, другие — менее удачливы: им путем сотрудничества с многочисленными поставщиками приходится решать проблему поддержания ассортимента в условиях финансовой нестабильности и несвоевременных проплат. В случае сокращения количества оптовых фирм их выживание станет проблематичным.

Также существуют компании, рассматривающие фармацевтическое направление деятельности как одно из возможных. Если аптечный бизнес окажется невыгодным, то от него откажутся. В случае создания сети аптек или отдельных торговых точек крупными дистрибьюторами может возникнуть конфликт интересов, так как они выступят в роли конкурентов для своих же оптовых покупателей, что может повлиять на их продажи. Многоплановая деятельность в определенной степени отвлекает от выполнения основных задач, что может сказаться на качестве оказываемых услуг в основной сфере ведения бизнеса. Кроме того, создание сети аптек может рассматриваться как заманчивый способ капиталовложений с целью дальнейшей продажи. В случае приобретения такой сети, новому собственнику придется отказаться от ряда торговых точек, так как они даже в случае идеальной организации работы не могут быть прибыльными, поскольку приобретены или арендованы по ценам, исключающим окупаемость в ближайшем будущем. Таким образом, скоро мы станем свидетелями как появления на рынке новых аптек и аптечных сетей, так и их исчезновения. Единственный недостаток такой ситуации заключается в том, что кадровый ресурс ограничен и ощутима нехватка специалистов надлежащего уровня подготовки. Поэтому, кроме подбора сотрудников необходимой квалификации, приходится также заниматься и их подготовкой.

— Как Вы оцениваете возможность создания развитой аптечной сети национального масштаба?

— По моему мнению, в обозримом будущем это проблематично. Прежде всего, среди представителей отечественного фармацевтического бизнеса мне трудно назвать тех, кто бы обладал достаточными амбициями, финансами и другими ресурсами, необходимыми для создания развитой сети аптек даже на региональном уровне. Для начала должна быть отработана модель такого вида аптечной деятельности, и уже после этого можно будет говорить о ее тиражировании. Если говорить о сетевом бизнесе вообще, то первые такие модели были импортированы из-за рубежа. Возможно, по этому пути последует и фармацевтическая отрасль с вовлечением иностранного капитала, в том числе российского.

Сегодня аптечный бизнес сконцентрирован в местах возможного получения максимальной прибыли, то есть в густонаселенных городах с относительно высоким уровнем жизни, тогда как обеспечение медикаментами населения сельской местности оставляет желать лучшего. Возможно, на государственном уровне следует предложить определенные льготы крупным сетям аптек в обмен на размещение определенной доли торговых точек в малопривлекательных отдаленных населенных пунктах, что значительно улучшит качество жизни в них. n

Ирина Смольянинова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті