Почему медикаментозное лечение порока сердца неэффективно?

27 Грудня 2017 12:26 Поділитися

На протяжении десятилетий врачи считали, что развитие аортального стеноза (приобретенного порока сердца) — не более чем последствие атеросклеротических изменений и требует соответствующего лечения. Однако ученые из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison), США, опровергают эту теорию, считая, что статины, основные препараты, показанные при атеросклерозе, абсолютно неэффективны при стенозе. Результаты их исследований опубликованы в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Стеноз аортального клапана характеризуется сужением просвета аорты, что приводит к нарушению кровотока, проявляющемуся в левом желудочке сердца. Вначале миокард компенсирует это увеличением размера (гипертрофия) мышечных волокон желудочка, чтобы качать достаточное количество крови. Однако с возрастом гипертрофированный орган не в состоянии справится с нагрузкой, что чревато развитием сердечной недостаточности и даже инфаркта миокарда. Основными причинами развития аортального стеноза у взрослых могут быть ревматические процессы, бактериальные инфекции клапанов сердца и атеросклеротические изменения с последующей кальцификацией.

Руководитель исследования Кристин Мастерс (Kristyn Masters) отметила, что клетки клапанов сердца структурно отличаются от гладко-мышечных клеток в кровеносных сосудах. Это объясняет, почему некоторые методы лечения атеросклероза, такие как применение статинов, неэффективны при стенозе аортального клапана. Пока что действительно эффективным методом терапии стеноза является замена клапана, что требует дорогостоящей и рискованной операции на открытом сердце.

В условиях лабораторных и доклинических исследований с использованием свиней американские ученые выявили, что атеросклероз на клапанах сердца начинается с отложения гликозаминогликанов: белково-углеводных соединений, которые в большом количестве находятся в суставной жидкости и хрящевых сочленениях. По мнению исследователей, именно это вещество на клапанах создает фундамент для последующего накопления жировых отложений.

Сейчас ученые разрабатывают лекарственные средства для удаления гликозаминогликанов со створок клапанов сердца. Первый прототип перспективного препарата уже создан, в основе его действия лежит мощная оксидантная реакция, способная эффективно расщепляет данные соединения in vitro.

По материалам medicalxpress.com