Европарламент стимулирует трансграничное здравоохранение и устраняет диспропорции в ценах на лекарства

Европарламент стимулирует трансграничное здравоохранение и устраняет диспропорции в ценах на лекарства12 февраля Европейский Парламент принял резолюцию об осуществлении Директивы 2011/24/ ЕС Европейского Парламента и Совета от 9 марта 2011 г. о применении прав пациентов в трансграничном здравоохранении. В ней проанализированы существующие недостатки в реализации директивы и даны рекомендации относительно того, как ее улучшить.

Основная цель директивы заключается в создании рамочной концепции и обоснования прав граждан ЕС на доступ к медицинской помощи за рубежом, содействии тесному сотрудничеству в ряде областей медицины и здравоохранения, таких как электронное здравоохранение и лечение редких заболеваний.

Права, гарантированные в соответствии с директивой, существуют наряду с аналогичными преимуществами, предусмотренными Регламентом (ЕС) № 883/2004 о координации систем социального обеспечения. Пациенты зачастую предпочитают, чтобы лечение им предоставлялось в другом государстве-члене в соответствии с Регламентом, а не в соответствии с директивой, поскольку в случае внеплановой помощи нет необходимости вносить авансовые платежи, а затем требовать возмещения.

На основании Регламента расходы возмещаются полностью, в то время как, исходя из логики нейтральности трансграничной медицинской помощи в отношении национальных систем здравоохранения, изложенной в директиве, расходы покрываются только до уровня расходов на медицинскую помощь в государстве-члене, в котором они проживают.

Тем не менее конкретные аспекты медицинского обслуживания, предоставляемого за рубежом, значительно улучшаются благодаря директиве. Так, Регламент применяют только к услугам здравоохранения, предоставляемым специально уполномоченными организациями, тогда как директива применяется ко всем поставщикам медицинских услуг в ЕС. Кроме того, плановая медицинская помощь за границей согласно Регламенту и в отличие от Директивы требует обязательного получения предварительного разрешения.

Как указано в директиве, крайний срок для переноса ее положений в национальное законодательство истек 25 октября 2013 г. Поэтому по причине позднего или неполного применения возбуждено дело о нарушении в отношении 26 государств-членов. В настоящее время все государства-члены уже уведомили о своих полномасштабных мерах по имплементации.

Мобильность пациента

В документе перечислены следующие причины низкой мобильности пациентов: 1) некоторые государства-члены опоздали с выполнением директивы; 2) осведомленность граждан об их общих правах на возмещение крайне низка; 3) в некоторых государствах-членах были установлены определенные барьеры, ограничивающие трансграничное здравоохранение, такие как административное бремя; и 4) информация о пациентах, обращающихся за медицинской помощью в другом государстве-члене на основании директивы, отсутствует или является неполной.

Парламент также отметил с обеспокоенностью, что в некоторых государствах-членах страховые компании произвольно допускают дискриминацию или создают неоправданные препятствия для свободного передвижения пациентов и услуг, что влечет за собой неблагоприятные финансовые последствия для пациентов. Парламент настоятельно призывает государства-члены уведомлять Комиссию о любом решении относительно введения ограничений в отношении возмещения расходов в соответствии со статьей 7 (9) директивы с указанием причин для этого.

Парламент также выразил сожаление по поводу того, что некоторые государства-члены время от времени предоставляют более низкие уровни возмещения расходов на трансграничное медицинское обслуживание со стороны частных или неконтрактных поставщиков медицинских услуг по сравнению с предоставляемым государственными или контрактными медицинскими работниками, и считает, что возмещение расходов на частное здравоохранение на том же уровне, что и государственное здравоохранение, должно быть гарантировано при условии обеспечения качества и безопасности медицинской помощи.

Парламент также просит Комиссию и государства-члены совместно оценить, перестроить и упростить процедуры возмещения для пациентов, получающих трансграничную помощь, а также установить координацию в формате «единого окна» соответствующих медицинских страховщиков.

Справочные сети

В соответствии со статьей 12 Директивы Европейская комиссия призывает государства-члены создавать европейские справочные сети, объединяющие поставщиков медицинских услуг и экспертные центры в государствах-членах. Еще 1 марта 2017 г. были официально запущены 24 европейские справочные сети, посвященные помощи при сложных и редких заболеваниях, которые требуют специального лечения и знаний. Европейские справочные сети объединяют более 900 узкоспециализированных медицинских учреждений по всей территории ЕС, Норвегии и стран ЕЭЗ.

Учитывая, что в ЕС насчитывается около 5800 редких заболеваний, отмечаемых у 6–8% всех европейских граждан. Естественно, объединение знаний, опыта и экономического потенциала для помощи этим людям имеет большое значение.

Электронное здравоохранение

Максимизация потенциала электронного здравоохранения в ЕС позволит медицинским работникам обмениваться медицинскими записями и данными пациентов через границы, что чрезвычайно важно для дальнейших исследований, особенно в области редких заболеваний.

Государствам-членам необходимо срочно ввести в действие общие положения о защите личных данных с целью защиты данных о пациентах, используемых в приложениях электронного здравоохранения. Необходимо предоставлять гражданам данные об их собственном здоровье и дать им возможность работать с этими данными в соответствии с принципами, изложенными в Общем регламенте о защите данных, отмечено в резолюции.

Цены на лекарства и электронные рецепты

Парламент сожалеет о трудностях, с которыми сталкиваются пациенты при доступе к лекарствам и их возмещении в других государствах-членах из-за различий в доступе и правилах. Он призывает Комиссию разработать план действий с целью систематического устранения непропорционально высоких цен на лекарства и больших различий между ними в разных государствах-членах. Правила, изданные центрами экспертизы Европейской справочной сети, должны регулировать взаимное возмещение во всех государствах-членах. Парламент также приветствует поддержку со стороны Фонда «Соединяющаяся Европа» (Connecting Europe Facility — CEF) по общеевропейскому распространению пилотных проектов по обмену электронными рецептами и записями пациентов к 2020 г. Он также призывает государства-члены и соответствующие органы здравоохранения решать правовые и практические вопросы, стоящие на пути взаимного признания медицинских предписаний по всему ЕС, и призывает Комиссию принять меры поддержки в этом отношении.

По материалам eur-lex.europa.eu; www.europarl.europa.eu

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи