Подробно: порядок назначения и суммы компенсаций согласно новой модели «без вины» в Литве

15 Січня 2020 4:58 Поділитися

Министерство здравоохранения Литовской Республики (Lietuvos Respublikos sveikatos apsaugos ministeriją – SAM) дало разъяснения относительно применения новой модели возмещения вреда, наступившего при оказании медицинской помощи.

С 1 января 2020 г. в Литве вступили в силу поправки к Закону о правах пациентов и компенсации за здоровье (Pacientų teisių ir žalos sveikatai atlyginimo įstatymo), которые облегчают и ускоряют получение пациентами компенсации в случае причинения вреда в результате оказания медицинской помощи в медицинском учреждении. Во время их подготовки была проанализирована практика компенсации в различных странах, например, в Новой Зеландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, США и других. На основе сложившейся концепции SAM дает ответы на часто задаваемые вопросы.

Каковы преимущества модели «без вины»?

Она намного проще, не требуют специальных юридических знаний. Поэтому, как ожидается, все больше людей будут обращаться за возмещением. При этом, по большей части, отпадает необходимость обращаться в суды, где у пациентов была чрезвычайно трудная и дорогостоящая задача – доказать, что вред здоровью связан с виной врачей. Страховые компании возмещали пациентам ущерб только после судебного процесса, который длился годами.

Теперь же, учитывая то, что Комиссия по травмам пациентов (žalos nustatymo komisiją, далее – Комиссия) будет принимать решения о возмещении ущерба без оценки вины лечебного учреждения, случаи будут обрабатывать гораздо проще, поскольку не придется преодолевать сопротивление работников здравоохранения.

Кто может подать заявку на возмещение убытков?

Заявление на предоставление компенсации может подать пациент, а в случае его смерти – родственники. Помимо материального, компенсируют также моральный вред. При этом право на такую компенсацию имеют не только несовершеннолетние дети, супруги, нетрудоспособные родители и другие лица, за которых нес ответственность умерший, но и работающие родители пациента и взрослые дети пациента.

Когда можно подавать заявку на возмещение убытков?

Пациент или его родственник может обратиться в Комиссию, работающую под началом SAM, с письменным запросом о компенсации не позднее, чем через 3 года со дня, когда ему стало известно, что медицинское учреждение нанесло ущерб здоровью. Компенсация может применяться во всех случаях, когда пациент или его родственники считают, что вред был причинен лечебным учреждением.

Например, если пациент умер во время плановой операции, в то время как прогнозировали благоприятный исход, вполне вероятно, что такое развитие событий связано с нежелательными эффектами лечения или медицинскими ошибками. Если близкие люди убеждены, что причинение вреда связано с действиями или бездействием медицинского персонала, они имеют право требовать возмещения ущерба от Комиссии.

Кто принимает и рассматривает заявления?

Требования о возмещении ущерба рассматривает Комиссия, состоящая из 7 членов, делегированных учреждениями и неправительственными организациями, работающими в области медицины и прав пациентов. С 1 января 2010 г. Комиссия действует по новым правилам, утвержденным вышеупомянутыми поправками к закону. На тот момент работа над 32 заявками пациентов не была завершена, и теперь они будут переданы новой комиссии и доработаны в соответствии с процедурами и требованиями, действовавшими до внесения поправки (2020 г.).

Какую информацию включают в заявку?

В просьбе о компенсации должны быть указаны обстоятельства (фактическое основание) причинения ущерба и сумма, в которую он оценен. Родственники должны будут предоставить документы, подтверждающие материальную зависимость и близкие отношения с пациентом. При этом ожидают документацию о степени материального (расходы или упущенный доход) и морального вреда (например влияние на семейную и социальную жизнь пациента и т.д.). Все необходимые медицинские документы (копии медицинских карт пациента, свидетельства медицинского учреждения и его персонала), необходимые для рассмотрения заявления и принятия решения, Комиссия получает сама. Также в случае необходимости в специальных знаниях будут привлекать экспертов.

Подлежит ли возмещению любой ущерб?

Возмещению подлежит ущерб, причиненный в процессе лечения, и не являющийся неизбежным. При этом неизбежным вредом считают:

  • последствия и осложнения болезни пациента до получения повреждения, с учетом существовавшего на момент оказания услуги состояния врачебных и сестринских знаний и наилучшей медицинской практики;
  • заболевания, вызванные индивидуальными особенностями пациента;
  • заболевания, вызванные свойствами лекарственных препаратов при использовании в определенных условиях.

Компенсация не будет назначена, если ущерб был причинен умышленным (преднамеренным) действием, грубой небрежностью пациента или пренебрежением очевидными мерами предосторожности (к примеру курение при бронхиальной астме и т.д.). Однако, если вышеназванное не является основной причиной ущерба, компенсацию все равно назначают, только при этом пропорционально уменьшают сумму.

Компенсация за материальный ущерб будет покрывать фактические имущественные расходы, понесенные пациентами на лекарства, медицинское обслуживание, а также другие разумные и необходимые связанные с причиненным вредом траты (уход за пациентом, восстановление здоровья и т.д.), кроме тех, которые покрываются из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (Privalomojo sveikatos draudimo fondo – PSDF).

Нематериальный ущерб будет компенсирован через систему начисления баллов, которая позволит отдельным лицам заранее оценить свои законные ожидания в отношении величины компенсации. Верхнего предела, то есть максимальной суммы ущерба, подлежащей компенсации, не существует. Приведены также примеры размеров компенсаций в различных случаях, которые устанавливал суд или Комиссия до внедрения новых правил, а также суммы начислений согласно новой бальной системе. В таблице указанные данные представлены в сокращенном виде, в частности, без промежуточных сумм согласно начисленным баллам (таблица).

Таблица. Примеры сумм компенсаций за моральный вред, установленных в различных случаях причинения вреда, по решению суда или Комиссии (до введения новых правил), а также согласно поправкам, вступившим в силу с начала 2020 г.

Характер ущерба Описание случая Суммы до новых правил (евро) Суммы согласно бальной системе (евро)
Суда Комиссии
Смерть Внезапная смерть супруга (здесь и далее – или супруги), в браке > 50 мес 15 000 (супругу) Максимально 12 000
Смерть супруга, в браке > 31 мес 13 000 (супругу) Максимально 12 000
Смерть супруга, в браке >15 мес (лапароскопическая варикоцелектомия, с последующим внутренним кровотечением) 30 000 (супругу)

30 000 (ребенку)

30 000 (ребенку)

Максимально 13 900 – супругу и 15 900 – каждому из детей
Супруг (продолжительное онкологическое заболевание) 16 000 (супругу) 9100
Супруг (недиагностированный инфаркт миокарда) 15 000 (супругу)

15 000 (ребенку)

15 000 (ребенку)

10 200 (супругу) и по 15 300 – детям
Потеря функции органа или системы Потеря пальца 2000 3900
Удаление маточной трубы с потерей возможности забеременеть 25 000 9200
Удаление маточной трубы из-за запоздалой диагностики и потери возможности органосохраняющего вмешательства 2000 3400
Потеря глаза 10 000 12 900
Потеря функции жевательной мускулатуры 3000 1200
Потеря зуба (неудачное эндодонтическое лечение, повлекшее за собой удаление) 2172 300
Удаление матки после родов 15 000 11 200
Ампутация конечности из-за задержки диагностики 40 000 14 700
Сниженная трудоспособность В зависимости от степени 10 000-15 000 11 000-15 700
Боль В зависимости от обстоятельств 300-4000 400-2000
Другое Нарушение целостности кожных покровов (рана) 1000 1000
Осложнение со стороны матки при введении контрацептива 8688 1500
Стоматологические осложнения 868-5792 800-1000
Инструмент, оставленный после операции 28 962 1500
По ошибке прооперирована иная доля щитовидной железы 17 377 5000

Как долго будут рассматривать заявления о компенсации?

Комиссия будет принимать решения в простых случаях, то есть в тех, когда экспертные заключения и другие данные и объяснения не требуются, на первом же заседании и на последующих (после сбора всех данных, выводов и объяснений). Решение по иску о возмещении ущерба должно быть принято не позднее, чем через 2 мес после получения запроса Комиссией. По объективным причинам этот срок может быть продлен еще на 1 мес. Таким образом, Комиссия сможет принять решение не позднее чем через 3 мес после получения запроса.

Кто заплатит за ущерб, если Комиссия определит, что он был нанесен?

Пациенты будут получать компенсацию из Национального фонда пациентов (Valstybinė ligonių kasa – VLK). В настоящее время VLK договаривается с банком, в котором будут открыты счета. Планируется, что выплаты начнут с 1 марта.

Страховым компаниям больше не придется иметь дело с убытками?

Медицинским учреждениям больше не нужно будет оформлять страхование гражданской ответственности. Вместо этого они будут платить взносы на счет, управляемый VLK. Небольшие медицинские учреждения, то есть те, которые предоставляют услуги по семейной медицине, поддерживающему уходу и реабилитации и/или паллиативной помощи, должны будут уплачивать взносы в размере 0,1% дохода учреждения от предоставления услуг в предыдущем календарном году, все остальные – 0,2%. Взносы осуществляют ежеквартально. Первый взнос должен быть оплачен медицинскими учреждениями до 30 марта 2020 г.

В какой срок сумма компенсации будет перечислена пациенту или родственникам?

В течение 30 дней после решения Комиссии. Компенсация всегда будет выплачиваться разовой выплатой без разделения.

Что, если решение Комиссии не удовлетворило заявителя?

Комиссия является обязательным органом предварительного досудебного разбирательства в отношении ущерба. После получения решения Комиссии пациент имеет право обратиться в суд в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом для проведения экспертизы по существу вопроса о компенсации за нарушенное здоровье пациента.

Кроме того, пациенты, чьи заявления Комиссия откажется рассматривать (например по причине отказа пациента исправить выявленные недостатки), смогут обжаловать данные решения Комиссии в Вильнюсском окружном административном суде.

Будет ли модель «без вины» препятствовать медицинской халатности?

Новая модель предусматривает и санкции, но они в основном направлены на борьбу с сокрытием ошибок и стимулирование их анализа. На сегодня даже одна грубая или повторяющаяся простая ошибка угрожает утратой лицензии, что приводит к сокрытию ошибок и затрудняет анализ их причин для повышения качества обслуживания.

В настоящее время предусмотрено, что лицензия будет аннулирована только во второй раз за серьезную ошибку, тогда как во всех других случаях (только одна серьезная ошибка или две простые ошибки в течение одного года) лицензия будет приостановлена ​​на время, необходимое для повышения персоналом своей квалификации.

Кроме того, создается общественный механизм предотвращения повторения неблагоприятных событий путем разработки новых нормативных и законодательных мер, необходимых для предотвращения вреда, разработки путей улучшения качества лечения и так далее в масштабах системы здравоохранения в целом.

По материалам sam.lrv.lt

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті