Быть или не быть рекламе лекарственных средств?

02 Листопада 2010 11:05 Поділитися
На этот вопрос пытались ответить участники пресс-конференции «Реклама лекарственных средств. Угрозы и вызовы для потребителей» — представители государственных органов, общественных организаций, рекламного бизнеса, а также практикующие врачи.

Первым выступил Олег Кабельков, начальник отдела контроля рекламы Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее — Гос­потребстандарт). Он назвал 2 основных направления, которые сегодня отрабатываются Министерством здраво­охранения Украины:

  • полный запрет рекламы препаратов;
  • возможность согласования текста рекламы с Министерством здравоохранения.

«Есть поручение Кабинета Министров Украи­ны изучить вопрос о необходимости и уместности запрета рекламы лекарственных средств вообще, а также о создании соответствую­щей специальной рабочей группы», — сказал О. Кабельков.

Однако, по его словам, проблему защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы безрецептурных лекарственных средств, пищевых добавок, медицинского оборудования с «волшебными свойствами» можно решить без изменения действующего законодательства, — «при доброй воле участников рынка — рекламодателей и распространителей рекламы». Он подчеркнул, что в законе «О рекламе» отмечено, что, принимая рекламу, ее распространители должны требовать все документы — разрешительные, лицензионные, подтверждающие представленную в ней информацию.

Говоря о рекламе биологически активных добавок и изделий медицинского назначения, О. Кабельков подчеркнул, что по поручению Кабинета Министров Украины Госпотребстандарт разрабатывает 2 законопроекта:

  • первым предусматривается, что при рекламировании указанных товаров не будет использоваться указание на их лечебные свойства;
  • вторым будет запрещено использовать изображение врачей и лиц, похожих на них, при рекламе любых товаров.

«Изображение врача запрещено сейчас только в трех случаях: при рекламе лекарственных средств, алкогольных и табачных изделий. Мы считаем, что образ врача — один из вызывающих доверие и привлекательных, а его использование способно действовать на подсознание потребителя», — пояснил О. Кабельков.

Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции, обозначил некоторые проблемы, относящиеся к рекламе лекарственных средств. В основном они связаны с нарушением Закона Украины «О рекламе», когда в ней содержатся утверждения, которые могут ввести потребителей в заблуждение, обещая лечебный эффект. «С такими нарушениями надо бороться. Но нужно ли запрещать в связи с этим всю рекламу, должна ли страдать вся индустрия в связи с тем, что отдельные рекламные послания являются некорректными? На мой взгляд — нет», — отметил он.

Кроме того, М. Лазебник отметил, что в основном на телевидении рекламируются препараты крупных международных компаний. При этом он предположил, что запрет рекламы может быть выгоден производителям лекарственных средств, поскольку запрет — это некоторая стабилизация конкурентного рынка. «Компании, занимающие на рынке устойчивое положение, при условии запрета рекламы препаратов могут получить льготный режим: никакой конкуренции с новыми торговыми марками, а их препараты и без того известны», — пояснил он свою позицию.

Кроме того, он сказал, что исчезновение рекламы лекарственных средств из украинских СМИ приведет к тому, что потребитель будет получать рекламную информацию из изданий и телеканалов соседних стран, где она разрешена. «Те проблемы, которые существуют на рынке, нужно решать усилением, но не законодательного поля, а законоприменительного. Надо выполнять существующие нормы», — отметил Н. Лазебник.

Присутствующий на пресс-конференции Владимир Назаренко, главный врач одной из частных клиник, рассказал об отношении медицинских работников к рекламе лекарственных средств. Он отметил, что такая реклама должна быть доступна только для медицинских работников и размещаться в специализированных СМИ.

«В первую очередь это объясняется некомпетентностью пациентов, которые, увидев рекламу лекарственного средства, покупают его для устранения определенных симптомов заболевания. Именно врачи несут юридическую ответственность за побочные эффекты назначенного ими лечения. Должен происходить нормальный, профессиональный отбор препаратов для того, чтобы они эффективно применялись», — пояснил он.

Так, по его словам, самым распространенным побочным действием, которое является следствием бесконтрольного приема лекарственных средств, являются аллергические реакции и токсические отравления. «До 25% взрослого городского населения и до 70% детей страдают аллергическими состояниями — астмой, крапивницей и другими поражениями именно из-за бесконтрольного приема лекарственных средств. Определенную роль в этом сыграла и реклама», — заявил В. Назаренко.

Кроме того, по мнению докладчика, необходимо восстановить рецептурное назначение препаратов. Также он добавил, что реализация и назначение изделий медицинского назначения должны осуществляться работниками сферы здравоохранения.

Дмитрий Политико, начальник ГП «Украинский центр по вопросам сертификации и защиты прав потребителей», поддержал В. Назаренко. «Какие лекарственные средства принимать пациенту — должен решать только врач. Это вопрос нашей общей безопасности», — подчеркнул он.

Владислав Онищенко, глава правления Союза потребителей медицинской продукции, высказался в защиту рекламы препаратов. Он отметил, что такая реклама позволяет потребителю осуществить осознанный выбор средства с момента возникновения симптомов до оказания медицинской помощи (особенное значение это имеет в педиатрии, кардиологии, при лечении некоторых хронических заболеваний).

Участники пресс-конференции выступили за расширение списка рецептурных препаратов, а не ужесточение закона о рекламе. В этом они видят возможное решение обсуждаемого вопроса, поскольку согласно законодательству реклама рецептурных лекарственных средств запрещена. Также неоднократно внимание акцентировалось на необходимости ужесточения ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

«Еженедельник АПТЕКА» продолжает следить за обсуждением целесообразности запрета рекламы лекарственных средств и будет далее информировать читателей о возможных законодательных изменениях.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

артур 02.11.2010 10:40
какое лекарство должен принять человек должен решать врач, а не улыбающий дядька с телевизора.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті