ratiopharm — компания с высокой социальной ответственностью

Около месяца тому назад корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» представилась возможность побеседовать с Гердом Леманном (Gerd Lehmann) (Г.Л.), управляющим директором компании ratiopharm International GmbH (посетившим нашу страну для проведения рабочего совещания) и директором ООО ратиофарм Украина Виталием Кириком (В.К.). Было очень интересно узнать, какие с точки зрения представителей крупной европейской генерической компании важные особенности современного этапа развития фармацевтического сектора.

Компания ratiopharm, основанная в 1974 г., — одна из первых европейских компаний, сделавшая стратегическую ставку на разработку, маркетинг и продажу лекарственных средств, не имеющих патентной защиты (генерических).

Генерические компании выполняют особую миссию, повышая доступность инноваций и снижая затраты систем здравоохранения, социальных служб, специальных фондов, страховых компаний и пациентов на фармакотерапевтическое лечение.

Учитывая особенности украинского рынка, компания ratiopharm (ранее через представительство в Украине, а с 2008 г. через дочернюю компанию ратиофарм Украина) предлагает специалистам в области здравоохранения и аптечного сектора, а также пациентам препараты как рецептурной так и безрецептурной форм отпуска.

Кроме того, ratiopharm — одна из немногих компаний в мире, которая, кроме традиционных генерических препаратов, занимается разработкой и внедрением биотехнологических генерических препаратов (биогенериков).

— Господин Леманн, как вы оцениваете результаты работы компании ratiopharm в  мире и Украине в 2007 г.?

Gerd Lehmann Г.Л.: Этот год, как и предыдущие, был удачным для ratiopharm. Международные операции в Европе и Канаде внесли наибольший вклад, тогда как в Германии, как вы наверное знаете, в регулировании обращения лекарственных средств произошли большие изменения, потому увеличение объемов продаж генерических компаний замедлилось. Тем не менее, и здесь мы смогли достичь определенного роста по сравнению с прошлым годом.

— Каково ваше мнение относительно перспектив глобализации генерического фармрынка?

Г.Л.: Вся мировая генерическая отрасль живет и действует в условиях активно протекающих процессов концентрации: глобализируются компании, рынки; доля генерических препаратов на рынках всех стран, включая европейские, увеличивается, поскольку рост потребления генериков является неотъемлемой и очень существенной частью механизмов экономии средств в системе здравоохранения. Это неоспоримо важно не только сегодня, но и завтра и вообще в обозримом будущем, поскольку помогает сэкономить большие объемы средств для бюджетов здравоохранения отдельных стран.

Итак, крупные игроки глобализируются или будут глобализироваться, поскольку международное присутствие важно для сохранения ориентации на качественные продукты, предлагаемые по обоснованным ценам. Этим принципам следует и ratiopharm, одна из ведущих генерических компаний в мире, работающая на рынке с 1974 г. Наше кредо — производить генерики наивысшего качества, ведь именно оно является для нас ключевым фактором, целью крупных инвестиций в высокотехнологичные операции и продукты. Естественно, мы стараемся расширить свое присутствие на рынках как можно большего количества стран, особенно здесь, в Восточной Европе, стремясь внести вклад в их будущий прогресс.

Как любая другая компания, ratiopharm ищет возможности для роста, причем устойчивый, преимущественно органический рост?это часть нашего кредо. Таким образом мы стремимся надежно обеспечивать постоянное стабильное развитие, в том числе для блага клиентов. Повсеместно ищем перспективные варианты для присоединений и совершали их в прошлом, но едва ли нам стоит заключать крупные соглашения непосредственно сейчас, поскольку это может привести к дублированию части бизнес-активности и неоправданным финансовым затратам. Поэтому для нас не менее важно инвестировать большие объемы средств в новые направления работы. Так, мы уделяем много внимания биогенерическим (biosimilar) препаратам — это одна из областей, в которой планируем сосредоточить свои усилия в будущем. Много средств будет инвестировано также в расширение европейского портфеля безрецептурных препаратов.

— Другими словами, органический рост сейчас приоритетен для вашей компании?

Г.Л.: Да.

— Как вы оцениваете привлекательность украинского рынка для компаний из Западной Европы?

Г.Л.: Мы уже очень давно задействованы в процессах, происходящих на украинском рынке, ведь ratiopharm начал работать здесь еще в начале 90-х годов ХХ ст. Сам я впервые присоединился к группе компаний в 1996 г., и на тот момент в Украине ratiopharm была представлена довольно маленькой организацией, но уже тогда мне стали ясны перспективы, связанные с поддержкой страны, возможностью внести свой вклад в обеспечение здравоохранения качественными препаратами. Поэтому мы постоянно инвестируем средства и развиваем здесь свою организацию.

В 1998 г., когда украинский рынок переживал спад, мы, естественно, пересмотрели свою стратегию и решили не отказываться от взятых на себя обязательств, а только соблюдать осторожность в течение 12–18 мес. Когда ситуация стабилизировалась, решили увеличить свое присутствие на фармрынке Украины.

— Могут ли участники генерического сектора рынка каким-то образом увеличить потребление генериков в Украине?

Г.Л.: Наша миссия — производить высококачественные лекарственные средства и предоставлять их в распоряжение врачей, фармацевтов, пациентов по доступным ценам. Каждый рынок живет и развивается по собственным законам, например, в вашей стране нет возмещения стоимости лекарственных средств, поэтому мы просто ищем свое место в сложившейся системе, способствуя своей деятельностью прогрессу. Это становится возможным также путем информирования врачей, фармацевтов и пациентов о пользе препаратов и возможностях лечения тех или иных заболеваний.

— Каким образом ratiopharm реализует себя в качестве члена некоторых отраслевых организаций (ассоциаций и пр.)?

В.К.: ратиофарм Украина является членом Европейской Бизнес Ассоциации (European Business Association — ЕВА) — организации, состоящей из около 750 членов, в том числе, свыше 40 фармацевтических производителей. Комитет по здравоохранению ЕВА не разделяет свои усилия между генерическими и инновационными компаниями, а консолидирует во имя общих интересов. Наши стремления уже воплотились в конкретных результатах. К примеру, отменено двойное лицензирование импорта (в России по-прежнему сохраняется), ввозные пошлины на импортируемые препараты, в Закон Украины «О лекарственных средствах» включены положения о защите эксклюзивности данных. Не так давно ratiopharm вместе с несколькими другими компаниями подписал «Кодекс маркетинговой практики фармацевтических производителей и их представительств (компаний)», созданный под эгидой ЕВА. Также ЕВА обратилась к новому правительству Украины с предложениями о создании системы медицинского страхования и возмещении стоимости лекарственных средств. Естественно, мы делаем это в сотрудничестве с другими членами ЕВА и очень верим, что такие шаги принесут реальные позитивные результаты для Украины.

— Что вы считаете самым выдающимся достижением ratiopharm в 2007 г.? Какие продукты оказались самыми успешными, какие — самыми многообещающими?

Г.Л.: Наш рост на украинском фармрынке весьма значителен, особенно в 2007 г., поэтому мы будем инвестировать в новые продукты, развитие человеческих ресурсов и внешней службы. Также нами достигнута важная веха — создана украинская компания в форме общества с ограниченной ответственностью, причем за очень короткий период. С момента принятия этого решения до начала практической работы ратиофарм Украина прошло всего 150 дней. Это была трудная задача для украинского представительства, с которой оно успешно справилось к концу 2007 г.

Виталий Кирик В.К.: Наш бизнес представлен двумя направлениями — рецептурным и безрецептурным. И хотя основным на международной арене является рецептурное, в Украине для нас одинаково важны оба, и здесь у нас есть блокбастеры в обоих сегментах. Мы очень гордимся успешными безрецептурными продуктами, такими как ГЕПАБЕНЕ, ХИЛАК, ДОЛОБЕНЕ, АМБРОБЕНЕ, ПРЕГНАВИТ, а также возлагаем большие надежды на новые продукты, которые должны появиться очень скоро.

Немало в нашем портфеле и очень успешных рецептурных препаратов, особенно для применения в кардиологии, к примеру БИСОПРОЛОЛ-ратиофарм, ТРИМЕТАЗИДИН-ратиофарм и ЛИЗИНОПРИЛ-ратиофарм. Кроме того, мы выводим на рынок рецептурные препараты для применения и в других терапевтических областях — например, МЕЛОКСИКАМ-ратиофарм и ТЕРБИНАФИН-ратиофарм.

Г.Л.: Наша философия — в качестве надежного партнера быть участником рынка на долговременной основе и производить большие инвестиции. Средства, вложенные в украинский портфель компании, обеспечивают будущее компании в стране, поэтому мы считаем, что в перспективе ratiopharm будет играть более важную роль в украинской системе здравоохранения.

— Каковы наибольшие достижения ratiopharm на мировом уровне?

Г.Л.: Как семейная компания, мы последовательно придерживаемся своей стратегии во всех странах и, реализуя локальную рыночную модель, остаемся для клиентов проверенным, надежным партнером, на которого можно положиться на все 100%, в том числе благодаря этичности, высочайшему качеству и доступным ценам на нашу продукцию.

— А какой из своих продуктов вы считаете самым успешным?

Г.Л.: О, применительно к генерическим препаратам это очень сложный вопрос, поскольку все рынки между собой отличаются, и соответствующие портфели продуктов неодинаковые, но везде мы стараемся первыми, после окончания патентной защиты, выводить свои препараты. Так, в 2007 г. в крупных европейских странах очень успешно прошли лончи РИСПЕРИДОН-ратиофарм и ОЛАНЗАПИН-ратиофарм, а также многих других.

— Вы упомянули биогенерические препараты как один из фокусов деятельности. Нельзя ли побольше рассказать о работе в этом направлении?

Г.Л.: Я не могу подробно на этом остановиться, поскольку все такие лекарственные средства находятся на стадии разработки, но отмечу, что ratiopharm является одной из немногих мировых групп, инвестирующих большие средства в разработку продуктов. Создание одного биогенерического препарата обходится приблизительно в 80–150 млн евро, поскольку в этом процессе очень велика роль клинических испытаний. Мы инвестируем большие суммы в создание специальных заводов по производству таких препаратов, и уже в середине следующего года планируем вывести на европейский рынок первый биогенерический продукт*.

— Не приходится сомневаться, что у ratiopharm долгосрочные планы относительно деятельности в нашей стране. Можете ли вы о них рассказать?

Г.Л.: О, наверное, вы хотите узнать о наших планах относительно M&A (Mergers&Acquisitions — M&A) в вашей стране. Мы очень тщательно анализируем каждый рынок. Приоритеты нашей организации — прежде всего маркетинг и продажи, но мы также занимаемся и разработками препаратов, постоянно изучаем рынки на предмет возможного партнерства. Если рынок такой перспективный, как украинский, конечно, мы изучаем и возможности приобретений, хотя сегодня я не могу дать точных сведений по поводу наших планов на ближайшее будущее.

— В каких областях сотрудничество с партнерами из нашей страны представляется вам наиболее многообещающим — в исследованиях и разработках (Research&Development — R&D), производстве, маркетинге?

Г.Л.: Мы заинтересованы в сотрудничестве по разработкам, и если появится перспектива взаимодополняющего партнерства в производственной деятельности и наши стратегические планы совпадут — для компании это будет хорошая потенциальная возможность. n

Дарья Полякова,
фото Любови Столяр и предоставленное компанией ratiopharm

*22 февраля Европейское агентство по лекарственным средствам (European Medicines Agency — ЕМЕА) приняло положительное заключение относительно биогенерических препаратов гранулоцитарного колониестимулирующего фактора (Г-КСФ) компании ratiopharm, показанного для применения при нейтропении, вызванной химиотерапией.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи