«STADA CIS» — новый этап развития

Международный фармацевтический концерн «STADA Arzneimittel AG» с более чем вековой историей выходит на новый этап развития. Сейчас «STADA» занимает 5-е место в мире по объемам продаж генериков и приступил к масштабной реструктуризации бизнеса, а также консолидации активов в странах СНГ, которые будут объединены под единым новым брендом — «STADA CIS» («ШТАДА СНГ»). И, что не менее важно, такая реструктуризация обещает изменить позиции «STADA» в Украине — ожидается, что «STADA CIS» принесет с собой в Украину международный опыт и лучшие традиции европейского фармацевтического рынка, которые откроют новые перспективы развития отечественной фармацевтики. Этим событиям и была посвящена пресс-конференция с топ-менеджерами холдинга «STADA CIS», которая состоялась 8 октября 2008 г. в конференц-зале столичного отеля «Опера».

Д. ЕфимовВ ходе пресс-конференции Дмитрий Ефимов, вице-президент «STADA» по России и странам СНГ рассказал о деятельности компании в мире и странах СНГ, о новых структурных изменениях, которые направлены на укрепление позиций «STADA» на восточноевропейских рынках.

«STADA Arzneimittel AG» (Германия) основана в Дрездене в 1895 г. Сегодня концерн объединяет 14 производственных площадок и 46 представительств в 30 странах мира. В 2007 г. объем продаж в денежном выражении составил 1,57 млрд евро, чистая прибыль — 105,1 млн евро.

Стратегия концерна заключается в фокусировании на продуктах, вышедших из-под патентной защиты, производстве генериков и брендированных генериков. «STADA Arzneimittel AG» ведет активную работу по расширению ассортимента своей продукции. Портфель разработки препаратов имеет горизонт планирования до 2015 г., сейчас в процессе регистрации находится до 120 международных непатентованых наименований.

В 2005 г. в состав фармацевтического концерна «STADA» вошла компания «Нижфарм», основанная в 1919 г. в Нижнем Новгороде; в 2007 г. была приобретена «МАКИЗ-Фарма» — молодая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя российская компания. Новые приобретения существенно повлияли на позиции «STADA» в России.

За последние годы «Нижфарм» удалось создать одну из лучших систем менеджмента качества среди российских предприятий — производителей лекарственных средств. По результатам инспекции немецких сертификационных органов в 2007 г. производство и система обеспечения качества «Нижфарм» были признаны соответствующими европейским стандартам Надлежащей производственной практики (GMP — Good Manufacturing Practice).

«Нижфарм» стал первой российской фармацевтической компанией, получившей сертификат GMP EC такого уровня и возможность производить продукцию для стран ЕС.

“STADA CIS”— ПЕРВЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ В СОСТАВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНЦЕРНА «STADA»

В рамках пресс-конференции Д. Ефимов сообщил о создании первого фармацевтического холдинга в составе международного фармацевтического концерна «STADA», осуществляющего полный производственный цикл: от исследований и разработок до изготовления и вывода продуктов на рынок.

Холдинг будет образован в результате объединения бизнесов компаний «Нижфарм» и «МАКИЗ-Фарма» с одновременной реструктуризацией по ключевым направлениям деятельности. Все активы будут консолидированы под единым брендом — «STADA CIS» («ШТАДА СНГ»).

Реструктуризация бизнеса и создание холдинга «STADA CIS» стали логическим продолжением интеграционного процесса компаний «Нижфарм» и «МАКИЗ-Фарма».

По словам Д. Ефимова приобретение «МАКИЗ-Фарма» в 2007 г. позволило значительно усилить позиции «STADA» на рынке СНГ. По результатам 2007 г. увеличение объема продаж составило около 50%, достигнув 155 млн евро, объем продаж объединенной компании в денежном выражении по итогам I полугодия 2008 г. составил 76,1 млн евро. Сегодня СНГ — рынок № 1 для «STADA» по объемам продаж в денежном выражении среди всех международных рынков (вне Германии), на которых присутствует «STADA».

Продуктовый портфель компании насчитывает более 100 наименований лекарственных средств; основными терапевтическим направлениями являются урология, гинекология, кардиология, неврология, гастроэнтерология, дерматология, проктология.

Стратегия компании «STADA Arzneimittel AG» заключается в фокусировании на продуктах, вышедших из-под патентной защиты, производстве генериков и брендированных генериков.

Три производственные площадки холдинга — «Нижфарм» (в Нижнем Новгороде), «МАКИЗ-Фарма» (в Москве) и «Скопинфарм» (в Рязанской области) обеспечивают 3-е место (9,76% всего объема российского фармпроизводства) среди российских фармпроизводителей по объему выпуска продукции и 2-е место в рейтинге российских фармэкспортеров (по итогам I полугодия 2008 г.). Штат холдинга насчитывает более 2 тыс. человек.

Достижение такого масштаба операций во многом определило необходимость реорганизации бизнеса объединенной компании и создания холдинга. Реструктуризация позволит существенно повысить управляемость и эффективность бизнеса в России, Украине и других странах СНГ. При этом создание холдинга перспективно и с точки зрения потенциальных будущих приобретений и их интеграции в общую структуру.

В состав нового холдинга войдут компании трех направлений: формирование продуктового портфеля — «STADA Pharm Development»; продвижение продуктового портфеля (маркетинг и продажи) — «STADA Marketing» в России, «STADA-Украина», «STADA-Центральная Азия» (Казахстан, Узбекистан); производство — «Нижфарм», «МАКИЗ-Фарма», «Скопинфарм».

Важно отметить, что бизнес-подразделение «STADA Pharm Development» будет заниматься разработкой новых лекарственных средств как собственными силами (в лабораториях компании), так и через сотрудничество с коллективами исследователей и разработчиков. Планируется, что выделение «STADA Pharm Development» в отдельное подразделение позволит создать эффективную систему развития портфеля продуктов холдинга на рынках России и других стран СНГ и в перспективе стать одним из источников новых продуктов для «STADA» на других рынках.

Компании «STADA Pharm Development» и «STADA Marketing» зарегистрированы в III квартале 2008 г. Полномасштабную деятельность обе компании начнут с 1 января 2009 г., а в течение IV квартала текущего года будет происходить перевод всех существующих обязательств на новые юридические лица.

Достижение такого масштаба операций во многом определило необходимость реорганизации бизнеса объединенной компании и создания холдинга.

В управляющей компании холдинга «STADA CIS» будут сосредоточены функции стратегического управления, а также обеспечения бизнес-подразделений холдинга (финансовое и юридическое сопровождение, управление персоналом, информационные технологии, закупки). Управляющая компания «STADA CIS» будет создана в I полугодии 2009 г., до этого момента ее функции будет выполнять «Нижфарм» как собственник активов.

Фокус компании на быстрорастущих рынках России, Украины и других стран СНГ, — один из ключевых аспектов стратегии «STADA». He менее важный аспект — сильная международная структура, которая придает устойчивость и стабильность бизнесу компании. Поэтому образование холдинга «STADA CIS», реализующего оба аспекта стратегии — это создание платформы для долгосрочного развития «STADA» на этих рынках.

Фокус компании на быстрорастущих рынках России, Украины и других стран СНГ, — один из ключевых аспектов стратегии «STADA».

Единый корпоративный бренд стал необходим для гармонизации коммуникаций со всеми целевыми аудиториями компании, а также в целях объединения других потенциальных активов под единым брендом управляющей компании холдинга. При принятии решения о его названии выбор был сделан в пользу «STADA» как наиболее перспективного с точки зрения дальнейшего развития компании.

«STADA» имеет более чем 100-летнюю историю развития и является гарантией европейского качества продукции.

В структуру холдинга «STADA CIS» входит сеть представительств в странах СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан). Компания экспортирует продукцию в 10 стран. По итогам I полугодия 2008 г. объем экспорта вырос на 27,8% по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года и составляет 19% общего объема продаж холдинга.

«Мы надеемся, что бренд «STADA CIS» даст возможность сохранить и упрочить репутацию мощной, прозрачной, социально ориентированной компании, стратегия и тактика которой эффективна, а также понятна и рынку, и потребителю, — сообщил Д. Ефимов — Все производственные площадки в рамках холдинга сохранят свои названия. Таким образом, уже хорошо известные бренды «Нижфарм» и «МАКИЗ-Фарма» останутся на рынке, и их по-прежнему можно будет увидеть на упаковках лекарственных средств, выпускаемых холдингом».

Д. Ефимов также отметил, что холдинг планирует увеличивать производственные мощности «STADA CIS» путем покупки новых заводов. Если в 2002 г. доля «STADA» на фармрынке России составляла всего 0,08%, то по итогам 2007 г. (после покупки заводов «Нижфарм» и «МАКИЗ-Фарма») — 2,12%.

Cтратегические планы компании предусматривают переход с контрактного производства на собственное. Сейчас только 30% всей продукции «STADA» производит самостоятельно, увеличение собственных мощностей и объемов производства позволит укрепить позиции компании в мире.

Динамика прироста СГС-объема аптечных продаж ЛС компании «ШТАДА-Нижфарм» и рынка Украины в целом в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Рисунок Динамика прироста СГС-объема аптечных продаж ЛС компании «ШТАДА-Нижфарм» и рынка Украины в целом в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

По словам Д. Ефимова, Украина является хорошим рынком для ведения и развития фармацевтического бизнеса благодаря целому ряду факторов: законодательству, максимально соответствующему лучшим европейским образцам, инвестиционному климату, системе образования и подготовки квалифицированных специалистов в области фармации. Это делает Украину одной из стратегически важных территорий для развития бизнеса.

«STADA» В УКРАИНЕ

С. ДьяченкоО позиции «STADA» в Украине, планах и перспективах компании рассказал Станислав Дьяченко, глава представительства «STADA» в Украине.

По его словам представительство компании в нашей стране открылось очень поздно по сравнению с другими игроками рынка — компания начала свою работу в феврале 2003 г., стартовав с 186 позиции в рейтинге фармацевтических компаний (здесь и далее по данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»).

К концу первого года «STADA» представляла в Украине 12 препаратов, штат составлял 9 сотрудников.

Со времени открытия представительства компания постоянно расширяла портфель за счет регистрации новых, современных и востребованных на местном рынке препаратов.

В результате проведенной работы сейчас компания представляет на украинском рынке 103 препарата, количество сотрудников увеличилось до 128, «STADA» занимает 23 место в топ-листе маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж препаратов в денежном выражении в I полугодии 2008 г.

Особенность холдинга — готовность инвестировать в рынок, включая проекты неявной коммерческой направленности.

Основная цель компании — расти быстрее рынка — за последнее полугодие стала реальным достижением украинского представительства (динамика прироста объема аптечных продаж лекарственных средств «ШТАДА-Нижфарм» и рынка в целом в денежном выражении в 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет представлена на рисунке).

Таким образом, основные особенности холдинга «STADA CIS» реалиях Украины таковы:

  • формат компании Германия — СНГ;
  • поздний старт компании в Украине в феврале 2003 г.;
  • с момента начала работы представительства компания прошла 2 крупномасштабные интеграции;
  • все препараты успешно развиваются в своих классах, компания за 5 лет показала стремительный рост всех показателей;
  • готовность холдинга инвестировать в рынок, даже в проекты неявной коммерческой направленности.

«НОВОЕ ЛЕКАРСТВО» ДЛЯ УКРАИНСКОГО ФАРМРЫНКА ОТ «STADA CIS»

Одной из составляющих развития бизнеса холдинга «STADA CIS» станет открытие в Украине программы разработки новых лекарственных средств в сотрудничестве с отечественными учеными — «Новое лекарство». Программа предполагает поиск и последующее финансирование разработок украинских ученых и исследователей. Для реализации таких проектов «STADA CIS» планирует инвестирование, объемы которого не ограничиваются, а будут зависеть от потенциала, который несет инновационная идея. Учитывая то, что в Украине во времена СССР концентрировались производственные площади фармации, и сегодня есть большой научный потенциал, перспективы проведения такой программы в нашей стране очень велики.

Программа «Новое лекарство» предполагает поиск и последующее финансирование разработок украинских ученых и исследователей.

Программа уже была апробирована в России и дала положительные результаты. В ней планируется активно задействовать лаборатории и ученый потенциал нового бизнес-подразделения «STADA PharmDevelopment», таким образом «STADA CIS» намерена способствовать расширению своего продуктового портфеля разработанными в Украине препаратами, а также содействовать раскрытию потенциала отечественных ученых и исследовательских центров. o

Олег Терновенко
по материалам, предоставленным
компанией «STADA»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті