Ужесточение FCPA: волноваться ли фармкомпаниям?

В последнее время предметом активных обсуждений во многих компаниях и бизнес-публикациях стал Закон США о борьбе с коррупцией (The Foreign Corrupt Practices Act — FCPA), направленный на противодействие взяточничеству и коррупции среди государственных чиновников, а также на продвижение принципов справедливой деловой практики. Учитывая тот факт, что закон был принят Конгрессом США в 1977 г., а последние существенные изменения в него были внесены еще в 1998 г., естественно, возникает вопрос, с чем связана резко возросшая его актуальность в настоящий момент.

Ужесточение FCPA: волноваться ли фармкомпаниям?Даже поверхностный анализ современных тенденций в сфере антикоррупционного законодательства свидетельствует о том, что, начиная примерно с 2005 г., число расследований, проводимых Министерством юстиции США, Комиссией США по ценным бумагам и биржам, а также Федеральным бюро расследований в рамках нарушений положений антикоррупционного законодательства значительно возросло. В соответствии с информацией, полученной из общедоступных источников, целый ряд известных компаний были вынуждены выплатить значительные штрафные санкции: «Daimler AG» — 200 млн дол. США, корпорация «Halliburton» — 600 млн дол., «Siemens» — 2 млрд дол. Кроме того, в 2008–2009 гг. 10 человек были приговорены к тюремному заключению на срок до 7 лет. В 2010 г. не менее 160 компаний были вовлечены в расследования, связанные с нарушением положений FCPA.

Такие масштабные расследования, жесткие санкции, а также наметившиеся тенденции к их существенному ужесточению, естественно, не могли не вызвать определенную обеспокоенность бизнеса. Кроме того, в последнее время появились некоторые публичные заявления соответствующих американских правительственных органов, в которых сообщается о приоритетности тщательных проверок игроков фармацевтической индустрии и их контрагентов на предмет соблюдения положений FCPA. Следовательно, пере­оценить актуальность данного вопроса для представителей фармбизнеса сложно.

В чем же суть указанного закона, и каким образом он затрагивает компании, осуществляющие свою деятельность на территории Украины?

FCPA налагает запрет на платежи, любые предложения или обещания произвести запрещенный платеж, любые действия, уполномочивающие совершить такие платежи, а также запрет на предоставление должностным лицам, политической партии, представителю партии, или какому-либо кандидату на пост в политической системе, ценностей, к которым относятся материальные и нематериальные выгоды или услуги. При этом подразумевается, что такие действия направлены на то, чтобы повлиять на официальные действия их получателя или убедить его использовать свое влияние на официальные решения или действия иных лиц с целью получения неправомерных преимуществ.

Следует отметить, что кроме положений, направленных на борьбу со взяточничеством, FCPA также предъявляет требования компаниям, чьи ценные бумаги зарегистрированы в США, соответствовать его положениям о бухгалтерской отчетности, разработать и применять соответствующие системы внутреннего контроля бухгалтерского учета. Однако это — вопрос отдельной дискуссии.

До 1998 г. FCPA не распространялся на иностранных граждан и иностранные компании, за исключением тех, которые были квалифицированы как «эмитент». С внесением изменений в FCPA в 1998 г. была расширена сфера действия закона — в объект регулирования были включены незаконные действия (взяточничество) по отношению к иностранным должностным лицам за пределами США. В соответствии с внесенными изменениями, FCPA запрещает осуществление всех вышеперечисленных коррупционных действий по отношению к иностранным государственным служащим с целью получения или сохранения деловых возможностей.

Под иностранным должностным лицом понимается «какой-либо сотрудник или служащий как иностранного правительства или какого-либо его министерства, ведомства или органа, так и общественной международной организации, или же какое-либо лицо, работающее в официальном качестве на какое-либо такое правительство, министерство, ведомство или орган, или от их имени, или же на какую-либо общественную международную организацию или от ее имени». Таким образом, необходимо учитывать, что понятие «иностранное должностное лицо» может включать физических лиц, которые не являются государственными должностными лицами в соответствии с местным законодательством.

Следует также обратить внимание, что FCPA запрещает осуществление вышеперечисленных коррупционных действий через третьих лиц (посредников).

Сфера действия FCPA

Сфера действия FCPA распространяется на эмитентов (компании-эмитенты, выпустившие ценные бумаги, зарегистрированные в США; компании, регулярно подающие отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам; иностранных эмитентов американских депозитарных расписок, торгуемых на фондовых биржах США), «отечественные предприятия», лица, которые находятся на территории США, любые лица независимо от национальной принадлежности (акционеры, директора, работники), действующие от имени эмитентов, отечественных предприятий и их агентов, являющихся резидентами США.

Понятие «отечественное предприятие» включает: граждан США, субъектов хозяйственной деятельности (корпорации, ассоциации, акционерные общества, промышленные тресты, неинкорпорированные организации или индивидуальные частные предприятия), созданных в соответствии с законодательством США или основное место деятельности которых находится в США.

Понятие «лицо» включает: физических лиц (не граждан США), субъектов хозяйственной деятельности, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства.

Сфера действия положений FCPA очень широкая, и закон потенциально применим к любому физическому и/или юридическому лицу, руководителю, сотруднику или агенту юридического лица, а также любому акционеру, действующему от имени юридического лица и т.д.

Необходимо принимать во внимание, что американские материнские корпорации могут также быть привлечены к ответственности за действия своих иностранных подразделений, связанных с нарушением положений FCPA, также как и американские граждане или юридические лица, которые были наняты или действовали от имени зарегистрированных за границей подразделений.

Таким образом, в первую очередь компаниям США, их представительствам и дочерним предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории Украины, необходимо обратить особое внимание на соблюдение положений антикоррупционного законодательства. Учитывая также иные нормативные акты в сфере антикоррупционного законодательства, не будет пре­увеличением сказать, что данный вопрос актуален абсолютно для всех компаний, независимо от сферы их деятельности.

В зависимости от характера нарушений, FCPA предусматривает уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Для юридических лиц: штраф в размере не более 2 млн дол.; гражданско-правовые взыскания в размере не более 10 тыс. дол.

Для физических лиц: штраф в размере не более 100 тыс. дол. или тюремное заключение на срок не более 5 лет (или оба вида наказания); гражданско-правовое взыскание в размере не более 10 тыс. дол. Следует отметить, что FCPA предусматривает даже более жесткие санкции за умышленное нарушение определенных положений.

Чего же следует ожидать представителям бизнеса в свете вышеизложенного?

Есть все предпосылки утверждать, что количество расследований, связанных с нарушением положений FCPA, будет возрастать. Кроме того, явно выражены тенденции к ужесточению штрафных санкций, а физические лица и фармацевтические компании могут стать объектом повышенного внимания на предмет нарушений положений FCPA. Таким образом, с целью минимизации вышеперечисленных рисков субъекты бизнеса будут вынуждены инвестировать дополнительные средства в разработку и воплощение антикоррупционных политик, проведение внутренних проверок контрагентов, регулярное обучение персонала, разработку соответствующих положений для включения в договора с контрагентами/сотрудниками. Не исключено, что представителям среднего и большого бизнеса необходимо будет учредить отдельные должности для сотрудников, которые будут непосредственно курировать данные вопросы.

С учетом активизации расследований в сфере антикоррупционного законодательства, а также принимая во внимание введение в действие Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» и закона о взяточничестве Великобритании (UK Bribery Act 2010), компаниям необходимо тщательно проанализировать свои бизнес-процессы и адаптировать их к требованиям в сфере противодействия коррупции.

Александр Бондарь,
юрист компании «Правовой Альянс»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті