Медицинское страхование в США

Смотрите на мир без очков и шор,
глазами жадными цапайте все,
что у нашей земли хорошо
и что хорошо — на Западе.

В.В. Маяковский

Теоретически о медицинском страховании знают все, а некоторые даже успели воспользоваться страховым полисом до того, как правительство стало обсуждать вопрос об обязательном медицинском страховании.

Сегодня медицинское страхование очень активно заявляет о себе, не только рекламой по  телевидению, рекламными щитами на дорогах, но и  количеством застрахованных клиентов, число которых постоянно увеличивается. Действуя по  принципу «не говори о себе сам, пускай люди скажут», медицинское страхование привлекает новых клиентов, которые делятся информацией о преимуществах страхования со своими знакомыми, тем самым формируют общественное мнение и  умножают количество застрахованных.

Добровольное медицинское страхование существует не абстрактно, а самым непосредственным образом влияет на развитие рынка, «оживляя» его. В первую очередь речь идет о фармацевтическом рынке. Ведь программы медицинского страхования включают покрытие затрат на лекарственные препараты, назначаемые врачом. Ориентированные на высокую результативность лечения, страховые компании заинтересованы в использовании эффективных и недорогих препаратов. К сожалению, на  сегодняшний день такие лекарственные средства не всегда являются препаратами выбора в практике украинских специалистов.

В отечественной фармации на  протяжении десятилетий отсутствовала научно обоснованная программа создания генерических лекарств, как и соответствующая техническая база.

Перспективным направлением представляется производство генериков, качество которых соответствовало бы таковому оригинальных препаратов с доказанной эффективностью и безопасностью.

Толчком к созданию эффективных препаратов является страховая медицина, которая стимулирует развитие рынка, предоставляя своих клиентов в качестве потребителей продуктов фармацевтического рынка.

Работая напрямую с аптеками, страховая компания формирует перечень и объемы закупок лекарственных препаратов, варьирует цены (почти всегда предусмотрена скидка на лекарства для застрахованных), даже способствует появлению новых услуг, таких, например, как доставка препаратов клиенту.

О медицинском страховании можно говорить много (что и будет сделано в ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА»), сегодня же речь пойдет об особенностях системы медицинского страхования в США.

В 2000 г. американцы израсходовали на здравоохранение 1 трлн долл., т.е. более 15% валового внутреннего продукта. Больше американцы тратят только на питание и жилье.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней — наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США1.

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование «платы за услуги». При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая компания оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% расходов на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный.

Существует альтернатива — страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро увеличивается (более 31 млн чел. в 1991 г.). В данном случае страховая компания заключает контракты с врачами, другими медицинскими работниками, а также c учреждениями, включая больницы, на оказание всех услуг, предусмотренных этим видом страхования. Обычно медицинские учреждения получают фиксированную сумму, которая выплачивается заранее за каждого застрахованного.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании «платы за услуги» оплачивается стоимость услуг, которые фактически предоставляются пациентам. При страховании «управляемых услуг» медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором — они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% расходов на здравоохранение в рамках основных программ — «Медикэйд» (Medicaid) и «Медикэр» (Medicare). В соответствии с программой «Медикэр» осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа «Медикэр» частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих — как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, «Медикэр» финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа «Медикэйд» предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи.

Программа «Медикэйд» финансируется как федеральным правительством, так и органами управления штатов. Федеральное правительство оплачивает приблизительно половину всех расходов по программе «Медикэйд» из поступлений от общего налога. Остальное оплачивает правительство каждого штата.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. В то же время эти люди слишком молоды, чтобы соответствовать требованиям «Медикэр», не относятся к категории необеспеченных и на них не распространяется программа «Медикэйд». По разным оценкам, число незастрахованных американцев колеблется от 20 до 50 млн чел. (8–20% населения).

Большая часть затрат на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее на долю граждан приходится значительная часть расходов за предоставленные медицинские услуги. Эти платежи принято считать механизмом регулирования и соответствующего снижения расходов (если работник оплачивает часть расходов самостоятельно, он реже обращается к врачу).

В США существует стройная система взаимоотношений клиент—страховая компания—врач. Особое внимание страховые компании уделяют перечню лекарственных средств и схемам лечения. В стране с эффективным законодательством каждый шаг врача находится под контролем. Американские врачи не назначают препараты, которые не включены в официально принятый на уровне министерства здравоохранения или страховой компании перечень лекарственных средств. В случае предъявления иска врачу за профессиональную ошибку проводится проверка всех его предписаний. Если в листе назначений фигурирует «нелегальный» лекарственный препарат, последствия такой проверки могут оказаться плачевными для врача. Отработанные и четкие схемы лечения, регулярное обновление списка препаратов избавляют страховые компании от врачебной полипрагмазии, клиента — от последствий врачебной ошибки, а врача — от судебных разбирательств.

Медицинское страхование включает такие основные пункты:

отношения клиент—страховая компания;

отношения клиент—врач;

отношения страховая компания—врач.

Первый пункт скрепляется договором медицинского страхования с гарантией выплат страховой компанией расходов за оказанную клиенту медицинскую помощь.

Во втором пункте оговариваются условия, на которых непосредственно предоставляется медицинская помощь в момент наступления страхового случая. Как правило, понятие страхового случая включает острое заболевание, обострение хронического и несчастный случай.

Третий пункт — выплаты за предоставленную медицинскую помощь, контроль оказанной медицинской помощи, соответствие назначений врача стандартным протоколам диагностики и лечения, принятым и согласованным медицинскими экспертами (андеррайтерами — underwriters) страховой компании. Как обязательное условие последний пункт также включает адекватность профессионального уровня врача требованиям страховой компании.

Все пункты медицинского страхования «работают» очень слаженно. Особенно важно для страховой компании и для клиента, как налажена связь страховая компания—врач. В каждом страховом случае врач действует по схеме, утвержденной страховой компанией. Протоколы диагностики и лечения включают те назначения, которые в каждом страховом случае являются самыми необходимыми, эффективными, действенными. Правильно установленный диагноз и соответствующее лечение — тот результат, к которому стремится страховая компания, предлагающая медицинское страхование.

Список лекарственных препаратов в арсенале американского врача очень специфичен. В нем нет, например, иммуномодуляторов — эти препараты по такому показателю, как эффективность, не достигли уровня антибиотиков и нестероидных противовоспалительных препаратов, поэтому всегда есть вероятность отсутствия эффекта от их применения. Неэффективность препарата — почти всегда экстраординарный случай в работе страховой компании и врача, что может привести к судебному разбирательству. Чтобы избежать таких последствий, назначают высокоэффективные препараты, которые позволяют достичь положительного результата.

Возможно, украинским врачам покажется не совсем привычным применение нестероидных противовоспалительных препаратов, таких, как ибупрофен, при обострении мочекаменной болезни, но американские врачи практикуют их назначение. В свою очередь американских врачей удивляет частое и привычное назначение ГИК (глюкозо-инсулино-калиевая смесь) нашими врачами при различной патологии. Они пытаются анализировать действие каждого отдельного препарата, входящего в состав смеси, и не понимают, почему ГИК является почти панацеей от всех болезней и занимает первые места по частоте применения в стационаре. Также вызывает недоумение назначение эуфиллина при гипертонической болезни. По мнению американских коллег, данный препарат имеет очень узкое и специфичное применение, а именно при лечении бронхиальной астмы.

Конечно, такое врачебное мышление можно охарактеризовать как зажатое узкими рамками. Но истина, как известно, находится где-то посредине. Поэтому сегодня специалисты избегают развернутых назначений (так называемой врачебной полипрагмазии), большого количества препаратов, в совместимости которых не всегда уверены.

В Америке страховая медицина с ее добровольным медицинским страхованием стоит на страже здоровья своих клиентов, гарантируя не только проплату предоставленного медицинского сервиса, но и качественное лечение традиционными лекарственными средствами. Ни одна страховая компания не оплатит стоимость лечения с применением гипноза, иглоукалывания, гомеопатических или фитопрепаратов. С точки зрения страховой медицины такая терапия является нетрадиционной и эффект от ее применения спорный.

Медицинское страхование в США имеет еще одну особенность. Существует определенный кредит доверия лекарственным препаратам, назначаемых врачом. Но если результат от их применения недостаточен и заболевание медленно, но неуклонно прогрессирует, следующий единственно правильный этап лечения для клиентов страховой компании — не назначение лекарств, а хирургическое лечение. США занимают первое место по количеству операций аортокоронарного шунтирования. Американская ассоциация сердечно-сосудистой хирургии сообщила, что в 2000 г. в США было произведено более 519 тыс. операций аортокоронарного шунтирования (во всем мире — около 800 тыс.)2.

Один из основных принципов медицинского страхования — высокая эффективность медицинской помощи. Что касается затрат на лечение, то страховая компания покрывает расходы, связанные с применением единственно правильного способа лечения с высоким коэффициентом положительного результата. Конечно, стоимость операции на сердце очень высока, но все же меньше стоимости лекарственных препаратов, которые необходимо принимать достаточно длительное время. Да и эффект от консервативной терапии не всегда желаемый. Поэтому страховые компании предпочитают нести большие расходы, но один раз.

Американцы отличаются серьезным отношением к своему здоровью. С одной стороны, страховые компании ограждают своих клиентов от непрофессиональной медицинской помощи, с другой — американцы доверяют своим врачам и не покупают лекарства без рекомендации специалиста.

Оксана Терсина


1 http://www.rosmedstrah.ru/index.php

2 http://www.clevelandclinic.org/heartcenter/pub/guide/disease/cad/treatment_heartsurg.htm

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті