Ралли на фармрынке! Аптечные продажи в Украине: итоги 2010 г. Часть II

В предыдущей публикации (см. «Еженедельник АПТЕКА №3 (774) от 24.01.2011 г.), посвященной обзору развития отечественного фармрынка, речь шла о динамике продаж в 2010 г. главной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средствах. Традиционно на аптечных полках представлены и реализуются и другие товары — сопутствующая и парафармацевтическая продукция, которая в докризисный период демонстрировала высокую динамику, а в условиях экономической нестабильности — низкую активность. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

ГОНКИ НА аптечной полке

В период кризиса в 2009 г. динамика отечественного фармрынка замедлилась. В условиях ухудшения платежеспособности населения спрос потребителей перераспределился с дорогостоящей продукции в сторону более дешевой, преимущественно отечественного производства. Это было характерно не только для главной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средств, но и для других ее составляющих — изделий медицинского назначения (ИМН) и биологически активных добавок (БАД). Более того, наиболее заметная экономия расходов потребителей отмечена в категориях косметики и БАД, темпы прироста объе­ма продаж которых не поспевали за обще­рыночным развитием.

Предыдущий год войдет в историю отечественного фармрынка как период его восстановления и активного роста в национальной валюте, натуральном выражении и долларовом эквиваленте. Если сравнить объем потребления товаров «аптечной корзины» в 2010 г. с таковым в 2008 г., то он увеличился практически в 1,5 раза в националь­ной валюте (рис. 1) и равен по количеству реализованных упаковок и объему при пере­счете в американскую валюту.

Рис. 1
 Объем продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в 2008–2010 гг.
Объем продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в 2008–2010 гг.

В целом по итогам 2010 г. аптечная реализация всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась относительно 2009 г. на 15,6% в денежном выражении и почти на 6% в натуральном и составила 23,5 млрд грн. за 1,9 млрд упаковок (табл. 1). При пересчете в долларовый эквивалент темпы прироста объема розничного фармрынка были близки к таковым в национальной валюте и составили +13,7% до 3,0 млрд дол. США.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
Лекарственные средства
2008 13121,8 81,4 1186,5 60,8
2009 16726,7 82,3 27,5 1089,7 61,5 –8,2
2010 19690,3 83,8 17,7 1186,5 63,2 8,9
ИМН*
2008 1503,5 9,3 670,6 34,3
2009 1917,0 9,4 27,5 593,9 33,5 –11,4
2010 1973,2 8,4 2,9 598,2 31,9 0,7
Косметика
2008 966,4 6,0 62,2 3,2
2009 1080,4 5,3 11,8 55,8 3,1 –10,2
2010 1153,6 4,9 6,8 56,0 3,0 0,3
БАД
2008 534,3 3,3 33,4 1,7
2009 607,7 3,0 13,7 33,5 1,9 0,2
2010 677,9 2,9 11,6 36,3 1,9 8,4
Всего
2008 16126,0 1952,7
2009 20331,8 26,1 1772,8 –9,2
2010 23495,0 15,6 1877,0 5,9

Опережающую динамику продемонстрировала главная категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства, объем аптечных продаж которой увеличился по сравнению с 2009 г. почти на 18% в денежном и на 9% в натуральном выражении и составил 19,7 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. В долларовом эквиваленте объем увеличился почти на 16% и составил 2,5 млрд дол.

Напомним, что знаковым событием для рынка лекарственных средств в 2010 г. было планомерное смещение спроса в пользу более дорогостоящей продукции. В структуре продаж препаратов присутствует также инфляционная составляющая, однако ее вклад в общий прирост весьма невысок в целом по рынку и для лекарственных средств зарубежного производства. Чего нельзя сказать о препаратах украинского производства, в общий прирост объема продаж которых (27%) инфляционная составляющая привнесла 12,2% (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (774) от 24.01.2011 г.).

Традиционно наиболее емким в денежном и натуральном выражении для отечественного фармрынка в 2010 г. стал IV кв. Максимальные темпы прироста аптечных продаж отмечены во II кв. 2010 г. (рис. 2), что было обусловлено активным ростом аптечных продаж лекарственных средств (+26,1% в денежном и +15,1% в натуральном выражении относительно II кв. 2009 г.). Вполне очевидно, что после всплес­ка аптечных продаж в конце 2009 г. (в течение 2 нед октября–ноября), вызванного эпидемией гриппа, в результате ажиотажного спроса потребители закупили лекарства впрок и, как следствие, темпы прирос­та объема продаж лекарств в I кв. 2010 г. замедлились, что также отразилось на темпах развития фармрынка в целом в этот период.

Рис. 2
 Динамика объема розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в I–IV кв. 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года
Динамика объема розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в I–IV кв. 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли относительно аналогичного периода предыдущего года

Влияние кризиса отразилось на общей структуре аптечных продаж за последние 2 года, и подобная тенденция сохранилась в 2010 г. Если еще в 2008 г. сопутствующие категории товаров аккумулировали суммарно около 20% в денежном и 40% в натуральном выражении, то уже в 2010 г. эти показатели уменьшились примерно до 16 и 37% соответственно.

Кризис заставил покупателей более взвешенно относиться к своим расходам, в том числе и в аптечных учреждениях, и не только в 2009 г., но и в 2010 г. — заметного оживления в потреб­лении сопутствующих категорий товаров не отмечено.

В это же время увеличилась и доля лекарственных средств в общем объеме аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении относительно предыдущих лет.

повороты и развороты

Общий рост фармрынка в натуральном выражении в 2010 г. был обеспечен почти в равной степени увеличением аптечных продаж как отечественной, так и зарубежной продукции.

Ввиду того, что отечественный фармрынок, как и другие рынки стран СНГ, импортозависим, в общем его объе­ме по всем категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалируют товары зарубежного производства (табл. 2), а в натуральных величинах — напротив, продукция украинских производителей, за исключением ИМН (табл. 3). Следует отметить, что в условиях кризиса в 2009 г. для отечественных производителей стало хорошей традицией успешно наращивать объем аптечных продаж и долю в общем объеме фармрынка. Этому в значительной степени способствовали действующие рыночные механизмы.

Таблица 2 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, %
Лекарственные средства
2008 10113,5 77,1 3008,3 22,9
2009 12551,4 75,0 24,1 4175,4 25,0 38,8
2010 14389,3 73,1 14,6 5301,0 26,9 27,0
ИМН*
2008 1135,3 75,5 368,2 24,5
2009 1410,1 73,6 24,2 506,9 26,4 37,7
2010 1459,7 74,0 3,5 513,6 26,0 1,3
Косметика
2008 723,6 74,9 242,8 25,1
2009 760,0 70,3 5,0 320,5 29,7 32,0
2010 802,2 69,5 5,6 351,4 30,5 9,6
БАД
2008 377,0 70,6 157,3 29,4
2009 375,9 61,9 -0,3 231,8 38,1 47,3
2010 402,2 59,3 7,0 275,7 40,7 19,0
Всего
2008 12349,3 76,6 3776,6 23,4
2009 15097,3 74,3 22,3 5234,5 25,7 38,6
2010 17053,3 72,6 13,0 6441,7 27,4 23,1
Таблица 3 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, %
Лекарственные средства
2008 448,9 37,8 737,7 62,2
2009 368,9 33,9 –17,8 720,8 66,1 –2,3
2010 403,0 34,0 9,3 783,5 66,0 8,7
ИМН*
2008 421,0 62,8 249,6 37,2
2009 342,7 57,7 –18,6 251,2 42,3 0,6
2010 357,1 59,7 4,2 241,2 40,3 –4,0
Косметика
2008 31,0 49,9 31,2 50,1
2009 24,0 43,0 –22,5 31,8 57,0 2,0
2010 23,9 42,7 –0,5 32,1 57,3 0,9
БАД
2008 10,9 32,6 22,5 67,4
2009 9,1 27,1 –16,5 24,4 72,9 8,3
2010 9,7 26,8 7,2 26,5 73,2 8,9
Всего
2008 911,8 46,7 1040,9 53,3
2009 744,7 42,0 –18,3 1028,1 58,0 –1,2
2010 793,7 42,3 6,6 1083,2 57,7 5,4

Так, украинские производители увеличили свой вклад в общий объем фармрынка как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем в категории лекарственных средств они значительно укрепили позиции — за последние 2 года их доля в этом сегменте увеличилась примерно на 4% — до 27% в деньгах и 66% в упаковках. Для сравнения отметим, что в соседнем государстве — России — в 2010 г. это распределение составляет 25 и 64% соответственно. Как известно, правительство РФ лоббирует интересы локальных производителей и намерено приложить все усилия, чтобы в будущем увеличить удельный вес российских препаратов на рынке до 50% (более подробно читайте на сайте «Еженедельника АПТЕКА»).

В 2010 г. опережающие темпы развития продемонстрировала главная категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства

Основной движущей силой роста рынка аптечной реализации всех категорий товаров в национальной валюте в кризисный период (в 2009 г.) была инфляционная составляющая. Но если для для лекарственных средств и ИМН она составила более 50%, то для косметики и БАД этот вклад был меньшим — более 30%.

В 2010 г. в сегменте лекарственных средств основной вклад в прирост объема аптечных продаж препаратов обеспечивал индекс замещения, а для сопутствующих категорий товаров в этот период — инновационный индекс (рис. 3). А в сегменте косметики зафиксировано влияние инфляционной составляющей (6,5%), причем цены на отечественную более дешевую косметику росли значительно быстрее. То есть в отличие от рынка лекарств, где прирост объема продаж обусловлен увеличением количества потребляемых упаковок и пере­распределением спроса с дешевых на более дорого­стоящие препараты, на рынке сопутствующих категорий основной вклад в прирост обеспечили продажи товаров, впервые выведенных на рынок.

Рис. 3
 Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств, ИМН, косметики и БАД в денежном выражении 2009–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств, ИМН, косметики и БАД в денежном выражении 2009–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом

Для всех сопутствующих категорий товаров индекс эластичности спроса в 2010 г. находился­ чуть ниже нуля, что свидетельствует о некоторой ценовой чувствительности потребителей. Однако следует заметить, что более ярко выраженным было влия­ние этого показателя в кризисный 2009 г.

С наступлением кризиса в первой половине 2009 г. темпы прироста реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении замедлились, а в натуральном выражении для всех сегментов была характерна отрицательная динамика (рис. 4). События осени 2009 г. ускорили темпы рыночного развития одновременно нескольких сегментов — лекарственных средств, ИМН и БАД.

Практически ежемесячно в течение 2010 г. быстрее увеличивались продажи товаров украинского производства, нежели зарубежного. В результате по итогам 2010 г. темпы прироста реализации украинских лекарственных средств в денежном выражении, косметики и БАД в денежном и натуральном выражении были выше таковых зарубежного производства (рис. 5).

В сегменте ИМН лидировали зарубежные производители. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки этой продукции в 2010 г. незначительно снизилась по сравнению с 2009 г., а оте­чественного производства, напротив, повысилась (рис. 6). Аналогичная ситуация отмечена и для стоимости товаров категории БАД. Более того, в других сегментах фармрынка — лекарственных средствах и косметике — средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинского производства в 2010 г. повысилась больше, чем зарубежного.

Рис. 4
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в январе–декабре 2009–2010 гг. относительно аналогичного периода предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в январе–декабре 2009–2010 гг. относительно аналогичного периода предыдущего года
Рис. 5
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года
Рис. 6
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и отечественного производства в 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли относительно предыдущих лет
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и отечественного производства в 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли относительно предыдущих лет

И хотя для всех товаров «аптечной корзины» преимущественный вклад в повышение средне­взвешенной стоимости внесли товары отечественного производства, в абсолютном значении стоимость украинской продукции уступает таковой зарубежного производства. Так, по итогам 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств была выше таковой украинских в 5 раз, ИМН — почти в 2 раза, косметики — в 3, БАД — в 4.

В 2010 г. среди сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» инфляционная составляющая привнесла наибольший вклад в прирост продаж косметики

В условиях 2009 г. потребитель был вынужден экономить на товарах и услугах, и лекарственные средства не стали исключением. Произошла пере­ориентация на недорогие препараты отечественного производства. В результате в ценовой структуре продаж увеличилась доля дешевых препаратов. Но уже в 2010 г. ситуация начала возвращаться на круги своя — потребление и доля дорого­стоящей продукции в общем объеме продаж препаратов увеличились.

В Украине цены на лекарства ниже, чем в ряде стран постсоветского пространства. Максимальное значение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отмечено в Молдове и Армении — около 3,5 дол., 3-ю позицию занимает Россия — 3 дол., за ней следует Грузия — 2,8 дол. В Казахстане, Украине и Беларуси средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств находится приблизительно на одном уровне и составляет около 2 дол. (более подробно читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 50 (771) от 27.12.2010 г.).

В потреблении сопутствующих категорий товаров также отмечен возрастающий спрос на украинскую продукцию, уступающую по цене импортной. Тем не менее потребитель продолжает бережно расходовать средства на другие товары, представленные на полках аптечных учреждений. Количество реализованных упаковок ИМН и косметики не восстановилось до уровня докризисного периода. В сегменте БАД реализация развивается более успешно.

ФИНИШНЫЕ УСПЕХИ

По итогам 2010 г. аптечная реализация всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась относительно 2009 г. на 15,6% в денежном и почти на 6% в натуральном выражении. Опережающее развитие продемонстрировала категория товаров, которая была, есть и будет его драйвером, — лекарственные средства. Также в 2010 г. отмечено оживление спроса в сегменте БАД, преимущественно отечественного производства. В целом практически в каждой категории товаров «аптечной корзины» украинские фармкомпании укрепили свои позиции и увеличили удельный вес.

Максимальный вклад в прирост аптечных продаж ИМН и БАД в денежном выражении в 2010 г. обеспечил инновационный индекс, и почти отсутствовал инфляционный. Среди всех категорий товаров «аптечной корзины» наибольший вклад инфляционной составляющей в прирост объема продаж отмечен в сегменте косметики. Индекс эластичности спроса сопутствующих категорий товаров был в минусе.

Из года в год игроки фармрынка великолепно демонстрируют мастерство и сноровку. Благодаря их усилиям рынок достаточно быстро восстановил свои объемы после кризиса. Многочисленные проезды, маневрирования, управляемые заносы, крутые виражи, высочайшие скорости игроков — все это и многое другое предстоит увидеть в текущем году на «дорогах» фармрынка!

Оксана Сергиенко
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации товаров, которые проходят по процедуре регистрации как дезинфицирующие средства.
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected].
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті