В вашем поле зрения — ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ!

Формирование товарных запасов — одна из наиболее важных задач в процессе управления продажами. У специалистов отделов закупок аптечных учреждений ее выполнение порой вызывает затруднения. Особенно когда речь идет о новом на фармацевтическом рынке препарате. Ведь при этом необходимо учитывать качественные и ценовые характеристики препарата, промоционные усилия компании-производителя, направленные на его продвижение, и конкурентную среду. Наиболее точно спрогнозировать потребности аптечных учреждений в закупках нового препарата позволяет наличие точных аналитических данных. В этой публикации речь пойдет о планировании закупок препарата ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ, который появился на украинском фармацевтическом рынке в апреле 2006 г. С первых же месяцев объемы продаж препарата стремительно увеличиваются. Увеличивается и выгода аптек от его реализации, повышается престиж отечественных производителей, что немаловажно в современных условиях. При подготовке материала использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также данные исследования Promotestsm, предоставленные компанией «Medical Data Management Ukraine».

Рис. 1. Удельный вес препаратов симвастатина (группы С10А А01) в общем объеме аптечных продаж препаратов группы С10А «Гиполипидемические препараты, монокомпонентные» в денежном выражении в январе–августе 2006 г.
Рис. 1. Удельный вес препаратов симвастатина (группы С10А А01) в общем объеме аптечных продаж препаратов группы С10А «Гиполипидемические препараты, монокомпонентные» в денежном выражении в январе–августе 2006 г.

Рис. 2. Динамика объемов аптечных продаж препаратов конкурентной группы в денежном выражении в январе 2005 — августе 2006 гг.
Рис. 2. Динамика объемов аптечных продаж препаратов конкурентной группы в денежном выражении в январе 2005 — августе 2006 гг.

Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний врачей о промоциях препарата ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ в разрезе различных специально­стей в мае–сентябре 2006 г.
Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний врачей о промоциях препарата ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ в разрезе различных специально­стей в мае–сентябре 2006 г.

Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптеках, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.
Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптеках, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.

Рис. 5. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптечных пунктах, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.
Рис. 5. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптечных пунктах, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.

Рис. 6. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.
Рис. 6. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в августе 2006 г.

Рис. 7. Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов, в августе 2006 г.
Рис. 7. Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов, в августе 2006 г.

Здоровые сосуды сердца необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности. Неправильный образ жизни зачастую приводит к гиперхолестеринемии и способствует формированию атеросклероза (образованию бляшек в сосудах), а впоследствии приводит к ишемической болезни сердца (ИБС). Для снижения уровня холестерина в крови применяют гиполипидемические препараты (группа С10 АТС классификации второго уровня), в частности симвастатин (группа С10А А01). Симвастатин — один из наиболее эффективных и безопасных препаратов группы статинов (Edwards J.E., Moore R.A., 2003; Silva M.A. et al., 2006). Гиполипидемическая терапия симвастатином замедляет прогрессирование атеросклероза, снижает риск сердечно-сосудистой смерти, уменьшает количество инфарктов миокарда и инсультов. Это средство снижает уровень холестерина в крови главным образом за счет ингибирования ГМГ-КоА-редуктазы — фермента, который принимает участие в синтезе холестерина в печени. Кроме того, симвастатин проявляет ряд положительных эффектов: улучшает функцию эндотелия кровеносных сосудов; обладает антиоксидантными свойствами и замедляет пролиферацию и миграцию клеток при атеросклеротическом процессе.

Препараты группы С10А А01 «Симвастатин» при ишемической болезни сердца показаны пациентам с целью снижения риска коронарной смерти и профилактики инфаркта миокарда, а также для снижения риска развития инсульта и преходящих нарушений мозгового кровообращения и замедления прогрессирования коронарного атеросклероза.

На украинском фармацевтическом рынке до недавнего времени препараты симвастатина были представлены всего двумя отечественными производителями: «Дарница» и «Витамины». И вот уже в апреле 2006 г. компания «Здоровье» вывела еще один препарат — ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ. Его продажи уже успели продемонстрировать стремительный рост. Однако для того, чтобы помочь специалистам отделов закупок наилучшим образом определить потребности в товарных запасах ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ, необходимо рассмотреть специфику продаж препаратов конкурентной группы.

Для проведения анализа были использованы сведения об объемах аптечных продаж препаратов группы С10А А01 «Симвастатин». Такие препараты были объединены в одну конкурентную группу. Отметим, что объем реализации препаратов группы С10А «Гиполипидемические препараты, монокомпонентные» по итогам января–августа 2006 г. составил 30,0 млн грн. в денежном и 1,2 млн упаковок в натуральном выражении (рис. 1). В исследуемый период доля группы С10А А01 «Симвастатин» по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличилась в денежном выражении на 0,7% и составила 36,6% в общем объеме продаж группы С10А. Это свидетельствует о повышении потребности в препаратах группы симвастатинов. Графические данные указывают на существенное увеличение объемов реализации препаратов конкурентной группы в исследуемый период в денежном выражении по сравнению с январем–августом 2005 г. (рис. 2). Следует также отметить, что объемы продаж препаратов конкурентной группы несколько увеличиваются в осенний и зимний периоды. Этот факт следует учитывать специалистам отделов закупок при дальнейшем формировании товарных запасов. Так, холодное время года еще впереди, и экспертам необходимо уделить внимание наличию таких препаратов на полках аптек.

Cегодня ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ представлен в одной лекарственной форме — таблетки, покрытые оболочкой, с различным содержанием действующего вещества — 10 и 20 мг, № 30. Его назначают при первичной гиперхолестеринемии, комбинированной гиперхолестеринемии и гипертриглицеридемии, а также гиперлипопротеинемии, не поддающейся коррекции специальной диетой и физическими нагрузками. При ИБС препарат применяют для профилактики инфаркта миокарда, с целью снижения риска развития инсульта и преходящих нарушений мозгового кровообращения и замедления прогрессирования коронарного атеросклероза. Препарат эффективен как в виде монотерапии, так и в комбинации с секвестрантами желчных кислот. Обычно начальная доза составляет 10 мг/сут 1 раз вечером. При легкой или умеренной гиперхолестеринемии начальная доза составляет 5 мг/сут, при ИБС — 20 мг/сут 1 раз вечером. При необходимости дозу повышают каждые 4 нед до 40 мг/сут.

По своим ценовым характеристикам ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ относится к средне-(10 мг, № 30) и высокостоимостной (20 мг, № 30) нишам, в них же входит большинство препаратов этой группы зарубежного производства. К тому же наряду с другими препаратами конкурентной группы с одинаковым содержанием действующего вещества ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ является самым дешевым. Так, средневзвешенная стоимость 1 таблетки ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ с содержанием действующего вещества 10 и 20 мг по итогам апреля–августа 2006 г. составила 0,82 и 1,44 грн. соответственно. Отметим, что в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов конкурентной группы в январе–августе 2006 г. составила 76,9 грн., в то время как розничная стоимость ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ — порядка 25,3 и 44,1 грн. (в зависимости от содержания действующего вещества). Учитывая, что продажа 2 упаковок сравнительно дешевого препарата выгоднее, чем 1 более дорогого, можно сказать, что для любого аптечного учреждения, где ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ представлен в ассортименте, существует гарантия получения немалого дохода от его продажи.

Поскольку ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ предназначен для лечения серьезных заболеваний, самолечение в этом случае исключено. Давайте рассмотрим промоционную деятельность компании-производителя. Как свидетельствуют данные компании «Medical Data Management Ukraine», промоции этого препарата осуществлялись среди врачей 5 различных специальностей, а также фармацевтов. Так, в период с мая по сентябрь 2006 г. удельный вес количества воспоминаний терапевтов, кардиологов, неврологов, психиатров и эндокринологов составил 56,3%, а фармацевтов — 43,7% общего количества воспоминаний о промоциях препарата ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ (рис. 3).

Для осуществления наиболее точного прогноза потребностей любой торговой точки (ТТ) в закупках ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ мы проанализировали объемы аптечных продаж ЛС конкурентной группы в разрезе категорий ТТ (аптек, аптечных пунктов и киосков). При проведении исследования была использована репрезентативная выборка по всей Украине. Каждой ТТ была присвоена финансовая и территориальная характеристика (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При расчете объемов продаж препаратов и формировании классов ТТ по финансовым характеристикам использовались данные только за август 2006 г. как наиболее приближенные к будущим периодам.

Напомним, что анализ базируется на способности каждой ТТ с определенными финансовыми и территориальными характеристиками реализовать конкретное количество препаратов исследуемой группы за месяц. Приведенные данные о минимальном, среднем и максимальном количестве проданных упаковок препаратов конкурентной группы свидетельствуют о том, что с увеличением выручки в ТТ увеличиваются и объемы продаж таковых (рис. 4, 5, 6). Разница между максимальным и минимальным показателями в данном случае указывает на неравномерное распределение объемов аптечных продаж препаратов конкурентной группы. Так, например, в исследуемый период одной аптекой с объемом выручки более 200 тыс. грн. было реализовано 72 упаковки ЛС конкурентной группы, что свидетельствует о больших объемах товарных запасов этих препаратов и значительном спросе на них. Минимальные показатели объемов продаж препаратов в исследуемой группе обусловлены, очевидно, их ограниченным товарным запасом. К тому же некоторые ТТ, в данном случае аптечные пункты с различными финансовыми характеристиками, реализуют наибольшее количество упаковок препаратов конкурентной группы. Поэтому специалистам отделов закупок необходимо учитывать месторасположение ТТ, ведь характер фармакотерапевтических свойств этих препаратов предполагает более высокий спрос на них в аптечных учреждениях, находящихся вблизи лечебно-профилактических центров и заведений.

Анализ среднего количества проданных упаковок препаратов исследуемой конкурентной группы в разрезе населенных пунктов свидетельствует о том, что в крупных городах объемы продаж таковых несколько больше, чем в небольших (рис. 7). Частично это вызвано отличиями в покупательной способности: уровень дохода людей в небольших городах ниже, чем в крупных. Однако не стоит забывать о том, что ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ — новый и относительно недорогой препарат. Следовательно, резервы объемов его продаж в первую очередь заложены в небольших городах. Необходимо только, чтобы покупатели узнали о его ценовых и качественных характеристиках.

При расчете объемов товарных запасов ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ необходимо учитывать также, что со временем узнаваемость препарата потребителями будет повышаться, а объем продаж — увеличиваться. Соответственно будет повышаться и спрос на него, а невысокая стоимость, которая позволяет покупателю сэкономить дополнительные средства, сыграет немалую роль в процессе формирования лояльности посетителей вашей аптеки.

Для того чтобы специалистам отделов закупок было легче определить потребности ТТ в месячном товарном запасе ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ, предлагаем наши рекомендации (таблица).

Таблица
Рекомендации по объему месячного товарного запаса ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками

Тер. характеристика

Население (тыс. чел.)

< 100

100–700

700–2000

Киев

Фин. характеристика

Не менее

Не менее

Не менее

Не менее

Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн.

2–3

2–3

2–4

2–4

от 50 до 100 тыс. грн.

2–4

2–4

3–4

3–4

от 100 до 200 тыс. грн.

3–4

3–5

3–5

4–5

более 200 тыс. грн.

4–5

4–5

5–6

5–6

Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн.

2–3

2–3

2–3

2–3

от 50 до 100 тыс. грн.

2–3

3–4

3–4

3–4

от 100 до 200 тыс. грн.

3–4

3–4

4–5

4–5

более 200 тыс. грн.

4–5

5–6

5–7

5–7

Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн.

1–2

1–2

1–2

1–2

от 50 до 100 тыс. грн.

1–2

1–2

1–2

1–2

от 100 до 200 тыс. грн.

2–3

2–3

2–3

2–3

более 200 тыс. грн.

2–3

2–3

2–3

2–3

За столь короткий срок своей жизни на украинском фармрынке ВАЗОСТАТ-ЗДОРОВЬЕ уже успел завоевать признание у определенного круга пациентов. Учитывая стремительный рост объемов продаж этого препарата, вероятно, число его потребителей постепенно будет увеличиваться. Следовательно, будет повышаться выгода аптечных учреждений от его продаж, ведь речь идет об эффективном и недорогом препарате. Фармакотерапевтическое действие ВАЗОСТАТА-ЗДОРОВЬЕ позволит ему быстро занять достойное место среди подобных препаратов. Итак, в поле зрения оказался продукт с весомыми преимуществами, отлично зарекомендовавший себя с первых месяцев появления на рынке. А это, очевидно, сулит ему в дальнейшем такой успех, который может превзойти любые прогнозы и ожидания. o

Оксана Сергиенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*