Трансфертное ценообразование (Transfert pricing)

В последнее время ценообразование на лекарственные препараты стало объектом пристального внимания субъектов фармацевтического рынка. В предлагаемой статье о формировании трансфертных цен на лекарственные препараты рассказывает магистр управления международным бизнесом Виталий Усенко.

Цены, по которым между взаимосвязанными подразделениями транснациональных корпораций (ТНК) совершается купля-продажа товарно-материальных запасов, называются трансфертными.

Чаще всего под трансфертными ценами подразумевают цены на продукцию, которая поставляется из одного подразделения ТНК в другое, находящееся за пределами страны.

Трансфертные цены используют в планировании и при осуществлении контроля, они являются элементом экономической политики ТНК. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпоративные хозяйственные связи, используемые в качестве инструмента контроля, — обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю. Немаловажную роль трансфертные цены играют в контроле за выполнением финансового плана. Кроме того, их широко используют в целях распределения ресурсов и прибыли внутри компании.

Трансфертные цены разрабатываются руководством ТНК на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

  • распределение и  перераспределение прибыли между материнской и  дочерними компаниями;

  • минимизация таможенных и  налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

  • минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

  • распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;

  • завоевание позиций на новых рынках;

  • перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;

  • намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в  связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:

  • экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т.п.);

  • законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т.п.);

  • степень инфляции на рынке принимающей страны;

  • политические, экономические и  кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т.п.);

  • уровень цен на рынке принимающей страны;

  • уровень либерализации валютного рынка;

  • порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны;

  • порядок выплаты дивидендов в  принимающей стране и др.

ТНК стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

  • различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной политике, налоговому регулированию различных стран;

  • условиям и требованиями рынков принимающих стран;

  • стратегии в области управления.

Все перечисленные выше факторы учитываются высшим менеджментом ТНК при принятии решения, какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбыли, в какой стране следует ограничить получение прибыли дочерними компаниями для максимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности ТНК.

Следует подчеркнуть, что функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен, реализуются на основе единой политики в рамках ТНК.

Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается. Таким образом происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибыли в пользу материнской компании используют не только завышенные цены на поставку товара, но и на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, а также патенты, лицензии, «ноу-хау».

Для проведения политики оптимизации прибыли ТНК стремятся минимизировать общую сумму налогов, выплачиваемых в глобальном масштабе. Это достигается путем перераспределения прибыли между странами с высоким и низким уровнем налогообложения. Так, в случае высоких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены будут завышены и произойдет перераспределение прибыли в страну с меньшими налоговыми ставками. Таким образом достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению, в странах с высоким налогообложением и увеличение прибыли подразделения ТНК в странах, где налоговые ставки ниже. В итоге уменьшается сумма налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены материнской компании на продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены, что, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе.

Трансфертные цены используют и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Этого можно достичь, занижая стоимость импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания.

Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании. Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются для покрытия убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения указанных рисков (например, риска неплатежей).

Трансфертные цены являются также механизмом централизованного раздела рынков между дочерними компаниями в целях ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или «трудных» рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, что увеличит конкурентные преимущества этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

Информация о методологии определения трансфертных цен является строго конфиденциальной.

Существует 5 основных методов трансфертного ценообразования:

1. Затратное трансфертное ценообразование.

2. Рыночное трансфертное ценообразование.

3. Фактическое трансфертное ценообразование.

4. Договорное трансфертное ценообразование.

5. Смешанное трансфертное ценообразование.

1. Затратное трансфертное ценообразование — цена устанавливается на уровне затрат. Существует три основных метода определения трансфертной цены по затратам:

  • по переменным издержкам на  единицу продукции;

  • по полным издержкам (при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции; очень часто постоянные издержки на  единицу продукции трудно определить, поэтому могут возникать конфликты между различными подразделениями ТНК);

  • с учетом маржинальных затрат (к  базовой цене, которая учитывает переменные и  постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка — наценка, маржа).

К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования следует отнести простоту, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность в правильном учете); к недостаткам — заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры.

Разновидностью метода затратного трансфертного ценообразования является метод нормативных затрат — издержки на каждом этапе производства и распределения продукции моделируются самой компанией. Полученные модели служат основой для установления трансфертных цен.

2. Рыночное трансфертное ценообразование — цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются исходя из рыночных цен. Недостатком данного метода является то, что не все товары, которые поставляются внутри корпорации, представлены на рынке, а также необходимость решения проблемы, рынок какой страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если подразделения ТНК находятся в разных странах.

Приведем пример рыночного трансфертного ценообразования в холдинговой фармацевтической компании

Метод А. 150% переменных затрат, к которым относятся себестоимость приобретенной продукции и собственные переменные расходы подразделения

Метод Б. 125% полной себестоимости, включая затраты на приобретенную продукцию, собственные переменные расходы подразделения

Метод В. Рыночная цена

Операционная прибыль в расчете на 100 упаковок лекарственного препарата по каждому методу составит

Подразделение

Метод А

Метод Б

Метод В

150% переменных расходов, грн.

125% себестоимости, грн.

Рыночная цена, грн.

Оптовое

(500)

200

400

Складское и транспортное

(100)

350

200

Розничное

1400

250

200

Всего по холдингу

800

800

800

Операционная прибыль подразделений на 100 упаковок лекарственного препарата
(альтернативные методы расчета трансфертных цен)

?

Метод А

Метод Б

Метод В

150% переменных расходов, грн.

125% себестоимости, грн.

Рыночная цена, грн.

Оптовое подразделение

Выручка: 3; 10; 12 грн. •100

Переменные расходы:
2 грн. • 100 уп.

Постоянные расходы:
6 грн. • 100

Операционная прибыль подразделения

300

?

200

?

600

?

(500)

1000

?

200

?

600

?

200

1200

?

200

?

600

?

400

Складское и транспортное подразделение

Выручка: 6; 17,50;
18 грн. • 100

Себестоимость поступившей продукции:
3; 10;
12 грн. • 100

Переменные расходы:
1 грн. • 100 уп.

Постоянные расходы:
3 грн. • 100

Операционная прибыль подразделения

?

600

?

?

300

?

100

?

300

?

(100)

?

1750

?

?

1000

?

100

?

300

?

350

?

1800

?

?

1800

?

100

?

300

?

200

Розничное подразделение

Выручка

Себестоимость поступившей продукции:
6; 17,50; 18 грн. • 100

Переменные расходы:
2 грн. • 100 уп.

Постоянные расходы:
1 грн. • 100

Операционная прибыль подразделения

2300

?

?

600

?

200

?

100

?

1400

2300

?

?

1750

?

200

?

100

?

250

2300

?

?

1800

?

200

?

100

?

200

Трансфертная цена за одну упаковку препарата, рассчитанная по каждому методу, составит:

150% переменных расходов

Оптовое подразделение складскому и транспортному подразделениям:

1,5 (2 грн.) = 3 грн.

Складское и транспортное подразделения розничному подразделению:

1,5 (3 грн. + 1 грн.) = 6 грн.

125% себестоимости

Оптовое подразделение складскому и транспортному подразделениям:

1,25 (2 грн. + 6 грн.) = 10 грн.

Складское и транспортное подразделения розничному подразделению:

1,25 (10 грн. + 3 грн. + 1 грн.) = 17,5 грн.

Рыночная цена

Оптовое подразделение складскому и транспортному подразделениям — 12 грн.

Складское и транспортное подразделения розничному подразделению — 18 грн.

3. Фактическое трансфертное ценообразование — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.

Преимущества метода — возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая заинтересованность подразделений в достижении конечного результата.

Основным недостатком метода является сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них. Существует несколько методов определения нормы прибыли для подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:

  • Согласно отраслевым нормам.

  • По товарообороту (определение прибыли для каждого подразделения ТНК по  товарообороту, который обеспечивает это подразделение).

При использовании данного метода возникает проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения ТНК ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.

  • По издержкам (недостатки те же, что и метода затратного трансфертного ценообразования).

  • По трудовым затратам (к  недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения ТНК в  завышении стоимости трудовых затрат).

4. Договорное трансфертное ценообразование — цены устанавливаются на основании результатов переговоров и консультаций между подразделениями ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Чтобы избежать этого, ТНК использует ряд механизмов:

  • предоставление продающему подразделению ТНК права реализовывать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

  • предоставление покупающему подразделению ТНК права приобретать продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

  • корпоративный арбитраж.

Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка. Недостатком метода является возможность нарушения целостности ТНК (может произойти чрезмерная либерализация деятельности подразделений, что приведет к их несогласованной работе без учета стратегических целей ТНК).

5. Смешанное трансфертное ценообразование — применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю — методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач ТНК.

Основным недостатком метода является его трудоемкость. Несмотря на то, что этот метод является наиболее приемлемым, его применяют сравнительно редко.

Виталий Усенко, магистр управления международным бизнесом

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті