VII всеукраинский фармацевтический рейтинг “Еженедельника Аптека”

В прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» была опубликована первая часть результатов рейтинга «ФармЭксперт», посвященная производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Сегодня «ФармЭксперт» презентует данные о дистрибьюторах фармацевтической продукции в Украине. Рейтинги дистрибьюторов составлены на основе трех разделов «ФармЭксперта» — «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ», «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» и «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»

Как уже говорилось в предыдущем номере, этот раздел построен на основании опроса читателей «Еженедельника АПТЕКА» и является, по сути, социологическим. Полученные данные отражают представление фармацевтической общественности о компаниях, определявших лицо украинского фармацевтического рынка в прошлом году.

Напомним, что всего в редакцию «Еженедельника АПТЕКА» поступило 1285 анкет, заполненных читателями. К обработке приняты оригинальные анкеты, вырезанные из «Еженедельника АПТЕКА»;

корректно заполненные работниками аптек (предприятий, имеющих лицензию на розничную реализацию лекарственных средств) и заверенные печатью;

анкеты, в которых верно указаны названия производителей лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оптовых фармацевтических компаний-дистрибьюторов;

анкеты, отправленные до 01.02.2004 г. (согласно почтовому штемпелю).

При дублировании данных в нескольких анкетах, полученных от одной аптеки (торговой точки), в обработку включали только одну анкету. При наличии нескольких анкет от одного респондента в дальнейшую обработку также включали одну из них. Таким образом, перечисленным критериям соответствовала 771 анкета.

В анкетах респонденты определяли 10 лучших компаний — дистрибьюторов лекарственных препаратов и ИМН согласно критериям: широта, актуальность и обновляемость предлагаемого ассортимента; гибкость ценовой политики, выгодность финансовых условий; уровень сервиса; квалификация персонала.

Данные рейтинга «Взгляд из аптеки» были рассчитаны как по Украине в целом, так и по шести регионам страны. Принцип регионального разделения Украины описан в предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА». По методологии, примененной при составлении оценок производителей (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 8 (429) от 1 марта 2004 г.), рейтинг дистрибьюторов был валидирован на основании распределения аптечных учреждений (аптечных пунктов и киосков) в регионах Украины, массив обрабатываемых данных был нормализован. Валидирование рейтинга позволило установить, что при компьютерной обработке для достижения максимального соответствия количества анкет и точек розничной реализации из всего массива данных достаточно уже 530 анкет.

«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»

Рейтинг «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» составлен на основании оценок дистрибьюторов, данных экспертами — работниками аптечных учреждений, которые непосредственно связаны с закупками фармацевтической продукции, а также сотрудниками компаний-производителей. Находясь в цепочке реализации между производителем и аптекой, дистрибьютор, имея оценку от двух экспертов, получает важный инструмент, позволяющий судить об эффективности его работы.

В целях отражения объективной картины рейтинга дистрибьюторов в регионах страны генеральная выборка была нормализована в соответствии с количеством точек розничной реализации в каждой из областей, входящих в регион. При этом репрезентативность выборки анкет осталась исходной — 445.

Для построения рейтинга в разрезе регионов нормализация выборки осуществлялась по каждому региону отдельно. В то же время для построения общеукраинского рейтинга дистрибьюторов нормализация выборки производилась отдельно по каждой области.

Описанная методика дала возможность более объективно оценить дистрибьюторов как в каждом отдельном регионе (что важно с учетом разной «влиятельности» дистрибьюторов в разных регионах), так и по Украине в целом. Приводятся обобщенные значения веса критериев, по которым вычислялся рейтинг «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» для всей Украины. Значения этих критериев в разрезе регионов незначительно отличаются от общеукраинских.

Методология создания рейтинга дистрибьюторов «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» на основании оценок их партнеров — производителей, также усовершенствована. Принимался во внимание тот факт, что мнение крупных производителей является более весомым при оценке дистрибьюторов и в целом отличается от мнения производителей, занимающих более низкие рейтинговые позиции на фармацевтическом рынке Украины.

Таким образом, оценкам каждого производителя был присвоен коэффициент, рассчитанный в соответствии с данными об объемах розничной реализации его продукции по данным аналитического продукта ООО «МОРИОН» — «Система исследования рынка ФАРМСТАНДАРТ» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 8 (429) от 1 марта 2004 г.). Рейтинг дистрибьюторов по мнению экспертов производителей сформирован с учетом взвешенных данных оценок экспертов.

«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»

Интегральная оценка дистрибьюторов будет неполной без анализа данных, которые они предоставляют самостоятельно в рамках рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА». Ведущей в рейтинге является биллинговая часть — данные об объемах реализации, что позволяет судить о емкости каналов сбыта того или иного дистрибьютора.

Как и в предыдущие годы, при подведении итогов рейтинга не принимались к рассмотрению анкеты, в которых не был заполнен пункт 1 — объем реализации компании за год. Сбор данных осуществляли сотрудники компании РА «Мединформ».

Всего поступило 42 анкеты, из них была учтена 41. В рейтинг включены компании, имеющие лицензию на оптовую торговлю лекарственными препаратами. Не принимали участие компании, основная деятельность которых — производство лекарственных средств, несмотря на то, что они имеют лицензию на их оптовую продажу.

Достоверность предоставленных данных проверялась на основании официальных данных, а также сведений из доступных источников. Не все участники рейтинга дали согласие на обнародование данных по указанным разделам, поэтому в целях сохранения конфиденциальности не приведены абсолютные значения в рейтинговых категориях. В таблицах значения по каждой из рейтинговых категорий приведены к 100, при этом за 100 принимали максимальные значения в данной категории. По сумме этих значений определяли место компании в итоговой таблице рейтинга. Эту сумму приводили также к 100 по максимально набранной сумме баллов, таким образом, она косвенно отражает абсолютные показатели, приведенные компаниями — участницами рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

Интегральная оценка перечисленных в анкете показателей легла в основу сводного рейтинга дистрибьюторов.

«Кто есть кто» на фармацевтическом рынке? Ответ на этот вопрос в равной мере интересует специалистов, занятых в розничной реализации, дистрибьюции или на производстве ЛС и ИМН.

•?«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» помогает ответить на вопрос: кто из дистрибьюторов является наиболее известным и привлекательным с точки зрения всех сотрудников аптечных учреждений?

•?«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» отвечает на вопрос: по каким критериям те или иные эксперты оценивают дистрибьюторов?

•?«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» позволяет судить о том, сколько необходимо продавать компании-дистрибьютору для того, чтобы занять свое место на фармацевтическом рынке.

АНКЕТА БИЛЛИНГОВОГО РЕЙТИНГА «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»

Анкета для заполнения компаниями-дистрибьюторами включала ряд разделов, каждый из которых содержал вопросы, характеризующие его тему.

Вопросы подразделялись на  обязательные для ответа и дополнительные (последние приведены курсивом). В конце каждого вопроса полужирным шрифтом выделены единицы измерения, необходимые для более точного ответа.

РАЗДЕЛ «ДЕНЬГИ»

1. Объем реализации компании за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании, тыс. гривень.

2. В том числе объем реализации импорта за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в  отпускных ценах компании, % к сумме в строке 1.

РАЗДЕЛ «АССОРТИМЕНТ»

3. Количество ассортиментных позиций в  предложении компании на момент опроса (лекарственные препараты, которые можно купить немедленно; каждая форма лекарственного препарата считается отдельной позицией), количество строк в прайс-листе.

4. Изменение объема ассортимента за год как разница числа строк актуального (в момент опроса) прайса и прайса на начало года, в числе строк со знаком «+» или «–», обозначающим соответственно увеличение или уменьшение числа строк, количество строк в прайс-листе.

РАЗДЕЛ «РАБОТА С ПОСТАВЩИКАМИ»

5. Количество прямых контрактов с  отечественными и зарубежными производителями за 2003 г., количество контрактов.

РАЗДЕЛ «РАБОТА С КЛИЕНТАМИ»

6. Количество активных клиентов за IV квартал 2003 г. (активными считаются клиенты, осуществившие хотя бы одну покупку за указанный период), количество клиентов.

7. Количество выполненных заказов (заказом считается одна отгрузка независимо от числа товарных накладных) в течение всего 2003 г., количество заказов.

РАЗДЕЛ «ТЕРРИТОРИЯ, ОХВАТ»

8. Географическое территориальное покрытие: число областей, для которых за IV квартал 2002 г. осуществлено не менее одной продажи, количество областей.

9. Совокупная площадь складских помещений на момент опроса, квадратных метров.

10. В том числе за пределами центрального склада (склада в месте расположения центрального офиса), квадратных метров.

11. Число региональных представительств (представительством считается работающий офис со штатом), количество представительств.

РАЗДЕЛ «ШТАТ»

12. Количество штатных сотрудников в компании на момент опроса, количество сотрудников.

13. В том числе имеющих фармацевтическое образование (фармацевт или провизор), количество сотрудников.

14. В том числе сотрудников, непосредственно занятых продажами (менеджеры по  продажам, торговые представители, агенты и др.), количество сотрудников.

Дорогие друзья!

Рейтинг «ФармЭксперт» увидел свет благодаря вашему активному участию. Выражаем признательность всем, кто внес свою лепту в создание рейтинга: сотрудникам аптек, компаний-дистрибьюторов, фармацевтических предприятий. Мы рассчитываем, что представленный на ваш суд рейтинг «ФармЭксперт» как зеркало распределения сил на фармацевтическом рынке Украины станет пищей для размышлений и еще одним аргументом в пользу формирования прозрачного и цивилизованного фармацевтического рынка.

Поздравляем лидеров рейтинга «ФармЭксперт–2003» и желаем дальнейших успехов, плодотворной работы и процветания!

Особая благодарность компаниям РА «Мединформ», «SC DOM» и «Софтинформ» за техническую поддержку рейтинга.


В анкетах 771 респондента упоминались 274 компании

11–30-е места в рейтинге заняли: Фалби, Фра-М, Оптовая компания «Дарница», Медфармсервис, Натурпродукт-Вега, Фармация-2000 (Киев), Группа компаний «Аптечный холдинг», Фалвест-Фарм, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Фармвест, МИКС, СБС-Фармация, Интерфарма-Киев, Аптека Биокон, Эдельвейс, Кампус Коттон Клаб, Мегаком, Данфарм, Альфа-Медика, Фито-Лек

В анкетах 631 респондента упоминалась 281 компания

11-30-е места в рейтинге заняли: Фра-М, Медфармсервис, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Фалвест-Фарм, Натурпродукт-Вега, СБС-Фармация, Фармвест, Микс, Оптовая компания «Дарница», Фармация-2000 (Киев), Областная аптечная холдинговая компания, Себ-Фармация, Мегаполис, МедОПТ-АВС, Интерфарма-Киев, Кампус Коттон Клаб, Эдельвейс, Фарм-Союз, Лакс, Мегаком, Юнифарма Ф

В анкетах 495 респондентов упоминались 179 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Группа компаний «Аптечный холдинг», Фалби, Эдельвейс, Медфармсервис, Медфарком, Оптовая компания «Дарница», У Фарма Трейд, Фалвест-Фарм, Фармвест, МИКС, Данфарм, Доната, Мегаполис, Юнифарма, Аптечные склады Фарма Киев, Мегаком, Альфа-Медика, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Фарм-Сервис, Фармация-2000 (Киев)

?

1. Широта и гибкость ассортимента

2. Актуальность и обновляемость ассортимента

3. Гибкость ценовой политики, выгодность условий

4. Развитость сервиса

5. Квалификация менеджеров

В анкетах 74 респондентов упоминались 75 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Группа компаний «Аптечный холдинг», Медфармсервис, Медфарком, Рейнбо, Коммунальное предприятие «Фармация», Вента, Фармвест, Аптечные склады Фарма Киев, Эдельвейс, Гледфарм, МедОПТ-АВС, Хмесил, Аптека Биокон, Фармация-2000 (Киев), Интерфарма-Киев, Альфа-Медика, Юнифарма, Фалвест-Фарм, Себ-Фармация, Кампус Коттон Клаб

?

1. Финансовая дисциплина

2. Характеристики закупок

3. Экономическая выгодность сотрудничества

4. Квалификация персонала

5. Доступность информации

6. Перспективность сотрудничества с дистрибьютором

?

Всем участникам этого биллингового рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»
будут вручены сертификаты

?

В анкетах 61 респондента упоминались 78 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Протек-Фарма, Фалби, Натурпродукт-Вега, Оптовая компания «Дарница», Аптечные склады Фарма Киев, Медикус МК, Медфармсервис, Мегаполис, ЮЛГ, Интерфарма-Киев, Дельта Медикел, Аптека Биокон, Хмесил, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Гледфарм, Галафарм, Фармвест, Группа компаний «Аптечный холдинг», СБС-Фармация, Рейнбо

В анкетах 102 респондентов упоминались 119 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Вента, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Натурпродукт-Вега, Фармация-2000 (Киев), Оптовая компания «Дарница», Медфарком, СБС-Фармация, Фарм-Сервис, Юнифарма, Фарм-Союз, Себ-Фармация, Аптека Биокон, Гледфарм, Фито-Лек, Медфармсервис, Кампус Коттон Клаб, Мегаполис, Альфа-Медика, Группа компаний «Аптечный холдинг», Иса-Фарм

В анкетах 115 респондентов упоминались 107 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Фалби, Фра-М, Вента, Оптовая компания «Дарница», Мегаком, Медфармсервис, СБС-Фармация, Фармация-2000 (Киев), Фалвест-Фарм, Сумская аптечная компания, Интерфарма-Киев, Гледфарм, Альфа-Медика, Кампус Коттон Клаб, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Аптека-95, Фито-Лек, Ортус, ТД «Витамины», Мегаполис

В анкетах 157 респондентов упоминались 130 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Артур-К, Фалби, Фалвест-Фарм, Медфарком, Протек-Фарма, Натурпродукт-Вега, Фармвест, Альфа-Медика, У Фарма Трейд, Норма, Аптечные склады Фарма Киев, Мегаполис, Борисфен, Гледфарм, Кампус Коттон Клаб, МедОПТ-АВС, Аптека Биокон, Мегаком, Фармако, Оптовая компания «Дарница»

В анкетах 165 респондентов упоминались 117 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Гедеон Рихтер-Укрфарм, Вента, Фалби, Фармация-2000 (Киев), Доната, Оптовая компания «Дарница», БаДМ, Фармвест, Фарм-Сервис, Медфарком, Кампус Коттон Клаб, Аксис, СБС-Фармация, Юнифарма, Фарм-Союз, Борисфен, Лавсония, Аптека Биокон, Сигмафарм, Фито-Лек

В анкетах 171 респондента упоминались 135 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Фармако, Фалби, Медфармсервис, Фалвест-Фарм, Группа компаний «Аптечный холдинг», Оптовая компания «Дарница», Мегаком, ЮЛГ, У Фарма Трейд, Фармвест, МедОПТ-АВС, Фармация-2000 (Киев), Фито-Лек, СБС-Фармация, Хмесил, Аптека Биокон, Интерфарма-Киев, Кампус Коттон Клаб, Фарм-Сервис, Фармация (Симферополь)

В анкетах 50 респондентов упоминались 66 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Группа компаний «Аптечный холдинг», Медфарком, Мегаполис, Аптека Биокон, Медикус, Фармация-2000 (Киев), Вента, Протек-Фарма, Галафарм, Гледфарм, Натурпродукт-Вега, ЮЛГ, Фармвест, Интерфарма-Киев, Кампус Коттон Клаб, Медфармсервис, Рейнбо, Эй энд Ди Украина, КП «Фармация», Дельта Медикел

В анкетах 75 респондентов упоминались 72 компании

11–30-е места в рейтинге заняли: Фалби, Протек-Фарма, У Фарма Трейд, Оптовая компания «Дарница», Фарм-Союз, Мегсифарм, Медфармсервис, Аптечные склады Фарма Киев, Фармсервис, Фармация-2000 (Киев), Галафарм, Аптека Биокон, Альфа-Медика, Фито-Лек, Интерфарма-Киев, Фалвест-Фарм, Валис, Группа компаний «Аптечный холдинг», Медикус, Мегаполис

В анкетах 70 респондентов упоминались 72 компании

11–30-е места в рейтинге заняли: Фра-М, Элегант-Фарм, Ортус, Медфарком, Фармако, Фалвест-Фарм, Лакс, Интерфарма-Киев, Фалби, Фито-Лек, Пластик, Аптека-95, Мегаполис, Фармация-2000 (Киев), СБС-Фармация, Оптовая компания «Дарница», Фармвест, Има-Профит, Норма, МИКС

В анкетах 105 респондентов упоминались 53 компании

11–30-е места в рейтинге заняли: Фалби, Артур-К, Протек-Фарма, Фалвест-Фарм, Мегаполис, У Фарма Трейд, Медфарком, Альфа-Медика, Фармвест, Норма, Оптовая компания «Дарница», Фармация ГКП (Запорожье), Борисфен, Мегаком, МедОПТ-АВС, Натурпродукт-Вега, Фармако, Аптечные склады Фарма Киев, Гледфарм, Аптека Биокон

В анкетах 110 респондентов упоминались 89 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Элегант-Фарм, Ларго, Протек-Фарма, Фалби, Фарм-Сервис, Оптовая компания «Дарница», Гедеон Рихтер-Укрфарм, Фармвест, У Фарма Трейд, Хустфарм, Борисфен, Медфарком, Юнифарма, Луцкфармация, 3И, Мультимед-Фарм, Сигмафарм, Аксис, Аптечные склады Фарма Киев, Галафарм

В анкетах 85 респондентов упоминались 69 компаний

11–30-е места в рейтинге заняли: Вента, Фалби, Медфармсервис, Оптовая компания «Дарница», Фалвест-Фарм, Фармвест, Медфарком, У Фарма Трейд, Альфа-Медика, Фармация (Симферополь), Норма, Фито-Лек, Мегаполис, Фарм-Сервис, Аптечные склады Фарма Киев, ЮЛГ, Пи джи трейд, Гледфарм, Себ-Фармация, Хмесил

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті