|
Подробное описание методологии, используемой при подготовке материала для данной публикации, представлено в «Еженедельнике АПТЕКА» № 20 (441) от 24 мая 2004 г. Напомним, что основной акцент исследования сделан на изучении рынка лекарственных средств (ЛС). Тем не менее, нижеприведенный анализ включает и отдельные данные по некоторым другим категориям фармацевтической продукции.
В августе 2004 г. общий объем аптечной реализации составил 402,89 млн грн. в денежном выражении, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 1,42%, и 77,10 млн упаковок в натуральном выражении, что выше аналогичного показателя прошлого года на 17,99% (табл. 1).
Таблица 1
Объемы розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров в августе 2004 г.
Категория |
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
D, %? |
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
D, %? |
||||
млн грн. |
удельный вес, % |
млн грн. |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
млн упаковок |
удельный вес, % |
|||
ЛС |
352,54 |
86,26 |
346,76 |
86,07 |
-1,64 |
74,47 |
75,70 |
77,10 |
66,42 |
3,52 |
ИМН |
33,71 |
8,25 |
39,08 |
9,70 |
15,95 |
20,98 |
21,32 |
36,45 |
31,40 |
73,75 |
Косметика |
13,36 |
3,27 |
10,14 |
2,52 |
-24,04 |
1,94 |
1,97 |
1,44 |
1,24 |
-25,66 |
БАД |
9,09 |
2,22 |
6,91 |
1,71 |
-24,04 |
0,99 |
1,01 |
1,09 |
0,94 |
9,90 |
Всего |
408,70 |
– |
402,89 |
– |
-1,42 |
98,38 |
– |
116,08 |
– |
17,99 |
Обращает на себя внимание тот факт, что единственной категорией товаров, по которой отмечен прирост в денежном выражении, являются изделия медицинского назначения (ИМН). По категории лечебной косметики зафиксировано наибольшее снижение объемов, причем как в денежном, так и в натуральном выражении. Розничный товарооборот ЛС остался практически на уровне прошлого года.
Данные рис. 1 свидетельствуют о том, что увеличение объемов продаж ИМН как отечественного, так и импортного производства (рис. 1) сопровождается значительным снижением их стоимости.
|
Следует отметить, что по всем остальным категориям наблюдается существенное преобладание прироста стоимости зарубежной продукции по сравнению с отечественной. Из данных, представленных в таблицах 2 и 3, следует, что по сравнению с августом 2003 г. прирост объемов продаж отечественных ЛС составил 13,1% в денежном выражении и 10,8% — в натуральном, тогда как объемы продаж импортных ЛС уменьшились на 6,9% в денежном выражении и 14,7% — в натуральном.
Таблица 2
Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении товаров отечественного и зарубежного производства в августе 2004 г.
Категория |
Товары зарубежного производства |
D, % |
Товары отечественного производства |
D, % |
||||||
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
|||||||
млн грн. |
доля категории, % |
млн грн. |
доля категории, % |
млн грн. |
доля категории, % |
млн грн. |
доля категории, % |
|||
ЛС |
260,81 |
73,98 |
242,89 |
70,07 |
-6,87 |
91,73 |
26,02 |
103,77 |
29,93 |
13,12 |
ИМН |
25,11 |
74,49 |
23,93 |
61,23 |
-4,69 |
8,60 |
25,51 |
15,15 |
38,77 |
76,23 |
Косметика |
8,61 |
64,44 |
6,73 |
66,36 |
-21,78 |
4,75 |
35,56 |
3,41 |
33,64 |
-28,14 |
БАДы |
5,25 |
57,73 |
3,33 |
48,23 |
-36,54 |
3,84 |
42,27 |
3,58 |
51,77 |
-6,97 |
Всего |
299,78 |
73,35 |
276,88 |
68,74 |
-7,64 |
108,92 |
26,65 |
125,91 |
31,26 |
15,59 |
Таблица 3
Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении товаров отечественного и зарубежного производства в августе 2004 г.
Категория |
Товары зарубежного производства |
D, %? |
Товары отечественного производства |
D, % |
||||||
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
Август 2003 г. |
Август 2004 г. |
|||||||
млн упаковок |
доля категории, % |
млн упаковок |
доля категории, % |
млн упаковок |
доля категории, % |
млн упаковок |
доля категории, % |
|||
ЛС |
21,23 |
28,51 |
18,11 |
23,49 |
-14,72 |
53,24 |
71,49 |
58,99 |
76,51 |
10,80 |
ИМН |
14,00 |
66,74 |
16,36 |
44,89 |
16,88 |
6,98 |
33,26 |
20,09 |
55,11 |
187,85 |
Косметика |
0,88 |
45,35 |
0,58 |
40,39 |
-33,79 |
1,06 |
54,65 |
0,86 |
59,61 |
-18,92 |
БАДы |
0,36 |
36,38 |
0,19 |
17,74 |
-46,41 |
0,63 |
63,62 |
0,90 |
82,26 |
42,10 |
Всего |
36,47 |
37,07 |
35,24 |
30,36 |
-3,37 |
61,91 |
62,93 |
80,84 |
69,64 |
30,56 |
Отметим, что на фоне существенного повышения стоимости продукции зарубежных производителей в августе 2004 г. отмечено значительное снижение объемов ее реализации в денежном и натуральном выражении практически по всем категориям. Снизился также и удельный вес импортных препаратов в категории ЛС.
В то же время рост средней стоимости отечественных ЛС не повлек за собой снижение объемов их продаж, наоборот они значительно возросли. Чем можно объяснить подобную ситуацию? Логично было бы предположить, что если повышение розничных цен негативно повлияло на объемы продаж импортных препаратов, таким же образом оно должно отразиться и на продажах отечественной продукции. На самом деле причина роста аптечных продаж украинских ЛС, скорее всего, лежит не в плоскости ценовой конкуренции, ведь не секрет, что среди импортных препаратов есть много таких, которые находятся в одной ценовой нише с отечественными (например, индийские или болгарские). Вполне можно предположить, что основной причиной роста продаж отечественных торговых марок послужило повышение качества, причем не только качества самой продукции, но и качества ее сопровождения на рынке. Наступил момент, когда украинская продукция может на равных конкурировать с импортными аналогами не только в низкостоимостной, но и в среднестоимостной нише, при этом даже при небольшом повышении стоимости (естественно, любые усилия требуют дополнительных затрат, что влияет на стоимость продукции), отечественные препараты все равно зачастую остаются дешевле своих зарубежных конкурентов. Учитывая ограниченную платежеспособность среднестатистического потребителя, его выбор несложно предугадать.
В августе 2004 г. объемы розничных продаж снизились на 1,64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем тенденция к снижению наблюдалась на фармацевтическом рынке с мая 2004 г. (рис. 2). Тем не менее, практически в каждом месяце объемы аптечных продаж в натуральном выражении выше, чем в соответствующий период прошлого года (рис. 3). Учитывая то, что общие объемы продаж в денежном и натуральном выражении остались практически на уровне прошлого года, описанные выше изменения в структуре аптечных продаж представляются тем более существенными, поскольку связаны в первую очередь с повышением уровня конкуренции. То есть, потребитель не стал тратить больше денег на приобретение ЛС, но структура потребления необратимо меняется, причем в пользу украинских препаратов.
|
|
Некоторый положительный прирост объемов продаж в натуральном выражении и убыль – в денежном, выразились в снижении средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в августе 2004 г. на 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 4). Несмотря на то, что средневзвешенная стоимость как зарубежных, так и отечественных ЛС повысилась, из-за значительного увеличения удельного веса более дешевых товаров произошло снижение средней стоимости упаковки ЛС.
|
Подтверждением сложившейся ситуации является рейтинг крупнейших компаний — производителей ЛС (табл. 4).
Таблица 4
Топ-50 компаний-производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в августе 2004 г.
№ п/п |
Компания-производитель |
№ п/п в августе 2003 г. |
Смещение |
1 |
Дарница ЗАО |
1 |
0 |
2 |
Berlin Chemie (Menarini Group) |
3 |
1 |
3 |
Novartis* |
– |
– |
4 |
Aventis Pharma |
2 |
2 |
5 |
Здоровье |
9 |
4 |
6 |
KRKA |
12 |
6 |
7 |
Фармак |
6 |
1 |
8 |
Sanofi-Synthelabo |
4 |
4 |
9 |
Киевмедпрепарат |
8 |
1 |
10 |
Борщаговский ХФЗ |
7 |
3 |
11 |
GlaxoSmithKline |
10 |
1 |
12 |
Gedeon Richter |
5 |
7 |
13 |
Pfizer Inc. |
13 |
0 |
14 |
Heel |
11 |
3 |
15 |
Actavis |
15 |
0 |
16 |
Boehringer Ingelheim |
17 |
1 |
17 |
Genom Biotech |
22 |
5 |
18 |
Ranbaxy |
20 |
2 |
19 |
Nycomed |
21 |
2 |
20 |
Sagmel |
23 |
3 |
21 |
Merckle |
25 |
4 |
22 |
Pliva |
29 |
7 |
23 |
Schering |
31 |
8 |
24 |
Servier |
36 |
12 |
25 |
Галичфарм |
33 |
8 |
26 |
Egis |
52 |
26 |
27 |
Johnson & Johnson |
19 |
8 |
28 |
Sopharma |
35 |
7 |
29 |
Solvay Pharmaceuticals |
24 |
5 |
30 |
BMS |
18 |
12 |
31 |
Концерн Стирол |
28 |
3 |
32 |
Zentiva |
– |
– |
33 |
Bittner |
26 |
7 |
34 |
Dr. Reddy’s |
46 |
12 |
35 |
Yamanouchi Europe |
30 |
5 |
36 |
Schering-Plough |
32 |
4 |
37 |
Grindeks |
56 |
19 |
38 |
Roche |
34 |
4 |
39 |
Биофарма ЗАО |
49 |
10 |
40 |
Киевский витаминный завод |
54 |
14 |
41 |
Сперко Украина |
50 |
8 |
42 |
IVAX |
40 |
3 |
43 |
Нижфарм |
47 |
3 |
44 |
Valeant |
53 |
8 |
45 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals |
44 |
2 |
46 |
Innotech International |
38 |
9 |
47 |
Ferrosan |
72 |
24 |
48 |
Ebewe |
75 |
26 |
49 |
Naturwaren |
27 |
23 |
50 |
ОЗ ГНЦЛС |
58 |
8 |
* Начиная с июля 2004 г. в корпорацию Novartis добавлена компания Lek.
Следует отметить, что из одиннадцати отечественных компаний, попавших в топ-50, пять входят в первую десятку. Часть украинских компаний повысили свои позиции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года («Фармацевтическая компания «Здоровье»поднялась на 4 позиции, «Галичфарм» — на 8, «Биофарма» — на 10, Киевский витаминный завод — на 14). Из десяти лидирующих зарубежных компаний позиции пяти снизились в рейтинге.
Казалось бы, столь значительные перестановки в топ-50 должны существенно повлиять на распределение объемов аптечных продаж по группам компаний-производителей и, тем не менее, это влияние оказалось минимальным (рис. 5, 6). Приведенные данные служат подтверждением ранее выдвинутого предположения о том, что изменения в структуре розничной реализации лекарственных средств происходят в плоскости конкурентных взаимодействий конкретных производителей и торговых марок, а не в плоскости роста или снижения общих объемов аптечных продаж.
|
|
Рейтинг брэндов ЛС по объемам аптечных продаж также подтверждает ранее изложенные выводы (табл. 5, 6). Следует отметить, что по итогам августа 2003 г. в топ-10 ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении была представлена всего одна торговая марка, выпускаемая украинским производителем (Каптопрес — 9-е место), тогда как в августе 2004 г. позиции отечественного производителя в рейтинге укрепились за счет появления на 2 и 8-м местах препаратов цефтриаксона и цефазолина.
Таблица 5
Топ-50 брэндов ЛС по объемам аптечных продаж
в денежном выражении в августе 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
№ п/п |
Смещение |
1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
1 |
2 |
ЦЕФТРИАКСОН |
61 |
59 |
3 |
НО-ШПА |
1 |
2 |
4 |
АКТОВЕГИН |
4 |
0 |
5 |
ФЕСТАЛ |
3 |
2 |
6 |
МЕЗИМ |
6 |
0 |
7 |
МИЛДРОНАТ |
13 |
6 |
8 |
ЦЕФАЗОЛИН |
59 |
51 |
9 |
ВИАГРА |
5 |
4 |
10 |
КЕТАНОВ |
7 |
3 |
11 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
79 |
68 |
12 |
ЭНАП |
76 |
64 |
13 |
ЛИНЕКС |
15 |
2 |
14 |
ЦИТРАМОН |
18 |
4 |
15 |
АНАЛЬГИН |
17 |
2 |
16 |
ФЛУКОНАЗОЛ |
39 |
23 |
17 |
РАНИТИДИН |
36 |
19 |
18 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
28 |
10 |
19 |
ФЕЗАМ |
19 |
0 |
20 |
КАПТОПРЕС |
9 |
11 |
21 |
ДИКЛОБЕРЛ |
69 |
48 |
22 |
ПРЕДУКТАЛ |
40 |
18 |
23 |
АМПИЦИЛЛИН |
94 |
71 |
24 |
ЛАЗОЛВАН |
37 |
13 |
25 |
БИСЕПТОЛ |
45 |
20 |
26 |
ДИКЛОФЕНАК |
21 |
5 |
27 |
ВИТРУМ |
8 |
19 |
28 |
МОВАЛИС |
85 |
57 |
29 |
ТРАУМЕЛЬ С |
35 |
6 |
30 |
КАВИНТОН |
48 |
18 |
31 |
КАРСИЛ |
100 |
69 |
32 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
50 |
18 |
33 |
НИЗОРАЛ |
11 |
22 |
34 |
СТРЕПСИЛС |
12 |
22 |
35 |
ПИРАЦЕТАМ |
108 |
73 |
36 |
ГЛЮКОЗА |
119 |
83 |
37 |
ФАСТУМ |
29 |
8 |
38 |
КОРВАЛОЛ |
14 |
24 |
39 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
96 |
57 |
40 |
ЭНАЛАПРИЛ |
81 |
41 |
41 |
СПАЗМАЛГОН |
26 |
15 |
42 |
МАКРОПЕН |
30 |
12 |
43 |
НАФТИЗИН |
22 |
21 |
44 |
ТЕМПАЛГИН |
23 |
21 |
45 |
КАЛЬЦЕМИН |
66 |
21 |
46 |
ЛЕВОМИЦЕТИН |
62 |
16 |
47 |
ПРОТЕФЛАЗИД |
271 |
224 |
48 |
ТРОКСЕВАЗИН |
27 |
21 |
49 |
ФАРМАЗОЛИН |
32 |
17 |
50 |
ЛАМИЗИЛ |
25 |
25 |
Таблица 6
Топ-50 брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в августе 2004 г.
№ п/п |
Титульное наименование ЛС |
№ п/п в августе 2003 г. |
Смещение |
1 |
ЦИТРАМОН |
1 |
0 |
2 |
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
3 |
1 |
3 |
АНАЛЬГИН |
2 |
1 |
4 |
КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ |
4 |
0 |
5 |
ВАЛИДОЛ |
6 |
1 |
6 |
КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
9 |
3 |
7 |
КОРВАЛОЛ |
5 |
2 |
8 |
ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА |
8 |
0 |
9 |
НАФТИЗИН |
7 |
2 |
10 |
ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ |
14 |
4 |
11 |
АМПИЦИЛЛИН |
40 |
29 |
12 |
РАНИТИДИН |
28 |
16 |
13 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
45 |
32 |
14 |
ЙОД |
13 |
1 |
15 |
ПИРАЦЕТАМ |
61 |
46 |
16 |
ПАРАЦЕТАМОЛ |
24 |
8 |
17 |
ЛЕВОМИЦЕТИН |
22 |
5 |
18 |
КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ |
16 |
2 |
19 |
ДИАЗОЛИН |
36 |
17 |
20 |
ГЕМАТОГЕН |
23 |
3 |
21 |
ТЕМПАЛГИН |
12 |
9 |
22 |
СТРЕПТОЦИД |
17 |
5 |
23 |
ДИКЛОФЕНАК |
18 |
5 |
24 |
КАПТОПРЕС |
10 |
14 |
25 |
СЕНАДЕКСИН |
15 |
10 |
26 |
ЦИТРОПАК |
19 |
7 |
27 |
СЕПТЕФРИЛ |
11 |
16 |
28 |
АСКОФЕН |
26 |
2 |
29 |
ФАРМАЗОЛИН |
25 |
4 |
30 |
РИБОКСИН |
21 |
9 |
31 |
ЦИННАРИЗИН |
58 |
27 |
32 |
БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ |
29 |
3 |
33 |
ФУРОСЕМИД |
31 |
2 |
34 |
БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН |
38 |
4 |
35 |
РАУНАТИН |
49 |
14 |
36 |
БАРБОВАЛ |
20 |
16 |
37 |
ГЛЮКОЗА |
72 |
35 |
38 |
КОПАЦИЛ |
43 |
5 |
39 |
МЕЗИМ |
33 |
6 |
40 |
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА |
75 |
35 |
41 |
АСПАРКАМ |
42 |
1 |
42 |
АЛЛОХОЛ |
30 |
12 |
43 |
ЦЕФАЗОЛИН |
103 |
60 |
44 |
ПЛАНТЕКС |
27 |
17 |
45 |
НИТРОКСОЛИН |
47 |
2 |
46 |
КОРВАЛДИН |
34 |
12 |
47 |
КИСЛОТА САЛИЦИЛОВАЯ |
54 |
7 |
48 |
ФТАЛАЗОЛ |
44 |
4 |
49 |
ЭУФИЛЛИН |
52 |
3 |
50 |
ФУРАЦИЛИН |
50 |
0 |
ИТОГИ
Результаты анализа свидетельствуют в пользу значительных качественных изменений в структуре аптечных продаж в августе 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., а именно:
1. Средневзвешенная стоимость импортной фармацевтической продукции значительно повысилась.
2. По всем категориям отечественных товаров, реализуемых в аптеках, за исключением ЛС, отмечено существенное снижение средневзвешенной стоимости.
3. Планомерное увеличение удельного веса отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении, закономерно сопровождающееся сокращением доли импортной продукции.
4. Большинство украинских компаний — производителей ЛС интенсивно увеличивают свой товарооборот.
5. В рейтингах наиболее продаваемых брэндов ЛС удельный вес отечественных препаратов существенно возрос.
В свете вышеперечисленных фактов следует отметить возрастание конкурентоспособности отечественных лекарственных средств, наметившееся как тенденция с начала года и уже в августе 2004 г. проявившаяся довольно ощутимо. Динамика аптечных продаж в текущем году позволяет сделать предположение о некотором замещении импортной продукции отечественной. Хотя это замещение, вероятнее всего, в ближайшее время не коснется импортных средств, позиционирующихся в высокостоимостной нише.?n
Евгений Кунда, Игорь Хмилевский
?
|
…И РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ЕСТЬ О ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ!
|
ИМПОРТ
Говоря о методологии исследования, необходимо напомнить, что структура подачи данных об импортных операциях в этом случае не позволяет исключить из общей выборки сведения по некоторым категориям, не относящимся к готовым лекарственным средствам (ЛС), таким, как препараты, применяемые в ветеринарии, субстанции и некоторые другие. Нижепредставленные результаты анализа основаны на данных по группам 3001–3004 без учета сведений по группам 3005 и 3006. Следует отметить, что последние две группы включают изделия медицинского назначения (ИМН), реактивы для лабораторных исследований и прочую продукцию, прямо не относящуюся к категории ЛС, и в общем объеме импорта фармацевтической продукции составляют 2,3 млн дол. США (3,8%) в денежном и 164,4 т (12,9%) — в натуральном выражении. Данные в отношении готовых лекарственных средств (ГЛС) будут представлены более детально по итогам III квартала.
В августе 2004 г. объем импорта ЛС составил 57,4 млн дол. США в денежном и 1110,1 т в натуральном выражении, что оказалось выше аналогичных показателей прошлого года соответственно на 38,6 и 24,9% (рис. 1–2).
|
|
Очевидно, что в исследуемый период сохраняется тенденция к высокому приросту объемов импортных поставок ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении, характерная для всего летнего периода 2004 г. Причем этот процесс сопровождается планомерным увеличением цены за 1 кг импортной продукции от месяца к месяцу и приростом стоимости последней по отношению к аналогичному периоду прошлого года (рис. 3). Интересно отметить, что в розничном сегменте фармацевтического рынка с начала 2004 г. также наметилась тенденция к повышению стоимости импортной продукции (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 32 (453) от 23 августа 2004 г.).
|
Обращают внимания также и существенные изменения в географии импорта ЛС (табл. 1). По таким странам-поставщикам относительно дорогой продукции, как Дания, Венгрия и Словения, наблюдается существенный прирост как натуральных, так и денежных объемов импортных поставок ЛС. Одновременно постепенно повышается стоимость сравнительно недорогой продукции из Индии и России. Эти и прочие эволюционные изменения подобного рода привели к повышению средневзвешенной цены за весовую единицу импортной продукции на 11,0%. Неизменными остаются позиции стран-поставщиков, занимающих первые три места рейтинга, тогда как между остальными странами десятки лидеров происходят существенные перестановки. Так, Дания поднялась на 11, а Словения — на 8 позиций в рейтинге. Абсолютным лидером по «денежным» объемам импорта является Германия, а по «натуральным» — Индия (рис. 4, 5). Следует отметить, что значительный разрыв в удельном весе между второй и третей позицией рейтинга по «денежным» объемам импорта (соответственно Франция и Индия) сократился с 8,8% в августе 2003 г. до 1,0% в исследуемый период.
|
|
Таблица 1
География импорта ЛС
№ п/п |
Страна |
Тыс. дол. США |
Т |
Стоимость 1 кг продукции, дол. США |
|||||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
||||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
|||||||||||||
объем |
удельный вес, % |
№ п/п |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
|||||||
1 |
Германия |
7142,5 |
17,3 |
1 |
10070,9 |
17,6 |
41,0 |
166,2 |
18,7 |
160,8 |
14,5 |
-3,3 |
43,0 |
62,6 |
45,8 |
2 |
Франция |
6872,0 |
16,6 |
2 |
6348,0 |
11,1 |
-7,6 |
71,8 |
8,1 |
99,8 |
9,0 |
39,1 |
95,7 |
63,6 |
-33,6 |
3 |
Индия |
3234,2 |
7,8 |
3 |
5794,1 |
10,1 |
79,2 |
139,4 |
15,7 |
221,9 |
20,0 |
59,2 |
23,2 |
26,1 |
12,6 |
4 |
Дания |
1055,1 |
2,6 |
15 |
3790,6 |
6,6 |
259,3 |
4,0 |
0,5 |
9,0 |
0,8 |
123,6 |
261,8 |
420,5 |
60,7 |
5 |
Венгрия |
2218,6 |
5,4 |
6 |
3518,9 |
6,1 |
58,6 |
37,6 |
4,2 |
58,1 |
5,2 |
54,5 |
59,0 |
60,6 |
2,6 |
6 |
Словения |
1057,6 |
2,6 |
14 |
3087,2 |
5,4 |
191,9 |
28,4 |
3,2 |
59,5 |
5,4 |
109,8 |
37,3 |
51,9 |
39,2 |
7 |
Швейцария |
1873,0 |
4,5 |
8 |
2416,0 |
4,2 |
29,0 |
6,8 |
0,8 |
5,8 |
0,5 |
-13,8 |
276,4 |
413,7 |
49,7 |
8 |
Италия |
2279,0 |
5,5 |
5 |
2388,0 |
4,2 |
4,8 |
23,9 |
2,7 |
14,4 |
1,3 |
-39,8 |
95,2 |
165,7 |
74,1 |
9 |
Бельгия |
2755,7 |
6,7 |
4 |
2112,7 |
3,7 |
-23,3 |
17,7 |
2,0 |
17,5 |
1,6 |
-1,1 |
155,9 |
120,9 |
-22,5 |
10 |
Россия |
1244,3 |
3,0 |
11 |
1992,1 |
3,5 |
60,1 |
65,6 |
7,4 |
50,4 |
4,5 |
-23,0 |
19,0 |
39,5 |
108,0 |
Прочие |
11637,7 |
28,1 |
– |
15837,6 |
27,6 |
36,1 |
327,5 |
36,8 |
412,9 |
37,2 |
26,1 |
35,5 |
38,4 |
7,9 |
|
Всего |
41369,6 |
– |
– |
57356,2 |
– |
38,6 |
888,9 |
– |
1110,2 |
– |
24,9 |
46,5 |
51,7 |
11,0 |
В структуре распределения импорта ЛС по регионам Украины существенных изменений в августе 2004 г. отмечено не было, что указывает на относительно равномерное возрастание объемов импорта ЛС по областям (табл. 2). Причем показатели прироста импортных поставок в денежном выражении несколько преобладают над таковыми в натуральном, что подтверждает тенденцию к росту цен на импортную продукцию. По разнице приростов показателей объемов в натуральном и денежном выражении видна структура поставок в отдельные регионы. Например, данные о приросте по Киеву свидетельствуют о преобладании в августе в структуре импорта дорогостоящих препаратов, для Донецкой области — наоборот.
Таблица 2
Структура распределения импорта ЛС по регионам Украины
№ п/п |
Регион |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
г. Киев |
26566,4 |
64,2 |
36217,3 |
63,1 |
36,3 |
518,5 |
58,3 |
626,6 |
56,4 |
20,8 |
2 |
Днепропетровская обл. |
4560,8 |
11,0 |
6983,2 |
12,2 |
53,1 |
86,0 |
9,7 |
124,3 |
11,2 |
44,6 |
3 |
Донецкая обл. |
2588,7 |
6,3 |
4431,9 |
7,7 |
71,2 |
42,9 |
4,8 |
70,6 |
6,4 |
64,8 |
4 |
Киевская обл. |
3832,3 |
9,3 |
3637,3 |
6,3 |
-5,1 |
74,9 |
8,4 |
94,3 |
8,5 |
25,9 |
5 |
Одесская обл. |
1665,3 |
4,0 |
2606,8 |
4,5 |
56,5 |
64,4 |
7,2 |
96,9 |
8,7 |
50,5 |
6 |
АР Крым |
– |
– |
1214,2 |
2,1 |
100,0 |
– |
– |
0,3 |
0,0 |
100,0 |
7 |
Львовская обл. |
324,0 |
0,8 |
805,1 |
1,4 |
148,5 |
6,4 |
0,7 |
13,4 |
1,2 |
107,4 |
8 |
Харьковская обл. |
578,4 |
1,4 |
698,7 |
1,2 |
20,8 |
31,9 |
3,6 |
38,5 |
3,5 |
20,6 |
9 |
Запорожская обл. |
183,6 |
0,4 |
247,9 |
0,4 |
35,0 |
7,5 |
0,8 |
9,6 |
0,9 |
28,9 |
10 |
Тернопольская обл. |
567,6 |
1,4 |
149,9 |
0,3 |
-73,6 |
40,1 |
4,5 |
10,3 |
0,9 |
-74,4 |
Прочие |
502,5 |
1,2 |
364,0 |
0,6 |
-27,6 |
16,3 |
1,8 |
25,4 |
2,3 |
56,0 |
|
Всего |
41369,6 |
– |
57356,2 |
– |
38,6 |
888,9 |
– |
1110,2 |
– |
24,9 |
Импортные поставки ЛС в Львовскую область в августе 2004 г. характеризовались наибольшей интенсивностью, в результате чего прирост как денежных (148,5%), так и натуральных показателей (107,4%) был максимальным. В то же время в Тернопольской области по итогам исследуемого периода отмечен существенный спад импортных операций. Очевидно, что крупнейшим регионом по объемам импортируемой продукции как в денежном, так и в натуральном выражении остается Киев. Следует отметить, что характер наращивания объемов поставок по этому региону является скорее интенсивным, чем экстенсивным (рис. 6, 7). В августе 2004 г. это выразилось в повышении стоимости ввозимой в Киев продукции на 12,8%.
|
|
ЭКСПОРТ
Методология анализа экспортных операций на фармацевтическом рынке Украины схожа с таковой по импортным. Поэтому по тем же причинам не берутся в расчет данные по группам 3005 и 3006, чей удельный вес в общем объеме экспорта фармацевтической продукции составил 6,9% (или 0,3 млн дол. США) в денежном и 2,3% (или 18,7 т) в натуральном выражении.
С начала 2004 г. зафиксирован положительный прирост объемов экспорта как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 8, 9). Так, в августе 2004 г. объем экспортных поставок составил 4,3 млн дол. США и 784,4 т, что превысило аналогичные показатели прошлого года соответственно на 23,5 и 22,8% в денежном и натуральном выражении.
|
|
На фоне того, что согласно динамике изменения цен на экспортируемые ЛС стоимость последних остается на уровне прошлого года (рис. 10), планомерное повышение уровня экспортных поставок, вероятно, свидетельствует о том, что украинские ЛС утвердили позиции в своей ценовой нише на зарубежных фармрынках.
|
Здесь представляется необходимым напомнить, что динамические показатели розничного сегмента фармацевтического рынка уже с начала 2004 г. характеризовались тенденцией к росту «денежных» и «натуральных» объемов продаж продукции отечественного производства. То есть совокупность этих факторов свидетельствует о том, что украинские производители усилили свое влияние не только на отечественном рынке, но и на рынках некоторых других стран СНГ.
Очевидно, что за исследуемый период в географической структуре экспорта произошли достаточно существенные изменения (табл. 3). Значительно возрос объем экспортных поставок в Беларусь, Кыргызстан и США, тогда как по абсолютному лидеру рейтинга — России — удельный вес экспорта в денежном выражении сократился на 7,6%. Следует также отметить, что экспорт в Россию характеризуется наращиванием объемов поставок в натуральном и снижением таковых в денежном выражении (рис. 11–12). В августе 2004 г. это отразилось в уменьшении стоимости экспортируемой в Россию продукции и увеличении объемов экспорта в натуральном выражении.
|
|
Таблица 3
География экспорта ЛС
№ п/п |
Страна |
Тыс. дол. США |
Т |
Стоимость 1 кг продукции, дол. США |
|||||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
||||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
|||||||||||||
объем |
удельный вес, % |
№ п/п |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
|||||||
1 |
Россия |
1292,3 |
36,7 |
1 |
1266,6 |
29,1 |
-2,0 |
309,3 |
48,4 |
366,2 |
46,7 |
18,4 |
4,2 |
3,5 |
-17,2 |
2 |
Беларусь |
559,5 |
15,9 |
2 |
845,8 |
19,4 |
51,2 |
122,5 |
19,2 |
152,4 |
19,4 |
24,4 |
4,6 |
5,6 |
21,5 |
3 |
Туркменистан |
439,9 |
12,5 |
3 |
484,0 |
11,1 |
10,0 |
41,2 |
6,4 |
17,1 |
2,2 |
-58,5 |
10,7 |
28,3 |
165,0 |
4 |
Казахстан |
281,0 |
8,0 |
5 |
368,3 |
8,5 |
31,1 |
36,2 |
5,7 |
56,7 |
7,2 |
56,5 |
7,8 |
6,5 |
-16,2 |
5 |
Молдова |
311,5 |
8,8 |
4 |
333,4 |
7,7 |
7,0 |
30,1 |
4,7 |
44,9 |
5,7 |
49,4 |
10,4 |
7,4 |
-28,4 |
6 |
Азербайджан |
155,2 |
4,4 |
6 |
208,4 |
4,8 |
34,3 |
33,4 |
5,2 |
41,0 |
5,2 |
22,8 |
4,7 |
5,1 |
9,3 |
7 |
Кыргызстан |
17,0 |
0,5 |
14 |
179,0 |
4,1 |
952,9 |
2,9 |
0,5 |
17,6 |
2,2 |
506,9 |
5,8 |
10,1 |
73,5 |
8 |
Грузия |
86,4 |
2,5 |
8 |
176,0 |
4,0 |
103,7 |
7,3 |
1,1 |
22,7 |
2,9 |
211,5 |
11,9 |
7,8 |
-34,6 |
9 |
Узбекистан |
139,8 |
4,0 |
7 |
132,0 |
3,0 |
-5,6 |
11,9 |
1,9 |
19,1 |
2,4 |
60,5 |
11,7 |
6,9 |
-41,2 |
10 |
США |
10,8 |
0,3 |
15 |
124,5 |
2,9 |
1050,6 |
2,2 |
0,3 |
13,4 |
1,7 |
507,3 |
4,9 |
9,3 |
89,5 |
Прочие |
227,1 |
6,5 |
– |
230,9 |
5,3 |
1,7 |
42,1 |
6,6 |
33,3 |
4,2 |
-20,9 |
5,4 |
6,9 |
28,6 |
|
Всего |
3520,4 |
– |
– |
4348,7 |
– |
23,5 |
639,0 |
– |
784,4 |
– |
22,8 |
5,5 |
5,5 |
0,6 |
В рамках исследования структуры распределения экспорта ЛС по регионам Украины в августе 2004 г. отмечены некоторые изменения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (табл. 4). Следует отметить появление в топ-10 регионов-экспортеров нового игрока (Полтавская область), вклад которого пока незначительно влияет на общую структуру распределения экспорта.
Таблица 4
Структура распределения экспорта ЛС по регионам Украины
№ п/п |
Регион |
Тыс. дол. США |
Т |
||||||||
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
август 2003 г. |
август 2004 г. |
D, % |
||||||
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
объем |
удельный вес, % |
||||
1 |
г. Киев |
2201,4 |
62,5 |
2844,4 |
65,4 |
29,2 |
349,7 |
54,7 |
509,1 |
64,9 |
45,6 |
2 |
Харьковская обл. |
338,6 |
9,6 |
454,1 |
10,4 |
34,1 |
39,9 |
6,2 |
55,1 |
7,0 |
38,2 |
3 |
Одесская обл. |
312,8 |
8,9 |
260,7 |
6,0 |
-16,7 |
78,6 |
12,3 |
56,0 |
7,1 |
-28,8 |
4 |
Львовская обл. |
356,3 |
10,1 |
218,2 |
5,0 |
-38,8 |
74,8 |
11,7 |
37,1 |
4,7 |
-50,3 |
5 |
Луганская обл. |
84,2 |
2,4 |
135,4 |
3,1 |
60,7 |
14,1 |
2,2 |
21,7 |
2,8 |
53,5 |
6 |
Черкасская обл. |
15,9 |
0,5 |
110,1 |
2,5 |
100,0 |
2,1 |
0,3 |
9,5 |
1,2 |
361,1 |
7 |
Киевская обл. |
2,4 |
0,1 |
92,5 |
2,1 |
3705,8 |
0,1 |
0,0 |
20,2 |
2,6 |
13443,0 |
8 |
Полтавская обл. |
– |
– |
72,6 |
1,7 |
100,0 |
– |
– |
17,3 |
2,2 |
100,0 |
9 |
Донецкая обл. |
84,5 |
2,4 |
63,8 |
1,5 |
-24,6 |
14,3 |
2,2 |
12,1 |
1,5 |
-15,7 |
10 |
Житомирская обл. |
45,2 |
1,3 |
55,6 |
1,3 |
23,0 |
43,8 |
6,9 |
38,6 |
4,9 |
-11,9 |
Прочие |
79,1 |
2,2 |
41,5 |
1,0 |
-47,5 |
21,6 |
3,4 |
7,8 |
1,0 |
-63,9 |
|
Всего |
3520,4 |
– |
4348,7 |
– |
23,5 |
639,0 |
– |
784,4 |
– |
22,8 |
Обращает внимание высокий прирост объемов экспорта в денежном и натуральном выражении по Киевской области, что обусловлено весьма низкими показателями в прошлом году. Интерес представляет существенное снижение общих объемов экспортных поставок в натуральном и денежном выражении по Львовской области (более чем в 2 раза), Следует отметить, что по крупнейшим регионам-экспортерам прирост экспорта в натуральном выражении превышает таковой в денежном.
Бесспорным лидером по объемам экспортируемых ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении остается Киев, удельный вес которого составляет более 60% (рис. 13–14). Причем в данном регионе происходит планомерное наращивание объемов экспорта практически без изменений удельного веса в денежном выражении.
|
|
ПРОИЗВОДСТВО
В августе 2004 г. объем отечественного производства ЛС в денежном выражении составил 29,9 млн дол. США, что превысило аналогичный показатель прошлого года на 20,0% (рис. 15).
|
Напомним, что сведения, предоставляемые Госкомстатом о производстве, являются предварительными, поскольку собираются по так называемым срочным формам отчетности и могут уточняться в течение года.
Данные о производстве ЛС по позициям товарной номенклатуры представлены в табл. 5. К сожалению, в связи с изменениями в методологии сбора и обработки информации в Госкомстате о производстве сравнительные данные за аналогичный период прошлого года привести по позициям товарной номенклатуры ЛС не представляется возможным.
Таблица 5
Объемы производства по позициям товарной номенклатуры ЛС за август 2004 г.
Наименование |
Объем производства |
Витамины, провитамины и их производные |
3,8 т |
Гормоны коры надпочечных желез и их производные |
0,6 т |
Алкалоиды |
1,1 т |
Антибиотики |
0,6 т |
Продукты органотерапевтические |
195,0 тыс. грн. |
Препараты лекарственные на основе антибиотиков, из них: |
29,6 т |
препараты лекарственные, содержащие пенициллин или стрептомицин и их производные, в дозах или расфасованные для розничной продажи |
6,2 т |
Препараты лекарственные на основе гормонов, из них: |
4,3 т |
препараты лекарственные, содержащие инсулин, расфасованные для розничной продажи |
2,8 т |
препараты лекарственные, содержащие гормон коры надпочечной железы, расфасованные для розничной продажи |
1,1 т |
препараты лекарственные, содержащие прочие гормоны, расфасованные для розничной продажи |
0,4 т |
Прочие лекарственные препараты, из них: |
1751,2 т |
препараты лекарственные прочие, не расфасованные для розничной продажи |
4,4 т |
препараты лекарственные на основе алкалоидов или их производных, расфасованные для розничной продажи |
73,3 т |
препараты лекарственные прочие, содержащие витамины или провитамины, их производные и смеси, расфасованные для розничной продажи |
270,9 т |
Cыворотки иммунные и прочие фракции крови |
1,7 т |
Препараты контрастные для рентгеновских исследований, реактивы диагностические и пр. |
1,4 т |
|
Евгений Кунда, Игорь Хмилевский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим