Тенденция к объединению как мелких, так и крупных компаний, прочно вошедшая в практику мирового рынка, все увереннее проявляется и в области фармацевтического бизнеса. Достаточно вспомнить, например, недавние объединения американских компаний — «Монсанто» и «Фармация и Апджон», «Америкэн Хоум Продактс» и «Уорнер Ламберт». По прогнозам специалистов, к концу первого десятилетия нового века на мировом фармацевтическом рынке останется не более 15 корпораций-супергигантов, обеспечивающих производство практически всей номенклатуры известных лекарственных средств.
«Слиянием № 1» прошедшего года можно назвать объединение компаний «Рон-Пуленк Рорер» (Франция) и «Хёхст Мэрион Руссель» (Германия). Кстати, компания «Рон-Пуленк Рорер» в свою очередь была образована путем слияния фармацевтического сектора концерна «Рон-Пуленк» (Франция) и фармацевтической фирмы «Рорер» (США).
О своем решении объединиться руководители компаний «Рон-Пуленк Рорер» и «Хёхст Мэрион Руссель» объявили еще в декабре 1998 г. Однако для осуществления этого проекта потребовалось одобрение Комиссии ЕС и антимонопольных органов США, которое и было получено после того, как обе компании согласились продать часть своих подразделений, а также лицензии на некоторую продукцию.
Когда были решены организационные вопросы и проведены необходимые финансовые операции, на мировых биржах появились акции компании «Авентис». Днем рождения одной из самых крупных в мире компаний по производству фармацевтической и агрохимической продукции с ежегодным оборотом около 20 млрд долларов США стало 16 декабря 1999 г.
Объединение позволит резко повысить рентабельность производства, прежде всего за счет рационализации и оптимизации, а также снижения затрат на содержание штаб-квартир, офисов и персонала (особенно управленческого). В частности, количество сотрудников компании «Авентис» будет сокращено на 33 000 человек, что позволит в течение 3 лет выйти на ежегодную экономию 1,2 млрд долларов США.
Перераспределение средств внутри компании, а также привлечение новых инвестиций позволит вкладывать больше средств в научные разработки, повышая тем самым свой рейтинг на мировом фармацевтическом рынке.
Представительство компании «Авентис» в Украине приступило к работе
Представительство компании «Авентис» начало свою работу в Украине. В его штате — 28 сотрудников, а главой назначен Владимир Игнатов, ранее возглавлявший представительство компании «Рон-Пуленк Рорер» в Украине. Руководящие должности в новом представительстве также заняли сотрудники, ранее работавшие в представительстве компании «Рон-Пуленк Рорер». По словам В. Игнатова, это свидетельствует о том, что руководство компании «Авентис» признало работу данной «команды» успешной. Основные методы и стиль работы представительства не будут кардинально меняться, а аккумулируют положительный опыт, накопленный за годы работы в Украине.
Формирование ассортимента
Продукция компаний, объединившихся под названием «Авентис», была представлена в Украине еще во времена Советского Союза, а официальные представительства обеих компаний были открыты в 1993 г. На момент слияния «Рон-Пуленк Рорер» и «Хёхст Мэрион Руссель», каждая из них представляла на украинском рынке около 40 наименований лекарственных препаратов (общий объем продаж в Украине накануне кризиса 1998 г. составлял 23 млн долларов США, после кризиса — около 15). Планируется, что из этого ассортимента на украинском рынке останется около 60 наименований лекарственных средств. Среди корпоративных приоритетов — препараты, применяемые в онкологии, кардиологии, антибиотики. Помимо этого, компания «Авентис» имеет все основания занять лидирующие позиции в сегменте лекарственных средств, применяемых в гастроэнтерологии, если к таким «хитам», как МААЛОКС, ЭССЕНЦИАЛЕ Н/ФОРТЕ, ХОЛАГОГУМ компании «Рон-Пуленк Рорер» присоединятся препараты «Хёхст Мэрион Руссель», например, ФЕСТАЛ и БАКТИСУБТИЛ.
Кроме того, компания «Хёхст Мэрион Руссель» — один из крупнейших производителей препаратов инсулина в мире. В Украине она участвовала в проекте по созданию инсулинового завода «Индар», предоставив технологическую документацию и поставляя субстанцию для производства препаратов инсулина. Компания «Авентис» намерена продолжать сотрудничество с АОЗТ «Индар». Что касается поставок в Украину готовых лекарственных форм препаратов инсулина, то компания «Авентис» планирует поставлять только препараты нового поколения, например, препарат инсулина пролонгированного действия ЛАНТУС, а также инсулин для ингаляционного применения, разрабатываемый совместно с компанией «Пфайзер».
Нельзя также не отметить, что объединение ассортимента двух компаний дает очевидные преимущества их правопреемнице. Активность продвижения каждого зарегистрированного в Украине препарата будет изменяться в зависимости от результатов анализа ситуации на рынке. Цель анализа — определить препараты, объем продаж которых существенно не сокращается даже при возникновении кризисных ситуаций.
Например, результаты анализа, проведенного представительством компании «Авентис», свидетельствуют о том, что рынок препаратов, применяемых для лечения простудных заболеваний, очень зависим от рекламы — как только прекращается активная рекламная поддержка какого-либо препарата этой группы, он сразу же перестает продаваться. В то же время уровень продаж таких препаратов, как МААЛОКС или ФЕСТАЛ зависит от рекламы в гораздо меньшей степени. Это стало ясно после кризиса 1998 г., когда объем продаж этих препаратов сократился пропорционально общему сокращению объема рынка.
Что и как рекламировать?
Как правило, появление на рынке новой компании сопровождается инвестированием значительных средств в рекламу. С «Авентисом» ситуация несколько иная. Продукция, которую будет представлять эта компания на украинском фармацевтическом рынке, уже хорошо знакома потребителю, и потребуются лишь дополнительные мероприятия по адаптации к новому названию компании, логотипу. Например, на прошедшей специализированной выставке «Здравоохранение-99» продукция компаний «Рон-Пуленк Рорер» и «Хёхст Мэрион Руссель» уже была представлена на одном стенде под логотипом «Проект «Авентис».
Дополнительные средства на рекламу представительству выделяться не будут, что связано с общей стратегией фирмы, направленной на сокращение непроизводственных затрат. Однако это не означает, что представительство снизит уровень рекламной поддержки продукции компании. Речь идет только об оптимизации и разумном перераспределении средств. По мнению В. Игнатова, нет необходимости широко рекламировать название компании, а следует инвестировать средства в рекламу брэнд-препаратов. Рекламная стратегия будет выстраиваться по каждому продукту индивидуально, а общие принципы таковы: о рецептурных препаратах врачей информируют медицинские представители, а для рекламы безрецептурных лекарственных средств используются преимущественно масс-медиа.
То, сколько средств будет вложено в рекламу того или иного препарата, зависит прежде всего от прогнозируемого уровня его продаж.
Дистрибьюция и регионы
Методы сотрудничества компании «Рон-Пуленк Рорер» с украинскими дистрибьюторами одобрены новым руководством компании и будут в дальнейшем использоваться для продаж препаратов компании «Авентис». Вся продукция будет поставляться на таможенно-лицензионный склад в Украине («Авентис» использует для этих целей таможенно-лицензионный склад фирмы «Биокон»). Выбор конкретных позиций ассортимента производится по желанию дистрибьютора и не регламентируется компанией-производителем. Поставки осуществляются преимущественно на условиях предоплаты, а кредитование возможно только при работе с надежными партнерами, которые готовы заключить контракт на сумму 100–200 тыс. долларов США. В настоящее время налажено сотрудничество с 20 дистрибьюторами, среди которых фирмы «Биокон», «Фармако», «Фалби», «ВВС-Лтд», «Оптима-Фарм». Компания предпочитает работать с испытанными партнерами и не стремится к дальнейшему расширению дистрибьюторской сети.
Препараты компании будут представлены во всех регионах Украины, однако особое внимание будет уделяться тем городам, где уже существует достаточно емкий фармацевтический рынок: Киеву, Харькову, Донецку, Львову, Одессе и Днепропетровску.
Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши
Корпоративные назначения
|
|
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим